О социальной ответственности СМИ в период глобального кризиса ДОКЛАД доктора психол. наук, профессора Л.В. Матвеевой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Телевидение Контент – король Платное Новыетехнологии ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ АНАЛИТИКОВ Телевидение и аудитория в эпоху мультимедийности.
Advertisements

Блог – это составная часть интернета. В свою очередь – интернет – это компьютерная сеть, единая информационная система, которая предоставляет широчайшие.
Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
Роль экономики в жизни общества 11 класс 7-9 уроки профиль.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Социальная ответственность СМИ в условиях становления медиабизнеса Проф. Елена Вартанова Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Хорошо там, где нас нет? В этом есть доля правды. Представляем список 20 стран мира с самым высоким уровнем жизни на 2010 год. Ежегодно журнал «Quality.
«Влияние информационных технологий на этические и правовые аспекты развития общества» ГАОУ СПО Ишимбайский нефтяной колледж Влияние информационных технологий.
Алексей ГЛАЗЫРИН президент Российской ассоциации по связям с общественностью генеральный директор Группы компаний НЬЮТОН Современная идентичность как вектор.
Юбилейный десятый Российский Интернет Форум (РИФ-2006) марта 2006 г. г.Москва, Пансионат «Лесные дали» ПЛЕНАРНЫЙ ДОКЛАД А.Ю.Романченко Заместителя.
Октябрь 2007 Медийная реклама НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА.
Всероссийский Интернет-МАРАФОН 2006 ( IV Форум «Татарский Интернет» ) мая 2006 г., г. КАЗАНЬ Материалы 10-го Российского Интернет Форума (РИФ-2006)
Формирование повестки дня в российских СМИ и концепция социальной ответственности Профессор Елена Вартанова.
100%100% 1710%1710% 1260%1260% Источник: АКАР, АЦВИ -26%-26% -42%-42%
1 Психологические факторы иррационального потребительского поведения Ольга Патоша
Индустрия маркетинговых исследований в Казахстане: этапы становления, проблемы, перспективы Леонид Гуревич, Президент Центра бизнес-информации, социологических.
Онлайн-видео-реклама. Александр Гагин ( РИФ-2007www.promo.ru.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Телеканал Краснодар Плюс (ОАО МТРК «Краснодар») - признанный лидер в производстве городских новостей в течение многих лет. Телекомпания проходила многие.
Транксрипт:

О социальной ответственности СМИ в период глобального кризиса ДОКЛАД доктора психол. наук, профессора Л.В. Матвеевой

Кризис как глобальный фактор эволюции СМИ Кризис – это этап развития больших систем, смысл которого в переходе системы на другие принципы и механизмы функционирования. Людей давно интересовали закономерности возникновения революций, войн, модернизаций. Во время формирования капиталистической системы хозяйствования появились теории циклов всемирной социальной экономической эволюции. Это работы Кондратьева, членов Римского клуба, концепции Лундестада, Валлерстайна, Е.М. Примакова и др. Современный кризис показывает, что теории не всегда оправдываются, а человеческий фактор, провоцируемый страстями, может сорвать любые прогнозы и экстраполяции.

Есть ли универсальные сценарии выхода из кризиса? Один из сценариев – это стратегия замалчивания и упования на «авось, сам пройдет». Другой сценарий – это сценарий активного социального диалога и попытка перераспределения ресурсов между активными членами общества и наиболее беззащитными слоями населения. Третий сценарий – это сценарий коллективного совладания, согласно которому реальные деньги вкладываются в сельскохозяйственный сектор экономики, строительство дорог, и предоставляются льготные кредиты на покупку на внутреннем рынке тех товаров, которые не экспортируются. Можно сказать, что все три сценария отображены в работе наших СМИ.

Тенденции эволюции СМИ Первая тенденция. В активное медийное пространство вводится экономический дискурс. Появляется канал РБК, где специалисты и эксперты высокого уровня обсуждают основные тренды развития внутреннего и внешнего экономического пространства. Вторая тенденция. Проект «Имя России», в котором участвовало довольно большое количество людей разного поколения, выявил, что самыми популярными людьми в России являются Александр Невский, Петр Столыпин и Иосиф Сталин. С учетом того, что большая часть голосования проходила через интернет, можно предположить, что молодежь слабо информирована о том, что происходило в стране в прошлом столетии. Что означает, что с помощью СМИ была актуализирована бессознательная установка в стране на «жесткую руку», что может быть интерпретировано как проявление фрейма рабства. Люди готовы пойти на определенные жертвы, которые требуются для наведения порядка жесткой рукой, для спасения всего «племени».

