Содержание: Словосочетание; Простое предложение; Главные члены предложения; Второстепенные члены предложения; Второстепенные члены предложения; Практические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Члены предложения Сказуемое Подлежащее Дополнение Определение Обстоятельство Правила.
Advertisements

Презентация по русскому языку на тему: Второстепенные члены предложения.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Опорный конспект по теме Словосочетание 8 класс. Словосочетание сочетание двух (и более) самостоятельных слов связанных грамматически и по смыслу (Словосочетания.
Словосочетание Словосочетание Выполнила: ученица 8«а» класса МОУ «Озерно – Кузнецовская СОШ» Денисенко Яна Учитель: Кикавская Л. М.
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Сказуемое, типы сказуемых 1 Т.Н.Самсонова, Сузунская СОШ 2.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Способы выражения сказуемого. Часть 3. Предисловие Эта презентация поможет вам подготовиться к выполнению тестовых заданий В 9 и В 12. Вот как они сформулированы.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Определение.
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Аминова Т.Ш.
Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Сказуемое Выполнила: Ямалиева Ф.А. Учитель русского языка МАОУ «СОШ с УИОП 3» г. Березники.
Презентация по теме «Главные члены предложения». Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи (о чём говорится?)
Второстепенные члены предложения Проект по русскому языку выполнил Бакиров Максим, ученик 8 класса А.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Урок Урок русского языка в 8 классе на тему: «Предложение» Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна МОУ СОШ 3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского.
Марютина Н.А. Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3 им. П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»
Транксрипт:

Содержание: Словосочетание; Простое предложение; Главные члены предложения; Второстепенные члены предложения; Второстепенные члены предложения; Практические задания.

Словосочетание Это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Любить животных; Дождь или снег. Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него. Осенний ветер срывает последние листья с берез и осин. Выделяем грамматическую основу, а затем словосочетания. Грамматическая основа: Ветер срывает. Словосочетания:1)осенний ветер; 2) срывает листья; 3) последние листья; и т.д.

Виды словосочетаний. Словосочетания Сочинительные Дождь или снег. Подчинительные Любить животных Цельные словосочетания

Сочинительные словосочетания В сочинительных словосочетаниях нет главных и зависимых слов. В этих словосочетаниях объединяются равноправные слова: нельзя задать вопрос от одного слова к другому. День и ночь. Сочинительные словосочетания обычно состоят из слов, относящихся к одной части речи: гудит и воет; осенний, но теплый; однообразно и уныло. Они входят в состав подчинительных словосочетаний как одна часть- главная или зависимая. Например…Например…

(ясно и выразительно) говорить; (Загреметь и застучать) по крыше; Связь (между городом и деревней). Читать (книги и журналы). Примеры:

Подчинительные словосочетания В предложении больше подчинительных словосочетаний, в которых одно слово является главным (от него и задается вопрос), а другое зависимым. В предложении Осенний ветер срывает последние листья с берез и осин. существительные ветер и листья распространяются прилагательными, образуя подчинительные словосочетания: осенний ветер, последние листья; глагол подчиняет себе существительные, образуя словосочетания: срывает листья, срывает с берез осин.

Самостоятельные слова, входящие в подчинительные словосочетания, выполняют в предложении роль отдельных членов предложения: Я вижу приметы осени Осенний воздух прозрачен. Осенью птицы улетают на юг. Ч т о? к а к о й? к о г д а?к у д а?

В речи встречаются подчинительные словосочетания, разные по строению, но одинаковые или близкие по значению. Такие словосочетания являются синонимичными. Например: девушка из города - городская девушка; сцена театра – театральная сцена; пожар в лесу – лесной пожар; берег моря – морской берег и др. Однако такая взаимозаменяемость возможна не всегда: так, словосочетание исторический день нельзя заменить сочетанием день истории; словосочетание день в лесу не имеет синонимичного лесной день.

Цельные словосочетания. Обычно каждое слово, входящее в словосочетании, являются отдельным членом предложения. Однако есть и такие словосочетания, которые сохраняют свою цельность и в предложении выступают как один член предложения. Такие словосочетания называют цельными. В них главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово. Наиболее употребительны следующие:…следующие:…

Цельные словосочетания: Словосочетания с главным словом Числительным. Словосочетания, в состав которых Входит предлог из, с общим значением избирательности Словосочетания, в состав которых Входит предлог с, с общим значением совместности Словосочетания, которые включают Формы сущ. типа с глазами, с носом И прилаг.,определяющие их.

