Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для учителей физической культуры) Никифорова Ольга Алексеевна к.б.н., доцент, зав.кафедрой ЗСТ КРИПК и ПРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Сибирский федеральный университет кафедра медицинской биологии Красноярск 2012 Экологическая физиология как раздел Физиологии.
Advertisements

Двигательная активность в режиме дня школьника.. Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, физкультминутки, подвижные.
Физиологическое и психологическое развитие подростков Урок по основам безопасности жизнедеятельности.
ДВИЖЕНИЕ - это ЖИЗНЬ! Изменения в образе жизни за последние 20 лет: Изменения в образе жизни за последние 20 лет: Потребление калорий выросло Физическая.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
LOGO Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте Автор: Коробков А.В. – учитель ОБЖ МБОУ «СОШ 1», г.Жиздра.
К сожалению, научно-технический прогресс существенно изменил наш образ жизни, и уже с детского возраста потребность организма в движении не удовлетворяется.
Предстартовое состояние Еще до начала выполнения мышечной работы, в процессе ее ожидания, происходит целый ряд изменений в разных функциях организма.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ НовГУ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЗДОРОВЬЯ.
Настроение, самочувствие и успеваемость ребенка зависят от того, что он ест. Основной принцип питания школьников – полноценное разнообразное меню, богатое.
Возрастные особенности подростков Педагог-психолог.
Морфофункциональные особенности женского организма Физическое развитие и телосложение женщин во многом отличаются от мужского. Рост и масса тела. Мышечная.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
-Обеспечение психологического сопровождения в кризисные периоды возрастного развития : -В периоды адаптации к новым требованиям (при поступлении в детский.
1 Вид обращения Обратился самостоятельно -80,1% Направлен АПУ – 10,5% Направлен после ДД – 3,8% Направлен после лечения в стационаре – 0,05% Направлен.
Функции сердечно сосудистой системы при мышечной работе.
Анатомно-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. На уроке мы познакомимся: На уроке мы познакомимся: с особенностями развития подросткового.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Двигательная активность в детском саду. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает,
Пути обеспечения высокого уровня работоспособности человека. Цель: познакомить уч-ся с общими понятиями о биоритмах, их влияние на уровень деятельности.
Транксрипт:

Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для учителей физической культуры) Никифорова Ольга Алексеевна к.б.н., доцент, зав.кафедрой ЗСТ КРИПК и ПРО

Физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в данный момент времени

Рост - количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие - качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают за счет увеличения размеров и дифференцировочных процессов, и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма

Основные закономерности роста и развития: эндогенность необратимость цикличность постепенность синхронность гетерохронность

Принцип гетерохронности психофизиологического развития разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают зрелости на разных этапах индивидуального развития

Сензитивный период ( - период повышенной чувствительности к воздействию факторов внешней среды, во время которого структура или функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости) Сензитивный период ( - период повышенной чувствительности к воздействию факторов внешней среды, во время которого структура или функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости) В развитии мышечной силы – лет В развитии мышечной силы – лет Быстроты и скоростно-силовых возможностей лет Быстроты и скоростно-силовых возможностей лет Выносливости лет Выносливости лет Ловкости лет Ловкости лет Гибкости 4-10 лет Гибкости 4-10 лет Координации 7-12 лет Координации 7-12 лет

Критические периоды- скачкообразные момента развития организма, его органов и тканей развитие половых клеток развитие половых клеток оплодотворение оплодотворение имплантация зиготы в слизистую матки имплантация зиготы в слизистую матки развитие осевых задатков и формирование плаценты развитие осевых задатков и формирование плаценты последние дни внутриутробной жизни плода последние дни внутриутробной жизни плода рождение рождение период новорожденности и грудной возраст период новорожденности и грудной возраст 2-3 года 2-3 года 6-8 лет 6-8 лет пубертатный (11-15 лет) пубертатный (11-15 лет) климактерический период климактерический период

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ (размеры мозговых структур, пропорции тела) ЗУБНАЯ ФОРМУЛА ОЦЕНКА ВТОРИЧНЫХ ПОЛОВЫХ ПРИЗНАКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (рефлекторные, локомоторные) КОМПЛЕКСНЫЕ

Акселерация - ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков Ретардация (децелерация) - замедление процессов физического созревания

Диагностика соматического здоровья: 1. субъективная оценка удовлетворенности собственным здоровьем 2.оценка физического здоровья 3.оценка факторов риска 4.оценка функционального резерва 5.изучение неспецифической резистентности.

