МБОУ ДПО «НМЦ» г.КЕМЕРОВО Тема 1 «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
Advertisements

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
РСЧС ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Титульный лист Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю «Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
обучение населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий,
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ.
МЧС России Федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.
Гражданская оборона Российской Федерации Выполнил Пономарев Дмитрий студента группы 20 Координатор Соколова Н.В.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Назначение: обучение личного состава подразделений, спасательных воинских формирований и органов управления РСЧС действиям.
Несчастные случаи с людьми происходят в различных сферах их деятельности, и для спасения людей одних только сил и полномочий МЧС России явно недостаточно.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
ГО и ЧС в ОУ. Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в области ГОЧС 1. ФЗ от « О гражданской.
Урок 8 Структура РСЧС. Глава 5 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Нормативно-правовые и организационные основы ГО. Сферы национальной безопасности по видам и источникам угроз, в обеспечении которых принимает участие.
Транксрипт:

МБОУ ДПО «НМЦ» г.КЕМЕРОВО Тема 1 «Нормативно-правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров»

1.Нормативно-правовая база в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 2.Организационные основы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. 3.Структура и основные задачи ГО, РСЧС, ГПС и ГИМС МЧС России. Учебные вопросы:

1.Указ Президента РФ от 11 июля 2004г. 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий». 2.Закон Российской Федерации 61 от г. «Об обороне». 3.Закон Российской Федерации от г. 28 «О гражданской обороне» (с изменениями ФЗ от г. 103-ФЗ), последняя редакция. 4.Закон Российской Федерации от г. 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», (последняя редакция) ЛИТЕРАТУРА:

5.Закон Российской Федерации 69 от г «О пожарной безопасности» (последняя редакция) 6.Закон Российской Федерации 172 от г. «О внесении изменений в ФЗ 69 «О пожарной безопасности»; в ФЗ 184 «Об общих принципах организации государственной власти субъектов РФ»; в ФЗ Постановление Правительства РФ от г. 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»( с изменениями ППРФ от г. 335, последняя редакция) ЛИТЕРАТУРА: (продолжение)

8.Постановление Правительства РФ от г. 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». 9.Закон об образовании (последняя редакция) 10.ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция) 11.ФЗ «Об экстремистской деятельности» (последняя редакция) 12.ФЗ «О противодействию терроризму» (последняя редакция)

1 учебный вопрос: Нормативно-правовая база в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Законодательство РФ в области ГО. Гражданская оборона в Российской Федерации организуется и ведется в соответствии с: положениями Конституции РФ; закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г , (с изменениями и дополнениями, последняя редакция); федеральных законов РФ: - «Об обороне» от г. 61-ФЗ; - «О гражданской обороне» от г. 28 –ФЗ( последние редакции) других федеральных законов и нормативно- правовых актов РФ, а также международных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Вопросы обороны и безопасности согласно ст.71 Конституции РФ отнесены к ведению Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий – к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ ( ст. 72 Конституции РФ).

Федеральный закон Российской Федерации О гражданской обороне от 12 февраля 1998 г. 28-ФЗ : Определяет: - задачи в области ГО ; - правовые основы их осуществления; - полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности в области ГО; - порядок руководства ГО и состав ГО. Вводит основные понятия в области ГО

Полномочия организаций в области ГО : планируют и организуют проведение мероприятий по ГО; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях ГО запасы материально- технических, продовольственных,медицинских и иных средств.

Обязанности граждан РФ в области ГО: Граждане РФ в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обучение в области гражданской обороны; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны

Изменения, которые внес 122-фз в 28-фз: Уточнено определение ГО. Отменено выражение НГО, а введено руководитель ГО. Отменено выражение ГОГО, а введено НАСФ. Отменено понятие службы ГО, а введено аварийно-спасательные службы. Отменен территориально-производственный принцип организации ГО.

Структура закона «О гражданской обороне» ФЗ РФ 28 Гл. I Общие положения Гл. I Общие положения Гл. II Полномочия органов государственной власти РФ в области ГО Гл. II Полномочия органов государственной власти РФ в области ГО Гл. III Полномочия органов исполни- тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности Граждан РФ в области ГО Гл. III Полномочия органов исполни- тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, права и обязанности Граждан РФ в области ГО Гл. IV Руководство гражданской обороны Гл. IV Руководство гражданской обороны Гл. V Силы ГО Гл. V Силы ГО Гл. VI Заключительные положения Гл. VI Заключительные положения Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организации в области ГО, силы и средства ГО, принципы организации и ведения ГО.

Законодательство РФ в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Основными законодательными актами в области организации защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются: - федеральный закон РФ О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера от г. 68-ФЗ; - федеральный закон РФ Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей от г. 151-ФЗ.

Закон О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера от г. 68-ФЗ определяет: общие для РФ организационно правовые нормы: в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. В законе дается следующее определение ЧС: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности людей.

Структура ФЗ 68 от Глава 1 Общие положения Определения ЧС Задачи РСЧС Принципы защиты Н. и Т от ЧС Глава 6 Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите Н и Т от ЧС Глава 7 Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты Н и Т от ЧС Глава 8 Международные Договоры РФ в области защиты Н и Т от ЧС Глава 9 Заключительные положения Глава 2 Полномочия органов Гос. власти РФ, органов Гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты Н И Т от ЧС Глава 3 Государственное самоуправление в обл. защиты Н и Т от ЧС Глава 4 Права и обязанности граждан РФ в обл. защиты Н и Т от ЧС и социальная защита пострадавших Глава 5 Подготовка населения в области защиты от ЧС

Федеральный закон «О пожарной безопасности 69- фз устанавливает: 69- фз устанавливает: общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации; закрепляет основные понятия, такие, как пожарная безопасность; требования пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности; пожарная охрана; государственный пожарный надзор и другие.

