Н.И.Трушакова, председатель Комитета образования администрации МР «Тунгокоченский район», к.п.н. Оценка индивидуального прогресса школьника: подходы и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Advertisements

МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна МБОУ «Воронинская СОШ» Томского района Трупп Светлана Владимировна.
Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ г. Доклад подготовила Ерофеева Г.В. Выступление на педагогическом совете МОУ СОШ
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Выполнила Ненахова Любовь Алексеевна МОУСОШ с. Лесное.2014 г. Выполнила Ненахова Любовь Алексеевна МОУСОШ с. Лесное.2014 г. Технология оценки предполагаемых.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА , г.Ижевск, ул. К.Маркса, 427, тел Криницына.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения Система оценивания образовательных достижений обучающихся ОС «ШКОЛА 2100»
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
2014 г. Индивидуальный прогресс «Насколько избыточны или недостаточны вклады в школу, если у детей в результате преподавания часов за 11 лет нет.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Проектирование раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» 9.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Черепанова Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
О ЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Выполнила: Полякова Анна 31гр. ПНК.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Критерии и формы оценивания достижений учащихся в портфолио выполнила Ладо Н.А. учитель МОУ гимназии 9.
Занятие 2 для учителей начальной школы Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Районный методический.
Транксрипт:

Н.И.Трушакова, председатель Комитета образования администрации МР «Тунгокоченский район», к.п.н. Оценка индивидуального прогресса школьника: подходы и инструменты

В педагогической науке и практике сосуществуют понятия: «индивидуальные достижения школьника», «индивидуальный прогресс школьника» Достижения – положительный результат каких- н. усилий, успех (по словарю С.И.Ожегова). Прогресс – движение вперёд, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему; развитие нового, передового (по Словарю иностранных слов).

Основные подходы к оценке индивидуального прогресса школьников: -психолого-педагогический -психолого-педагогический; -статистический; -формирующий; -системный; -компетентностный;; -комплексный; - интегрированный и др.

Психолого-педагогический подход к оценке индивидуального прогресса школьника можно отнести к учениям Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Авторами разработан комплекс оценочных материалов, используемых в практике обучения школьников.

Статистический подход (Великобритания), разработана жёсткая система учёта результатов экзаменов, проводимых независимыми комиссиями по стандартизированным заданиям после 3, 6, 9, 12 классов.

Формирующий подход (Тренинговый центр ИУО РАО под руководством М.А.Пинской): - формирующее оценивание – существенный элемент образовательных реформ, направленных на повышение учебных достижений учащихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образования, цель которого «научить учиться», осуществляется коррекция и улучшение учебного процесса.

К базовым принципам формирующего подхода относятся: - центрированность на ученике (отслеживание и коррекция учебной активности); - компетентность учителя; - активность учащихся (вовлечение в рефлексию и самооценивание); - непрерывность (использование широкого ассортимента простых техник, возможностей для улучшения процесса учёбы); -особая сформированность учебного процесса, (алгоритм действий учителя).

Алгоритм действий учителя: а) перевести цели в измеряемые учебные результаты; б) определить необходимый для них уровень достижений; в) отобрать учебное содержание и техники оценивания; г) выбрать и реализовать соответствующие методы обучения; д) провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.

Условия реализации новых стратегий: - мониторинг индивидуальной динамики и прогресса учащегося на основе результатов проводимого в классе оценивания; -учёт оценочной деятельности учителя в качестве элемента его профессионального мастерства при регулярной аттестации; -анализ данных, полученных в ходе внутриклассного оценивания, наряду с другими данными внутренней школьной оценки учебных достижений учащихся.

Системный подход в оценивании ИП школьника реализуется на основе разработки системы мониторинга (измерительные дидактические материалы – предметные тесты, которые показывают готовность перехода школьника на следующий уровень овладения предметными действиями).

Компетентностный подход – система международных мониторинговых исследований (PIRLS, TIMSS, PISA и др.).

Группа разработчиков из Института психологии и педагогики развития (г.Красноярск) и Психологического института РАО (г.Москва) – проект «Разработка инструментария для мониторинга индивидуального прогресса учащихся»: изложен концептуальный подход к разработке средств мониторинга индивидуального образовательного прогресса школьников, связанного с освоением учебных программ, дано описание пробного варианта диагностического инструментария.

Объектом диагностики выступает опосредствование (присвоение культурных орудий), которое, согласно теории Л.С.Выготского, является направляющим стержнем образовательного процесса. Предметом диагностики является мера освоенности этих средств учащимися. Показателем этой меры выступает тип опосредствования, демонстрируемый при выполнении тестовых заданий.

В прогрессировании учащегося учтены два вектора: - наращивание арсенала культурных средств по мере развертывания программного содержания; - процесс постепенного овладения этими средствами, их включения в систему личностных ресурсов.

