Ц ЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО Зоя Александровна Кокарева, к.п.н, заведующий лабораторией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт Планирование и организация процесса формирования познавательных универсальных учебных действий Научный.
Advertisements

Учим себя самостоятельно. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Преемственность в формировании регулятивных УУД обучающихся начальной и основной школы на уроках окружающего мира и истории.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
МБОУ ВМР « Дубровская основная школа » Вологодского района Вологодской области.
Организация контроля и оценки образовательных результатов. Приёмы формирования оценочной деятельности младших школьников Л. П. Никитина, научный сотрудник.
Технологическая карта учебный год. Основные виды УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД смыслообразование нравственно-этическая.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Полтавский лицей» Система учебников «Начальная школа 21 века» 1 класс Урок обучения грамоте Тема урока: «Знакомство.
Современный урок ФГОС Бровкина Елена Александровна учитель начальных классов МБОУ СОШ 12»
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Формирование регулятивных умений. Формирование регулятивных УУД положительно отражается на качестве освоения предметного содержания.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Организация контроля и оценки образовательных результатов. Приёмы формирования оценочной деятельности младших школьников. Л. П. Никитина, п реподаватель.
Принципы построения урока в системно- деятельностном подходе» Выполнила учитель технологии МКОУ ООШ с.Перетино Крамаренко О.Л.
Школа молодого специалиста Организация самоконтроля и самооценки в учебной деятельности младших школьников Иванова Людмила Геннадьевна руководитель РМО.
Оценочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС НОО З.А. Кокарева к.п.н., доцент, зав. лабораторией развития НОО.
Транксрипт:

Ц ЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО Зоя Александровна Кокарева, к.п.н, заведующий лабораторией обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Лариса Петровна Никитина, научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС НОО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

В ЕДУЩАЯ ЗАДАЧА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ УЧИТЬ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. «Учебная деятельность представляет организацию обучения, направленную на постановку и решение учебных задач с опорой на внутреннюю потребность в учении и мотивацию усвоения обобщённых знаний» (В. В. Давыдов). В стандарте определены виды регулятивных УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция.

У РОК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Педагогическая цель - системообразующий компонент урока, обеспечивающий целостность и взаимосвязь всех структурных компонентов Структура урока: Цель средства результат Задачи Этапы Содержание Методы Формы Важно продумать деятельность детей на уроке

Т РЕБОВАНИЯ К ЦЕЛИ : диагностичность (замеримость - отражение степени достижения цели, точность, конкретность, однозначность понимания); обеспечивает достижение планируемых результатов: предметных, метапредметных, личностных; формулируется через глаголы Таким образом, цель должна иметь развивающий и дидактический аспект

Ф ОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ УРОКА Ведущая (главная) цель разбивается на задачи Задачи есть способ (ступени)достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения Формулируются через глаголы, отражающие формирование метапредметных и предметных результатов

П ОСТАНОВКА ЗАДАЧ К ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ УРОКА ( В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ) Тема урока: Дикие и домашние животные. Цель урока: организовать выяснение отличия образа жизни диких и домашних животных и выяснение правил отношения к животным. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихся о животных. 2. Обеспечить выявление учащимися общих признаков и различий диких и домашних животных. 3. Формировать умение составлять рассказ о животном по плану. 4. Составить правила ухода за домашними животным. 5. Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

В ЗАИМОСВЯЗЬ УУД В УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ В каждой учебной ситуации формируется несколько УУД, но доминирующим является одно. Например, задание на формирование действия моделирования может проходить в групповой работе, на основе погружения детей в общение. Доминирующее УУД- моделирование Коммуникативные УУД – условие формирования моделирования

П ОСТАНОВКА ЗАДАЧ К ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ УРОКА ( В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ) Цель урока: выяснить отличия диких и домашних животных. 1. Вспомнить известные знания о животных. 2. Выявить общие признаки диких и домашних животных. 3. Выявить главные различия диких и домашних животных. 4. Составить рассказ о животном по плану, работая в паре. 5. Составить правила ухода за домашними животными. 6. Оценить свою работу на уроке.