Федеральным Законом 69-фз определяется: система обеспечения пожарной безопасности и её основные функции, виды и основные задачи пожарной охраны, личный состав Государственной противопожарной службы; гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы; финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности; полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; права, обязанности и ответственность граждан и организаций в области пожарной безопасности.

Структура федерального закона «О пожарной безопасности» ФЗ РФ 69 Глава 1 Общие положе ния Глава 2 Пожарн ая охрана Глава 3 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области по пожарной безопасности Глава 4 Обеспе чение пожарн ой безопас ности Глава 5 Права, обязанн ости и ответст венност ь в области пожарн ой безопас ности Глава 6 Заключ ительны е положе ния

В целях совершенствования РСЧС, а также возложении на МЧС России дополнительных функций важным нормативно-правовым актом является Постановление правительства РФ от г. 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В этом постановлении определена система ГИМС, основная её задача и функции, права должностных лиц ГИМС.

2 учебный вопрос: Организационные основы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

1.Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России. 2.Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 3.Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России:

4.Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России. 5.Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации. Основные задачи МЧС России: (продолжение)

Современная система защиты населения и территорий Современная система защиты населения и территорий представляется в государстве на мирное время Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а на военное время - гражданской обороной (ГО). По сути своей это единая общегосударственная система (в будущем – система Гражданской защиты) с двумя составляющими: - первая «подсистема» РСЧС, обеспечивает защиту населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. - вторая «подсистема» Гражданская оборона (ГО), обеспечивает подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей, как от последствий военных действий, так и от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в условиях военного времени.

РСЧС действует на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 68-ФЗ от г. и Постановления Правительства Российской Федерации от г. 794, утвердившего Положение об этой системе. Гражданская оборона действует на основании Федерального закона «О гражданской обороне» от г. 28-ФЗ, разработанных в свете этого закона нормативных правовых актов, а также существующих ранее, не входящих в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации.

Построение гражданской обороны реализуется через базовые институты: институт Руководителей гражданской обороны; институт Органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, единых для ГО и РСЧС; институт служб и комиссий гражданской обороны; институт сил ГО.

Руководство гражданской обороной Руководство ГО в РФ осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Институт Руководителей ГО является основным её институтом. Руководитель ГО является руководителем каждого звена управления снизу доверху. Он несет персональную ответственность за состояние ГО на подведомственной территории, в организации, учреждении, предприятии. Руководитель гражданской обороны – должностное лицо, имеющее особые (чрезвычайные) полномочия в интересах защиты населения по отношению ко всем должностным лицам и гражданам, организациям, предприятиям и учреждениям. Независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в его «территориальной юрисдикции». Особые (чрезвычайные) полномочия Руководителя ГО заключаются в предоставлении ему права в пределах своей компетенции отдавать приказы и распоряжения. Подлежащие обязательному первоочередному исполнению всеми должностными лицами и гражданами подведомственной территории. Для реализации своих прав и обязанностей руководитель ГО, как старший оперативный начальник по линии гражданской обороны на подведомственной территории опирается на свои территориальные базовые институты ГО, каждый из которых опирается на соответствующие базовые институты ГО нижестоящего звена.

Органы, осуществляющие управление ГО: 1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО (МЧС России ); 2. Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ; 3. Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО; 4. Структурные подразделения ( работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые ( назначаемые ) в порядке, установленном Правительством РФ. (Постановление Правительства РФ 782 от г.).

Комиссии ГО Для выполнения отдельных наиболее сложных задач ГО решением соответствующих руководителей ГО создаются «Комиссии ГО». К таким комиссиям относятся: комиссия по эвакуации населения (призвана решать такую задачу ГО, как эвакуация и рассредоточение населения); комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время (призвана решать задачу ГО, как разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время). «Комиссия ГО» - это коллегиальный орган управления, предназначенный для организации и проведения комплекса специальных мероприятий ГО, направленных на решение одной из наиболее сложных задач ГО, требующих планомерной, заблаговременной подготовки и комплексного приложения сил и средств территории, в сроки установленные соответствующим планом ГО.

Комиссии ГО создаются на всех уровнях и имеют вертикаль подчинения и перед соответствующим Руководителем ГО и перед вышестоящей комиссией. Председателем комиссии ГО назначается один из штатных заместителей руководителя, находящегося в ранге соответствующего Руководителя ГО. В состав комиссии ГО входят руководители различных ведомств, организаций, предприятий, управлений и служб, располагающих необходимыми силами и средствами для выполнения стоящей перед данной комиссией основной задачи. Все институты и комиссии ГО вводятся в действие специальными документами («Положениями» о них), разработанными и утвержденными на каждом уровне установленным порядком. Основная задача этих документов – закрепить и обеспечить приоритет территориальному принципу. При этом условии обеспечивается жесткая общегосударственная централизация управления в области ГО, т.к. именно территориальный принцип построения ГО на всей территории страны обеспечивает объединение «разноведомственных» сил и средств властью соответствующего старшего оперативного начальника из числа руководящего и командно-начальствующего состава ГО.

Организационные основы РСЧС РСЧС интегрирована (внедрена, встроена) в государственную систему управления страны посредством «межведомственно-ведомственного» принципа своего построения. Межведомственный принцип построения РСЧС аналогичен территориальному принципу построения ГО, а «ведомственный» - производственному. На федеральном уровне «межведомственный» принцип построения реализует правительственные комиссии (ПП РФ 11 КЧС ПБ РСЧС). Аналогично на территориальном, местном и объектовом уровне этот принцип реализуется через комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС ПБ) соответствующих уровней. Ведомственный принцип построения РСЧС реализован в государстве установленной Законом долей ответственности каждого ведомства в системе РСЧС. По «ведомственному» принципу построены все функциональные подсистемы РСЧС, а по «межведомственному» - все ее территориальные подсистемы.