1) словосочетания с главным словом числительным: три пальмы, много песен, несколько минут и др. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Оленин убил пять штук фазанов. К этой группе примыкают словосочетания, в которых главное слово – существительное образовано от числительных: сотни дорог, десятки километров и др. – или сближается с ними по значению: большинство учеников, часть книг и др.

2) словосочетания, в состав которых входит предлог из, с общим значением избирательности: один из учеников, двое из класса, кто-нибудь из вас, любой из нас и др. Кого из водолазов вы пошлете в воду? Лиза ехала в один из ближайших посёлков за новыми экспонатами для музея.

3)словосочетания, в состав которых входит предлог с, с общим значением совместности: мать с сыном, мы с тобой, нитка с иголкой и др. В саду березки с кленами встречают нас поклонами. Нет цельных словосочетаний этого типа при сказуемом-глаголе в форме ед. ч. Сравните: Мать с сыном пошла гулять.- Мать с сыном пошли гулять.

СодержаниеСодержание. 4)словосочетания, которые включают форму существительных типа с глазами, с носом, с лицом, роста и др. и прилагательные, определяющие их: Девушки с веселыми, смеющимися лицами дарили танкистам цветы и ласковые улыбки. Цельные словосочетания этой разновидности могут иметь в качестве главного слова и другие существительные, например: Давыдов шёл неспешным, но широким шагом.

Простое предложение. Основные виды простого предложения.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными: Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными: Приятно пахнет черёмуха. Приятно пахнет черёмуха. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называется односоставным: Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называется односоставным: Бездонной кадки водою не наполнишь. Бездонной кадки водою не наполнишь.

Порядок слов в предложении. В русском языке каждый член предложения имеет свой определенное место. Представление о порядке членов предложения может дать схема: В русском языке каждый член предложения имеет свой определенное место. Представление о порядке членов предложения может дать схема: Подлежащие.Сказуемое Согласованное определение Обстоятельство образа действия Дополнение, Остальные обстоятельства

В речи указанный порядок членов предложения часто нарушается. Изменение прямого порядка слов называется инверсией (от. Лат. «инверсио» - перестановка). Инверсия позволяет: 1)выделить наиболее важные по смыслу члены предложения; 2)связать части текста;3)выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи; В речи указанный порядок членов предложения часто нарушается. Изменение прямого порядка слов называется инверсией (от. Лат. «инверсио» - перестановка). Инверсия позволяет: 1)выделить наиболее важные по смыслу члены предложения; 2)связать части текста;3)выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи; Подлежащее обычно ставится перед сказуемым. – перед определяемым словом, обстоятельство образа действия – пред сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнение – после сказуемого. Такой порядок слов называется прямым. Подлежащее обычно ставится перед сказуемым. Согласованное определение – перед определяемым словом, обстоятельство образа действия – пред сказуемым, а остальные обстоятельства и дополнение – после сказуемого. Такой порядок слов называется прямым.

Так, в предложении Белеет парус одинокий в тумане моря голубом инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определений одинокий и голубом ( прямой порядок слов: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря). Так, в предложении Белеет парус одинокий в тумане моря голубом инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определений одинокий и голубом ( прямой порядок слов: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря). В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте. В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте. СодержаниеСодержание.

Главные члены предложения. Подлежащее. Подлежащее. Подлежащее. Сказуемое: Сказуемое: Сказуемое: 1.Простое глагольное. Простое глагольное.Простое глагольное. 2.Составное глагольное Составное глагольноеСоставное глагольное 3.Составное именное. Составное именное.Составное именное. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. содержание

Подлежащее. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы им. п. кто? или что? Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы им. п. кто? или что? Подлежащие отвечает на общий вопрос: о чём( о ком) говорится в предложении? Например: Незримо по лесам поёт и бродит осень. О чем говорится в этом предложении?-об осени. Осень-подлежащее, обозначает предмет. Подлежащие отвечает на общий вопрос: о чём( о ком) говорится в предложении? Например: Незримо по лесам поёт и бродит осень. О чем говорится в этом предложении?-об осени. Осень-подлежащее, обозначает предмет.

