«Нравственное воспитание школьников в ОУ и семье» Нравственность – совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Advertisements

Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
Социально-ориентированный проект по формированию у детей добрых чувств через организацию разнообразной трудовой деятельности «Доброта спасет мир» «С раннего.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
Программа развития классного коллектива Автор: Муданова Светлана Александровна, классный руководитель 7 класса МБОУ «Сыресинская ООШ»
Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен.
Концепция это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, которые происходят в сфере образования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Программа воспитания классного руководителя Инкиной Н.С. 11Б класс.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Проект по воспитательной работе Подготовила Подготовила Гугнина Юлия Сианиславовна учитель начальных классов МБОУ СОШ 64, г. Новосибирск «Я - гражданин»
Конкурс «Я- классный руководитель!» Номинация : «Классный руководитель- архитектор классного коллектива, где комфортно каждому» Из опыта работы классного.
Транксрипт:

«Нравственное воспитание школьников в ОУ и семье» Нравственность – совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.

В современном обществе признаны такие феномены как: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура.

Воспитательные технологии Осуществление целенаправленного воздействия на школьников должно происходить в условии их активного участия в воспитательной работе. Воспитательные технологии нужно выбирать с учётом поощрения активности детей, их самостоятельности и заинтересованности. Яркий пример тому - проектная деятельность. Нравственное воспитание происходит в единстве со становлением школьной системы самоуправления.

Ведущие идеи модели нравственного воспитания: приоритетом воспитательной системы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности; гуманистическая направленность воспитания – основа воспитания нравственных ценностей школьников; воспитание нравственных ценностей «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.

Компоненты воспитательной системы: ценностно-целевой; субъект-субъектный; Содержательный; процессуально-коммуникативный; диагностико – результативный; рефлексивно-управленческий.

Ценностно-целевой компонент Главными целями воспитательной системы являются: создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности школьников по воспитанию нравственных ценностей; удовлетворение национальных культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся; воспитание потребностей к нравственному саморазвитии и самоактуализации. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо).

Процессуальные цели: Приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям национальной культуры; Повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в школьном коллективе; Участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел для перспективного развития учащихся и классного коллектива.

Задачи воспитательной системы класса развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания; развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении школьников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций; создание условий для нравственного самовыражения личности; развитие и динамика становления субъект - объектных отношений между членами классного сообщества; педагогическая поддержка личности; построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признание индивидуальности каждого члена коллектива.

Субъект – субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих субъектов: классного руководителя, учащихся класса, родителей и значимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.) Особое место в воспитательной системе уделяется классному руководителю. Он разрабатывает цели, прогнозирует результат, осуществляет индивидуальный подход.

Функции классного руководителя в воспитании нравственных ценностей: Изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров и нравственных ценностей; Введению в практику тренинговых часов саморазвития с целью изучения учащимися собственных волевых качеств, нравственных убеждений; Изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира, своей страны, традиций своей семьи, школы; Выпуск школьных газет, постановка спектаклей, посещение театров, музеев, выставок, обеспечивающих встречу учащихся с нравственными ценностями своего народа; Организация фестивалей, концертов, демонстрирующих примеры нравственности, образы освоения и преобразования нравственной культуры; Демонстрация родителям культурного потенциала класса и школы; Демонстрация талантов учащихся (концерты, творческие отчёты, вечера, дни открытых дверей и т.д.)

Задачи и основные направления в деятельности классного руководителя изучение личности учащихся, их склонностей с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Индивидуальная работа с учащимися и родителями; Организация эффективной коллективной деятельности; Организация воспитывающей среды и оказания педагогической поддержки; Взаимодействие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы.