«Межведомственно - ведомственный» принцип построения РСЧС реализуется аналогично гражданской обороне через четыре основных базовых института РСЧС: Институт Комиссий по чрезвычайным ситуациям (председателей КЧС ПБ). Институт органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Институт функциональных подсистем («звеньев») РСЧС, отвечающие за все виды обеспечения РСЧС в мирное время. Функциональные подсистемы («звенья») РСЧС, исходя из «межведомственного» принципа своего построения, работают как «подкомиссии КЧС ПБ» по соответствующим видам обеспечения Институт сил РСЧС.

3 учебный вопрос: Структура и основные задачи ГО, РСЧС, ГПС и ГИМС МЧС России.

Структура гражданской обороны района Гражданская оборона, как система защиты населения, материальных и культурных ценностей на военное время, по факту всегда являлось частью комплекса общегосударственных оборонных мероприятий и интегрировалась (внедрялась) в экономику страны через мобилизационный план экономики (МПЭ) военного времени и ежегодный государственный оборонный заказ (ГОЗ) мирного времени по всему перечню имущества, материально – технических средств и техники, относящихся к номенклатуре гражданской обороны. Глава администрации района – Руководитель ГО Орган управления по делам ГОЧС (ПДО) Орган управления по делам ГОЧС (ПДО) ПУФ Нештатные АСФ Нештатные АСФ АСФ, НАСФ РЭК С И Л Ы Службы ГО Органы управления

Обучение населения в области гражданской обороны. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер. Задачи гражданской обороны:

8.Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий. 9.Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению. 10.Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий 11.Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера. 12.Срочное восстановление функционирования необходимы коммунальных служб в военное время. 13.Срочное захоронение трупов в военное время. 14.Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. 15.Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

1.Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; 2.Осуществление целевых и научно-практических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; 3.Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; 4.Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС. 5.Подготовка населения к действиям в ЧС. 6.Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС. 7.Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС. Основные задачи РСЧС (ст. 4 федерального закона 68-ФЗ):

8.Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 9.Ликвидация ЧС; 10.Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 11.Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 12.Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Основные задачи РСЧС (ст. 4 федерального закона 68-ФЗ):

РСЧС, как единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на уровнях: - федеральном ; - межрегиональном; - региональном; - муниципальном; - объектовом. На каждом уровне создаются: - координационные органы; - постоянно действующие органы управления; - органы повседневного управления; - силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Организационная структура РСЧС Уровни управления Функционал подсистемы РСЧС Территориа- льные подсистемы РСЧС Координац ионные органы Постоянно действую щие органы Органы повседневного управления Силы и средства Резервы финан-х и матер-ых ресурсов Системы связи и оповещ-я и инф-го обеспечения П.П. 11 от г МЧС РФ1.ЦУ в криз-х сит- ях; 2.информац-е центры; 3.ДДС ф.о. исп- ой власти АСС и АСФ, ФО исп- власти Резер-ый фонд Пр-ва РФ по пред-ю и ликв-и ЧС и последствий СБ АИУС РЦРЦ ГОЧСЦУ в кризисных ситуациях РЦ. ПССРезервы матер-х ресурсов Ф.О.И.В. АИУС КЧС и ПБГУ ГОЧС (ФО) ГУ ГОЧС (СФ) 1.ЦУ в криз-х сит- ях органов управ-я по ГОЧС. 2.Информ.-е центры. 3.ДДС тер. орг. исп.власти АСС и АСФ тер-го органа И.В. Резервы финансовых и матер-х ресурсов субъектов РФ 01 КЧС и ПБ омс Управлени я ГОЧС (отделы ГОЧС) Единые ДДС М.О. АСС и АСФ муниц-го органаИ.В Резервы ср и матер-х ресурсов орган-й. 01 КЧС и ПБ, -Управлени я отделы, сектора ГОЧС, штабы ГО ДДС организацийАСС и АСФ организаций 01 Ф мр р М О

Дежурные и ДДС ИОГВ СПб ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДДС администраций районов ДДС организаций АСС, АСФ, ПСП постоянной готовности АСС, АСФ, ПСП постоянной готовности АСС, НАСФ, ПЧ организаций Резервы финансовых и материальных ресурсов СПб Резервы финансовых и материальных ресурсов районов Резервы финансовых и материальных ресурсов организаций ЦУКС ГУ ГОЧС МЧС России по СПб, дежурная служба Аппарата Губернатора СПб Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС Резервы финансовых и материальных ресурсов А И С О Б Ж

Пожарная охрана России Государственная противопожарная служба (ГПС) Муниципальная пожарная охрана Ведомственная пожарная охрана Частная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана Основные задачи пожарной охраны: В и д ы 1.Организация и осуществление профилактики пожаров. 2.Спасение людей и имущества при пожарах. 3.Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ.

