Концепция развития естественнонаучного образования в Уральском федеральном университете Горизонт 2025 Докладчик Бабушкин Алексей Николаевич Первый заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия развития отрасли ИТ в России. Вклад Уральского федерального университета. Докладчик Богданович Ирина Александровна Директор по информационным.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский университет «МЭИ» ОПЫТ МЭИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИКИ. Москва, 18 апреля 2012 г. НИУ Начальник управления.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ЭКОНОМИКЕ»
МОСКВА, 29 СЕНТЯБРя 2011 г. Заседание ЭГ-7по разработке «Стратегии-2020» ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ – 2020: Интернационализация высшего образования.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Миссия кафедры мировой экономики Белгородского государственного университета Разработчик – д.г.н., профессор кафедры мировой экономики БелГУ Московкин.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ИННОВАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОДЫ.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Модель взаимодействия МПГУ с образовательными учреждениями и органами управления образованием г. Москвы.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
«Непрерывное образование: разработка инновационной модели довузовской подготовки в условиях взаимодействия ИРИТ- РтФ УрФУ с общеобразовательными учреждениями»
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
Транксрипт:

Концепция развития естественнонаучного образования в Уральском федеральном университете Горизонт 2025 Докладчик Бабушкин Алексей Николаевич Первый заместитель директора ИЕН УрФУ 24 декабря 2012 года

Естественнонаучное образование в УрФУ 2 Программа развития УрФУ Стратегическая цель создания университета - формирование в Уральском федеральном округе научно-образовательного и инновационного центра, ядром которого станет университет. естественных,Это обеспечит лидерство университета в области естественных, гуманитарных и технических наук, его вхождение в число ведущих мировых образовательных и интеллектуальных центров. Концепции развития гуманитарного и технического образования в УрФУ рассмотрены Ученым советом 26 декабря 2011 года и 30 января 2012 года

Естественнонаучное образование в УрФУ 3 Общие положения Под образованием в области естественных наук понимается развитие у студента системы знаний в области наук о природе и формирование естественнонаучной картины мира. В основе лежат результаты наблюдений и экспериментальных исследований и их интерпретации с использованием современного математического аппарата. Образование в области естественных наук неразрывно с инженерным образованием, являясь его фундаментом. Ключевые отличия между ними состоят в том, что технические науки характеризуют закономерности технического мира и оцениваются не только на истинность, но и на эффективность и решение конкретных задач. Образование в области естественных наук тесно связано и с гуманитарным образованием, базируясь на философском осмыслении мироздания и являясь в то же время основой научной картины мира.

Естественнонаучное образование в УрФУ 4 Ключевые достижения УрФУ в развитии образования в области естественных наук среди выпускников естественнонаучных специальностей и направлений академики РАН, национальных академий, руководители крупных промышленных предприятий, генеральные конструкторы, руководители инновационных бизнес-структур; студенты проходят обучение в рамках крупных направлений и научных школ в области химии твердого тела, физико- химической механики гетерогенных и многофазных сред, современных методов функционализации гетероциклов, физики магнитных материалов, теоретической физики, физики конденсированного состояния, звездной астрономии, биологии, популяционной и эволюционной экологии, теплофизике и газокинетике, физико-химии полимеров; УрФУ - среди российских лидеров по подготовке бакалавров, магистров, аспирантов по широкому спектру наук о природе и смежным прикладным направлениям

Естественнонаучное образование в УрФУ 5 Стратегия развития естественнонаучного образования должна отвечать глобальным вызовам обусловленность экономического и социального развития развитием инноваций; нарастание глобальных проблем, связанных с недостатком необходимых для человечества энергетических и других ресурсов, ухудшением состояния окружающей среды; возрастающие требования к обеспечению безопасности жизнедеятельности как на глобальном уровне, так и уровне страны и макрорегиона; усиление конкуренции на международных рынках образования, исследований и инноваций.

Естественнонаучное образование в УрФУ 6 Проблемы, сдерживающие возможности адекватного ответа этим вызовам Ситуация в системе школьного образования России. Переход на уровневую систему обучения в инженерных направлениях создал серьезные риски утраты традиций и системности подготовки. Материально-техническая база образования в области естественных наук во многом устарела и не обеспечивает привлекательности на образовательном поле. Необходим новый подход к отношениям с работодателями для получения эффективной обратной связи с рынком труда. Академическая мобильность, как студентов, так и преподавателей недостаточна.

