Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Татьяна Синяева, Международная экологическая ассоциация «Eco-TIRAS», Кишинёв.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО?. ОАО "ЛУКОЙЛ"2 На пути к осознанию КСО как философии деловой практики Компании Единичные благотворительные акции.
Advertisements

«Институты гражданского общества в Республике Казахстан и взаимодействие с государственными структурами» Гульсум Какимжанова - «Ассоциация Развития Гражданского.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Развитие общественной составляющей – приоритет социальной политики в городе Заместитель главы администрации г. Лесосибирска Р. С. Вирц.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
Деятельность белорусских организаций в области разработки и реализации проектов международной технической помощи и возможности обмена опытом между ними.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области Кузьмина Анна Павловна аспирант ИИиА УрО РАН.
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
CAF Россия Фонды Местных Сообществ в России: практика, возможности и риски Аврорина Л.В. Руководитель программ, CAF Россия.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
Транксрипт:

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Татьяна Синяева, Международная экологическая ассоциация «Eco-TIRAS», Кишинёв

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове По характеру общественных отношений выделяют три сектора социальной жизни: государственный, коммерческий и некоммерческий. Характер взаимодействия между ними зависит от степени развитости соответствующих секторов.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Например, практика сотрудничества некоммерческих организаций и органов государства и местного самоуправления стала иметь место в СНГ примерно в середине 90-х гг. ХХ в., в то время, как становление третьего сектора начало происходить уже с конца 80 гг.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове К середине 90-х количество некоммерческих организаций, в основном – общественных объединений, на территории СНГ значительно увеличилось, они перешли в своей деятельности на все более высокий качественный уровень. Параллельно шла разработка некоммерческого законодательства новых государств, регулирующего порядок создания, деятельности и ликвидации организаций. «Третий сектор» в разных государствах начинает активное сотрудничество между собой

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Часть организаций, особенно оставшихся со времен СССР, работала под «крылышком» государства, пользуясь различного рода поддержкой: бесплатное помещение, связь и т.п. и налицо была недостаточная развитость институтов гражданского общества. Государство, в свою очередь, старалось поддерживать те общественные организации, которые предпочитали политику непротивления и безусловной поддержки.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Многие понимали, что необходима выработка надлежащих механизмов распределения государственных ресурсов среди организаций некоммерческого сектора, что позволило бы использовать эти ресурсы на благо общества и создать позитивное отношение к государственной поддержке некоммерческих организаций со стороны гражданского общества.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Одновременно с этим росла самостоятельность других организаций, способность их самих обеспечивать свою деятельность. Появились и дополнительные ресурсы в виде грантов зарубежных и международных некоммерческих организаций, которые начали активно разворачивать свои программы на территории СНГ. И уже вначале 90–х годов многие организации предпочитали не прибегать к помощи государства, т.к. доноры не ставили жестких условий поведения

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове К середине 90-х гг. количественное и качественное развитие «третьего сектора» достигло такого уровня, что общественные организации уже могли заявить о полноценном сотрудничестве на равных с властными институтами, а многие из них уже постепенно вступали в такое сотрудничество.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Формы такого взаимодействия можно разделить на экономические и неэкономические. К экономическим формам межсекторального взаимодействия можно отнести социальный заказ и предоставление государственных и муниципальных грантов.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Социальный заказ – это одна из форм реализации государственных или муниципальных социальных программ. Для выбора исполнителя такого социального заказа объявляется и проводится конкурс. По итогам конкурса заключается договор, в котором прописываются формы контроля за использованием бюджетных средств, а также формы ответственности сторон за неисполнение договора.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Государственные и муниципальные гранты так же, как и социальные заказы, распределяются на конкурсной основе, однако грант отличается от социального заказа. Социальный заказ дается, когда властям ясна проблема и более или менее ясен результат. Гранты могут выделяться, к примеру, на проекты по изучению ситуации в регионе, инновационные программы, пилотные проекты, когда требуется проверить имеющиеся наработки, прежде чем внедрять их в жизнь в широких масштабах.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Кроме экономических форм межсекторного взаимодействия, имеются и неэкономические, т.е. такие, при которых не происходит непосредственного финансирования деятельности некоммерческих организаций из государственного или местного бюджета. Это может быть организация совместных мероприятий, где распределяются обязанности. В качестве примера совместных мероприятий можно назвать различного рода конференции, круглые столы, семинары