Средние показатели артериального давления (в мм рт ст)

Показатели периферической крови детей ПоказателиПределы колебаний у детей 1-6 лет7-12 лет13-17 лет Гемоглобин, г/л Эритроциты, /л 3,5-4,5 3,5-4,7 3,6-5,1 Ретикулоциты, % Тромбоциты, 10 9 /л СОЭ, мм/ч Лейкоциты, 10 9 /л ,5-10 4,3-9,5

Показатели периферической крови взрослых ПоказателиМужчины Женщины Гемоглобин, г/л Эритроциты, /л СОЭ, мм/ч Лейкоциты, 10 9 /л4-8,8 Тромбоциты, 10 9 /л Сахар, г/л0.8 – 1.2 Глюкоза, ммоль/л3.3 – 5.5 Холестерин, ммоль/лобщий – , свободный – Билирубин, Мк моль/лобщий – ; свободный –

Коэффициент здоровья КЗ = 0.011ЧСС САД ДАД возраст (года) масса тела пол (м - 1, ж – 2) – рост – Уровни здоровья: 1 – оптимальный, 2 – удовлетворительный, 3 – умеренно пониженный, 4 – пониженный, 5 – резко пониженный, 6 – неудовлетворительный, 7 – донозологическое состояние, 8 - патология

Факторы риска образа жизни Гиподинамия Гиподинамия Алиментарные Алиментарные Психические Психические Наркотические Наркотические Медикаментозные Медикаментозные Релаксационные Релаксационные Производственные Производственные

Преимущества активного образа жизни: 1.Возрастает объем циркулирующей крови и ЖЕЛ 2.Возрастает способность сердца увеличивать объем выбрасываемой крови 3.В условиях покоя более экономные траты энергии ССС 4.В крови снижается концентрация холестерина

5. Вибрация стимулирует двигательную активность кишечника. 6. В организме вырабатываются гормоны мышечной радости 7. Оздоровительный бег повышает уровень активности клеток коры 8. Повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды 9. Увеличивается продолжительность жизни.

Оптимальный объем физической нагрузки по кол-ву часов в неделю 6-8 лет – часов 9-12 лет – часов лет – часов лет – 8-9 часов лет – 7-8 часов лет – 5-6 часов пожилые люди – 8-10 часов

Расчет интенсивности нагрузки: ЧП макс = 220 – возраст, ЧП рабочая = ЧП макс х 0.65 (при низком уровне физ. подготовки) 0.75 – при среднем уровне подготовки, 0.8 – высоком

Оптимальный объем физической нагрузки учащихся в неделю: 6-8 лет часов, 6-8 лет часов, 9-12 лет – часов, 9-12 лет – часов, лет – часов, лет – часов, лет – 8-9 часов лет – 8-9 часов.

Мощность работы сердца при ЧП=170 уд/мин 170-ЧСС о 170-ЧСС о PWC 170 = W х ЧСС 1 – ЧСС О ЧСС 1 – ЧСС О ГДЕ W = P*h*n*1.2 n - 25 циклов в мин n - 25 циклов в мин p - масса тела в кг p - масса тела в кг h - высота ступеньки в метрах h - высота ступеньки в метрах

Формула Людвига ЖЁЛ м =40хРОСТ(см)+30хМАССА(кг)-4400 ЖЁЛ ж =40хРОСТ(см)+10хМАССА(кг)-3800

Влияние физической тренированности на физиологические резервы организма ПоказателиНетренир.Тренир. ЧД п ЖЕЛ, л. 3,5-4,04,5-5,5 МПК п 2,5-3,05,0-5,5 ЧП п ЧП мах МОК мах До Ад П мах

Ошибки питания современного человека Потребляем слишком много пищи. Прием жирной пищи. Неадекватный прием белка. Избыточное потребление рафинированных сахаров. Ограничение приема балластных веществ. Чрезмерное потребление поваренной соли Ограничение разнообразия продуктов. Неправильный режим питания. Отсутствие возрастного ценза на рацион.