Субъекты Учащиеся класса являются полноправными субъектами, жизнедеятельности классного сообщества. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом учащихся. Родители. Они принимают активное участие в построении модели класса, в составлении плана воспитательной работы, в событийной деятельности класса. Четвёртый компонент - включение других значимых взрослых. Наиболее плодотворным типом взаимодействия классного руководителя, учителей-предметников, учащихся и родителей по воспитанию нравственных ценностей является сотрудничество, которое предполагает, опору на лучшие стороны друг друга; гуманные, доброжелательные и доверительные взаимоотношения;

Содержательный компонент. Содержательный компонент выполняет следующие функции: Ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования); Субъектно-личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей; Операционную – создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего; Духовную – ориентация на духовно-нравственные общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках.

Содержание программы по воспитанию нравственных ценностей «Нравственные корни», «Нравственные основы коммуникации»; «Я – человек, но какой?»; «Воспитание гражданина»; «Слагаемые нравственной культуры».

Процессуально – коммуникативный компонент формы и методы воспитательного воздействия; отношения взрослых и детей в классном сообществе; внешние и внутренние связи коммуникации, влияющих на развитие нравственных ценностей. психологические тренинги, тренинги психологического роста, деловые, ролевые, коммуникативные игры, практикумы, нравственные ситуации, часы развития и общения, составление воспитательных проектов и т.д. отдельные воспитательные дела в более крупные - тематические программы, коллективно-творческие дела.

Диагностико – результативный компонент включает формы, методы и приёмы изучения нравственных ценностей; критерии и показатели эффективности результатов. Критерии усвоения нравственных ценностей школьниками: Создания «нравственного лица» класса; Развитость нравственных стимулов, поступков и поведения; Развитость нравственного сознания; Отношение к нравственным ценностям; Формирование жизненной позиции. В соответствии с избранными критериями подбираются диагностические методики, позволяющие получить достаточно достоверную информацию.

Рефлексивно-управленческий компонент включает в себя критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой класса по воспитанию ценностей на основе рефлексивного управления. В рефлексивном управлении обязательными считаются: понимание учащимися цели деятельности и значимости её для себя (для чего, во имя чего я это делаю); знание способов действия выполненного задания, рефлексивная остановка (так ли я это делаю). Содержание рефлексивного управления включает в себя целенаправленное побуждение к самоанализу на основе нравственных ценностей, осознание ответственности за свои поступки.

Взаимодействие классного руководителя с семьёй ученика. Поклассное просвещение родителей; Родительские лектории в микрогруппах; Тематические конференции; Школьный лекторий по нравственным проблемам; Индивидуальные консультации; Читательские конференции; Творческие конференции.

Программа бесед с родителями: Особенности психофизиологического развития учеников и учёт этих особенностей в семейном нравственном воспитании; Острые проблемы переходного возраста. Темы: «Семья и духовное развитие ребёнка», «Психология юношеской дружбы и любви», «Родители – советчики, родители – мои друзья», «Роль семьи в формировании нравственных ценностей детей», «Гражданином быть обязан», «Жизненные планы»; Темы, определяемые тактикой воспитательной работы классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей. Например, «Материальные и духовные ценности в жизни человека», «Новое поколение выбирает нравственный образ жизни»; Темы, определяемые психолого-педагогической ситуацией, сложившейся в классе: «Нравственная позиция человека в сложных жизненных ситуациях», «Честь и достоинство девушки (юноши)»; «Нравственное здоровье общества зависит от нашего уважения к детству, а детей к нам», «Как воспитать чуткость у старшеклассника»; Темы, связанные с проблемами воспитания. Например, «Проблема нравственной социализации старшеклассников», «Значение семьи в развитии мыслительной деятельности детей», Роль семьи в развитии положительной Я – концепции», «Роль семьи в проявлении детской агрессивности и сохранении нравственного здоровья», «Профилактика нервных заболеваний в раннем юношеском возрасте».