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Еще одной неэкономической формой межсекторного взаимодействия являются общественные советы Общественные советы могут создаваться различными должностными лицами. В такие советы приглашаются или делегируются представители общественных объединений и других некоммерческих организаций Общественные советы могут образовываться некоммерческими организациями. Такие общественные советы самостоятельно разрабатывают программы, а уже затем обращаются с предложениями в государственные и муниципальные органы и к должностным лицам.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Еще одна форма взаимодействия – это лоббизм. Иначе, это продвижение проектов различных инициатив, в т.ч., гражданского общества, во властные структуры. Эти инициативы могут исходить как от коммерческих, так и некоммерческих организаций, и преследовать как частные, так и общественно-полезные интересы.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Молдова: Принято ПОСТАНОВЛЕНИЕ PPO373/2005 об утверждении Концепции сотрудничества между Парламентом и гражданским обществом 373. Принято , в действии с Опубликовано: Monitorul Oficial nr 005, г.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове 3.5 Сотрудничество осуществляется в следующих формах: a) экспертные советы Постоянные комиссии Парламента в соответствии с Регламентом Парламента создают при себе постоянно действующие экспертные советы из представителей организаций гражданского общества по основным направлениям своей деятельности. b) постоянное консультирование Парламент предоставляет в распоряжение гражданского общества проекты законодательных актов. С этой целью проекты размещаются на официальном web-сайте Парламента. Заинтересованные организации гражданского общества имеют свободный доступ к информации и могут представлять экспертные заключения, анализы последствий, комментарии, мнения, оценки, предложения и другие материалы с соблюдением при этом минимальных стандартов сотрудничества.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове c) специально созываемые собрания По инициативе Председателя Парламента, Постоянного бюро, постоянных комиссий Парламента, парламентских фракций или организаций гражданского общества могут созываться специальные собрания для консультирования по конкретным вопросам, включенным в повестку дня Парламента, или по другим вопросам национального значения. d) публичные слушания Публичные слушания проводятся не реже одного раза в год каждой постоянной комиссией Парламента для консультирования с организациями гражданского общества по вопросам, включенным в повестку дня Парламента, или по другим вопросам национального значения.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове e) годовая конференция В целях оценки степени сотрудничества и для принятия решений в отношении новых направлений сотрудничества между Парламентом и организациями гражданского общества Председатель Парламента созывает годовую конференцию, в работе которой принимают участие представители организаций гражданского общества, а также представители Парламента Представители гражданского общества могут включаться в состав рабочих групп, создаваемых Парламентом и его рабочими органами для разработки или доработки отдельных проектов законодательных актов Все предложения организаций гражданского общества, внесенные в процессе сотрудничества, носят рекомендательный характер

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове В Молдове наиболее успешно сотрудничает с НГО Министерство экологии и природных ресурсов. В комиссии по различным проблемам (например, комиссии по биобезопасности, т.е. ГМО) приглашаются представители гражданского общества. Существует практика проведения совместных семинаров, круглых столов конференций. Показательна совместная работа правительство – НПО на международных форумах При министерстве существует Национальный экологический фонд, куда могут подавать заявки НГО

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Наиболее показательна работа на уровне сел - совместная разработка местным советом и НПО местного плана действий и стратегии развития села

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Важна не только связь НГО – власть, но важно взаимодействие всех секторов, в том числе и бизнеса Но, если НГО и бизнес находят общую, полезную для общества цель, то власть не всегда адекватно воспринимает помощь бизнеса ( Россия – Ходорковский)