Сбалансированное питание – полноценное питание, характеризующееся оптимальным количеством и соотношением всех компонентов пищи Рациональное питание – сбалансированное питание при оптимальном режиме приема пищи

(Рост – 100) ИМТм= Рост – (Рост – 100) ИМТж= Рост – (Рост – 100) ИМТм= Рост – (Рост – 100) ИМТж= Рост –

Индекс Пинье = Рост (см) – (Вес(кг)+ОГК(см)) более 30 баллов – астеник, менее 10 – гиперстеник, баллов - нормостеник

Индекс Кетле = Вес(кг) / Длина тела 2 (м), Оптимальные величины 18.5 – 24.9 балла

Для юношей = (рост отца + рост матери) / 2 Для девушек = (0.923рост отца + рост матери) / 2

Группы веществ эйфорического эффекта Опия и опиатов Синтетические препараты морфоподобного действия Вещества жирного ряда Конопля и ее препараты Растения кока и его алкалоид кокаин Стимуляторы нервной системы Транквилизаторы Табак Углеводороды

Типы поведенческой зависимости от табака Стимуляция Игра с сигаретой Расслабление Жажда рефлекс

Классификация бытовых пьяниц Абстиненты Случайно пьющие ( мл до 10 раз в год) Умеренно пьющие (по мл 1-4 раза в месяц) Систематически пьющие ( мл 1-2 раза в неделю) Привычно пьющие (более 300 мл водки 2-3 раза в неделю)

Стадии употребления алкоголя Стадия знакомства с алкоголем Стадия знакомства с алкоголем Стадия регулярного употребления Стадия регулярного употребления Навязчивая идея (неотступные мысли о выпивке Навязчивая идея (неотступные мысли о выпивке Физическая потребность (химически обусловленная зависимость) Физическая потребность (химически обусловленная зависимость)

Стадии алкоголизма Повышение толерантности Развитие абстинентного синдрома Снижение толерантности

Основные направления профилактики алкоголизма Психогигиеническое Педагогическое Санитарно-гигиеническое Медико-социальное Здравоохранное Административно-правовое Экономическое

Факторы риска развития наркотизма Стремление к участию в стихийно складывающихся объединениях Особенности внутрисемейных отношений Неустойчивый характер, истероидный тип Наличие органической патологии головного мозга Хронический эмоциональный стресс Нарушение общения с коллективом класса или группы

Советы подростку Развивай внутренний самоконтроль и целеустремленность Больше общайся со своими близкими Активно участвуй в общественной жизни Стремись овладеть новыми знаниями и умениями Свободное время посвяти любимому увлечению и занятию спортом

Признаки наркозависимости Истощение, сухость, бледность или желтушность кожного покрова Характерные алые губы на бледном лице Широкие зрачки Дрожание рук, шаткость походки Потливость Слюнотечение, характерный запах изо рта Коричневый язык Следы инъекций по ходу вен Следы порезов на левом предплечье

Основные черты поведения наркозависимого человека Частые перемены настроения Необычайная взвинченность, раздражительность Чрезмерная болтливость Нехарактерная для подростков сонливость Теряет аппетит, либо испытывает сильный голод Необычное поведение с родителями Появляется лживость, изворотливость Становятся неряшливыми, неопрятными Исчезают из дома деньги, вещи

Индивидуально-типологические различия Хороший учитель отличается от плохого тем, что умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики разные, а для плохого – одинаковые. П. П. Блонский

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Основные характеристики темперамента: Универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности Рано проявляется в детстве Устойчив Высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем Является наследуемым

