Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства связи предложений в тексте. Структурно-смысловые виды связи В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: а)
Advertisements

Текст. Признаки текста. Анализ текста. Признаки текста: Смысловая цельность (единая тема) Грамматическая связь предложений.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Работа с микротекстом Аруева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 п Солнечный.
( Из заданий части В материалов ЕГЭ ) 2009 год. Морфологические 1. союзы, союзные слова, частицы 2. Местоимения ( личные, указательные ) 3. Наречия 4.
Ю.Н.Евдокимова 2008 г.. Дети сидели на уроке. В окно светило солнце. Запах луговой травы очень силен. В морозный день солнце сияет ярко. На карнизе сидят.
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 1 7 класс. Тема: стили литературного языка Цели: -закрепить понятие о стилях речи; -развивать навыки анализа текста.
ПРИГЛАШАЮ В МАСТЕРСКУЮ СОТРУДНИЧЕСТВА… Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай. Гуляй, где угодно, Ходи с ним повсюду,
Подготовка к написанию сочинения-рецензии по тексту Ю. Бондарева о Ф.М. Достоевском.
Урок развития речи 7 класс Учитель русского языка и литературы Михайлова Наталья Алексеевна ГБОУ школа 578 Приморского района г. Санкт-Петербург.
Употребление вводных слов конкретизирует и структурирует речь Употребление вводных слов конкретизирует и структурирует речь Понятие о вводных словах Употребление.
Текст. Тема и основная мысль текста Текст – это несколько предложений, которые объединены темой и основной мыслью. Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Средства связи. Заполните таблицу. Средства связи Лексические Морфологические Синтаксические синоним синтаксический параллелизм частицы неполное предложение.
ТЕКСТ Цель Обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Текст».
Подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку (за курс основной школы) по новой модели.
Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет!
Заголовок и основная мысль текста. Цели: закрепить понятия «тема текста», «основная мысль текста»; развивать умение находить предложения, в которых выражена.
ВИДЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ Теория и практика.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Автор презентации: Ивченко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Веселовская СОШ»
Урок русского языка в 8 классе. Учитель : Бессчастнова С. Н. МОУ « Средняя школа 20» г. Балаково Строение текста. Стили речи.
Транксрипт:

Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?

Текст это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация. Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Цепная Параллельная

повторяющихся или однокоренных слов (трудом без труда; верным слову верность слову); местоимений (книгу она; человек он) наречий (в лесу - там); синонимов (быстро, стремительно); * антонимов;

синтаксический параллелизм:...что знаешь в детстве -зна­ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева); противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог ; вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?); союзы; союзные слова, частицы, вводное слова ; порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы Морфологические: союзы, союзные слова, частицы, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий Синтаксические: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения), парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения), соположенность предложений (объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью обычно в описаниях окружающей среды) Средства связи предложений в тексте: Средства связи предложений в тексте:

В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья. Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней. Цепная

Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку) параллельная

Необходимо выяснить его роль в тексте, взаимоотношение заглавия и родовидовых слов в тексте. Вы продолжите работу по развитию письменной речи написанием изложения, самостоятельным подбором заглавия к нему, употреблением в тексте изложения обособленных определений.

«Расставание...» Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь темно-серых вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме.. (К.Ваншенкин.) Как вы думаете, о чем хотел рассказать поэт? Что связывает эти предложения? Какое бы вы дали название этому стихотворению? Вывод. (Заглавие одно из важных средство связи предложений в тексте.)

1) Выполнение упражнения 111 на с. 75 учебника «Развитие речи». 2) Прочитаем теоретический материал (дополнительные сведения) на с Знакомство с новым понятием. 1) Прочитайте теоретический материал на с. 79 учебника «Развитие речи» о понятии «композиционный стык». 2) Найдите в упражнении 119 это средство связи предложений в тексте.

Домашнее задание: выполнить упражнение 118, используя в тексте композиционный стык.