Обычно авторское повествование строится в соответствии с нормами литературного языка. Однако бывают художественные произведения, в которых повествование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подробное изложение по рассказу К.Паустовского «Первый снег» 5 класс.
Advertisements

Русский язык, 3 класс Имя прилагательное как часть речи урок 85 Автор: Поносова М.А. © ООО «Баласс», 2013.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловской сош», 2010.
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Через игру – к совершенству. Загадку можно превратить в игру умную и полезную. Автор АвторАвтор.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Проект «Мой учебник» Риторика Тема: Речь - средство передачи мыслей и чувств. Автор: Мартынов Иван 1 «б» класс.
Учитель русского языка и литературы МОБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна Класс: 5 Тема урока: А. Платонов. Рассказ «Никита».
Рассказы, которые я прочитал на зимних каникулах и теперь хочу рассказать их вам!
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово 6 класс. Урок 1.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Стили речи Введение в стилистику. Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Музеи Санкт-Петербурга. Для дошкольников старшего возраста.
Целеполагание. О чем мы будем говорить? Добро и зло… За этими словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Добро и зло… За этими словами скрыта.
Моему сладкому! Ты для меня всё! Ты моя жизнь Ты мои мечты Ты моя реальность Я очень тебя люблю Я не смогу жить без тебя Мне очень плохо когда.
Транксрипт:

Обычно авторское повествование строится в соответствии с нормами литературного языка. Однако бывают художественные произведения, в которых повествование ведётся от лица человека простого, не литератора. Тогда язык рассказчика в художественном произведении оказывается приближенным к разговорному.

У современного писателя В.И.Белова есть произведение с таким длинным заглавием: « Бухтины вологодские завиральные в шести темах. Достоверно записаны автором со слов печника Кузьмы Ивановича Барахвостова, ныне колхозного пенсионера, в присутствии его жены Виринеи и без неё» Познакомьтесь с началом одной из бухтин. Что автор называет бухтинами? В чём особенность словесного выражения в произведении?

Ждать да догонять нет хуже. Мне на сегодняшний день ровно пятьдесят годов, тютелька в тютельку. Было пожито. Дорога моя долга и не больно ровна, с бухтинами идти веселее. С бухтинами и не расстаюсь, иду вдоль своей жизни. Вдоль пройду, потом пойду поперёк. Такие мои главные планы. Мне сват Андрей говорит: « Ты, Барахвостов, плут. Плут и жулик, ты себе годов прибавил. У тебя годов стало лишка». «Нет, - говорю, - не лишка. У меня всё точно подсчитано, ты, сват. Не придирайся». Дело было в шестнадцатом году. Начал я тогда задумываться, родиться мне или погодить? Конечно, можно и так, и этак, два-три года ничего не решают. А всё ж таки…

Думал, думал, не знаю, что и делать. Посоветоваться, да не с кем. И на белый свет в такое время заявляться не больно приятно: шла первая германская. И родиться охота. Я не хуже других и прочих. Всё-таки решил погодить, пока война не кончится. Думаю, нечего там пока и делать: ни хлеба, ни табаку в магазинах нету…

Бухтинами В.Белов называет шутливые юмористические рассказы, в которых реальное переплетается с фантастикой. В чём особенность словесного выражения в бухтинах? Автор не просто рассказывает. Он создаёт образ рассказчика, пожилого русского человека с определённым характером, оригинальным образом мыслей, своей манерой говорить. Таким образом, читая сказ, мы знакомимся с интересным человеком и как бы вступаем с ним в диалог.

Можно ли сказать, что в сказе использован разговорный язык? Есть признаки разговорного языка: разговорная лексика (заявляться, жулик, лишка), фразеология (нет хуже, тютелька в тютельку, не больно приятно), упрощённый синтаксис. Это не реальный диалог или монолог, а созданный писателем художественный образ живой речи – сказ. На примере сказа мы ясно видим, чем отличается язык художественной литературы от всех других разновидностей общенародного языка. Разговорный язык служит общению людей, сказ же – созданию образа рассказчика. Из материала разговорного языка писатель как бы лепит художественный образ.

Какой из двух отрывков можно назвать сказом? Почему вы так решили?

По осени я медведя заприметил. Я по лесу бродил, а зверь спать валился. Я притаился за деревом, притаился со всей неприметностью и чуть-чутошно выствился – посматривал. Медведь это на задни лапы выстал, запотягивался, ну вовсе как наш мужик, что на печку или на полати ладится. А мишка и спинку, и бока чешет и зеват во всю пасточку: ох- ох-охо! Залез в берлогу, ход хворостиками заклал. (С.Писахов. Морожены волки. Ловить в кряжистых местах было очень заманчиво. Там пряталась крупная и ленивая рыба. Брала она медленно и верно, глубоко топила поплавок, потом запутывала леску о корягу и обрывала её вместе с поплавком. Тонкий комариный зуд приводил нас в трепет. Первую половину лета мы ходили все в крови и в волдырях от комариных укусов. (К.Паустовский. Золотой линь.)

В книге А.М.Ремизова «Посолонь» (т.е. по ходу солнца) рассказывается о детской игре «Кострома». Эта игра – отголосок языческих времен. Кострома – мифологическое существо, воплощение весны и плодородия. В Духов день в деревнях делали чучело Костромы и хоронили его или сжигали – прощались с весной. Как хлебное зерно «хоронят», чтобы оно возродилось, так и Кострома умирает, чтобы ожить снова.