Государственная противопожарная служба – составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирует деятельность других видов пожарной охраны. С т р у к т у р а Г П С Г П С Федеральная противопожарная служба Противопожарная служба субъектов Российской Федерации структурные подразделения центрального аппарата ФОИВ (МЧС РФ) уполномоченный орган ( ГУ ГОЧС СПб) структурные подразделения территориальных органов ФОИВ (МЧС РФ), РЦ МЧС – 6; ГУ МЧС по субъектам РФ - 89 подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга (ГУ ПСО ППС СПб по районам) органы государственного пожарного надзора учебные и производственно-технические подразделения (СПб УМЦ ГОЧС и ПБ; ГУ ТЦ ППС Санкт-Петербурга) пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения (ВНИИ ГОЧС; АГПС МЧС РФ) подразделения ФПС в организациях (объектовые) подразделения ППС Санкт-Петербурга в организациях (за счет средств бюджета СПб) подразделения ФПС в закрытых административно- территориальных образованиях и в особо важных, режимных организациях (специальные и воинские подразделения) подразделения ФПС в населенных пунктах (территориальные подразделения)

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее – водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

1-ый учебный вопрос: Нормативно-правовая база в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Законодательство РФ в области ГО. Гражданская оборона в Российской Федерации организуется и ведется в соответствии с: положениями Конституции РФ; закона Российской Федерации О безопасности от 5 марта 1992 г ; федеральных законов РФ : - Об обороне от 31 мая 1996 г. 61- ФЗ ; - О гражданской обороне от 12 февраля 1998 года 28 –ФЗ; - других федеральных законов и нормативно- правовых актов РФ, а также международных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации - нового демократического правового государства- объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Вопросы обороны и безопасности согласно ст.71 Конституции РФ отнесены к ведению Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий – к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ ( ст. 72).

Федеральный закон Российской Федерации О гражданской обороне от 12 февраля 1998 г. 28-ФЗ : определяет задачи в области ГО ; правовые основы их осуществления; полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области ГО; а также порядок руководства ГО и состав ГО. Закон вводит основные понятия в области ГО

Структура закона «О гражданской обороне» ФЗ РФ 28-фз ФЗ РФ 28-фз Гл. I Общие положения Гл. I Общие положения Гл. II Полномочия органов государственной власти РФ в области ГО Гл. II Полномочия органов государственной власти РФ в области ГО Гл. III Полномочия органов исполни- тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ- ления, организаций, права и обязанности Граждан РФ в области ГО Гл. III Полномочия органов исполни- тельной власти субъектов РФ, органов местного самоуправ- ления, организаций, права и обязанности Граждан РФ в области ГО Гл. IV Руководство гражданской обороны Гл. IV Руководство гражданской обороны Гл. V Силы ГО Гл. V Силы ГО Гл. VI Заключительные положения Гл. VI Заключительные положения

Ст 4.Принципы организации и ведения ГО: 1. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. 2. Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. 3. Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера

Полномочия организаций в области ГО : -планируют и организуют проведение мероприятий по ГО; -проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; -осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; -создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; - создают и содержат в целях ГО запасы материально- технических, продовольственных,медицинских и иных средств.

Обязанности граждан РФ в области ГО: Граждане РФ в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: П- проходят обучение в области гражданской обороны; П- принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; О- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Основные направления государственной политики РФ в области ГО 1.Совершенствование нормативной правовой базы по организации и ведению гражданской обороны. 2.Совершенствование системы государственного и военного управления в области гражданской обороны. 3.Совершенствование сил и средств гражданской обороны. 4.Совершенствование системы подготовки органов государственной власти, обучение населения. 5.Развитие системы научных знаний в области гражданской обороны 6.Развитие межгосударственного (международного) сотрудничества в области гражданской обороны.

Изменения, которые внес 122-фз в 28-фз: Уточнено определение ГО. Отменено выражение НГО, а введено- руководитель ГО. Отменено выражение ГОГО, а введено- НАСФ. Отменено понятие –службы ГО, а введено- аварийно-спасательные службы. Отменен территориально-производственный принцип организации ГО.

Законодательство РФ в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Основными законодательными актами в области организации защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются: - федеральный закон РФ О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера от г. 68-ФЗ ; - федеральный закон РФ Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей от г. 151-ФЗ.

Закон О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера от г. 68-ФЗ определяет: общие для РФ организационно правовые нормы: в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. В законе устанавливается, что: чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушили условия жизнедеятельности людей.

Структура ФЗ 68 от Глава 1 Общие положения Определения ЧС Задачи РСЧС Принципы защиты Н и Т от ЧС Глава 6 Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите Н и Т от ЧС Глава 7 Государственная экспертиза, надзор и конт- роль в области защиты Н и Т от ЧС Глава 8 Международные договора РФ в области защиты Н и Т от ЧС Глава 9 Заключительные положения Глава 2 Полномочия органов Гос. власти РФ, органов Гос. власти субъектов РФи органов мест- ного Самоуправле- ния в области защиты Н и Т от ЧС Глава 3 Государственное самоуправление в обл. защиты Н и Т от ЧС Глава 4 Права и обязанно- сти граждан РФ в обл. защиты Н и Т от ЧС и социаль- ная защита постра- давших Глава 5 Подготовка населения в области защиты от ЧС

В соответствии с требованиями ст. 14 закона организации обязаны : планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных организаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;

обеспечивать организацию и проведение АС и ДНР на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС. В данном законе изложены также: права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС; определена ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

Федеральный закон «О пожарной безопасности 69-фз устанавливает: общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации; закрепляет основные понятия, такие, как пожарная безопасность; требования пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности; пожарная охрана; государственный пожарный надзор и другие.

Федеральным Законом 69-фз определяется: система обеспечения пожарной безопасности и её основные функции, виды и основные задачи пожарной охраны, личный состав Государственной противопожарной службы; гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы; финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности; полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности; права, обязанности и ответственность граждан и организаций в области пожарной безопасности.

Структура федерального закона «О пожарной безопасности» ФЗ РФ 69 Глава 1 Общие положе ния Глава 2 Пожарн ая охрана Глава 3 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области по пожарной безопасности Глава 4 Обеспе чение пожарн ой безопас ности Глава 5 Права, обязанн ости и ответст венност ь в области пожарн ой безопас ности Глава 6 Заключ ительны е положе ния

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности 25 октября 2006 года принят федеральный закон 172-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности». Федеральный закон 172-фз является продолжением правового регулирования отношений между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями-собственниками охраняемых объектов.

