Лекция 2 Структура и причины возникновения конфликта Содержание: 1. Структура и функции конфликта. 2.Причины возникновения конфликта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Advertisements

МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Вертикальные Участники находятся в подчинении друг у друга 80% от числа всех конфликтов Горизонтальные Участники не находятся в подчинении друг у друга.
Конфликты в организации.. Субъекты конфликта Субъекты конфликта. Возможными субъектами конфликта в организации являются: администрация организации; средний.
Классификация конфликтов 1.Общая типология конфликтов 2.Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.
Конфликты в организации.. КОНФЛИКТ Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности,
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Н ә би Аида. Типы конфликтов : внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Виды конфликтов 1.По сферам проявления: экономические,
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Управление как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию, контроль деятельности социальных объектов. Управленческие конфликты.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Управление конфликтами 1. Понятие конфликта, его природа и причины 2. Типология конфликтов 3. Методы разрешения конфликтов Стресс и управление им.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
Управление конфликтами Выполнили: ученицы 10 «Б» класса МОУ Лицея 90 Юрчук Екатерина Сорокина Лариса.
Управление конфликтами 1. Понятие конфликта, его природа и причины 2. Типология конфликтов 3. Методы разрешения конфликтов Стресс и управление им.
Конфликты в организациях 1.Характерные признаки конфликтных ситуаций. 2.Характеристики конфликтных типов 3.Предупреждение конфликтов 4.Общие принципы разрешения.
Природа и диагностика социальных конфликтов План занятий Понятие и типология социального конфликта. Социальная напряженность: признаки, этапы, установление.
Транксрипт:

Лекция 2 Структура и причины возникновения конфликта Содержание: 1. Структура и функции конфликта. 2.Причины возникновения конфликта.

Структура и функции конфликта

Другие участники Микро- и макросреда Группа поддержки Тактика Стратегия Тактика Стратегия Конфликтное взаимодействие Предмет конфликта Субъект конфликта Цель, мотивы, интересы, ценности, установки КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ СТРУКТУРА КОНФЛИКТА Окружающая среда

БАЗИСНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ Межлич- ностные Между малыми социальными группами Между большими социальными группами Между отдельными государствами Между личностью и группой Между средними социальными группами Межгосу- дарственные Между коалициями государств Между «хочу» и «хочу» Между «хочу» и «не могу» Между «хочу» и «нужно» Между «могу» и «не могу» Между «нужно» и «нужно» Между «нужно» и «не могу» Существенный признак конфликта – характер и особенности участвующих в нем сторон

РОЛИ КОСВЕННЫХ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА Противоборствующие стороны Организаторы Подстрекатели Союзники Жертвы Организаторы – группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу Подстрекатели - участники социального конфликта, которые сами в нем не участвуют, но подталкивают к нему противоборствующие стороны Союзники (пособники, соучастники) – это опосредованные участники конфликта, которые через советы, идеологическую, экономическую, военную и другую помощь оказывают содействие одной из конфликтующих сторон Посредники (медиаторы) и судьи – это участники, которые становятся между противоборствующими субъектами для завершения социального конфликта

ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ – УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА Количественный состав Суть состоит в определении того, сколько личностей участвует в конфликте в качестве самостоятельных его субъектов. В групповом же отношении оно состоит не только в определении того, каков наличный состав участников вовлеченной в конфликт группы, но и каков ее возможный мобилизационный потенциал, то есть в определении тех, кто реально может пополнить их число. Качественный состав Суть в определении с помощью выяснения типичных форм их поведения, особенностей их психологии, нравственных и социальных норм, которых они придерживаются. Выделяют два типа групп: гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Уровень организации Показатель систематичности и последовательности их действий в процессе развертывания конфликтного противоборства. Выделяют два типа групп: с более высоким и более низким уровнями организации. Объем ресурсов Определяет их решимость участвовать в конфликтном противоборстве и характер их требований по изменению сложившейся ситуации в нужном для себя направлении, а также их готовность нести издержки ради достижения поставленных целей. К внутреннему ресурсному потенциалу конфликтующих субъектов можно отнести их социальные, материальные, физические, интеллектуальные возможности и навыки, а также находящиеся в их распоряжении ресурсы времени. К их внешнему ресурсному потенциалу относятся право, средства массовой информации, возможные союзники и т.д.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА Субъекты Предметом конфликта считается та сторона объекта конфликта, из-за которой сталкиваются интересы разных субъектов предметы потребления (питание, жилье и т.д.); полезные ископаемые (нефть, газ, руда и т.д.); производственные (средства производства, рабочие места и т.д.); экономические (деньги, акции, золото, валюта и т.п.); образовательные (школы, институты, университеты и т.д.); научные (ученые, НИИ и т.д.); информационные (знания, компьютеры, библиотеки и т.д.). Права и обязанности данного субъекта в обществе. В итоге борьбы происходят возвышение одних социальных субъектов и деградация других. Это выражается в социальной мобильности, т.е. изменении статуса социальных субъектов. Духовными являются моральные, правовые, религиозные, эстетические и другие ценности. Представляют собой веру и убеждения людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, божественном и бесовском, прекрасном и безобразном, которыми люди руководствуются в своем поведении. Предмет конфликта Ресурс Статус Духовные ценности Духовные ценности Субъекты

