АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛ. (ПО УЧЕБНИКУ А.Ф.НИКИТИНА) Пути достижения планируемых результатов Мишина И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С новым учебным годом, дорогие коллеги!. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ учитель обществознания.
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ В СВЕТЕ ФГОС НОО. Презентацию составила Овчинникова Т.Е., учитель МБОУ СОШ 7 г. Кольчугино.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Психологические особенности подросткового возраста.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Роль преподавания общественных дисциплин в формировании гражданского сознания обучающихся.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
МОБУ «Янинская СОШ» Педагогический совет Тема: Из опыта работы педагогов по проектной деятельности 15 апреля года.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Транксрипт:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛ. (ПО УЧЕБНИКУ А.Ф.НИКИТИНА) Пути достижения планируемых результатов Мишина И.А.

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО СПОСОБА МЫШЛЕНИЯ Проектирование качества образования (достижение гарантированных результатов); технологичность достижения результатов (сопоставление целей и результатов образования); управление процессом достижения ожидаемых результатов через фиксацию промежуточных результатов, программу развития УУД; коррекция достижения результативности в пошаговом режиме РАБОТА С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

ЦЕЛИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности. Правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие личности в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

ЦЕЛИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

ЦЕЛИ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; содействие предпрофильной подготовке школьников

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ умений выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Познавательная сфера относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Ценностно-мотивационная сфера понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; Трудовая сфера знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Коммуникативная сфера знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Эстетическая сфера понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ УРОКА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Уважение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; - Воспитание убежденности в важности для человека вообще и для обучающихся, в частности, общества семьи и семейных традиций; - Понимание важности дружбы и сотрудничества через обсуждение взаимоотношений между одноклассниками; - Становление гражданских качеств личности с помощью разработки правил поведения в различных ситуациях; - Развитие самостоятельности школьников при разработке собственных творческих работ. - Воспитание ответственности за свои действия при рассмотрении обязанностей обучающегося в разных ситуациях школьной жизни.

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЗАДАЧ УРОКА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Рассмотреть важнейшие обществоведческие понятия «общество», «личность», «природа», «труд», «общение», «способности»; - Познакомить учащихся со способами определения - Изучить обязанности гражданина России по Конституции РФ; - Определить понятия «мораль», «культура», «нормы», «традиции»; - Обсудить роль в жизни человека; - Сравнить правовые нормы разных государств; - Привести примеры нравственных поступков; - Обменяться мнениями по роли образования в жизни человека; - Разработать правила взаимодействия в группе.

КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ КРИТЕРИЙ (греч. criterion) признак, на основании которого формируется оценка качества образовательного процесса. Критерии представлены в требованиях к результатам образования и являются мерилом такой оценки. ПОКАЗАТЕЛЬ – обобщённая характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата, понятия или их свойств. Показатели раскрывают содержание критериев. ИНДИКАТОР - указатель, отображающий изменения какого-либо параметра образовательного процесса или состояния объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного наблюдения легко интерпретируемым способом. Индикаторы нередко представлены в количественной форме.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Показатели: объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках, отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению, осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний; Определять свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: - культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, - базовых российских гражданских ценностей, - общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений. 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонаци- онального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ Показатель: объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России Вопрос: «Как вы оцениваете позицию известного исторического деятеля Михаил Бакунин: «В революционере должны быть задавлены чувства родства, любви, дружбы, благодарности и даже самой чести. Он не революционер, если ему чего-либо жалко в этом мире. Он знает только одну науку - науку разрушения».

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Осознавать себя ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя - с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, - с земляками, народом, - с твоей Родиной, - со всеми людьми - с природой; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений, стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В диалоге с учителем учиться: вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

ПРИМЕРЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОКА В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В результате занятия учащиеся смогут: - давать определение понятиям «поколение», «семья», «семейные традиции», «семейные ценности» - называть не менее четырех нравственных качеств личности; - называть не менее трех проявлений внутреннего мира человека; - приводить не менее трех примеров проявления сострадания и милосердия; - сформулировать аргументы или контраргументы по правилам взаимодействия людей в группе; - назвать не менее трех причин (следствий) выделения человека из мира животных; - сформулировать не менее трех вопросов разных видов по теме «Вредные привычки»; - занять позицию по поводу ответственности несовершеннолетнего за нарушение закона; - высказать собственное мнение о ценности и пользе образования, о желаемом (воображаемом) образе школы.