Иногда одного общего вопроса для выделения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами кто? Или что?, помогающими найти в предложении слово в им. п. : В саду горит костёр рябины красной. Иногда одного общего вопроса для выделения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами кто? Или что?, помогающими найти в предложении слово в им. п. : В саду горит костёр рябины красной. На вопрос: о чём говорится в этом предложении ?-можно ответить: о саде, о костре, о рябине. Чтобы выделить подлежащее, используем также вопросительное слово что вместе со сказуемым. Что горит?- Костёр. Следовательно, подлежащим в этом предложении является слово костёр, образующее вместе со сказуемым грамматическую основу. На вопрос: о чём говорится в этом предложении ?-можно ответить: о саде, о костре, о рябине. Чтобы выделить подлежащее, используем также вопросительное слово что вместе со сказуемым. Что горит?- Костёр. Следовательно, подлежащим в этом предложении является слово костёр, образующее вместе со сказуемым грамматическую основу.

Подлежащее может быть выражено: Подлежащее может быть выражено: 1. Существительным в им. п.: 1. Существительным в им. п.: Сонный туман на лугах серебрится. 2. Местоимением в им. п.: 2. Местоимением в им. п.: Все утомились за день до изнеможения 3. Инфинитивом: 3. Инфинитивом: Курить- здоровью вредить. 4. Цельным словосочетанием: 4. Цельным словосочетанием: Две капли брызнули в окно. Место подлежащего может занять любая часть речи. Место подлежащего может занять любая часть речи. содержание

Сказуемое. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи: И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете? Этот вопрос можно уточнить вопросами: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он? Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете? Этот вопрос можно уточнить вопросами: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он? Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени. Выбор частного вопроса зависит от типа сказуемого. Общий смысл сказуемого совмещает лексическое и грамматическое значения. Грамматическое значение – это значение наклонения и времени.

По строению и значению сказуемые разнообразны: По строению и значению сказуемые разнообразны: Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся желтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом- глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения. Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном желтыми. Деревья желтеют. – Деревья продолжают желтеть. – Деревья становятся желтыми. Эти предложения близки по значению, но не равнозначны. Различия создаются строением и значением сказуемых. В первом предложении сказуемое выражено одним словом- глаголом желтеют. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значения. Во втором и третьем предложениях сказуемые выражены двумя словами: слова продолжают и становятся передают грамматическое значение, а основные лексические значения этих сказуемых заключены в инфинитиве желтеть и прилагательном желтыми.

Виды сказуемого. Простое. Простое. Простое. Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и лексическое, и грамматическое значение: Брат учится в институте. Брат учится в институте. Составное. Составное сказуемое составляется из нескольких слов, которые образуют две части: основную и вспомогательную. Основная часть выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная- грамматическое значение и добавочные лексические значения.

По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть – инфинитив) и именное (основная часть – имя): По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть – инфинитив) и именное (основная часть – имя):глагольное именноеглагольное именное Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. Деревья продолжают желтеть. Брат стал учиться в институте. Деревья становятся желтыми. Брат стал студентом института. Деревья становятся желтыми. Брат стал студентом института. Простое глагольное сказуемое. желтеютучился Составное глагольное сказуемое продолжают желтеть стал учиться Составное именное сказуемое становятся желтыми стал студентом

Простое глагольное сказуемое. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом – глаголом в форме одного из наклонений: изъявительного, сослагательного и повелительного, например: В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом – глаголом в форме одного из наклонений: изъявительного, сослагательного и повелительного, например: 1) Ум не замещает знания. 1) Ум не замещает знания. Простое глагольное сказуемое может быть также выражено: Простое глагольное сказуемое может быть также выражено: а) глаголом не только простого, но и сложного будущего времени. Еще я долго буду петь. а) глаголом не только простого, но и сложного будущего времени. Еще я долго буду петь. б) глаголом быть со значением наличия, существования. На рассвете был туман. б) глаголом быть со значением наличия, существования. На рассвете был туман. в) фразеологизмами, в которых есть спрягаемая глагольная форма. Он пришел в себя. в) фразеологизмами, в которых есть спрягаемая глагольная форма. Он пришел в себя. содержание