Родительские собрания в виде творческого отчёта. Организация творческого отчёта осуществляется в 5 этапов: Первый этап – целевой; Второй этап – выбор формы проведения творческого отчёта; Третий этап – подготовительный; Четвёртый этап – творческо-реализационный; Пятый этап – результативный. Проведении творческого отчёта способствует сплочению классного коллектива, улучшение семейного климата, взаимопонимания, развивает креативные способности учащихся, учит на практике овладению различными формами этикета, способствует нравственному поведению

Педагогическая поддержка школьников Поэтапную модель педагогической поддержки как ценностно- ориентированной стратегии воспитании школьников. На первом этапе классный руководитель акцентирует внимание ребят на нравственной проблеме, требующей осмысления. Второй этап связан с поиском собственного понимания нравственной проблемы. На этом этапе классный руководитель ориентирует учащихся на гуманистические нравственные ценности. Третий этап – диалогический, направлен на поиск своей позиции среди сверстников (прав ли я? Как должно?). На этом этапе ученик имеет свою нравственную позицию среди других, сравнивает её, реализуя тем самым нравственные ценности. Четвёртый этап – рефлексивный, связан с анализом совместной деятельности по решению нравственной проблемы. Роль классного руководителя ограничивается предоставлением ученикам самим определиться в своём отношении к нравственной ценности.

Создание в классе воспитывающей среды. В деятельности классного руководителя как организатора воспитательного процесса решались следующие задачи по организации воспитывающей среды: Создание и развитие ученического коллектива; Организация взаимодействия учителей, входящих в малый педагогический коллектив, работающий с классом по воспитанию нравственных ценностей; Взаимодействие с внеклассными и внешкольными воспитательными организациями заведениями; Взаимодействие с родителями учащихся; Создание воспитывающей предметной среды, которая позволяет, которая позволяет целесообразно оснастить воспитательный процесс.

Пассионарность классного руководителя Важным компонентом благоприятного эмоционального фона создания условий развития нравственных ценностей является пассионарность классного руководителя: умение увлекать за собой; зажечь и поддерживать в учениках интерес к различным видам деятельности; «заразить» его нравственными идеями, устремлениями. В этом случае возникает целостное единство классного руководителя и учащихся, создаётся культурное пространство для реализации целей.

Принципы семейного воспитания Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; Родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нём лучшего; Воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей; Диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания; Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей; Воспитание должно строится с опорой на положительное в растущем человеке; Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье

Объективные факторы развития ребёнка в семье Природно-экологические условия жизни семьи – ускоряют или замедляют физический рост, созревание, влияют на здоровье ребёнка; Территориально-поселенческое расположение семьи – жизнь в городском или сельском регионе, удалённость или близость социокультурных центров влияет на содержание контактов детей и родителей, меняет ритм, частоту и качество их духовного и душевного взаимодействия; Этническая принадлежность семьи – определяет способы взаимодействия детей и взрослых, обычаи и традиции в воспитании и отношениях; Материально-бытовые условия жизни семьи – дают возможность удовлетворить потребности, социальные ожидания, ролевые притязания её членов.

Субъективные факторы развития ребёнка в семье Время рождения и место в ряду других детей – первенец, младший, старший, единственный – влияет на образ Я ребёнка; Структура семьи – наличие одного или обоих родителей, старшего поколения других родственников – определяет статус или роль ребёнка в семье; Нормы и образцы поведения членов семьи – закладывают привычки и стереотипы детского поведения, отношения к себе и другим; Формы внутрисемейного общения и проведения досуга – определяют коммуникативность ребёнка, развитие его творческих способностей; Деятельность и атмосфера в семье – трудовая, нравственная, интеллектуальная – влияют на способы действия, общения ребёнка с другими людьми; Детское имя – его выбор и использование близкими – закрепляет определённый образ Я, образ поведения ребёнка в настоящем и будущем. Опыт детства самих родителей – переживания, общение и деятельность в собственном детстве – почти зеркально отражается на воспитании ребёнка;