Естественнонаучное образование в УрФУ 7 Цель развития естественнонаучного образования в Уральском федеральном университете Подготовка специалистов в области естественных наук и смежных наукоемких направлений, способных обеспечить конкурентоспособность российских предприятий и организаций на глобальных рынках

Естественнонаучное образование в УрФУ 8 Задачи 1.Подготовка нового поколения кадров высшей квалификации, отвечающих потребностям социально-экономического развития страны 2. Интеграция образовательного процесса и научных исследований, обеспечивающая конкурентоспособность выпускников на глобальных рынках занятости в области естественных наук и смежных прикладных направлений. 3. Интернационализация образовательного и научного процессов. 4. Развитие связей с производством и подготовка специалистов в области естественных наук и смежных прикладных направлений для наукоемких предприятий региона 5. Привлечение талантливой молодежи, становление социума преподавателей, студентов, выпускников.

Естественнонаучное образование в УрФУ 9 Ключевые мероприятия по реализации поставленных задач 1. Подготовка нового поколения кадров высшей квалификации, отвечающих потребностям социально-экономического развития страны: развитие магистратуры как основы подготовки высококвалифицированных кадров, создание собственных образовательных стандартов и современных программ магистратуры и бакалавриата во взаимодействии с экспертным сообществом; аккредитация направлений подготовки в области естественных наук и смежных прикладных направлений профессиональным сообществом; сохранение системности и традиций университетского образования через обеспечение единых подходов к фундаментальному образованию на инженерных и гуманитарных направлениях подготовки ; расширение сферы использования в учебном процессе современных образовательных технологий; обеспечение соответствия материальной базы учебного процесса и научных исследований современным требованиям.

Естественнонаучное образование в УрФУ 10 Ключевые мероприятия по реализации поставленных задач 2. Интеграция образовательного процесса и научных исследований, обеспечивающих конкурентоспособность выпускников на глобальных рынках занятости научных кадров в области естественных наук и смежных прикладных направлений развитие в УрФУ системы междисциплинарных научных исследований, направленных на формирование среды для развития инновационных процессов, создание творческих коллективов преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов из разных институтов для решения актуальных научных и прикладных задач; развитие системы научно-исследовательской работы студентов как основы для выявления талантливой молодежи и ранней мотивации к научным исследованиям и работе в вузе; развитие креативности и критического мышления через участие студентов и аспирантов в российских и международных научных конкурсах и олимпиадах; поддержка и развитие системы эффективного сотрудничества с наукоемкими промышленными предприятиями, организациями среднего наукоемкого бизнеса, институтами РАН; обеспечение и поддержание высокого уровня научной квалификации профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников.

Естественнонаучное образование в УрФУ 11 Ключевые мероприятия по реализации поставленных задач 3. Интернационализация образовательного и научного процессов: расширение участия в международных научных и образовательных сетях; анализ потребностей международного рынка образования в программах по естественным наукам, создание отдельных лекций, курсов и магистерских программ на иностранных языках; развитие практики обучения аспирантов из других государств; аккредитация образовательных программ магистратуры на международном уровне; развитие практики стажировок студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников в ведущих российских и зарубежных научных центрах; развитие системы языковой подготовки для обеспечения академической мобильности.

Естественнонаучное образование в УрФУ 12 Ключевые мероприятия по реализации поставленных задач 4. Развитие связей с производством и подготовка специалистов в области естественных наук и смежных прикладных направлений для наукоемких предприятий региона привлечение ведущих ученых и специалистов-практиков к обучению студентов, в том числе - в форме учебных, производственных, научно-исследовательских практик, руководства выпускными квалификационными работами; создание ориентированной на работодателей информационной базы о студентах, выпускниках, преподавателях и научных сотрудниках Института естественных наук; развитие экспертных ресурсов в области естественных наук и смежных прикладных направлений подготовки; участие в реализации программ дополнительного профессионального образования, в частности - формировании образовательных блоков, связанных с фундаментальными основами современных технологий.