Составное глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части: Я начал работать. – Я хочу работать. – Я люблю работать. Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части: Я начал работать. – Я хочу работать. – Я люблю работать. Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве. Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключается в инфинитиве. Вспомогательная часть выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения: Вспомогательная часть выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения: а) начало, продолжение и конец действия (стал читать, продолжал говорить, перестал прыгать и т. д.): Девочка перестала плакать. а) начало, продолжение и конец действия (стал читать, продолжал говорить, перестал прыгать и т. д.): Девочка перестала плакать.

б)желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть и т. д.): Всем хотелось принять участие в вечере. б)желательность, возможность, необходимость действия (хотел помочь, мог успеть и т. д.): Всем хотелось принять участие в вечере. в) эмоциональную оценку действия: Я люблю читать. в) эмоциональную оценку действия: Я люблю читать. содержание

Составное именное сказуемое. Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения. Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения. Вспомогательная часть выражается: 1) глаголом- связкой быть, который не имеет яркого лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует; 2) глаголами – связками стать, становиться, делаться, казаться, называться и др.: Вода была теплая. Вода казалась теплой. Была выражает только грамматические значения, а казалась выражает и добавочные лексические значения. Вспомогательная часть выражается: 1) глаголом- связкой быть, который не имеет яркого лексического значения и в настоящем времени обычно отсутствует; 2) глаголами – связками стать, становиться, делаться, казаться, называться и др.: Вода была теплая. Вода казалась теплой. Была выражает только грамматические значения, а казалась выражает и добавочные лексические значения.

Именная часть сказуемого чаще всего может быть выражена существительным, прилагательными, причастиями, словами состояния : Зелень – это песня земли. Всё небо было в мелких облаках. Погода была не из приятных. Именная часть сказуемого чаще всего может быть выражена существительным, прилагательными, причастиями, словами состояния : Зелень – это песня земли. Всё небо было в мелких облаках. Погода была не из приятных. Реже именная часть выражается числительными и местоимениями: Пять плюс пять будет десять. Реже именная часть выражается числительными и местоимениями: Пять плюс пять будет десять. Именная часть может быть выражена также цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Он был мастером на все руки. Существительное в именной части сказуемого при глаголе – связке быть может иметь форму им. и тв.п. Чаще всего им.п. обозначает постоянный признак, а тв.п. – временный. Грин был суровый сказочник и поэт. Именная часть может быть выражена также цельными словосочетаниями и фразеологизмами: Он был мастером на все руки. Существительное в именной части сказуемого при глаголе – связке быть может иметь форму им. и тв.п. Чаще всего им.п. обозначает постоянный признак, а тв.п. – временный. Грин был суровый сказочник и поэт. содержание

Тире между подлежащим и сказуемым. Ставится, если: Ставится, если: Сущ. – сущ.; Инф. – инф.; Числ. – числ.; Сущ. – инф.; Инф. – сущ. Если в составе сказуемого есть указательные частицы это или вот, тире ставится перед ними. Не ставится, если: В составе сказуемого есть частица НЕ Или сравнительные частицы (как, словно, точно, будто и др. ) Если подлежащее выражено местоимением. содержание

Второстепенные члены предложения. Определение. Определение. Определение. Дополнение. Дополнение. Дополнение. Обстоятельство. Обстоятельство. Обстоятельство. содержание

Второстепенные члены предложения. Второстепенные члены обычно распространяют грамматическую основу предложения, но могут относится и к другим второстепенным членам. В предложении с одним главным членом второстепенные члены относятся к нему. Например: В лесу огонь пожара бураном размело. Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно найти слово, от которого он зависит, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает и какой частью речи выражен.

Как и слова, члены предложения могут быть однозначными и многозначными. Сравните: Московский(к а к о й?) поезд прибыл без опоздания. – Поезд (к а к о й? о т к у д а?) из Москвы прибыл без опоздания. В первом предложении слово московский является определением. Это однозначный член предложения, так как отвечает только на вопрос определения. Во втором предложении из Москвы – многозначный член предложения, так как отвечает на два вопроса( вопрос определения и вопрос обстоятельства) и совмещает значения определения и обстоятельства. содержание

Определение. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? и др. По способу выражения. НесогласованныеСогласованные содержание

Согласованные определения. Согласованные определения выражаются прилагательными, местоимениями, причастиями, числительными, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже: (ч ь я?)Наша(к а к а я?) кочевая дорога вьется(с к о л ь к и м и?) двумя колеями. Согласованные определения обычно стоят перед определяемым словом.

