СТОЛИЧНАЯ ЭТНОГРАФИЯ: ВООБРАЖАЕМЫЙ ОБЛИК ВНЕГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ЭПОХУ ГОРОДСКИХ АКАДЕМИЙ David G. Anderson 1
«внегородская среда» изолирована в пространстве и времени тем не менее она может «разворачиваться» этот провоцирует новые формы этнографического знания Limaginaire social Cornelius Castoriadis Claude Lefort l'idéologie marque un repli du discours social 2
Three examples from the global North Enskillment as the creative core of both ethnography and Northern lives Освоение навыков и ремесла как «ядро» этнографии и жизни северных обществ Living with technocultural industrial monsters Роль промышленных «монстров» в повседневной жизни Animal agency as if it were human agency Статус диких животных «как, если бы» они были людьми Саамские Duodji Глаза стада 2 общин Гэван: В. Давыдов Ветеряки около г. Абердин 3
Полевая работа как занятие в одиночку? Этнографическое знание существует, когда оно привозится «домой» Оно выслушивается в штаб-квартирах столичных академий Таким образом, оно становится стандартным р. Амудисы 2013: В.Симонова Сотрудники МАЭ, в т.ч. и Кабинета Сибири, 1930е.: архив МАЭ 4
Этнографические представления окомпактных культурах, самовоспроизводящихся посредством материальных объектов, часто задают для информантов высокие стандарты качества ремесленных изделий. В этом «разворачивании» и заложено творчество 5 М. Баташев: Кетские элели
«архитектура» конгрессов, кабинетов, библиотек, и серверов решетка классификации: одежда, пища, происхождение… периферия какпоставщица объектов этнографического занания А.Гаврилова и С. Хукочар Суринда 2002 VII МКАЭН в Москве,
Гвичины севера Канады трациционно носили своих детей на спине при перекочовке. В течение 150 лет взаимоотношений с французскими вояжёрами- торговцами, такой тип ношения и предметы его сопровождающие стали явлениями народного творчества. Характерна также для гвичинов сегодня и вышивка с розами, которая является креолизацией французкой и гвичинской традиций. Гвичинская носитель маленького ребенка при помощи «baby belt», Канада 7
Современные народы циркумполярного Севера не только выражают свою идентичности через предметы, но часто ставят саму природу на место предмета. «Священные места» разворачивают интерес столичных этнографов к конкретным объектам знания, сочетаясь с местными интересами защиты ландшафта. Остатки часовни на Оз. Ессей 2002 «Шилти» камень, Канада 1998 Тромсдален вершина, Норвегия 8
Monsters Чудовища и промышленные «монстры» являются частью современных северных обществ. Пустынные нагорья Шотландии стали одним из главных районов развития этой возобновляемой энергии, раздражающей взор богатых приезжих. Появление этих энергетических монстров вызвало ряд споров, касающихся общественного владения этими открытыми для ветров пространствами Стирлингский замок с ветряками, Шотландия 9 Проектирование ветряк-инфраструктуры около г. Абердин
Monsters Отношение к технокультурным монстрам схоже с классическими фольклорными чудовищами, такими как Атуш- Людоед у канадских кри. Этнография экологических движений также является одним из «разворачиваний» сложных контекстов Строительство ГЭС в районе залива Джамс Бай, Канада, 1970е 10 atuush Harvey Feit Walking Bear Atuush: Brian Marion
Одомашнивание животных на циркомполярном Севере Е.Трынкин приручает 4 годичного быка 2013 Охот. лайка с предовым 2013: В. Давыдов «домашние» песцы 11
Urban ethnographic laboratories create a rural imaginary which both conceals and folds-open new forms of identity Urban intuitions can be recalibrated through the use of alternate ethnographic themes. Three themes are the study of (1) enskillment; (2) infrastructural monsters and (3) domestication Столичные этнографические лаборатории создают «облик внегородской среды», который, и скрывает, и «разворачивает» новые формы идентичности; Интуицию столичных этнографов можно пере- настраивать с помощью альтернативных тем исследования; Из них можно выделить три (1) освоение навыков (enskillment), (2) «монстры» инфра- структуры, (3) доместикация 12
Metropolitan Ethnography: Rural Imaginaries in the Age of Urban Academies Я признателен за комментарии к докладу Д.В. Арзютову, С.С. Алымову и В.Н. Давыдову