В целях совершенствования РСЧС, а также возложении на МЧС России дополнительных функций важным нормативно-правовым актом является Постановление правительства РФ от года 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В этом постановлении определена система ГИМС, основная её задача и функции, права должностных лиц ГИМС.

Новый Водный кодекс РФ, который вводится в действие с 1 января 2007 года: четко разграничивает полномочия по управлению водными объектами между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления. Значительная часть распорядительных полномочий передана субъектам РФ. Например: утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах; утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах. Водный кодекс предусматривает использование водных объектов и для обеспечения пожарной безопасности. Забор водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатные и в необходимых количествах. Использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.

В водном кодексе понятийно- определены: зоны экологического бедствия; зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах; предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий. Зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут являться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

2-ой учебный вопрос: Организационные основы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Современная система защиты населения и территорий представляется в государстве на мирное время Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а на военное время - гражданской обороной (ГО). По сути своей это единая общегосударственная система (в будущем – система Гражданской защиты) с двумя составляющими. Первая из них – РСЧС, «подсистема», обеспечивающая защиту населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Вторая «подсистема» - Гражданская оборона (ГО) обеспечивает подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей, как от последствий военных действий, так и от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в условиях военного времени.

РСЧС действует на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 68-фз от г.и Постановления Правительства Российской Федерации от г. 794 утвердившего Положение об этой системе. Гражданская оборона действует на основании Федерального закона «О гражданской обороне» от г. 28-ФЗ, разработанных в свете этого закона нормативных правовых актов, а также существующих ранее, не входящих в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации.

Организационные основы гражданской обороны. Гражданская оборона, как «подсистема» защиты населения, материальных и культурных ценностей на военное время, а также от ЧС природного и техногенного характера, по факту всегда являлась частью комплекса общегосударственных оборонных мероприятий и внедрялась в экономику страны через мобилизационный план экономики военного времени и ежегодный государственный оборонный заказ мирного времени по всему перечню имущества, материально- технических средств и техники, относящихся к номенклатуре гражданской обороны. С другой стороны, как «подсистема» защиты населения материальных и культурных ценностей (комплекс органов управления, спасательных служб и сил), гражданская оборона внедряется в государственную систему управления посредством объединения органов управления, спасательных служб и сил в гражданской обороне. Это обеспечивает жесткую централизацию управления в условиях военного времени на каждом территориальном уровне в отдельности и в стране в целом.

Построение гражданской обороны реализуется через базовые институты. К ним относятся: институт Руководителей гражданской обороны; институт Органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, единых для ГО и РСЧС; институт служб и комиссий гражданской обороны; институт сил ГО. Основное достоинство базовых институтов ГО в том, что они пронизывают всю систему государственного управления снизу доверху на всех уровнях и во всех звеньях и тем самым обеспечивают жесткую централизацию этого управления, особенно в условиях военного времени.

Институт Руководителей ГО является основным её институтом. Руководитель ГО является руководителем каждого звена управления снизу доверху. Он несет персональную ответственность за состояние ГО на подведомственной территории, в организации, учреждении, предприятии. Руководитель гражданской обороны – должностное лицо, имеющее особые (чрезвычайные) полномочия в интересах защиты населения по отношению ко всем должностным лицам и гражданам, организациям, предприятиям и учреждениям. Независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в его «территориальной юрисдикции». Особые (чрезвычайные) полномочия Руководителя ГО заключаются в предоставлении ему права в пределах своей компетенции отдавать приказы и распоряжения. Подлежащие обязательному первоочередному исполнению всеми должностными лицами и гражданами подведомственной территории. Для реализации своих прав и обязанностей руководитель ГО, как старший оперативный начальник по линии гражданской обороны на подведомственной территории опирается на свои территориальные базовые институты ГО, каждый из которых опирается на соответствующие базовые институты ГО нижестоящего звена.

Руководство гражданской обороной Руководство ГО в РФ осуществляет правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители. Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Институт органов управления Институт органов управления специально уполномоченные на решение задач в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, единые для ГО и РСЧС. Руководитель органа управления, осуществляющего управление гражданской обороны, является заместителем руководителя гражданской обороны и имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения в пределах своей компетенции.

Органы, осуществляющие управление ГО: 1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО ( МЧС России ) 2. Территориальные органы- региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ. 3. Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО; 4. Структурные подразделения ( работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые ( назначаемые ) в порядке, установленном Правительством РФ. (Постановление Правительства РФ 782 от г.).

В Санкт - Петербурге созданы : Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу; Отдел по делам ГО и ЧС Санкт – Петербурга. В каждом районе города: Санкт-Петербургское государственное учреждение "Пожарно- спасательный отряд противопожарной службы Санкт- Петербурга по ____________________ району Санк – Петербурга».

Институт спасательных служб Спасательной службой называется объединение под единым старшим оперативным начальником – руководителем спасательной службы, назначенным соответствующим территориальным Руководителем ГО, организацией, их сил и средств, независимо от их организационно-правовой формы, для организации и проведения соответствующих мероприятий одного из видов обеспечения ГО: -медицинского; -связи и оповещения; -коммунально-технического; -инженерного; -противопожарных и других). Руководитель спасательной службы несет персональную ответственность за готовность своей службы и имеет те же полномочия по отношению к должностным лицам организации, предприятий, учреждений, входящих в состав службы, что и Руководителем ГО, его назначивший.