Несогласованные определения. Несогласованные определения выражаются: Существительными с предлогами и без предлогов; Сравнительной степенью прилагательного; Инфинитивом; Несогласованные определения обычно стоят после определяемых слов. Несогласованные определения богаче согласованных по своему значению, так как они могут совмещать значение определения со значением обстоятельств и дополнений. К таким определениям обычно можно задать два вопроса: Встреча(какая? С кем?)с друзьями состоится в субботу.

Определения иногда несут основную смысловую нагрузку члена предложения, с которым они согласуются, и могут быть включены в его состав: Городской человек редко встречается с землёй. Определения могут конкретизировать предмет по качественному признаку (жаркое лето, волнистая рожь), по действию (зеленеющее поле, выполненное задание), по месту (лесной пожар), по времени (майская гроза),по отношению к другому предмету (деревянный дом), по принадлежности (отцовский дом).

Дополнение. Второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей существительных. Дополнения обычно зависят от членов предложения, выраженных глаголами, причастиями, деепричастиями: гуляю с другом, гуляющий с другом, гуляя с другом. От одного и того же глагола – сказуемого могут зависеть разные по значению дополнения: Я пишу: 1.Что? Письмо (предмет, на который направлено действие). 2.Кому? Брату (адресат действия) 3.Чем? Ручкой (орудие действия ) 4.О чем? Об отдыхе (предмет сообщения) 5.На чем? На бумаге (предмет, на котором совершается действие)

Дополнения также могут зависеть от членов предложения, выраженных существительными, которые образованы от глагола, прилагательными, словами состояния и др. Дополнение может обозначать: 1.Предмет, на который может распространяться действие: писать письмо, стирать бельё и т.д. 2.Предмет, в пользу которого совершается действие: принести брату, написать матери и др. 3.Орудие или средство действия: рубить топором, рисовать фломастером и др. 4.Предмет для сравнения: быстрее ветра, выше Казбека и т. д. 5.Лицо, которое испытывает то или иное состояние: мне грустно, ему нездоровится и др. 6.Предмет, на который распространяется состояние: жалеть собак, нужно книгу и т. д.

Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, так как и подлежащее, и дополнение обозначают предметы. Например, в пословице Хороший снежок урожай сбережет две конкурирующие формы: снежок и урожай. Смысл подсказывает, что подлежащим является снежок, а урожай – дополнение. Сказуемое сбережет подчиняется подлежащему снежок и подчиняет себе дополнение урожай. содержание

Обстоятельство. Второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др. Например: Я читал бессистемно, безудержно, запоем. По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды: ОбстоятельстваВопросыПримеры 1.МестаГде? Куда? Откуда? С горы бежит поток проворный. 2.ВремениКогда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. 3.ПричиныПочему? Отчего? По какой причине? Сенокос запоздал из-за дождей.

4.Образа дейст- вия и степени Как? Каким образом? В какой степени? Снег падал медленно и бесшумно. 5.СтепениКак?За печкой тикал, как ходики, сверчок. 6. ЦелиЗачем? Для чего? С какой целью? Пчела за данью поле- вой летит из кельи восковой. 7.УсловияПри каком условии? Чуден Днепр при тихой погоде. 8.УступкиНесмотря на что?В домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки: В степи за хутором стыла прозрачная тишина. Обычно обстоятельства относятся к сказуемому, реже – к другим членам предложения: Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Обстоятельственные значения могут быть выражены как в простом, так и в сложном предложении. При этом образуются синтаксические синонимы. Сравните выражение времени и причины средствами простого и сложного предложений: 1)Я проснулся на рассвете. – Я проснулся, когда рассветало. 2)Я устал от жары. – Я устал, потому что было жарко.