Естественнонаучное образование в УрФУ 13 Ключевые мероприятия по реализации поставленных задач 5. Привлечение талантливой молодежи, становление социума преподавателей, студентов, выпускников, директоров и учителей школ: обеспечение и поддержание привлекательного имиджа и престижности естественнонаучного образования; формирование системы привлечения и удержания талантливой молодежи; развитие системы взаимоотношений со средствами массовой информации; повышение уровня удовлетворенности процессами преподавания и обучения, поддержание положительного творческого и эмоционального климата; консолидация направлений естественнонаучной подготовки и формирование единой научно-образовательной среды; поддержка и развитие системы научных семинаров, в том числе – с удаленным доступом, выездных школ, студенческих и молодежных научных конференций по актуальным проблемам естественных наук и прикладных исследований; формирование современной системы довузовской подготовки; создание системы публичных лекций преподавателей и научных сотрудников, конкурсов научно-практических работ школьников и экскурсий для расширения влияния университета на школы региона; использование для этих целей информационных и образовательных ресурсов университета.

Естественнонаучное образование в УрФУ 14 Отличительными особенностями естественнонаучного образования в УрФУ будут: генерация новых знаний по прорывным междисциплинарным направлениям; транснациональность образования и научных исследований, использование наднациональных ресурсов; мобильность преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов; развитие исследований для создания инноваций в ключевых зарождающихся технологиях на основе междисплинарности.

Естественнонаучное образование в УрФУ 15 Реализация концепции позволит сохранить и развить высокопрофессиональную творчески мотивированную, социально привлекательную учебно-научную среду для обеспечения и развития ранней профессиональной ориентации, системной подготовки фундаментально образованных, творчески мыслящих, мобильных кадров, необходимых для обеспечения инновационного развития России и Урала.

Естественнонаучное образование в УрФУ 16 При реализации концепции будут сформированы основы устойчивого развития естественнонаучного образования: Преемственность поколений через формирование студенческого коллектива из числа заинтересованных и талантливых выпускников школ. Современный уровень подготовки через квалификацию вовлеченных в учебный процесс преподавателей и научных сотрудников, современную учебную и исследовательскую базу, органичную связь обучения с научными исследованиями. Конкурентное качество подготовки через мотивацию студентов к обучению на основе интернационализации образования, глубокой интеграции научных исследований и учебного процесса, заинтересованности в выпускниках со стороны высших учебных заведений, наукоемких промышленных предприятий, организаций среднего наукоемкого бизнеса, институтов РАН.

Естественнонаучное образование в УрФУ 17 Спасибо за внимание Доклад подготовлен комиссией в составе Бабушкин Ал..Н., профессор, ИЕН, председательфизик Буянова Е.С., доцент, ИЕН химик Зверев В.В., профессор, ФТИфизик Киселева И.С., доцент, ИЕНбиолог Ковалев С.Ю., доцент, ИЕНбиолог Кружаев В.В., доцент, директор ИЕНфизик Кузнецов Э.Д., профессор ИЕН астроном Повзнер А.А., профессор, ИнФОфизик Сафронов А.П., профессор, ИЕН химик Уломский Е.Н., профессор, ХТИхимик Черепанов В.А., профессор, ИЕНхимик Черняк В.Г., профессор, ИЕНфизик Консультант - директор ИГУП доцент А.К.Клюев Концепция рассмотрена на Ученом совете ИЕН 17 декабря 2012 года

Естественнонаучное образование в УрФУ 18 Ориентиры успешности развития естественнонаучного образования в УрФУ Новые направления подготовки в области естественных наук и близких прикладных направлений, отвечающих потребностям региона и России Аккредитации направлений подготовки в области естественных наук и смежных прикладных направлений профессиональным сообществом на национальном и международном уровнях; Программы магистратуры, реализуемых на иностранном языке. Программы магистратуры, аккредитованные на международном уровне. Преподаватели и научные сотрудники, имеющие опыт работы в ведущих университетах и научно-образовательных центрах за рубежом. Стажировки студентов и аспирантов в ведущих российских и зарубежных научных центрах Студенты, выполняющие выпускные квалификационные работы вне университета под руководством ведущих ученых и специалистов-практиков. Студенты, участвующие в НИР с оплатой труда Участие в реализации программ дополнительного профессионального инженерного образования, формирование образовательных блоков, связанных с фундаментальными основами современных технологий, количество разделов в программах Количество выступлений, публикаций, упоминаний в средствах массовой информации. Активность работы со школами региона