Что такое «методология»? Чем она отличается от «науки» и «философии»?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 2.1 ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (продолжение темы 2) 1.
Advertisements

Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема: УСТРОЙСТВО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Гипотезы возникновения мышления.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Способность различения. новаторская дидактика, построенная в рамках теории развивающего обучения В. В. Давыдова, осуществляемая средствами мыследеятельностной.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Тема 3. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1. Формальная логика как метод экономического исследования 2. Диалектика как метод экономической теории 3. Экономические.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
ОтличияБытовое общениеМыслекоммуникация Характер (природа) Естественно- натуральное, спонтанное Естественно - искусственный характер, как правило, специально.
Научное мышление. Основные особенности Подготовил студент 2 курса ДБХ-201 Полянских Антон.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Профессиональная этика социального работника Исполнитель: студентка группы ЗСРб-105 с Закирьянова А.А.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Транксрипт:

Что такое «методология»? Чем она отличается от «науки» и «философии»?

Методология – учение о методах (МЫ и ДЕ) и задействованных в них средствах. Мышление – особая (интеллектуальная) форма деятельности Метод - (от греч. мета-одос) - путь мысли

мир учёный предметная проекция предметный срез мира мир философ рефлексивное предъявление сущности сущность мира методолог предъявление средств работы Различия в работе методолога, учёного и философа

Наука – одна из развитых областей деятельности, ставшая массовой в ХХ в. (90% всех научных результатов получены в ХХ в.) Наука пользуется уже готовыми средствами своей работы Методология обслуживает науку, поставляя ей подходы, методы и знаниевые средства научной работы (в т.ч. схемы, категории, понятия,)

Методология в ХХ в. оформилась в самостоятельную область интеллектуальной деятельности, отделившись и от философии, и от науки Методология занимается рефлексивным осмыслением всякой деятельности, её устройства и средств работы

понятие деятельности

Деятельность отличается от жизни и от поведения: 1) ДЕ – искусственна (неприродна); 2) ДЕ нельзя сводить только к действиям; 3) ДЕ – особая субстанция (в которую включены люди и природный материал, и ею используются); 4) ДЕ – «соткана» из отдельных «актов деятельности» – её элементарных организованностей.

Минимальная структура акта ДЕ (в т.ч. научной) средства цель объект - без цели ДЕ не бывает; - для достижения цели нужны ДЕ-средства; - ДЕ осуществляется относительно объекта; - ДЕ базируется на активности (действиях) людей; - все элементы ДЕ должны быть увязаны между собой. - без цели ДЕ не бывает; - для достижения цели нужны ДЕ-средства; - ДЕ осуществляется относительно объекта; - ДЕ базируется на активности (действиях) людей; - все элементы ДЕ должны быть увязаны между собой.

Цель ДЕ - указывает на идеальное представление результата ДЕ. Средство ДЕ - то, с помощью чего цель ДЕ может быть достигнута. Объект ДЕ - то, относительно чего осуществляется ДЕ. ДЕ позиция увязывает между собой три указанных элемента в устойчивую структуру.

Цель ДЕ никогда не бывает произвольной ЦЕЛЬ средства объект Акт употребления результата а) делаешь, что можешь б) делаешь, что позволяют в) делаешь, что требуется другим В хорошо организованной ДЕ доминирует пункт В)

Средства ДЕ определяются целью, ограничиваются объектом либо привносятся извне (из культуры или методологии) средстваобъект цель Акт изготовления средств а) требованияб) ограничения в) возможности если средства достижения цели есть, то цель принимает форму задачи если средств достижения цели нет, то цель превращается в проблему если средства достижения цели есть, то цель принимает форму задачи если средств достижения цели нет, то цель превращается в проблему

Объект ДЕ не нужно путать с натуральными объектами. Объект ДЕ нужно уметь выделить из ситуации ДЕ. Ситуация ДЕ - особая организованность ДЕ, с которой деятель (ДЕ-позиция) сталкивается. Объект ДЕ не нужно путать с натуральными объектами. Объект ДЕ нужно уметь выделить из ситуации ДЕ. Ситуация ДЕ - особая организованность ДЕ, с которой деятель (ДЕ-позиция) сталкивается.

Ситуация (любая) имеет ряд сущностных характеристик: 1) это особая среда, фокусированная на деятеле; 2) она всегда негативна (останавливает деятельность); 3) она всегда чья-то и, одновременно, она – объективна; 4) содержит в себе результаты столкновения цели ДЕ с внешними обстоятельствами или другими активностями. Ситуация (любая) имеет ряд сущностных характеристик: 1) это особая среда, фокусированная на деятеле; 2) она всегда негативна (останавливает деятельность); 3) она всегда чья-то и, одновременно, она – объективна; 4) содержит в себе результаты столкновения цели ДЕ с внешними обстоятельствами или другими активностями.