Обстоятельства сравнения с союзами как, словно, будто, как будто называются сравнительными оборотами: Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. Сравнительные и деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки с предлогами несмотря на выделяются запятыми: И березы стоят, как большие свечки. На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи. содержание

Содержание Словосочетание Тире между подлежащим и сказуемым Однородные члены предложения Обособленные члены предложения Виды сказуемого Односоставные предложения

Словосочетание 1. Какое слов не является словосочетанием со связью 1. Какое слов не является словосочетанием со связью 1) гордость за сына 2) гордиться сыном 3) гордясь сыном 4) сыновняя гордость 2. Какое из сочетаний слов является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ? 2. Какое из сочетаний слов является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ? 1) продать дачу 2) проспать урок 3) пронести мимо рта 4) метко выстрелить 3.Какое из сочетаний слов не является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ? 3.Какое из сочетаний слов не является словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ? 1) молча сделать 2) вечно голодный З) родиться Весной 4) увидеть нечто

Тире между подлежащим и сказуемым 1.В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка? 1.В каком из предложений допущена пунктуационная ошибка? 1) Назначение каждого человека развивать в себе всё человеческое, общее и наслаждаться им. 2 Критика наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. 3) Голова без ума что фонарь без света. 4) Площадь Земли 150 миллионов квадратных километров. 2.Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире. 2.Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире. 1) Озеро ( ) как блестящее зеркало. 2) Ласковое слово ( ) что весенний день. З) Я ( ) всем чужой. 4) Труд ( ) самое лучшее лекарство. 3.Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка? 3.Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка? 1) Сибирская тайга это семь десятых всех наших лесных богатств. 2) Чтение вот лучшее учение. З) Знание в юности мудрость в старости. 4) Книга есть главнейшее орудие культуры. 4.Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире. 4.Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире. 1) Он ( ) хороший человек. 2) Стараться собирать впечатления ( ) большая ошибка. З) Быки здесь в самом деле мелки, но говядина ( ) очень хороша. 4) Женщины, особенно старые, повязаны платка и в этом наряде ( ) словно наши деревенские бабы. 5.В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых на месте пропуска ставится тире? 5.В каком варианте ответа правильно указаны все предложения, в которых на месте пропуска ставится тире? А. Вторая специальность Вена ( ) открытие и о ископаемых животных колонии, между которыми встречается много двузубых змей. Б. Англичанин ( ) барин здесь, кто бы он ни был. В. Недалеко от Устера мы объехали кругом холма, который где-нибудь в саду мог представлять большую гору: это ( ) куча каменьев, поросших кустарниками. Г. Но что ж такое ( ) Сингапур? 1)В,В 2) А, Б, В З)А, Б, 4)А, В, Г

Однородные члены предложения 1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Она сошла (1) медленно (2) с задумчивым интересом (3) к происходящему вокруг неё. 1)12)1,23)24)2,3 2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять занятые? 2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять занятые? В голосе его была (1) и неподдельная глубокая страсть (2) и молодость (3) и сила (4) и сладость (5) и какая-то увлекательно - беспечная (6) грустная скорбь 1) 2, 3, 4, 5 2) 1,2,3,4,5,6 3) 2,4,5,6 4) 2,3,4,5,6 3.Укажите предложение, в котором надо поставить одну занятую (знаки препинания не расставлены). 3.Укажите предложение, в котором надо поставить одну занятую (знаки препинания не расставлены). 1) Двор окружён был крепкою и непомерно толстою деревянною решёткой. 2) Около родника зеленеет мягкая почти бархатная травка. 3) После Пушкина началось энергичное стремительное невиданное восхождение русской литературы. 4) Чаще других виднеются плотные упругие лист ландыша высокие стебли отцветшего лесного левкоя. 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Вот уездный городок (1)с деревянными (2) кривыми домишками (3) бесконечными заборами (4) купеческими (5) необитаемыми каменными строениями (6) старинным мостом над глубоким оврагом... 1)1,2,3,4,5,62)2,3,4,5,6 3) 3, 4, 5, 6 4)3,4,6

