Старункина Е. Л., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ПОИПКРО
Происходит от греческого слова экойс, экус – дом, обитание, жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов в окружающей среде ( Э. Геккель, 1886 г.)
Закон РФ " Об охране окружающей и природной среды " ст. 73 « Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования » ст. 74 « Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях » ст.75 « Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов » ст.76 « Распространение экологических знаний »
Указ Президента Российской Федерации « Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития » ( с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией )
не выработан единый подход к целям, задачам, отбору содержания экологического образования дошкольников как первой ступени системы непрерывного экологического образования не сложилось единой концепции, системы организации слабо разработана проблема критериев и диагностики результатов
три основные группы программы экологической ( в основном биоэкологической ) направленности программы эстетико - культурно - экологической направленности программы социально - экологической направленности
С. Н. Николаева « Юный эколог » Н. Н. Кондратьева « Мы » Ж. Л. Васякина - Новикова « Паутинка » Н. А. Рыжова « Наш дом - природа »
В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова « Семицветик » ( культурно - экологическая ) И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская « Планета наш дом » Т. И. Попова « Мир вокруг нас »
Н. Н. Вересов « Мы земляне » Т. В. Потапова « Детский сад XXI века » ( второй вариант названия « Надежда ») Л. М. Кларина « Экономика и экология »
Познание Безопасность Труд
1 младшая группа Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида ) Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида ) Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях
2 младшая группа Знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе Проявляет бережное отношение к природе.
Средняя группа Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе
Старшая группа Называет времена года, отмечает их особенности Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений Бережно относится к природе.
Подготовительная группа Знает некоторых представителей животного мира ( звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые ) Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений Знает правила поведения в природе и соблюдает их Устанавливает элементарные причинно - следственные связи между природными явлениями
1, 2 младшие группы Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и жи вотными.
Средняя и старшая группы Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе ( спосо бы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе ) Например : не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом
Подготовительная группа Имеет представление о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы ( транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления - гроза, наводнение, сильный ветер ), некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций ( загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары )
1 младшая группа Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы 2 младшая и средняя группы Кормит рыб и птиц ( с помощью воспитателя )
Старшая группа Поддерживает порядок на участке детского сада Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы Подготовительная группа Ответственно выполняет обязанности в уголке природы Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада
Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях Проявляет интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе ; участвует в сезонных наблюдениях Участвует в разговорах во время наблюдений за живыми объектами Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию в природе ( с объектами природы ) Интересуется новым, неизвестным в окружающем природном мире
Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих объек тов природы ( растения, животные )
Стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке Понимает обусловленность сезонных видов работ в природе ( на участке, в уголке природы ) соответствующими природными закономерностями, потребностями растений и животных Предпринимает попытки самостоятельного обследования объектов природы, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств ( осязание, зрение, слух, обоняние, сенсорно - моторные действия ).
Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в природе ; на правильное взаимодействие с рас тениями и животными ; отрицательно реагирует на явные нарушения усво енных им правил Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада
Процесс формирования начал экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение
Совокупность знания и активных проявлений ребенка : интереса к явлениям природы понимания специфики живого желания сохранить, создать нужные условия понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких - либо условий эмоционального отклика на любые проявления животных и растений, их красоту
противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живым существом и отчуждением его от природы ( ограниченный контакт с природой в условиях города )
эколого - развивающая среда – это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и гуманного общения с природой, для экологического воспитания дошкольников, пропаганды экологических знаний среди взрослых.
насыщение ее объектами живой и неживой природы использование ее традиционных элементов ( музыкальные, спортивные залы и т. п.) создание новых ( экологические комнаты, живые уголки, лаборатории, экологические классы, экологические комплексы, экологические тропинки и т. п.)
специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей
Создание единого эколого- развивающего пространства, которое обеспечит осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому воспитанию дошкольников
«Создание экологического пространства на территории детского сада в условиях приоритетного осуществления познавательно- речевого развития детей в соответствии с ФГТ»
Личностно ориентированный Системно-деятельностный Антропологический Природосообразный Интегративный
система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного, физического облика единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка
Разработка модели экологического пространства на территории детского сада в условиях приоритетного осуществления познавательно - речевого развития детей в соответствии с ФГТ
Изучить и проанализировать психолого - педагогическую, экологическую, методическую литературу по проблеме исследовании Изучить и проанализировать состояние экологической среды в ДОУ Определить факторы ( социальные и природные ), влияющие на создание экологического пространства на территории ДОУ с учетом приоритетного направления
Разработать содержание экологического пространства на территории ДОУ с учетом приоритетного направления и в соответствии с ФГТ Спроектировать экологическое пространство на территории ДОУ с учетом сезонности и принципа комплексно - тематического планирования Разработать условия эффективного функционирования экологического пространства на территории ДОУ
Объект исследования – экологизация развивающей предметной среды ДОУ Предмет исследования – экологическое пространство на территории ДОУ
Если разработать и внедрить модель экологического пространства на территории ДОУ с учетом приоритетного направления и в соответствии с ФГТ, то мы
обеспечим создание единой экологической среды ДОУ, где территория является практико ориентированным компонентом, который будет способствовать развитию непрерывности экологического воспитания в рамках образовательного процесса в целом
создадим условия - для осуществления экологического образования на природных объектах ближайшего окружения ( что будет способствовать формированию устойчивого интереса к взаимодействию с природой ), - для формирования у ребенка новой системы ценностей ( природа среда жизни, объект познания, удовлетворения этических и эстетических потребностей и т. п.), - для гармонизации познавательного, эколого - эстетического, трудового развития и оздоровления детей, - для активизации педагогического сотрудничества всех субъектов образовательного процесса ( воспитатели – дети – родители ).