Задачи семейного воспитания в контексте нравственно- духовного становления личности ребёнка. Сохранение здоровья ребёнка, поддержка его природно-естественных сил; Забота о самореализации природно-энергетического потенциала, задатков, склонностей ребёнка (развитие творческой воли, способностей, стремления к творческой деятельности.); Помощь в комфортной социализации ребёнка (забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдении гражданских прав и обязанностей); Формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие добросердечности, отзывчивости, ответственности); Трудовое воспитание, помощь в выборе профессии (развитие трудолюбия, стремления к самостоятельному и ответственному труду, поддержка в профессиональном выборе); Забота об общекультурном и информационном развитии, обеспечение социальной компетентности ребёнка (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения); Половое воспитание, подготовка детей к самостоятельной семейной жизни (поддержка желания к продолжению рода, умение вести домашнее хозяйство, помощь родным).

Методы активного воздействия на нравственное развитие личности: Информационно-символические; Разъяснительно-распорядительные; Стимулирующе – побудительные; Действенно – практические.

Информационно-символические Имя, которое дают ребёнку при рождении и которое чаще всего используют в общении с ним; Жесты, мимика родителей в отношении к поступкам и действиям ребёнка и других людей; Слово – информация о людях и их поступках; Совместное размышление; Обсуждение и оценка житейских событий и поступков; Прояснение проблемы; Обсуждение плана предстоящих действий; Взаимоанализ результатов общения.

Разъяснительно- распорядительные: Рассказ; Беседа; Диалог; Внушение; Побуждение к самостоятельному действию; Требование; Пример-опора, пример-поддержка; Приказ; Контроль за ролевым поведением; Запрет; Отрицательная оценка-осуждение поступка ребёнка.

Стимулирующе – побудительные: Пример взрослых в поступках и нравственных действиях; Положительная оценка и поощрение успехов; Сочувствие, сопереживание в трудном положении; Духовная поддержка нравственных действий и стремлений ребёнка; Взаимоанализ поступков; Принятие на себя ответственности за своё поведение.

Условия успешного семейного воспитания: Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитие ребёнка: Его физической культуры; Культуры общения с близкими людьми; Культуры домохозяйства и быта; Культуры труда и досуга; Культуры адекватного полоролевого поведения; Культуры общения; Культуры самоорганизации.

Действенно – практические: Содействие - помощь – сотрудничество; «Нравственное закаливание» (упражнение в разных видах социально-ролевого поведения).

Успешное становление личности ребёнка в семье достигается, если родители последовательно удовлетворяют базовые потребности ребёнка: помогают ребёнку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессов; внимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми ребёнок хочет поделиться с ними; находят в себе силы уважать ребёнка и его достоинство несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий в отношении ребёнка, всегда способны найти в нём то, за что стоит похвалить, сказать слова любви и признания; признают право ребёнка на самостоятельный выбор ребёнка, самостоятельные решения, самостоятельные действия; помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.

Специальные знания психологические знания, позволяющие познать сложности развития ребёнка на том или ином этапе, понять его индивидуальность, узнать отличительные особенности, выявить психологический смысл своих ошибок; педагогическое знание – о путях, формах, способах и средствах эффективного воздействия на ребёнка; общая эрудиция родителей, их умение стать для ребёнка вначале источником сведений об окружающем мире, а впоследствии надёжным проводником в мире знаний и человеческих отношений.

Педагогическая техника: Чувствительность к растущему ребёнку как что-то особенное в своей жизни, быть настроенным на него всей душой, сопереживать ему, относиться как к равному участнику общения. Такое взаимодействие с ребёнком базируется на принципах гуманистической педагогики: Обладание коммуникативной способностью, предусматривающей расположение к людям, доброжелательность, обеспечивающее успешную реализацию внутреннего созвучия мыслей и эмоций во взаимодействии с ребёнком; Развитые перцептивные способности: зоркость, наблюдательность, внимание; Интуиция; Диагностические и прогностические способности; Эмпатия; Способность к режиссуре; Способность к использованию разнообразных способов взаимодействия; Способность к активному воздействию на другого человека; Развитые личностные качества: внимание, воображение, логическое мышление.