Третья тенденция – патологический страх нашей интеллигенции перед цензурой контента СМИ. Этот страх поддерживается двумя группами профессионалов. Первая группа – элита нашей журналистики, которая в 90-х гг. явилась основателем новых демократических форм телевидения и радио, и которая еще помнит опыт борьбы за свободное информационное пространство. Поэтому для них любая цензура – это страх, что может быть закрыто не только плохое, но и все хорошее. Вторая группа – это группа бизнесменов от медиа, которые делают бизнес на трех «с»: Страх, Секс, Сенсации – и всячески лоббируют бесконтрольность и свободу информационных потоков в медиапространстве на всех уровнях.

Современное отечественное медийное пространство по сравнению с международными стандартами менее регламентировано, более свободно для творчества с точки зрения представления авторской позиции и содержит различного рода феномены пограничных состояний нормы – как биологической и медицинской, так и психологической и социальной. Это довольно опасное состояние, особенно во время кризиса.

Президент России Д.А. Медведев о ТВ информации ТУЛА, 11 марта 2009 г. – РИА «Новости»: «Влияние СМИ в любом обществе носит исключительный характер, а мы живем в очень информационно насыщенном мире» «Информация может быть благом, но она может быть и вредоносна» «Мы должны думать о качестве информационного потока» «Если в каждом доме будет по 20-30, а то и 100 каналов и свободный доступ в Интернет - а это вопрос нескольких лет - то, конечно, это повод более внимательно посмотреть на законодательство в этой сфере и духовные ориентиры, которые существуют в современном мире, на нашу духовную культуру, которая в известной степени находится в угнетенном состоянии»

Основные черты, характеризующие существование человека в информационной «глобальной деревне» Феномен Дилигенского Г.Г. «дефицит от изобилия»; Перфомансность; «Пуерилизм» по Хейзинга; Доминирование визуальной коммуникации; Размывание границы публичного-интимного; Динамика категорий гендерной идентичности; Феномен «гламурности»; Смешение культурных сценариев; Феномен отчуждения творца от продукта творчества.

Функции массовой коммуникации в обществе Согласно исследованиям Katz, Gurevitch и Haas (1973) можно выделить 35 потребностей, лежащих в основе обращения человека к СМК, которые могут быть объединены в пять категорий: Когнитивные потребности (в информации, знании, понимании). Аффективные потребности (эмоциональные и эстетические переживания, потребности в удовольствии). Потребности в личностной интеграции (усиление доверия, уверенности, стабильности личностного статуса). Потребности в социальной интеграции (усиление контактов с семьей, друзьями и др.). Потребности в уменьшении напряжения (избегание и отвлечение). И важнейшими переменными, определяющими эффект воздействия СМК на человека, по мнению E.Katz, являются особенности селективного восприятия и межличностные отношения.

Сегменты рынка 8 Интернет {Интернет-реклама + услуги интернет-провайдинга} Эфирное ТВ {телесети, чей доход составляет телереклама} Платное ТВ {платный доступ пользователям к ТВ-контенту через кабельные/ IP, спутниковые, мобильные сети} Видео-игры {продажа оборудования, ПО + размещение рекламы в играх} Кино {Прокат фильмов+продажа DVD+он-лайн скачивание фильмов} Звукозапись и дистрибуция музыки {он-лайн + офф-лайн} Радио (радиосети, чей доход формируется только от продажи радио-рекламы) Наружная реклама Издательство журналов {издание+продажа+размещение рекламы} Издательство газет {издание+продажа+размещение рекламы} Книгоиздание Бизнес-информация {факты и аналитика для бизнеса, распространяемые в платном режиме в проф.сообществах} Тематические и развлекательные парки Игорный бизнес и азартные игры Спорт + Данные предоставлены ООО «Хедворк аналитик с»