Институт сил ГО К силам ГО относятся: войска ГО; аварийно-спасательные службы; аварийно-спасательные формирования; нештатные аварийно-спасательные формирования. Они предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, необходимых для защиты населения и территорий при ведении военных действий или вследствие этих действий

Комиссии ГО Для выполнения отдельных наиболее сложных задач ГО решением соответствующих руководителей ГО создаются «Комиссии ГО». К таким комиссиям относятся: комиссия по эвакуации населения (призвана решать такую задачу ГО, как эвакуация и рассредоточение населения); комиссия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время (призвана решать задачу ГО, как разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время). «Комиссия ГО» - это коллегиальный орган управления, предназначенный для организации и проведения комплекса специальных мероприятий ГО, направленных на решение одной из наиболее сложных задач ГО, требующих планомерной, заблаговременной подготовки и комплексного приложения сил и средств территории, в сроки установленные соответствующим планом ГО.

Комиссии ГО создаются на всех уровнях и имеют вертикаль подчинения и перед соответствующим Руководителем ГО и перед вышестоящей комиссией. Председателем «Комиссии ГО» назначается один из штатных заместителей руководителя, находящегося в ранге соответствующего Руководителя ГО. В состав комиссии ГО входят руководители различных ведомств, организаций, предприятий, управлений и служб, располагающих необходимыми силами и средствами для выполнения стоящей перед данной комиссией основной задачи. Все институты и комиссии ГО вводятся в действие специальными документами («Положениями» о них), разработанными и утвержденными на каждом уровне установленным порядком. Основная задача этих документов – закрепить и обеспечить приоритет территориальному принципу. При этом условии обеспечивается жесткая общегосударственная централизация управления в области ГО, т.к. именно территориальный принцип построения ГО на всей территории страны обеспечивает объединение «разноведомственных» сил и средств властью соответствующего старшего оперативного начальника из числа руководящего и командно-начальствующего состава ГО.

Организационные основы РСЧС РСЧС интегрирована (внедрена, встроена) в государственную систему управления страны посредством «межведомственно-ведомственного» принципа своего построения. При этом «межведомственный» принцип построения РСЧС аналогичен территориальному принципу построения ГО, а «ведомственный» - производственному. К примеру, на федеральном уровне «межведомственный» принцип построения ПП РФ 11 КЧС ПБ РСЧС реализует правительственные комиссии. Аналогично на территориальном, местном и объектовом уровне этот принцип реализуется через комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС ПБ) соответствующих уровней. «Ведомственный» принцип построения РСЧС реализован в государстве, установленной Законом, долей ответственности каждого ведомства в системе РСЧС. По «ведомственному» принципу построены все функциональные подсистемы РСЧС, а по «межведомственному» - все ее территориальные подсистемы.

«Межведомственно- ведомственный» принцип построения РСЧС, реализуется аналогично гражданской обороне через четыре основных базовых института РСЧС. К ним относятся: Институт Комиссий по чрезвычайным ситуациям (председателей КЧС ПБ). Институт органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. Институт функциональных подсистем («звеньев») РСЧС, отвечающие за все виды обеспечения РСЧС в мирное время. Функциональные подсистемы («звенья») РСЧС, исходя из «межведомственного» принципа своего построения, работают как «подкомиссии КЧС ПБ» по соответствующим видам обеспечения.

Институт сил РСЧС, включающий в себя: - поисково-спасательные службы различных ведомств; - аварийно-спасательные службы различных ведомств; - территориальные и штатные силы функциональных подсистем («звеньев») РСЧС, как аналогов спасательных служб, на всех уровнях; силы территориальных подсистем («звеньев») РСЧС, не входящих в состав функциональных. Каждый из базовых институтов РСЧС в системе управления на региональном, муниципальном и объектовом уровне закрепляется соответствующими документами (законами, постановлениями, положениями, приказами и т.п.)

В состав нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) могут быть зачислены граждане РФ : мужчины в возрасте от 18 до 60 лет; женщины в возрасте от 18 до 55 лет. За исключением: -- военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания;( приказ МЧС России разрешает включать военнообязанных до момента их призыва ). -- инвалидов 1, 2 или 3-й групп; -- беременных женщин; -- женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет; -- женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет.

3-ий учебный вопрос: Структура и основные задачи ГО, РСЧС, ГПС и ГИМС МЧС России.

Задачи гражданской обороны 1. Обучение населения в области гражданской обороны; 2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера; 3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; 4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; 5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; 6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

Задачи ГО (продолжение ) 77. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер ; 8. борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий ; 9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению ; 10 Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

Задачи ГО ( продолжение ) 11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера ; 12. срочное восстановление функционирования необходимы коммунальных служб в военное время ; 13. срочное захоронение трупов в военное время ; 14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время ; 15. обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Организационно-штатная структура ГО организации ( вариант ) Руководитель организации Эвакуационная комиссия Зам. рук.ГО по рассредоточ. и эвакуации Отдел (сектор) ГО Комиссия по ПУФ Зам. руковод. ГО по МТС Зам. руковод.ГО по инж. технич. части С п а с а т е л ь н ы е с л у ж б ы Оповещ. и связи Медицин- ская ООПРХ и БЗ Энерго- снабж. и светомас- кировки Транс- портная МТС Аварийно- технич. Противо- пожарн. Убежищ и укрыт. Н е ш т а т н ы е а в а р и й н о – с п а с а т е л ь н ы е ф о р м и р о в а н и я Связи Медицин- ское ООПРХ и БЗ Автомо- бильное Питания и торговли Аварийно- технич. Противо- пожарн. Убежищ и укрыт. Разведки Радиационного и хим. наблюд. СпасательныеИнженерные Механизации работ

Руководство ГО на объектах ( в организациях, учреждениях) осуществляют их руководители, являющиеся по должности руководителями ГО указанных объектов. Руководитель ГО организации подчиняется РГО вышестоящего ведомства (министерства, отрасли), а в оперативном отношении – руководителю ГО города ( района ) на территории которого расположен объект. На крупных промышленных объектах, как правило, предусматривается штатный заместитель РГО, который в мирное время является начальником отдела ГОЧС и основным организатором всех подготовительных мероприятий по ГО. Ему предоставляется право от имени руководителя ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО.

