Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика в преодолении дизартрии Материалы лекции Т.В. Пятница.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормализация моторики органов артикуляции при дизартрии * Е.Ф. Архипова Коррекционно- логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. –
Advertisements

«Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» Работу выполнила: учитель - логопед Лисицина Елена Александровна.
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Семинар-практикум для родителей по теме: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА» Подготовила : учитель-логопед МБДОУ 28 Карцева Елена Владимировна.
«Учусь говорить»
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Путешествие веселого язычка Артикуляционная гимнастика.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
Артикуляционная гимнастика. 1.« ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик.
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила: Г.В.Чунакова воспитатель МБДОУ Бочаровский д/с.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
Артикуляционная гимнастика. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка.
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
Артикуляционная гимнастика. «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать.
Комплекс упражнений для постановки звука Л.. «Наказать непослушный язык» Цель – вырабатывать умение удерживать язык широким. Описание – слегка приоткрыть.
Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Саенко Жанна Александровна.
А РТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Составила: Учитель-логопед Кузнецова Л. В.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В помощь родителям. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии.
Транксрипт:

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика в преодолении дизартрии Материалы лекции Т.В. Пятница

Особенности дыхания у дизартриков чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха; форсированное начало фазы выдоха; сокращение длительности речевого выдоха; неравномерность выдоха на протяжении фразы; судорожность вдоха и выдоха; спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха; расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнение 1 Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается). Упражнение 2 Исходное положение то же самое. Вдохвыдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается. Упражнение 3 Исходное положение ребенка сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе живот надувается, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка. Упражнение 4 Исходное положение ребенка стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Для дыхательных упражнений

ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для нормализации моторики артикуляционного аппарата применяются традиционные упражнения, которые подробно представлены в специальной литературе (О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, Е.Ф. Рау и др.).

Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассив­но-активно, активно

Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. Логопед, механически воздействуя на органы артикуляции руками или зондами, воссоздает артикуляционные позы и движения.

Правила пассивной гимнастики Каждое пассивное упражнение должно выполняться в три стадии: Первая стадия вход в артикуляционную позу (экскурсия); Вторая стадия фиксация артикуляционного уклада (выдержка); Третья стадия выход из артикуляционного уклада (рекурсия).

Пассивно-активная гимнастика После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план, то есть выполнение без механической помощи.

Пассивная артикуляционная гимнастика для мимических мышц и губ 1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу. Логопед пальцами поднимает брови ребенка. 2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу. 3. Опустить углы губ, поднять углы губ. Логопед двумя пальцами выполняет эти движения. 4. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево. 5. Наморщить нос, лоб. 6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. Лого­пед поочередно выполняет эти движения, поставив пальцы в углы губ ребенка. 7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю. Все перечисленные упражнения выполняются с помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.

Для нижней челюсти: 1. Логопед располагает пальцы своей руки на подбородке и производит открывание и закрывание рта ребенка. Максимальное открытие рта фиксируется под счет. 2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение. Затем эти движения выполняются пассивно-активно и активно.

Упражнения для языка 1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх. 2. Шпателем удерживают язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимают к нижней губе, удерживая язык широким. Для перехода к активной гимнастике необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображение в зеркале. Логопед предлагает ребенку закрыть глаза. Ребенок должен угадать, к какому органу логопед прикоснулся шпателем.

Активная гимнастика Активной гимнастикой называется система упражнений для органов артикуляции, которые проводятся по инструкции логопеда. Цель активной гимнастики улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных движений, знаковых для конкретных звуков.

Многие авторы рекомендуют артикуляционную гимнастику проводить с сопротивлением, с нагрузкой. 1. Ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует этому, удерживая углы губ. 2. Ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ. 3. Ребенок по инструкции логопеда должен высунуть язык вперед, поднять вверх, отодвинуть в углы рта, а логопед шпателем препятствует выполнению движения. Таким же образом выполняют и другие упражнения.

Упражнения с сопротивлением

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ По методике Е.Ф. Архиповой

Упражнение 1. ЗАБОР Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Упражнение 2. ОКНО Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. МОСТ Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему

Упражнение 4. ПАРУС Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Методические рекомендации: ребенок последовательно вы­полняет следующие упражнения: «Забор» «Окно» «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Упражнение 5. ТРУБОЧКА Цель: выработать активность и подвижность губ. Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 6. Чередование ЗАБОР- ТРУБОЧКА Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 56 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

Упражнение 7. ЛОПАТА Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготов­ки шипящих звуков. Методические рекомендации: последовательно выполнять уп­ ражнения «Забор» «Окно» «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Упражнение *, ЛОПАТА КОПАЕТ Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» «Окно» «Мост» «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 34 раза. Кончик языка загибается вверх.

Упражнение 9. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 23 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 10а. ТЕПЛЫЙ ВЕТЕРОК Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения 18, 20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха

Упражнение 10б. ЖУК Цель: вызывание звука [ж] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение 10-а «Теплый ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 11. ЛОШАДКА ЦОКАЕТ. Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выполнить 5-6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 12. МОЛОТОК Цель: подготовка артикуля­ции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Пос­тучать со звуком [д, т] 56 раз.Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

Упражнение 13. ДЯТЕЛ Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Упражнение 15. ПУЛЕМЕТ Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение 20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д ДДД». После произнесения «Д ддд» сильно подуть на язык.

Упражнение 15а. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию. Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 34 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Упражнение 15б. КОМАР Цель: вызывание звука [з] по подражанию. Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибра­цию гортани. Исходным положением является упражнение 15-а «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 16. ПАРОХОД, Вариант 1 Цель: вызвать звук [л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 34 раза.

Упражнение 16б. ПАРОХОД. Вариант 2 Цель: вызвать звук [л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 34 раза.

Упражнение 17. ПАРОХОД ГУДИТ. Цель: вызвать звук [л] смешанным способом. Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 34 раза

Упражнение 18. МАЛЯР. Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба. Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Упражнение 19. КАЧЕЛИ. Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередо­вать 56 раз в темпе, заданном логопедом

Упражнение 20. ФОКУС Цель: сформировать сильную правильно направленную воздуш­ную струю для шипящих звуков и звука [р]. Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 23 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа. Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Видеогимнастика (по немецкой методике)