Таблица 1 Ожидаемые изменения в структуре российского рынка медиа и развлечений в период с 2006 по 2011 гг. Название сегмента2006, в % об общего объема российского рынка 2011, в % об общего объема российского рынка Кино4,85,1 Телевидение2023,8 Платное телевидение3,13,9 Звукозапись и дистрибуция музыки 3,11,8 Радио2,42,5 Наружная реклама7,55,2 Интернет реклама и интернет-провайдин 25,234,1 Видеоигры1,72,0 Бизнес-информациян.д. Издательство журналов6,75,5 Издательство газет12,88,0 Книгоиздание12,88,1 Объем всего рынка, в млрд долларов США 14, 72627,08 Данные предоставлены ООО «Хедворк аналитик с»

Таблица 2 Структура мирового рынка медиа и развлечений в период с 2006 по 2011 гг. Название сегмента2006, в % об общего объема международного рынка 2011, в % об общего объема международного рынка Кино6,86,1 Телевидение13,514,6 Платное телевидение13,513.4 Звукозапись и дистрибуция музыки 2,32,8 Радио2,93,5 Наружная реклама2,01,8 Интернет реклама и интернет-провайдинг 14,819,4 Видеоигры3,12,9 Издательство журналов7,86,7 Издательство газет14,712,3 Книгоиздание11,710,5 Бизнес-информация6,95,9 Объем всего рынка, в млрд долларов США тренд на уменьшение доли сегмента - тренд на увеличение доли сегмента Данные предоставлены ООО «Хедворк аналитик с»

ФАКТОРЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СМК интенсификация государственного аппарата пропаганды и информационной безопасности; усиление воздействия контента на аудиторию в результате усовершенствования информационных технологий; увеличение доступности широкополосной связи: 2001 г. – 30 млн абонентов, 2005 г. – 187 млн 2010 г млн; соединение бизнеса и Интернета: охват от 91% (Евросоюз) до 68,2 (Россия); ускорение перехода на цифровой формат создания и распространения медиа контента; создание стратегических альянсов телерадиовещательных компаний и Интернетпровайдеров

Данные предоставлены А.В. Шариковым

НЕГАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, АНТИЦЕННОСТИ (Исследования Л.Г. Свитич) Число фрагментов 2002 год Число фрагментов 2008 год Агрессивность, жестокость, убийство92110 Превалирование потребительства, потребительская психология11180 Блуд, прелюбодеяние, порок, ранние половые связи, аномальные отношения3056 Стяжательство, жадность60950 Дисгармония, уродство, несообразность48 Безбожие, оккультизм, культ ведьм, колдунов и пр.644 Безжалостность, нетерпимость7544 Раздоры и конфликты в семье, разрушение семьи, исковерканное детство2120 Пессимизм, обреченность, мрачность4719 Разрушительтсво, анархия, хаос2419 Бессовестность, нечестность512 Обреченность, болезни209 Бездушие, черствость, бессердечие87 Гордыня, зависть6 Рабская безропотность, покорность, трусость34 Безнравственность, аморализм53 Разъединенность, раздробленность, индивидуализм213 Человеконенавистничество, эгоизм, зависть63 Расточительность, мотовство3 Злоделие, поклонение злу82 Ложь, клевета, несправедливость72 Безродность, антипатриотизм, историческое беспамятство21 Пассивность, инертность, застой1 Леность, безделье1 Рутинность, шаблонность Разрушение природы Леность ума, нелюбознательность Итого: % ,9

Данные Л.Г. Свитич получены методом клип- контента. В течение недели в различные временные отрезки с 8-00 до велось последовательное переключение выбранных каналов и фиксировались фрагменты всех подряд передач, включая фильмы, рекламу и т.п. Фрагмент в поле внимания до тех пор, пока не будет понята суть доминирующей идеи (1,5 минуты). Всего анализировалось 1304 фрагмента.

КаналТрадиционные характеристики и ценности Негативные характеристики и антиценности Культура86,213,8 ТВЦ74,425,6 ОРТ69,330,7 Россия68,531,5 Звезда67,033,0 Домашний62,337,7 СТС51,748,3 НТВ51,348,7 ЕвроНьюс48,151,9 МузТВ46,753,3 РенТВ37,462,6 ТНТ34,865,2 ДТВ28,171,9 Среднее58,141,9

По данным Л.В. Матвеевой и Е.В. Лавровой: Оценка структуры категории опасности. По средним балам, выставленными респондентами, были рассчитаны рейтинги для каждой опасной ситуации в отдельности. До воздействия из предложенного для оценивания списка самые высокие баллы получили следующие ситуации: Болезнь близкого человека Потерять любимого человека Начало войны Заболеть опасной болезнью Попасть в заложники. Интересно, что список ситуаций-лидеров идентичен для женщин и мужчин. Однако есть некоторые различия. Сравним мужской и женский рейтинги.