Ситуацию обозначают как остановку (тупик и разрыв) в нормально функционирующем деятельностном процессе ситуация

Ситуация - не всегда очевидна Она требует своего выделения из внешних обстоятельств Для этого служит анализ ситуации: 1)выход в рефлексивную позицию Ситуация - не всегда очевидна Она требует своего выделения из внешних обстоятельств Для этого служит анализ ситуации: 1)выход в рефлексивную позицию * что мешает ДЕ?

2) отделение значимых моментов ситуации от незначимых * значимые незначимые 4) нахождение средств преодоления ситуации (соответствующих объекту) 3) построение идеального объекта ДЕ под стоящую цель (его типизация) 3) построение идеального объекта ДЕ под стоящую цель (его типизация) * Объект ДЕ цель

Акт деятельности – двухслойный: в одном слое функциональные места, в другом – их материальное наполнение Акт деятельности – двухслойный: в одном слое функциональные места, в другом – их материальное наполнение место для средств место для цели место для объекта Р Р ДЕ-процесс им

Между функциональным местом и его материальным наполнением существуют противоречия: - всегда есть несоответствие; - это даёт возможность для развития деятельности; Между функциональным местом и его материальным наполнением существуют противоречия: - всегда есть несоответствие; - это даёт возможность для развития деятельности; функциональное место функциональная связь зазор выступ

Деятельность отпечатывается на материале, в т.ч. человеческом, и может долго сохраняться (даже после смены функциональной структуры деятельности) Анекдот: К последнему вагону поезда, остановившегося на полустанке, подходит группа грязных, небритых мужиков с автоматами и говорят проводнице: «Дочка, укрой нас.» Она с удивлением: «А вы кто такие?» «Мы – партизаны.» «Так война давно закончилась.» «Да? А мы всё воюем и воюем». Деятельность отпечатывается на материале, в т.ч. человеческом, и может долго сохраняться (даже после смены функциональной структуры деятельности) Анекдот: К последнему вагону поезда, остановившегося на полустанке, подходит группа грязных, небритых мужиков с автоматами и говорят проводнице: «Дочка, укрой нас.» Она с удивлением: «А вы кто такие?» «Мы – партизаны.» «Так война давно закончилась.» «Да? А мы всё воюем и воюем». В России почти все деятельности – как у этих партизан: материальные организованности не соответствуют функциональным

Функциональная определённость ДЕ-места задаётся не его наполнением, а его (места) связями с другими местами (целостной структурой акта деятельности) Функция – это бытие в другом Не человек красит место, а место красит человека Функциональная определённость ДЕ-места задаётся не его наполнением, а его (места) связями с другими местами (целостной структурой акта деятельности) Функция – это бытие в другом Не человек красит место, а место красит человека

Один раз найденную удачную функциональную структуру мест конкретной деятельности закрепляют нормативно (на внешних культурных носителях – в законах, регламентах, учебниках, методиках, технологиях и пр.) и транслируют в поколениях Один раз найденную удачную функциональную структуру мест конкретной деятельности закрепляют нормативно (на внешних культурных носителях – в законах, регламентах, учебниках, методиках, технологиях и пр.) и транслируют в поколениях N N Sit 1Sit 2Sit 3 Культура Социальные ситуации ДЕ N

Культура задаёт средствиальное бытие деятельности Можно сказать: деятельность всецело исчерпывается нормами культуры!!! Там, где деятельность выходит за рамки культуры, возможны две ситуации: либо она деградирует (превращается в поведение), либо развивается (становясь практикой методологии) Развитие ДЕ возможно только через развитие её средств и закрепление их нормами культуры Культура задаёт средствиальное бытие деятельности Можно сказать: деятельность всецело исчерпывается нормами культуры!!! Там, где деятельность выходит за рамки культуры, возможны две ситуации: либо она деградирует (превращается в поведение), либо развивается (становясь практикой методологии) Развитие ДЕ возможно только через развитие её средств и закрепление их нормами культуры

Средства ДЕ можно структурировать. Различают следующие составляющие средств ДЕ: а) инструментально-орудийную; б)субъективно-интериоризированную; в)знаниевую. Средства ДЕ можно структурировать. Различают следующие составляющие средств ДЕ: а) инструментально-орудийную; б)субъективно-интериоризированную; в)знаниевую. Е-превращение цель практико-методические технические знания орудия способноститабло сознания Р ИМ ДЕ-преобразование операции * Е/Н знания

Знаниевые средства подразделяются на: естественно-научные ( получаются из внешней, рефлексивной, позиции – при использовании средств Е/Н описания процессов превращения материала ) Описание того, что может происходить само собой, по Е- законам ); практико-методические (при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её результатах. Принцип: делай А – получишь Б ); технические ( при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её исходном материале. Описание того, что позволяет сопротивляющийся материал ). Знаниевые средства подразделяются на: естественно-научные ( получаются из внешней, рефлексивной, позиции – при использовании средств Е/Н описания процессов превращения материала ) Описание того, что может происходить само собой, по Е- законам ); практико-методические (при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её результатах. Принцип: делай А – получишь Б ); технические ( при сосредоточении интенций сознания деятеля на средствах ДЕ и её исходном материале. Описание того, что позволяет сопротивляющийся материал ).