Модели организации здоровьесбережения в ОУ соответственно требованиям ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Бондарева Валентина Викторовна, доцент, к.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Advertisements

Проект ФЗ «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования; Федеральные требования к ОУ.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Основные подходы к проектированию основной образовательной программы образовательного учреждения ОСНОВНАЯ ШКОЛА 09 февраля 2012 г.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» города Гая Оренбургской области.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Транксрипт:

Модели организации здоровьесбережения в ОУ соответственно требованиям ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Бондарева Валентина Викторовна, доцент, к.п.н., кафедра социального здоровья школьников ЛОИРО,

ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Переход на новые образовательные стандарты - это развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. Переход на новые образовательные стандарты - это развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ.

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) является революционным в системе образования. Он изменил подходы к образованию. Старые стандарты были ориентированы на сохранение единого образовательного пространства страны и обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. Новый ФГОС выступает развивающим и прогностическим инструментом модернизации системы образования. Теперь во главу угла ставится развитие личности школьника.

Новый Стандарт являет собой целостную систему, которая охватывает все разделы образования от дошкольного до профессионального. Это предполагает, что дети должны приобретать в результате обучения не просто знания, а компетенции (умения и навыки).

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

III. Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 П.16. Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

III. Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; - программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает: - учебный план начального общего образования; - план внеурочной деятельности; - систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 2357 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; 3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; 4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся; 5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Модель схема, изложение чего-либо, какого- нибудь физического объекта или явления в общих, главных чертах, образный аналог материальной действительности

Термин «здоровьесбережение» Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в ОУ игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства: «пассивно- воспринимающего обучения» стало «наблюдательно- изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия». Основы концепции здоровьесбережения в России заложены в 1904г. на съезде Российских врачей: «вредные влияния со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Основы этой концепции не утратили свое актуальности и сегодня, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены. В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Модели здоровьесбережения До 1980-х гг. здоровьесбережение в ОУ России строилось на основе «трехкомпонентной» модели: В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье. Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей. Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

это физическое психическое социальное а не только отсутствие болезни или недуга. 2

это физическое психическое социальное нравственное 2

Модели здоровьесбережения В международной практике получила распространение 6-компонентная модель «цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья: 1. Физический - согласованная работа органов и систем; 2. Психоэмоциональный - способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими; 3. Интеллектуальный - способность работать с информацией; 4. Личностный - самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость; 5. Социальный - а/ половой аспект Я (модель поведения); б/взаимоотношения с социумом в различных ситуациях; 6. Духовный - стержень человека (отношение к неприходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и. т. д.).

Модели здоровьесбережения В 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) Страсбургская конференция одобрила создание «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой модели здоровьесбережения: 1) 1) служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи; 2) 2) проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения 3) 3) «служба здоровья персонала школы» 4) 4) привлечение родителей 5) 5) помощь широкой общественности. За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 1000 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется.

Конкурсы «Учитель года» в России показали, что нет единых понятий о здоровьесбережении: «Каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте, предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной концепции до ее реализации. И быть готовой, что надеяться на поддержку извне не придется. Надо изыскивать собственные возможности и ресурсы. Тем более, что отсутствие полноценного гражданского общества, недостаточно высокий уровень личной культуры населения, приоритеты родителей обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству и были им делегированы школе как важнейшему социальному институту».

Основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «новой образовательной среды» Возможные действия педагога: 1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно. 2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей. 3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей. 4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих. 5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения. 6. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность 7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений. 8. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. 9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.