Теппинг-тест (по Ильину) работать в 6 квадратах по 5 сек Например, получены числа: 25, 23, 28, 30, 29,

Оценка уравновешенности НП Реакция на движущийся объект Подсчет числа недоводов и переводов линий определенной длины с закрытыми глазами Замер интервала времени

сильная НС слабая НС уравновешенная неуравновешенная подвижная инертная сангвиник флегматик холерик меланхолик

Условия для успешной деятельности Сангвинник. Разнообразные задания по содержанию и способам решения. Применение активных форм взаимодействия. Ситуации выбора. Работа в группах. Флегматик. Последовательное изложение материала. Четкий инструктаж. Отсутствие отвлечений.

Условия для успешной учебной деятельности Холерик. Настрой на работу, требование дисциплины, ответственности. Необходима частая смена видов деятельности, использование игры, инсценировок, конструирования Меланхолик. Настрой на работу. Работа в тихой, спокойной обстановке. Индивидуальный, медленный темп. Выполнение заданий, не требующих распределения внимания, переключения с одного вида работы на другой. Формирование уверенности в своих силах, знаниях. Поощрение, подбадривание.

Типы конституции по Э. Кречмеру Астеники - лептосомы Пикники ( гиперстеники ) Атлетики ( нормостеники )

Типы конституции по В. Г. Штефко и А. Д. Островскому астеноидный торакальный ( грудной ) мышечный ( атлетический ) дигестивный неопределенный

Типы конституции по С. Сиго церебральный ( большая голова ), респираторный ( большая грудная клетка ), пищеварительный ( большой живот ) мускульный

Конституциональные типы ( Г. Эппингер, Л. Гесс ) : Симпатикотоники ( с превалированием симпатического отдела ) Ваготоники ( с превалированием парасимпатического отдела ) Нормотоники ( эйтоники, амфотоники )

Типы стратегий адаптивного поведения ( В. П. Казначеев ): « спринтер »; « стайер »; « микст ».

Биологические ритмы - периодические колебания на разных уровнях организации биологических систем, в связи с периодически изменяющимися условиями среды

Определение биоритма физического, эмоционального и интеллектуального состояний Подчитать общее число дней, прожитых со дня рождения до определенной даты (Z). Для этого: а) определить количество дней, прожитых с момента появления на свет до последнего дня рождения (Х): Х = возраст (года) х количество дней високосных лет (возраст/4); б) определить количество дней, прожитых с последнего дня рождения до определенной даты (У); в) сложить полученные числа: Z = Х + У. Полученное число разделить с остатком на количество дней, составляющих длительность циклов: физический – 23, эмоциональный –28, интеллектуальный – 33 дня. Количество дней, оставшихся сверх целого числа циклов указывает, в какой фазе каждого из циклов находится человек. При этом первая фаза цикла (длительность цикла/2) считается положительной, вторая – отрицательной.

Типы циркадной ритмики: Утренний тип («жаворонок») Промежуточный, лабильный тип, микст («голубь») Вечерний тип («сова»)

Десинхроноз – нарушение (изменение) ритма Внешний - начинается при быстрой смене часовых поясов; Внутренний – проявляется при изменении времени суточной активности

Функциональная асимметрия мозга Типичный левша - худощав, подтянут, стремителен, ему лучше всего даются игровые виды спорта - бокс, фехтование, футбол, теннис-, поскольку правое полушарие мозга воспринимает образ и оно же контролирует деятельность левой руки. А.Рыбаковский собрал статистику о левшах- фехтовальщиках. Оказалось, что среди финалистов чемпионатов ряда стран было около 15% левшей, а на первенствах мира и Олимпийских играх таких финалистов было еще больше %.

Амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие правой и левой рукой.