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Ввод понятия «цель урока» через определение: «Цель – это то, что мы узнаем на уроке, чему научимся». Обеспечение понимания и принятия цели через объяснение смысла цели, сообщённой учителем: «Я назову цель урока, а вы скажите, что нового мы узнаем сегодня на уроке, чему научимся. Итак, цель урока: узнать новый звук и букву, научиться читать слоги и слова с новой буквой. Что мы узнаем на уроке?» через осознание значимости цели: Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ через объяснение содержания темы урока обучающимися: Тема урока: «Звуки и буквы». «О чём пойдёт речь на уроке? Что узнаем? Назовите цель урока». через чтение обучающимися цели урока, записанной на доске, и объяснение её своими словами; выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора: Закончите формулировку цели урока на основе темы: «Однокоренные или родственные слова». «Цель урока: узнать, какие …».

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Мы продолжаем работать с родственными словами. Назовите тему урока по учебнику. Выберите из предложенных цель сегодняшнего урока: Узнать, какие слова являются родственными или однокоренными. Тренироваться в образовании родственных слов. Учиться различать родственные слова и формы слова. Определите соответствие цели урока названной теме. Тема урока: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс». Цель урока: подготовить выразительное чтение стихотворения. Уточнённая цель: проанализировать стихотворение и подготовить выразительное чтение.

Ф ОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ( В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ) ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ : узнать, выяснить, установить, определить, сравнить, составить, сформулировать, объяснить, пронаблюдать, обобщить, сделать вывод, распределить, подготовить, потренироваться, проверить, оценить, обнаружить, исправить … Формулировка цели на основе обнаружения и формулировки проблемы (проблемная ситуация): В…шня, сл…вы, …зюм. Мы увидели в л…су красивую л…су. Проблема: не знаем, какой буквой обозначить звук [и], потому что не знаем способ проверки слабой позиции.

Приёмы формирования УУД планирования Разбиение цели на задачи является переходным моментом к планированию собственной учебной деятельности. Цель: проанализировать стихотворение и подготовить выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс». Выберите из предложенных задач те, которые подходят к заявленной цели: прочитать стихотворение; проанализировать прочитанное; составить партитуру стихотворения; подготовить выразительное чтение; составить план стихотворения. (Последняя задача не подходит к жанру анализируемого произведения).

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ПЛАНИРОВАНИЯ Тема урока: «Растительное сообщество луга». О чём будем говорить на уроке? (цель) Выберите из списка вопросов те, на которые необходимо ответить на уроке: - Что такое луг? - Какие растения растут на лугу? - Какие условия нужны для существования луга? - Сколько ярусов растений на лугу? -Что общего и отличного в поле и луге?

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ПЛАНИРОВАНИЯ План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой. Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД ПЛАНИРОВАНИЯ Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника: Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим. Необходимо по ходу урока: периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? Какие критерии оценки работы содержит задание? Из данных слов выпиши имена существительные с безударным проверяемым гласным в корне слова, запиши проверочные слова. Отличать существительные от других частей речи. Определять корень слова. Находить безударный гласный в корне слова. Уметь проверять безударный гласный.

П РИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Учим обучающихся работать с критериями (выбор критериев из ряда предложенных): Обсудите в паре и выберите из предложенного критерии оценки выразительности чтения: Удалось передать настроение стихотворения. Паузы (короткие и длинные) сделаны верно. Интонация конца предложения соблюдена. Непонятные слова объяснены.

В ЫБОР ЗАДАНИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЗАЯВЛЕННОМУ КРИТЕРИЮ : Какое из заданий (упражнений на странице …) соответствует критерию (умению) подбирать проверочные слова? 1. Спиши слова, поставь ударение, подчеркни буквы безударных гласных звуков. 2. Найди проверочные слова в ряду однокоренных слов: Вода – водичка, водный, воды, подводный, водоросли, подводник. 3. Подбери как можно больше проверочных слов к слову « снежинка».

У РОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Предмет: обучение грамоте. Тема учебного занятия: «Звуки [к][к], буква К, к ». Место урока в теме: 1-й урок в теме «Звуки [к][к], буква К, к ». Тип урока: изучение нового материала. Цель и ожидаемый результат урока: формировать умение читать слоги и слова с буквой К, к. Задачи урока: - создать условия для выделения звуков [к][к] в словах; - организовать анализ и конструирование буквы К, к; - формировать умение обозначать новые звуки буквами в процессе звуко-буквенного анализа; - организовать чтение слогов и слов с новой буквой; - формировать умение понимать прочитанное на основе работы с текстом букваря.