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Перспективы развития партнерства между некоммерческими фондами и общественными объединениями в Молдове Неправительственные организации обычно представлены ассоциациями и фондами, причем деятельность и тех, и других направлена на решение некоммерческих задач. Ассоциации объединяют людей, фонды – финансовые и другие средства.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Молдавский закон о фондах принят Парламентом в 1999 году – первый законодательный акт такого рода в СНГ. Он ставит целью заложить в Молдове основы цивилизованной благотворительности, которая может осуществляться через создание фондов любым физическим или юридическим лицом частного права. Обычно с такой инициативой выступает бизнес.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Наше исследование: Главной целью нашего исследования (2001г.) было определение степени готовности местного бизнеса сотрудничать с некоммерческими организациями, в том числе с использованием закона «О фондах». Задача, которую мы поставили, была – понять, насколько местные некоммерческие фонды могут стать партнерами ОО для решения социальных проблем Молдовы через финансирование общественно-полезных проектов неправительственных организаций.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Информированность бизнеса о некоммерческом секторе: Все опрошенные бизнесмены знали о существовании и деятельности неправительственных некоммерческих организаций. Наиболее распространенными сферами деятельности НПО, по мнению бизнесменов, являются (в порядке убывания): социальная защита малообеспеченных слоев населения, охрана окружающей среды, культура и искусство, охрана здоровья, защита прав человека, охрана культурного и исторического наследия, физкультура и спорт, социальный туризм, наука и образование, борьба с коррупцией.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Отношение бизнеса к НПО Практически все опрошенные признают позитивную роль общественных организаций в обществе, лишь 3 респондента из 60 ответили, что НПО не играют существенной роли или никакой роли в обществе.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Уровень понимания бизнесом специфики НПО и мотивации работы в них Значительная часть бизнесменов (45%) не имела четкого представления о том, каковы отличительные черты некоммерческих организаций от коммерческих. При этом, по мнению опрашиваемых, основной мотивацией деятельности людей, работающих в НПО, является: желание принести пользу обществу (70%). Бизнесмены, в основном, доверяют людям, работающим в НПО, не доверяют лишь 2%, и скорее не доверяют 7%.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Связь II-го и III-го секторов общества К большинству опрошенных бизнесменов НПО никогда не обращались за материальной поддержкой своей деятельности (70%) и это свидетельствует о слабой связи двух секторов. При этом 89% бизнесменов выразили готовность оказать материальную поддержку деятельности НПО, причем большинство из них не предусматривают для себя никакой выгоды (66%). 45% предпочитали бы оказать поддержку путем перечисления на счет созданного ими самими благотворительно фонда, а по 14% - выполнением работ, оказанием услуг или перечислением на счет НПО.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Вывод: в лице успешных бизнесменов НПО имеют хороших потенциальных партнеров, позитивно относящихся к НПО При этом, бизнесмены в большинстве абсолютно не подготовлены к цивилизованной филантропии, путем учреждения собственного фонда или фонда своей компании. Мы посчитали, что просвещение и помощь бизнесу в этом – задача для «третьего» сектора. Это послужило толчком для нашего проекта «Развитие филантропии в Молдове»

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Оценка степени знакомства бизнеса с законом о фондах Из общего числа респондентов 40% знали о существовании закона, остальные либо не знали, либо не были уверены (по 30% соответственно). Однако только 10% были знакомы с его содержанием, совсем не знакомы 62% и не уверены, что знакомы - 28%. Обнадеживает, что 51% опрошенных считают, что закон должен работать на территории Молдовы и только 7,5% считают, что «нет».

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Морально-психологические установки для развития местной благотворительности через создание фондов – роль Запада 55% респондентов считают справедливым и оправданным, что западный бизнес оказывает поддержку молдавским неправительственным организациям в решении актуальных проблем общества, в то время как местный бизнес в очень малой мере вовлечен в этот процесс. Почти все опрошенные считают, что западный бизнес, поддерживая инициативы в Молдове, преследует своей целью желание самоутвердиться в мире, внедрить свой капитал в страну, при этом, исповедуя философию – поддержать слабых. Но почти никто не исключает идеи получения научно- техническую информации.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Препятствия для создания местных фондов Те представители бизнеса, которые считают, что их фирма не может учредить фонд (а таких 19 %) считают, что этому мешает, в первую очередь, недостаточная уверенность в завтрашнем дне. Затем, в порядке убывания: бизнес в Молдове еще не созрел для создания корпоративных фондов; создаваемый фонд «мозолил бы глаза» Правительству, налоговой инспекции, демонстрируя благосостояние фирмы; мало информации о фондах, государство пусть решает социально значимые задачи, а я плачу налоги; не считаю, что фонд – это оптимальный механизм для решения социально важных задач. Все-таки 30% респондентов считают, что их фирма могла бы учредить фонд, а 51% пока затрудняются ответить

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Приоритеты для местных фондов в Молдове Те бизнесмены, которые ответили утвердительно на вопрос о намерении создать некоммерческий фонд, чаще всего предпочитают записать в свой Устав, следующие приоритеты: социальная поддержка малообеспеченных слоев населения, наука, здравоохранение, права ребенка, охрана окружающей среды. Поддержку малого бизнеса отметил только 1 человек.

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Отношение к идее в целом: Идею развивать местные некоммерческие фонды для поддержки социально-значимых инициатив в Молдове считают полезной и нуждающейся в поддержке 77% опрошенных руководителей фирм и компаний. Сегодня в Молдове успешно работает фонд «Мир- зеркало для Молдовы»

Практика межсекторального сотрудничества в СНГ и Молдове Очень важно взаимодействие с СМИ, что может объединить "четвертую власть" и "третий сектор»? И пресса, и НПО являются своего рода альтернативной "властью", и лишь взаимопонимание поможет установлению конструктивного сотрудничества между ними. Деятельность НПО может стать привлекательной для СМИ только в том случае, если она будет абсолютно прозрачной, проблемы волновали и интересовали общественность. От журналиста же требуется ответственность за каждое обнародованное слово. Как бы то ни было, если до сих пор сотрудничество СМИ и НПО было неполноценным, стороны не вполне осознавали, что по сути являются естественными союзниками,

Большое спасибо за терпение !