Теории лево-праворукости: Космическая (Б.В. Огнев); Бисексуальная (Флисс); Функциональная; Эмбриональная; Энергетическая (кровоснабжение); Генетическая(М.Аннет, Д.Леви)

Функции левого полушария: Зрительный, слуховой, двигательный центры речи Центр математических способностей Центр регуляции положительных эмоций Оценка временных отношений Установление сходства Восприятие детальное, последовательное Мышление логическое, абстрактное Произвольные двигательные функции

Функции правого полушария: Центры восприятия цвета и мелодии Центр образных жестов, иероглифов Восприятие геометрических образов Центр регуляции отрицательных эмоций Оценка пространственных отношений Установление различий Восприятие целостное, одновременное Мышление невербальное, образное Непроизвольные двигательные функции

Классификация людей по ведущему каналу сенсорного восприятия: Визуал Аудиал Кинестетик Дискреты (улитки)

Младший школьный возраст (8-11(12) лет) - Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, вес - на 2-3 кг, окружность грудной клетки - на см; -Кол-во эритроцитов в крови равно 4,5 млн/мм³, лейкоцитов тыс/мм³, тромбоцитов – тыс/мм³; -Частота пульса в 7-лет , в 10-лет – уд/мин; -Жизненная емкость легких в 8-10 лет – см³; -Частота дыхания – 20 раз/мин -Соотношение жиров, белков и углеводов – 1:1:4 -Емкость мочевого пузыря – мл -Мозг в 2 раза интенсивней потребляет кислород -Преобладает процесс возбуждения -Острота зрения к 7-8 годам достигает 1.0 -В 7-8 лет поле зрения (80%) у девочек больше, чем у мальчиков -Диапазон слышимых звуков: от 16 до Гц

Психические процессы -уменьшается страх перед неизвестным, но увеличивается страх перед трудными ситуациями в обществе -запоминание и опознание геометрических фигур и классификация происходит легко, а идентификация и различение букв, значение которых меняется при поворотах справа налево, сверху вниз (Р,Ь) и зеркальном вращении еще затруднены, -произвольное внимание достигает относительной зрелости к 10 годам, -объем кратковременной памяти в 7 лет 5.4 стимула, в ; -речь превращается в средство планирования и регуляции деятельности, -В 7-8 лет конкретное, образное мышление, к 10 годам добавляется вербально-логическое

Подростковый период Стадии полового созревания: I – препубертат (инфантилизм) II – гипофизарная III – пубертатный скачек, этап активизации половых желез (гонад) IV – максимального стереодогенеза V – окончательное формирование репродуктивной системы

Физиологические особенности -увеличение длины тела до см в год, темп роста замедляется в лет -в лет происходит фиксация изгибов позвоночника -завершается прорезывание коренных зубов (11-13 – клыки, – второй малый коренной, – второй большой коренной) -завершается сращивание крестцовых позвонков и тазовых костей -количество эритроцитов - 4,5-5 млн/мм 3, гемоглобина 85%, лейкоцитов тыс/мм 3, тромбоцитов - до 300 тыс/мм 3 - В минуту сердце совершает сокращений. Артериальное давление / мм.рт.ст., у мальчиков давление выше, -Выносливость и работоспособность дых. мускулатуры увеличивается у девочек до 14 лет, у мальчиков до 17 лет -С 10-летнего возраста у девочек закрепляется грудной тип дыхания, у мальчиков – брюшной, -Частота дыхания дых/мин. ЖЕЛ у мальчиков увеличивается с 2100 мл в 10 лет до 4200 мл в 17 лет, у девочек - на мл меньше. -Суточная потребность мальчиков в углеводах составляет 420 гр, девочек – 370 гр, белках и жирах у мальчиков – 106гр, у девочек – 93гр

Психические процессы -подросткам свойственны процессы повышенной возбудимости, эмоциональность, изменчивость настроения, болезненная чувствительность к несправедливости, к различным неудачам и семейным неурядицам, -выделяется стремление подростка самоутвердиться, проявить себя, занять значимое место в коллективе сверстников -На заключительных этапах полового созревания наступает равновесие между деятельностью коры головного мозга, эндокринными центрами ЦНС и половыми железами, что приводит к уменьшению раздражительности. -Совершенствуется память, качественно преобразуется характер мышления, развиваются критические черты характера, растёт самостоятельность и активность, расширяется круг интересов и стремлений

Будьте здоровы!