Общие тестовые критерии отнесения действия к тому или иному уровню: - первый уровень (освоение общего смысла и формы способа действия) – выполнение тестового задания по известному шаблону; - второй уровень (освоение существенного основания способа действия) - выполнение задания, предполагающего выделение существенного отношения к предметной ситуации; - третий уровень (функционализация способа действия) – выполнение задания, предполагающего произвольное соотнесение двух планов – схемы решения задачи и ее текста.

Линейный прогресс характеризует количественные сдвиги в рамках достигнутой ступени (уровня) опосредствования. Уровневый прогресс означает переход школьника с одной ступени владения предметным содержанием на более высокую.

Диагностический инструментарий – комплект из четырех самостоятельных «предметных» пакетов, каждый из которых включает: предметно-содержательную и структурную характеристику соответствующего теста; тестовую тетрадь (или комплект тетрадей) с ключами для обработки исходных данных; инструкцию по проведению тестирования, включая первичную интерпретацию полученных результатов.

В стандартах второго поколения заложены новые подходы к оцениванию образовательных результатов общего образования: - оценка личностных, метапредметных и предметных результатов; - ориентация оценки на деятельностный подход; - комплексный подход к оценке результатов образования; - оценка индивидуального прогресса обучающегося; - формирование предметных и универсальных способов действий; - умение учиться – способность к самоорганизации; -индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Технология оценивания образовательных достижений обучающихся в Образовательной системе «Школа 2100» (автор Д.Д. Данилов). Автор предлагает изменить инструментарий – формы и методы оценки.

Основные изменения: - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, создание учеником в ходе выполнения задания своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.; - метапредметные диагностические работы, (компетентностные задания, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий;

- диагностика результатов личностного развития (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.), проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей; - изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как успех (на элементарном уровне), за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться; - главное средство накопления информации об образовательных результатах ученика - «Портфель достижений» (портфолио); - комплексная оценка результатов.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов): 1. Что оцениваем? – результаты (личностные, метапредметные, предметные). 2. Кто оценивает? – учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. 3. Сколько ставить отметок? – по числу решённых задач. 4. Где накапливать оценки и отметки? – в таблицах образовательных результатов и в «Портфеле достижений».

5. Когда ставить отметки? – текущие по желанию ученика, за тематические проверочные работы – обязательно. 6. По каким критериям оценивать? – по признакам 3-х уровневой успешности: - базовый – решение типовой задачи, качественная оценка: «хорошо», «нормально»; - повышенный – решение нестандартной задачи, качественная оценка: «отлично», «почти отлично»; - максимальный, необязательный – решение не изучавшейся в классе сверхзадачи, качественная оценка: «превосходно». 7. Как определять итоговую оценку? – по таблицам предметных результатов и на основе всех положительных оценок, накопленных в «портфеле достижений».

Учебная программа УМК «Перспективная начальная школа» базируется на интегрированной основе содержания и организационных форм аудиторных занятий и внеурочной деятельности

Показатели эффективности (с учётом предложений З.А.Кокаревой, к.п.н.): - стартовые диагностические работы; - стандартизированные письменные и устные работы; - интегрированные контрольные работы; - тематические проверочные и контрольные работы; - проекты; - практические задания; - творческие работы; - диагностические задания; - самоанализ и самооценка; - портфолио; - балльно-рейтинговая система оценки; - кейс-методы и др.

Дельта-тестирование. В основу положена уровневая модель мышления и понимания, акцент в диагностике ставится на индивидуальное продвижение ученика относительно его собственного уровня. В отличие от традиционных методов оценивания, Дельта-тест отвечает на следующие вопросы: - на каком уровне учащийся освоил предмет? - происходит ли прогресс в мышлении и понимании отдельного учащегося в результате обучения? - являются ли образовательная программа и образовательные условия эффективными для развития мышления и понимания учащихся? как максимизировать вклад школы и изучение отдельных предметов в развитие мышления и понимания учеников?

Индивидуальный прогресс школьника, развитие базовых компетенций - при использовании индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО). Успешность достигается при условии, если школьник: - имеет ясные представления о целях своей учебно- познавательной деятельности; - осознаёт мотивы своей учебной деятельности, планирует её и осознаёт её результаты (последствия); - при возникновении трудностей концентрирует психические и физические силы на достижении поставленных целей; - учится нести ответственность за осуществлённый им выбор уровня заданий, темпа изучения материала.

Инструментальной основой программы выступает индивидуально-ориентированный учебный план (ИОУП) по предмету. План предлагает каждому обучающемуся выбирать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, создаются условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. Инструменты оценивания по технологии ИОСО разработаны автором А.А.Яруловым (г. Красноярск).