Кроме штатного заместителя, приказом РГО назначаются заместители: - по рассредоточению и эвакуации работающего персонала и членов их семей; - по инженерно-технической части ; - по материально-техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя они не освобождаются от выполнения своих обязанностей. Структурное подразделение по ГО ( отдел, сектор, группа, специально назначенный работник, уполномоченный на решение задач в области ГО ) создается при руководителе ГО, является его органом управления и выполняет функции штаба ГО объекта.

В зависимости от характера производственной деятельности на объекте создаются АС службы : - оповещения и связи; - медицинская; - радиационной, химической и биологической защиты; - охраны общественного порядка; - противопожарная; - энергоснабжения и светомаскировки; - аварийно-техническая; - убежищ и укрытий; - транспортная; - материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АС ДНР. Спасательные службы, как правило, создают свои формирования.

Для ГО установлены следующие степени готовности : - повседневная готовность ( органы управления и НАСФ занимаются повседневной деятельностью, выполняя планы основных мероприятий по ГО ); - первоочередные мероприятия ГО первой группы ( органы управления и НАСФ проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени ) ; - первоочередные мероприятия ГО второй группы ( органы управления, НАСФ и население осуществляют мероприятия, способствующие повышению готовности к защите населения ); - общая готовность ( органы управления ГО вводят в действие Планы ГО и защиты населения в полном объеме ).

РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входят решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и трриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на: - федеральном ; - межрегиональном - региональном; - муниципальном; - объектовом. На каждом уровне создаются: - координационные органы; - постоянно действующие органы управления; - органы повседневного управления; - силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Организационная структура РСЧС Уровни управления Функциона льные подсистемы РСЧС Территориа- льные подсистемы РСЧС Координа ционные органы Постоянн о действую щие органы Органы повседневног о управления Силы и средства Резервы финан-х и матер-ых ресурсов Системы связи и оповещ-я и инф-го обеспечения Правительст. комисси П.П. 11 от г МЧС РФ 1.ЦУ в криз-х сит- ях; 2.информац-е центры; 3.ДДС ф.о. исп- ой власти АСС и АСФ, ФО исп- власти Резер-ый фонд Пр-ва РФ по пред- ю и ликв-и ЧС и последствий СБ АИУС РЦ ЦУ в кризисных ситуациях РЦ. ПСС Резервы матер-х ресурсов Ф.О.И.В. АИУС КЧС и ПБ ГУ ГОЧС (ФО) ГУ ГОЧС (СФ) 1.ЦУ в криз-х сит- ях органов управ-я по ГОЧС. 2.Информ.-е центры. 3.ДДС тер. орг. исп.власти АСС и АСФ тер- го органа И.В. Резервы финансовых и матер-х ресурсов субъектов РФ 01 КЧС и ПБ Управлен ия ГОЧС (отделы ГОЧС) Единые ДДС М.О. АСС и АСФ муниц-го органаИ.В Резервы ср и матер-х ресурсов орган-й. 01 КЧС и ПБ Управлен ия отделы, сектора ГОЧС, штабы ГО ДДС организаций АСС и АСФ организаций 01 Ф мр р М О

Санкт – Петербургская территориальная подсистема РСЧС Содержание У р о в н и Городской Отраслевой подуровень РайонныйОбъектовый 1. Органы управления Координи- рующие Постоянно действующие Повседневного управления Отраслевые КЧС и ПБ района КЧС и ПБ организации ГУ МЧС РФ по СПб Структурные подразделения (гос. гражд.служ.) Управление МЧС России по району СПб Структурные подразде- ления (отдел, сектор ), работник организации ЦУКС, дежурная служба Аппарата Губернатора СПб ДДС администрации района ДДС организации 2. Органы, обеспечи- вающие управле ние СПб подсисте- мой РСЧС Постоянно действующие Уполномоченный орган ( ГУ по делам ГО и ЧС СПб СПб ГУ Gожарно-спасатель- ный отряд ППС СПб по району СПб 3. Силы и средства Предупреждения и ликвидации ЧС АСС, АСФ, ППС постоянной готовности АСС, АСФ, ППС постоянной готовности АСС, НАСФ, ПЧ организации КЧС и ПБ при Правительстве СПб 4. Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения

Объектовый уровень РСЧС Координационный орган – КЧС и обеспечения пожарной безопасности Постоянно – действующий орган управления – структурное подразделение организации, уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС и ГО. (отдел, сектор – ГО) Орган повседневного управления – дежурно- диспетчерская служба организации (объекта) Силы и средства – в состав сил и средств каждого уровня входят силы и средства постоянной готовности, предназначенных для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основные задачи РСЧС ( ст. 4 федерального закона 68-ФЗ) : - 1разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; - 2осуществление целевых и научно-практических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; -3 обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; - 4сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; - 5подготовка населения к действиям в ЧС;

- 6прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - 7создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - 8осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; - 9ликвидация ЧС; -10 осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; - 11реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; -12международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Р Е Ж И М Ы функционирования РСЧС Р Е Ж И М Ы функционирования РСЧС при нормальной производственно- промышленной, радиационной, хи- мической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринар- ной, сейсмической, гидрометеоро- логической обстановке; при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, пожаров Режим повседневной деятельности Режим повышенной готовности при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации Режим чрезвычайной ситуации РСЧС при угрозе или с началом войны передает свои полномочия ГО страны Решение о вводе режима функционирования РСЧС в зависимости от от возможной или реально сложившейся обстановки; от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Решение о вводе режима функционирования РСЧС в зависимости от от возможной или реально сложившейся обстановки; от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Правительство Российской Федерации Органы исполни- тельной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления городов, районов при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, хи- мической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической, гидрометеорологической обстановки; при получении прогноза о возможности возникновения ЧС