И.А. Ильин «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Жизнь – есть борьба, в которой мы должны побеждать, а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое» «На пути к победе нас ждут угрозы и лишения. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери и лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. Искусство сносить лишения требует от человека двух условий: наличия ценностей, которые заслуживают любви и способности сосредоточить свое внимание, свою любовь и свою волю и воображение не на том, чего не хватает, а на том, что ему дано, иначе человек превращается в раба»

Сравнительные данные показателей здоровья и социально-экономического развития в Канаде, России и Китае (Н.М. Лебедева, В.И. Чирков, А.Н. Татарко «Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай», 2007) Показатели здоровья и социально-экономического развития КанадаРоссияКитай Ожидаемая продолжительность жизни: муж/жен (2005) 78/8359/7271/74 Ожидаемая продолжительность здоровой жизни: муж/жен (2002) 70/7453/6463/65 Годы счастливой жизни 59,829,856 Уровень субъективного благополучия (max 277-Дания; min 100-Бурундия) Удовлетворенность жизнью (max 10) 7.80 (1.85) 4.74 (2.56) 6.53 (2.46) Общее ощущение счастья (max 4) Численность населения (млн.) ВВП на душу населения ($)

Социальный капитал – это уходящие вглубь истории традиции социального взаимодействия, предполагающие нормы взаимности и доверия между людьми, широкое распространение различного рода добровольных ассоциаций (Р. Пантэм, 1996, с. 224). Социальный капитал влияет на мотивацию поведения в отношении поддержания или разрушения собственного здоровья.

Показатели социального капитала в Канаде, России и Китае КанадаРоссияКитай Политические права 167 Гражданские свободы 156 Уровень доверия («Большинству людей можно доверять») 38,823,754,5 Гражданская идентичность (насколько вы горды быть гражданином своей страны?) max 4 3,62,932,47 Уважение прав человека 3,091,773,18 Показатели личной активностиКанадаРоссияКитай Уровень осознанной личной активности (самостоятельности) 7,63 (1,92)5,59 (2,56)7,15 (2,5) Н.М. Лебедева, В.И. Чирков, А.Н. Татарко «Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай», 2007

Психологические механизмы влияния культуры на здоровье в России Основная единица анализа связей между индивидуально-личностными детерминантами поведения (свойствами личности, мотивацией, ценностями и установками) и директивными предписаниями культуры – это модели человеческих взаимодействий: ситуации, когда два или более человека вступают в непосредственный личный контакт друг с другом. Именно внутри таких человеческих взаимодействий происходит таинство создания (или поддержания) социальной реальности и именно внутри этих взаимодействий эта совместно созданная социокультурная реальность осуществляет свои директивные, предписывающие влияния на человеческое поведение.

Структура динамических отношений типов мотивации индивида в русской культуре Н.М. Лебедева, В.И. Чирков, А.Н. Татарко «Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай», 2007

Основные предложения по уменьшению влияния кризиса на работу СМИ. 1.Восстановление школы редакторов, которые владеют знаниями создания грамотных культурных фреймов и дискурсов во всех редакциях радио и телевидения. 2.Создание сценариев истории успеха и выходы из рабства в различных вариантах отечественных и зарубежных исторических эпох. Производство по этим сценариям телевизионных сериалов. 3.Объявить стратегической задачу восстановления атмосферы любви, доверия и уважения в общении между людьми с помощью СМИ. 4.Введение в образовательный процесс подготовки специалистов по СМИ курса «Психология воздействия информационных продуктов на психику и поведение человека». 5.Создание национального комитета по квалификации и экспертизе информационных и медийных продуктов. 6.Участие академиков IATR в формировании законодательной и информационной базы функционирования современных медиа в обществе. 7.Создание новой системы образовательной среды в интернете для профессионалов.