Обособленные члены предложения 1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере (1) и спешил выйти вон (2) зажимая нос платком (3) опрысканным духами. 1)1,22)23)1,24)2,3 2.В варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 2.В варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. За фабрикой (1) почти окружая её гнилым кольцом (2)тянулось обширное болото (З) поросшее ельником и берёзой. 1)12)1,23)2,34)1,2,3 3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Подъезжая к лесу (1) увидел Муромский (2) соседа своего (3) гордо сидящего верхом (4) в чекмене (5) подбитом лисьим мехом (6) и поджидающего зайца. 1)1,4,5,62)1,2,3,4,53)1,3,4,5,6 4)1,2,3,4,5,6 - 4.Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой. 4.Укажите номер предложения с пунктуационной ошибкой. 1) Полный ощущения неопределённой опасности, Алексей оглядел лесосеку. 2) Сорока вспорхнула и распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. 3) Любка проснулась чуть свет и, напевая, стала собираться в дорогу. 4) К востоку от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота «мшары»

Виды сказуемого 1. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена правильно. 1. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена правильно. 1) Алексей с нетерпением ожидал появления хозяйской дочери. 2) Алексей с Нетерпением ожидал появления хозяйской дочери. З) Алексей с нетерпением ожидал появления хозяйской дочери. 4) Алексей с нетерпением ожидал появления хозяйской дочери. 2.В каком случае грамматическая основа выделена правильно? 2.В каком случае грамматическая основа выделена правильно? 1) Старик не снёс своего несчастья. 2) Старик не снёс своего несчастья. З) Старик не снёс своего несчастья. 4) Старик не снёс своего несчастья. 3.В каком случае грамматическая основа выделена неправильно? 3.В каком случае грамматическая основа выделена неправильно? 1) Ему отворили. 2) Две первые комнаты были темны. 3) Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною. 4) Не получая ответа, Дуня подняла голову.. и с криком упала на ковёр. 4.В каком случае грамматическая основа выделена правильно? 4.В каком случае грамматическая основа выделена правильно? 1) Приятель его советовал ему жаловаться 2) Приятель его советовал ему жаловаться 3) Приятель его советовал ему жаловаться. 4) Приятель его советовал ему жаловаться. 5.Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым. 5.Укажите номер предложения с простым глагольным сказуемым. 1) Было холодно. 2) Он считался в школе лучшим шахматистом. 3) Мы будем рады видеть вас у себя. 4) Ещё громче будут петь птицы. 6.В каком предложении сказуемое не является простым глагольным? 6.В каком предложении сказуемое не является простым глагольным? 1) Отцы друг ко ругу не ездили. 2) Барышни сходили по нём с ума. 3) Но всех более занята была им дочь а моего, Лиза. 4) Ей было семнадцать лет. 7.Укажите номер предложения с составным глагольным сказуемым. 7.Укажите номер предложения с составным глагольным сказуемым. 1) Все просили его спеть. 2) Я рад помочь вам. 3) Он будет читать всю ночь. 4) Я надеюсь быть вам полезным.

Односоставные предложения 1.Какое из предложений является односоставным? 1.Какое из предложений является односоставным? 1) Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. 2) Сырая земля у друга под ногами. 3) Впрочем, нам и в голову не приходило подозревать в Сильвио что-нибудь похожее на робость. 4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми. 2.Какое из предложений не является односоставным? 2.Какое из предложений не является односоставным? 1) Делать было нечего. 2) Вдруг мелькнула ей мысль. З) Мне всё же нельзя будет с Ним познакомиться... 4) Не до смеху было чопорной англичанке. 3.Укажите номер определённо-личного предложения. 3.Укажите номер определённо-личного предложения. 1) Я бы сделал уроки пораньше. 2) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? 3) После драки кулаками не машут. 4) Мне холодно. 4.Укажите номер неопределённо-личного предложения. 4.Укажите номер неопределённо-личного предложения. 1) Нужны песок, лопата. 2) Смелому всюду почёт. 3) Любишь кататься люби и саночки возить. 4) И на обломках самовластья Напишут наши имена! Напишут наши имена! 5.В каком варианте ответа правильно указаны все безличные предложения. 5.В каком варианте ответа правильно указаны все безличные предложения. А. У него своим плохо приходится. В. Старика отнесли в спальню. В. В передней никого не было. Г Небось у нас всего довольно. 1) А, В, Г 2) В.Г 3) А, Б, В, Г 4) А,Б,Г