Пожарная охрана России Государственная противопожарная служба (ГПС) Муниципальная пожарная охрана Ведомственная пожарная охрана Частная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана Основные задачи пожарной охраны: В и д ы 1.Организация и осуществление профилактики пожаров. 2.Спасение людей и имущества при пожарах. 3.Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Государственная противопожарная служба – составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства, координирует деятельность других видов пожарной охраны. С т р у к т у р а Г П С Г П С Федеральная противопожарная служба Противопожарная служба субъектов Российской Федерации структурные подразделения центрального аппарата ФОИВ (МЧС РФ) уполномоченный орган ( ГУ ГОЧС СПб) структурные подразделения территориаль ных органов ФОИВ (МЧС РФ), РЦ МЧС – 6; ГУ МЧС по субъектам РФ - 88 подразделения противопожарной службы Санкт-Петербурга (ГУ ПСО ППС СПб по р-м) органы государст-го пожарного надзора учебные и производственно-технические подразделения (СПб УМЦ ГОЧС и ПБ; ГУ ТЦ ППС Санкт-Петербурга) пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения (ВНИИ ГОЧС; АГПС МЧС РФ) подразделения ФПС в организациях (объектовые) подразделения ППС Санкт-Петербурга в организациях (за счет средств бюджета СПб) подразделения ФПС в закрытых административно- территориальных образованиях и в особо важных, режимных организациях (специальные и воинские подразделения) подразделения ФПС в населенных пунктах (территориальные подразделения)

Основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (далее – водные объекты); обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: 1) организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах; 2) участвует в разработке правил квалификации маломерных судов; 3) организует контроль за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования за маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами; 4) осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда;

5) разрабатывает типовые программы обучения и осуществляет прием экзаменов по судовождению, правилам пользования и навыкам практичекого управления маломерными судами, водными мотоциклами (гидроциклами), аттестацию судоводителей и выдачу им удостоверений на право управления маломерным судном; 6) осуществляет ведение единого реестра зарегистрированных маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; 7) устанавливает в зависимости от конструкции судна и вносит в судовой билет обязательные условия, нормы и технические требования по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой маломерное судно может плавать, осадке, минимальному надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием;

8) проводят в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; 9) осуществляет учет аварий и пришествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на воде; 10) осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и направленных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и направленных мостов, а также разрешений на пользование пляжами; 11) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Государственной инспекции по маломерным судам по профилю их профессиональной деятельности; 12) проводит разъяснительную и профилактическую работу среди населения в целях предупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах;

13) осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; 14) представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения в налоговые органы о зарегистрированных, снятых с учета и состоящих на учете маломерных судах и лицах, на которых зарегистрированы эти суда; 15) участвует в поиске и спасении людей на водных объектах; 16) участвует в реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 17) участвует в формировании соответствующих технических регламентов и технических требований; 18) устанавливает с учетом местных условий дополнительные ограничения в режимах пользования поднадзорными судами по мощности и количеству двигателей, площади парусов и скоростям движения.

– Постановление ПРФ 620 «О гражданских организациях ГО» – Указ ПРФ 953 «Вопросы МЧС РФ» – Постановление ПРФ 1266 «О федеральных службах ГО» – Указ ПРФ 1309 «О преобразовании ГПС МВД в ГПС МЧС…» – Указ Президента РФ 1011 «Положения о министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий» Постановление ПРФ 794 «О единой государственной сис- теме предупреждения и ликвидации ЧС» «Основы ЕГП в области ГО на период до 2010 года». Утверждено Президентом РФ – Постановление Правительства РФ 835Положение о ГИМС МЧС России – Постановление СМ РСФСР 606 о создании Российского корпуса спасателей – Указ ПРФ об образо- вании на базе корпуса спасателей Гос-комитета по делам ГОЧС (ГКЧС) – Постановление ПРФ 261 о создании Российской системы предупреждения и действий в ЧС. ГО выведена из структуры МО и подчинена ГКЧС – Постановление ПРФ 968 об образовании 9 региона- льных центров (РЦ) по делам ГОЧС – Указ ПРФ 66 о преобразовании ГКЧС в МЧС – ФЗ 68 «О защите населения и территорий от ЧС приро-дного и техногенного харак- тера». Основа для реформирования РСЧС – Указ ПРФ 184 «Вопросы ГО РФ». Этапы создания МЧС, РСЧС Слайд 8

Тема 1 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ГО, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ учебно-методический центр по ГОЧС и ПБ

Учебные вопросы: 1.Нормативно-правовая база в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. 2.Организационные основы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. 3.Структура и основные задачи ГО, РСЧС, ГПС и ГИМС МЧС России.

Литература: 1.Указ Президента РФ от 11 июля 2004г. 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. 2.Федеральный закон РФ 61 от г. «Об обороне». 3.Федеральный закон РФ 28 от г. «О гражданской обороне». 4.Федеральный закон РФ 68 от г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». 5.Федеральный закон РФ 69 от г «О пожарной безопасности»; 6.Федеральный закон РФ 172 от г. «О внесении изменений в ФЗ 69 «О пожарной безопасности»; в ФЗ 184 «Об общих принципах организации государственной власти субъектов РФ»; в ФЗ Постановление Правительства РФ 835 от 23 декабря 2004 года «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».