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КОНФЛИКТА Окружающая среда - совокупность объективных условий конфликта Ближайшее окружение сторон Социальные группы, представителем которых является сторона, и качества которых она унаследовала Пространственные Временные Социально- пространственные Средства массовой информации, общественное мнение, вовлечение в конфликтный процесс третьей стороны и т.д.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА На группу: Разрядка сложившейся напряженности. Стимуляция социальных процессов. Сплачивание единомышленников. Толчок к изменению и развитию. Устранение противоречия в функционировании группы. На личность: Познание друг друга. Ослабление психической напряженности. Стимуляция активности человека. Улучшение качества деятельности. Повышение авторитета в случае правильного поведения. Развитие личности. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ На личность: Ухудшение настроения. Ощущение насилия. Ухудшение качества индивидуальной деятельности. Закрепление социальной пассивности личности. Угроза здоровью. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ На группу: Нарушение межличностных отношений. Ухудшение социально- психологического климата. Ухудшение качества совместной деятельности. Снижение сплоченности группы. Функция конфликта – это роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям 10

Причины возникновения конфликта

Ценности Отношения Структура Информация Настроения «Области конфликта» - это потенциальные причины или движущие факторы конфликта Материальные интересы представляют собой суть вопроса, который рассматривается в ходе конфликта Психологические интересы связаны с потребностью людей в уважении и наличии чувства собственного достоинства Процедурные интересы связаны с процессом, при помощи которого будет разрешен конфликт Интересы

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ А.Маслоу ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ В БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ В УВАЖЕНИИ СОЦИАЛЬНЫЕ В САМОВЫРАЖЕНИИ Потребность - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Биологические Социальные Высшие -физиологические (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др.); - безопасности (чувство защищенности). ФУНКЦИЯ Быть живым – обеспечить видовое и (или) индивидуальное существование человека. -принадлежность к общности (необходимость быть рядом с людьми); - уважение (компетентность, достижение успехов). ФУНКЦИЯ Быть живым в стаде – принадлежать к социальной группе, занять в ней определенное место. -познавательно- творческие (знать, уметь, понимать); - духовные; - нравственные; - эстетические. ФУНКЦИЯ Реализация своих способностей, развитие собственной личности. («Я хочу») Потребность («Я хочу») – источник активности любого живого существа

ОБОБЩЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и личностей Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей Ограниченность ресурсов Неодинаковое отношение к членам коллектива Неопределенность перспектив роста Неблагоприятные физические условия Недостаточная благожелательность внимания со стороны руководителя Психологический феномен Недостаточный уровень профессионализма ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА Противоречие между функциями и видом деятельности Различия в манере поведения и жизненном опыте СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА ТЫ ИЩЕШЬ ПРИЧИНУ ЗЛА. ОНА ТОЛЬКО В ТЕБЕ (Ж.-Ж Руссо)

СТРУКТУРА ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН КОНФЛИКТА Участники конфликта Предмет конфликта Объективными причинами являются причины, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций Неравенство субъектов Имущественное Экономическое Политическое Национальное Религиозное Статусное Дезорганизация общества Безработица Инфляция Криминализация Нищета Война Землетрясение Неравенство возможностей субъектов в бытовой, экономической, политической национальной, образовательной, религиозной сферах по ресурсам, статусам, ценностям субъектов причины ЕСЛИ ВСЕ ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ ВОЗМОЖНОЙ НЕПРИЯТНОСТИ ЗАРАНЕЕ УСТРАНЕНЫ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЙДЕТСЯ ПЯТАЯ (Закон Мерфи)

СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН КОНФЛИКТА Предмет конфликта Чувства Убеждения Идеи Интересы Процесс конфликта Противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе Противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет Противо- положные интересы разных субъектов Непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе причины Глубинной основой конфликта являются потребности субъектов Субъективные причины конфликтов представляют собой выражение объективных причин и их интерпретаций субъектами Участники конфликта

Возникновение объективной причины СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ Нарушение психологического равновесия у участников Невозможность личности реализовать свои интересы Включение психологических защитных механизмов Появление личных причин участия в конфликте Объективные причины приводят к созданию конфликтной ситуации Субъективные причины начинают действовать тогда, когда конфликтная ситуация перерастает в конфликт КОНФЛИКТ ЕСЛИ ФАКТЫ НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ – БЕЙ ФАКТАМИ, ЕСЛИ ЗАКОН НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ – БЕЙ ЗАКОНОМ. НО ЕСЛИ НА ТВОЕЙ СТОРОНЕ НИ ФАКТОВ, НИ ЗАКОНА – БЕЙ КУЛАКОМ ПО СТОЛУ (Закон Майкла об адвокатуре)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга Психологическая несовместимость Внутригрупповой фаворитизм Социально-психологические причины обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы ГОРДЫЙ ДОСАДУЕТ ДАЖЕ НА ТЕХ, КТО ПРОДВИГАЕТ ЕГО ВПЕРЕД: ОН СМОТРИТ ЗЛОБНО НА ЛОШАДЕЙ СВОЕЙ КАРЕТЫ (Ф.Ницше)

ТИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Тип конфликта Горизонтальные конфликты Вертикальные конфликты снизу вверх Вертикальные конфликты сверху вниз 1. Препятствие достижению основных целей совместной трудовой деятельности Действия одного препятствуют успешной деятельности другого Руководитель не обеспечивает возможности успешного достижения цели деятельности подчиненным Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности достижения основной цели его деятельности 2. Препятствие достижению личных целей совместной трудовой деятельности Действия одного препятствуют достижению личных действий другим Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения его личных целей Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем его личных целей 3. Противоречие действий принятым нормам Несоответствие поведения личности групповым нормам Противоречие деятельности руководителя, его стиля работы ожиданию подчиненных Противоречие деятельности подчиненного как носителя определенной роли ожиданиям руководителя 4. Личные конфликты Личная несовместимость Лидеры и авторитеты группы не оправдывают ожиданий последователей Члены группы не оправдывают ожиданий ее лидеров и авторитетов

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Социальная напряженность Социальная напряженность представляет собой состояние потенциальных участников социальных конфликтов, выражающееся в эмоциях, настроениях, взглядах, суждениях и поведении, характеризующих состояние психики, сознания и поведения социальных субъектов Стадии социальной напряженности Скрытое нарастание недовольства без ясного осознания его причин, т.е. конфликтная ситуация налицо, но ее осознание не произошло и существует на уровне массовой психологии в форме эмоций, чувств, настроений. Осознание конфликтной ситуации как причины своего недовольства (т.е. предмета конфликта), переход социальной напряженности в стадию размышления и выводов, понимания препятствий, собственных качеств и средств. Возникновение очагов сопротивления конфликтной ситуации либо исчезновение социальной напряженности в результате соответствующих действий субъектов, вызвавших ее.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В САМОМ ОБЩЕМ ВИДЕ СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ ВОЗНИКАЕТ В СИЛУ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ: Физиологической дезадаптации определенных слоев населения к трудностям, т. е. невозможности нормально приспособиться к повышению цен без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально- демографической ситуации, в частности, увеличение смертности, рецидивирование ряда тяжелых болезней Психофизиологической дезадаптации населения, выражающейся в виде не осознаваемых массовых психических состояний (тревожности, компен-саторных реакциях: агрессии, апатии) при приспособлении населения к трудностям и социальным изменениям Социально- психологической дезадаптации, отражающей осознанные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям, проявляющимся в повышенной политизации, забастовках, недовольстве, пессимизме, миграции, эмиграции, разгуле преступности и т. п. Функциональная роль ДеструктивнаяДеструктивная - в этом случае имеется в виду социальная напряженность, которая разрушительным образом влияет на государство, экономику, власть и личность. Конструктивная - в данной связи подразумевается необходимость мобилизации на преодоление трудностей, фрустрации.

УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ I-ый уровень - низкий, практически не влияющий на общественную стабильность II-ой уровень - средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности III-ий уровень - высокий, дезорганизующий функционирование основных социальных институтов и общностей Критериями каждого уровня социальной напряженности выступают следующие характеристики Эффективность власти, ее авторитетность, лояльность силовых структур к ней Степень недовольства населения, его направленности и форма проявления (в эмоциональных оценках, экономических и политических требованиях) Влияние СМИ, криминальных структур на состояние социальной напряженности Степень консолидации оппозиции (наличие общей программы действий, объединений партий и движений, выдвижение единого лидера). Сложение «векторов» поведения населения, власти, оппозиции, средств массовой информации, криминальных структур определяют состояние социальной напряженности, ее уровень

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ % - относительно стабильная зона 34% - 67% - зона значительных осложнений 67% - 100% - кризисная зона кризисная зона ВНЕШНИЙ: Связан с влиянием внешних условий: состоянием мировой экономики, экологии, международной безопасности и др. ВНУТРЕННИЙ: Сопряжен с ситуацией, которая сложилась в сфере национальной экономики, власти, общества. В качестве общих причин социальной напряженности выступает кризис в области экономики, власти и общества. При этом социальная напряженность имеет внешний и внутренний контуры. Для количественного измерения степени социальной напряженности разработан ряд индексов, характеризующих в числовом выражении отдельные стороны социальной напряженности, что позволяет свести их в интегральный показатель социальной напряженности: Массовость Степень неудовлетворенности ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ К2К2 К- коэффициент социальной напряженности.. К1К1 КnКn.

Организации, где несвоевременно производится выплата зарплаты Предприятия, на которых ожидается значительное сокращение рабочей силы (данную группу предприятий в основном образуют конвертируемые и убыточные предприятия) Различного рода очереди (на остановках общественного транспорта, неудовлетворенные «очередники» на получение жилья, приобретение садовых участков и т. д.) ОЧАГИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Криминогенные зоны (улицы, районы) Организации, на которых происходит приватизация вразрез с мнением и интересами коллектива Жители домов, улиц, районов, где складывается аварийная обстановка Социально-уязвимые категории населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, работники госбюджетных организаций и учебных заведений) Экологически неблагополучные зоны

ДЕПРИВАЦИЯ В КОНФЛИКТЕ Реальность Депривация – это расхождение между интересами – ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их реализации (удовлетворения) на практике ОжиданияУчастники конфликта Ожидания Процесс конфликта Предмет конфликта Изменения депривации происходит За счет изменения ее субъективной составляющей (интересов) при неизменном их удовлетворении В случае изменения их удовлетворения при неизменных интересах При условии одновременного изменения и интересов (качественно и количественно) и условий их удовлетворения Реальность

Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально- психологические особенности людей, участвующих в нем (10-15% успеха) Конфликт сопровождается стрессом Конфликт – деструкция системы межличностных отношений, которые сложились до его начала Конфликт сопровождается психологическим и физическим насилием Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, высвечивает «узкие места» (65% успеха) Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности (на 28% повышается качество) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА ЕГО УЧАСТНИКОВ Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага» Конфликт негативно отражается на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов Конфликт закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем Конфликт отрицательно влияет на развитие личности – формирует неверие в торжество справедливости КОНСТРУКТИВНОЕДЕКОНСТРУКТИВНОЕ

Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки Конфликт ухудшает качество совместной деятельности коллектива. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций в случаях когда: конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппонент, который был не прав; «пиррова» победа правового оппонента. Конфликт ослабляет ценностно- ориентационное единство группы, что ведет к снижению групповой сплоченности Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества Конфликт способствует созданию новых, более благоприятных условий Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. Межличностные конфликты в организациях влияют на эффективность совместной деятельности почти в 3 раза чаще положительно, чем отрицательно СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Конфликт отрицательно влияет на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат (взаимоотношения ухудшаются на 19-30%) Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации КОНСТРУКТИВНОЕ ДЕКОНСТРУКТИВНОЕ Конфликт создает интеллектуально- эмоциональную напряженность Конфликт оптимизирует межличностные отношения