Прочитайте отрывок из рассказа и подумайте, как называется такая форма словесного выражения. В чём особенности языкового выражения содержания?

Чуть только лес оденется листочками и тёплое небо завьётся белёсыми хохолками, сбросит Кострома свою колючку – ежовую шубку, протрёт глазыньки да из овина на все четыре стороны,куда взглянется, и пойдёт себе. Идёт она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудьна зелёной лужайке и заляжет: лежит-валяется, брюшко себе лапкой почёсывает, брюшко у Костромы мяконькое, переливается. Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. Теплынь-то, теплынь, благодать одна! Ещё любит Кострома с малыми ребятками повозиться, поваландаться: по сердцу ей лепуны-щекотуньи махонькие. И все от мала до велика величают Кострому песенкой. На то она и Кострома-Костромушка.

Прочитайте отрывок из рассказа и подумайте, как называется такая форма словесного выражения. В чём особенности языкового выражения содержания? Чуть только лес оденется листочками и тёплое небо завьётся белёсыми хохолками, сбросит Кострома свою колючку – ежовую шубку, протрёт глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдёт себе. Идёт она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудьна зелёной лужайке и заляжет: лежит-валяется брюшко себе лапкой почёсывает, брюшко у Костромы мяконькое, переливается. Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. Теплынь-то, теплынь, благодать одна! Ещё любит Кострома с малыми ребятками повозиться, поваландаться: по сердцу ей лепуны-щекотуньи махонькие. И все от мала до велика величают Кострому песенкой. На то она и Кострома-Костромушка.

Вот такое сказочное существо Кострома. Ремизов рассказывает о том, как происходит игра. Дети ходят вокруг того, кто играет роль Костромы, ходят, взявшись за руки, и поют песенку. Спрашивают: «Дома ли Кострома?» Она отвечает: «Дома». – «А что она делает?» – «Спит». И опять ходят и спрашивают: «Дома ли Кострома?» - «Дома». - «Что делает?» - Она встаёт, одевается, умывается, ест, пьёт, в баню идёт, из бани вернулась, чаю попила и так далее. Потом Кострома умирает, её несут хоронить, а она оживает, и начинается весёлая свалка.

В игре деревенские ребятишки осваивали мудрую мысль о вечности природы, учились радоваться самым простым проявлениям жизни, видеть красоту мира, любить жизнь обыкновенную.

Прочитайте текст Ремизова вслух и прислушайтесь к интонации рассказчика. Как вы её определили? Быстрая она или медленная, похожа на разговор или на песню?

Чувствуете ли вы, что автор любуется каждым её движением? Как выражено его отношение к изображаемому? Суффиксы существительных и прилагательных: глазыньки, брюшко, лапкой, мяконькое Какие слова создают картину окружающего мира? Каков это мир – жесткий, тревожный или гармоничный, спокойный? Откуда это видно?

Заканчивается рассказ такой фразой: А над полем и полем, лесом и лесом прямо над Костромушкой – небо – церковь хлебная, калачом заперта, блином затворена. Почему небо названо церковью хлебной? Слово церковь, в буквальном переводе с греческого, означает «Божий дом». Какое отношение к миру выражено в этой концовке? Прочитайте вслух эту фразу – с какой интонацией вы это сделаете? Каким вы себе представляете рассказчика?

Существует необычный вид сказа, когда повествование ведётся « от лица животного» В рассказе Л.Н.Толстого «Холстомер» конь повествует о своей жизни.

Прочитайте небольшой фрагмент рассказа «Холстомер». Холстомер слышит речь конюха, из которой узнаёт, что он принадлежит конюшему, и размышляет над этим.

Для меня совершенно было темно тогда, что такое значили слова: своего, его жеребенка, из которых я видел, что люди предполагали какую-то связь между мною и конюшим. В чем состояла эта связь, я никак не мог понять тогда. Только гораздо уже после, когда меня отделили от других лошадей, я понял, что это значило. Тогда же я никак не мог понять, что такое значило то, что меня называли собственностью человека. Слова: моя лошадь, относимые ко мне, живой лошади, казались мне так же странны, как слова: моя земля, мой воздух, моя вода. Но слова эти имели на меня огромное влияние. Я не переставая думал об этом и только долго после самых разнообразных отношений с людьми понял, наконец, значение, которое приписывается людьми этим странным словам.

Значение их такое: люди руководятся в жизни по делами, а словами. Они любят не столько возможность делать или не делать что-нибудь, сколько возможность говорить о разных предметах условленные между ними слова. Таковые слова, считающиеся очень важными между ними, суть слова: мой, моя, мое, которые они говорят про различные вещи, существа и предметы, даже про землю, про людей и про лошадей. Про одну и ту же вещь они условливаются, чтобы только один говорил - мое. И тот, кто про наибольшее число вещей по этой условленной между ними игре говорит мое, тот считается у них счастливейшим. Для чего это так, я не знаю; но это так. Я долго прежде старался объяснить себе это какою-нибудь прямою выгодою; но это оказалось несправедливым.

Как удалось писателю средствами языка создать образ рассказчика? Каким вы себе представили рассказчика? Зачем автору понадобилось повествовать «от лица» коня? Что коню кажется странным в человеческом мире? Как относится к этому явлению писатель?

Напишите небольшой вывод по теме.