Опыт разработки и проблема внедрения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации Есенина Екатерина Юрьевна к.п.н., Зав.сектором программ и технологий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
Advertisements

Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
L/O/G/O Москва, 2011 мероприятия 8 « Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Профессиональный стандарт педагога ФИРО Разработан в соответствии действующих документов: «Уровни квалификаций для целей разработки профессиональных стандартов»
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
О понятийном аппарате Национальной системы квалификаций Российской Федерации Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник Центра профессионального.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Специальность Гостиничный сервис Квалификация: 51. Менеджер Форма обучения – очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе основного.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Транксрипт:

Опыт разработки и проблема внедрения Национальной рамки квалификаций Российской Федерации Есенина Екатерина Юрьевна к.п.н., Зав.сектором программ и технологий высшего образования Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО

ПРИЧИНЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ Принцип LLL ИЗМЕНЕНИЯ В ОПИСАНИИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ; В ТРЕБОВАНИЯХ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ переход экономики России на рыночные механизмы; несогласованность сфер труда и образования; упадок качества подготовки кадров для рынка труда; потребность в социальной защите выпускников ПО построение экономики, основанной на знаниях; обеспечение качества образования на институциональном, национальном и европейском уровнях (Болонский и Копенгагенский процессы); мобильность и конкурентоспособность работников

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р): «Формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры» ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ Соглашение о взаимодействии 25 июня 2007 года Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей

НРК РФ - ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЬ ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ сопряжение сфер труда и образования обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России в области образования и управления персоналом: Разработка ПС, ФГОС, программ профессионального образования Создание отраслевых квалификационных и тарифных систем Разработка процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций ФГОУ Разработчики ФГОС и ПС Органы управления образованием субъектов Российской Федерации Руководители корпоративных объединений - члены РСПП модель модернизированной единой Национальной системы квалификаций

ЕТКС КСД ОКЗ ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ -Тарифный разряд -Нет единства в принципах описания -Критерий: количественные характеристики (уровень образования и стаж) -Смешение разных уровней -Смешение функций -Критерий: количественные характеристики (уровень образования и стаж) Параллельный тип Национальной системы квалификаций (уровни и «суб-рамки» для специфического сектора, образовательного или профессионального) НРК дает возможность модернизации НСК в единую для всех уровней Попытка создания единой НСК

КВАЛИФИКАЦИЯ работы/деятельности работника В основе «рамки» НРК РФ – показатели профессиональной деятельности Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) СТРУКТУРА НРК РФ

Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предпола- гающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ФРАГМЕНТ) Квалифика- ционный уровень Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего 5 Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего или начального профессионального образования, практический опыт 8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт работы) Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (21 АВГУСТА ) БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ ? БУХГАЛТЕР ОТЛИЧИЕ: СТАЖ И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ: ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ …Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 5 уровень НРК РФ Самостоятельная деятельность. Постановка задач в рамках подразделения. Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. БУХГАЛТЕР …Осуществлять учет первичных документов …Осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… …Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 6 уровень НРК РФ Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Разрабатывать рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы…

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 7 уровень НРК РФ Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных) Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять контроль работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Руководить разработкой рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы… Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…

ДОКЛАД Управления нормативов по труду НИИ труда и социального страхования, 2009 г. 4 УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ РАБОТ СООТНЕСЕНЫ С 8 РАЗРЯДАМИ ЕТКС; КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Актуализация Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих

«Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования базового уровня, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя…» ФГОС НПО / СПО: Раздел 5. Требования к результатам освоения ОПОП базового уровня «Перечень общих компетенций может быть переработан и/или дополнен в соответствии с особенностями специальности» НРК РФ

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (4 УРОВЕНЬ)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Внедрять инновационные технологии в профессиональной деятельности. ПРИМЕР ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ (5 УРОВЕНЬ)

- в части общей компетенции: Готовность к самостоятельной профессиональной деятельности с ответственностью за ее результат на уровне подразделения и (или) организации; к деятельности, требующей способности ставить цели собственной работы и/или подчиненных; конкретизировать задачи деятельности в рамках подразделения; обеспечивать взаимодействие работы подразделения со смежными. - в части сложности деятельности (характера умений): Решение практических задач (при необходимости технологического или методического характера), предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, адаптация, оптимизация технологий (в т.ч. инновационных) и технологических процессов. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. - в части наукоемкости деятельности (характера знаний и работы с информацией): Синтез профессиональных знаний (в т.ч. инновационных) и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. КОНЦЕПЦИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА (особенности прикладного бакалавриата как вида программ в целом)

Национальная рамка квалификаций и отраслевые рамки НРК ориентир для разработки отраслевых рамок ОРК учет специфики отрасли обобщенное описание квалификационных уровней уточнение, расширение (углубление) описания Существует опыт разработки проектов отраслевых рамок квалификаций: «Управление персоналом», «Информационные технологии», «Индустрия питания и гостеприимства», «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования», «Атомная энергетика»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ПС) многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям (для конкретной области профессиональной деятельности) ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (Утверждены Распоряжением Президента РСПП РП-46 от 28 июня 2007 г.) В настоящий момент в различной стадии разработки и утверждения находится около 150 профессиональных стандартов

Квалификационный уровеньВид трудовой деятельности Рекомендуемые наименования должностей В соответствии с Национальной рамкой квалификаций В соответствии с отраслевой рамкой квалифика ций Первый Второй Третий Четвертый … МАКЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА (РАЗДЕЛ 2)

НРК РФ: СИЛА НРК используется при разработке профессиональных стандартов и отраслевых рамок квалификаций НРК стала методологической основой для описания требований к компетенциям выпускников во ФГОС ПО всех уровней, внедрение которых начинается в настоящее время НРК – точка отсчета для описания результатов обучения в новых образовательных программах, создающихся на основе ФГОС НРК использовалась при создании Концепции прикладного бакалавриата, для описания специфики этих программ

ВОЗМОЖНОСТИ НРК– импульс для модернизации национальной системы квалификаций, в частности, модернизации и развития национальной системы оценки результатов образования и сертификации квалификаций, создания единых для всех уровней профессионального образования механизмов накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях НРК позволяет разрабатывать общесистемные вопросы создания современных контрольно- измерительных материалов и процедур для оценки и сертификации квалификаций; планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту

КВАЛИФИКАЦИЯ – РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И/ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА Уровень образования Квалификационный уровень НШ ОШСШНПОМСПО Б ПВ

СЛАБОСТЬ И УГРОЗА Рассогласованность действий потенциально заинтересованных сторон в масштабах всей страны (обширная территория России) Рекомендательный характер документа Необходимо официальное признание на правительственном уровне

ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ VET Framework Qualification Level Profile Competence Learning outcomes… Опыт участия в мероприятиях, инициированных разными международными организациями: UNESCO, ILO, ETF, ENQA, European Commission, European Union ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО И ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО СЛОВАРЯ ТРУДНОСТИ ТОЧНОГО ПО СМЫСЛУ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯВЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Спасибо за внимание