ЧТО? Рабочая тетрадь Формула творчества!?. КТО? Автор: Воронина О.П. Учитель математики МБОУ «СОШ 17» г. Калуги.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательный проект ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗИ - ТЕХНОЛОГИЙ Сеченова М. В., учитель.
Advertisements

Уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать,
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Концепция применения ТРИЗ в педагогике Технические системы развиваются по объективно-существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Карпушкина Елена Александровна учитель начальных классов.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Селезневская средняя школа. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Платон.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Программа модульного курса повышения квалификации учителей-предметников социально-экономического профиля "Управление исследовательской деятельностью ученика"
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
МОУ СОШ 1 г.п.п. Чистые Боры Элективный курс «Решение занимательных задач» ТРИЗЗАДАЧНИК Отчётная работа группы учащихся 7 «а» класса Руководитель: учитель.
Информационные технологии в психологии. Введение. Цель. Назначение. Целью курса является: - дать теоретические основы связанные с разработкой и применением.
Транксрипт:

ЧТО? Рабочая тетрадь Формула творчества!?

КТО? Автор: Воронина О.П. Учитель математики МБОУ «СОШ 17» г. Калуги

Новизна включает комплекс средств, необходимых для организации изучения ТРИЗ в электронном виде (на CD-диске), на бумажном носителе (рабочая тетрадь для учащегося, тетрадь для учителя); восполняет полное отсутствие УМК для внедрения ТРИЗ в образовательный процесс.

Технология использования РТ - рабочая программа элективного курса, разработанная учителем - расписание для школьников, предусматривающее перерыв не менее часа между окончанием уроков и занятием элективного курса с использованием рабочей тетради. - программа мониторинга за условиями и качеством проведения занятий.

Кому предназначен ИП? Для учащихся 9-х классов, изучающих элективный курс « Формула творчества!?» Для учителя, преподающего элективный курс « Формула творчества!?»

Актуальность 1.Воспитание творческой личности – одно из приоритетных направлений современного образования, это социальный заказ, стоящий перед современной школой, перед учителями - предметниками. 2.Отсутствие УМК в помощь учащимся, изучающим ТРИЗ, учителям, преподающим ТРИЗ

В соответствии с ФГОС в рамках образовательного процесса «современный человек должен не столько накап ливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совме стно с другими людьми ставить осмысленные цели, искать и продуцировать средства и способ ы решения проблем, т. е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным» Актуальность: воспитание творческой личности – одно из приоритетных направлений современного образования, это социальный заказ, стоящий перед современной школой, перед учителями - предметниками.

В 1946 году началась разработка ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Ее создатель – Г.С. Альтшуллер.

ТРИЗ способствует развитию у ученика: творческого воображения; системного мышления; умения видеть проблемы; мышления «в разных направлениях» (дивергентного мышления) мышления «поперек» (латерального мышления)

Эффективность применения отдельных приемов теории решения изобретательских задач доказана в ходе экспериментальной работы по применению ТРИЗ на занятиях Ю. Мурашковским, О. Алешиной, И. Андржеевской, А. Гин. Проблема: изучение ТРИЗ является актуальным в свете внедрения ФГОС, НО на изучение ТРИЗ не отводятся учебные часы, нет специалистов, подготовленных для внедрения ТРИЗ в образовательный процесс. Частичное разрешение этого противоречия – изучение ТРИЗ на занятиях кружков, элективных курсов. Элективный курс «Формула творчества?!» для учащихся девятых классов рассчитан на 17 часов.

Цель курса – выработка представлений о системности природных, технических явлений, социальных явлений, формирование культуры творческого мышления, умения производить аргументированные рассуждения, обретение опыта в анализе жизненных ситуаций, снятие психологического барьера при решении нестандартных задач. Основные знания и умения учащихся В результате изучения элективного курса Формула творчества!? учащиеся должны знать: основные понятия, методы и приемы ТРИЗ: -приемы разрешений противоречий; -системный подход в творчестве, - морфологический анализ; -противоречие, -идеальный конечный результат; -принципы и приемы решения задач.

Рабочая тетрадь содержит 11 разделов Раздел 1 Введение. История создания ТРИЗ. Определение типа задачи. В данном разделе учащиеся познакомятся с историей создания ТРИЗ, классификацией различных типов задач. Раздел вооружит учащихся теоретическим арсеналом, необходимым для психологической подготовки к изучению курса, перестройки сознания, переосмысления самого себя.

Виды задач Закрытые задачиОткрытые задачи Условие Пути решения Ответ Ответ 3 Ответ 2 Ответ 1 Ответ 3

Системы.В данном разделе учащиеся познакомятся с понятием «система», «системное мышление». Задача занятий: выработка представлений о сути природных, технических явлений и их взаимосвязи

СистемаПодсистема

Мышление на 9 экранах ПрошлоеНастоящееБудущее Лес дерево лист

Рифмовка М.С.Гафитулина «Что-то» Если мы рассмотрим что-то…(объект) Это что-то для чего-то …(функция объекта) Это что-то часть чего-то …(подсистема объекта) Это что-то из чего – то…(надсистема работы) Чем-то было раньше что-то…(прошлое объекта) Что-то будет с этим что-то…(будущее объекта) Что-то ты теперь возьми, на экранах рассмотри.

Системное мышление в живописи М.К.Чюрленис. Соната моря. Часть 1. Аллегро «На одной картине, на одном пространстве - три разных картины.

Б.Франклин использовал системный подход к организации своей деятельности. План на день Краткосроч- ный план Долгосрочный ( на годы) план Генеральный план достижения цели Глобальная жизненная цель Главные жизненные цели (чего человек хочет от жизни)

Противоречия Идеальный конечный результат. Ресурсы. В разделе учащиеся должны познакомиться со способами формулировки противоречий, идеального конечного результата, классификацией ресурсов.

Противоречие Древние египтяне жрецы умели получать золото из руды. Они обрабатывали руду в больших сосудах свинцовым расплавом в результате получалась смесь жидких золота и свинца. Теперь достаточно опустить в расплав вещество, которое адсорбирует (впитывает) свинец и готово чистое золото. Конечно. жрецы тщательно охраняли свою тайну. Никто не видел, чтобы они опускали в сосуды какое- либо вещество но тем не менее они доставали из сосудов чистое золото! Как же им это удавалось?

Должно выполняться условие "А" + результат Должно выполняться условие "не А"

Идеальный конечный результат (ИКР) ИКР это идеальный образ решения поставленной задачи: при решении нужное действие должно быть получено без каких- либо потерь, без усложнения системы и без возникновения новых нежелательных эффектов. При использовании понятия ИКР в ходе решения задач желательно применять слово "сам" (сама", "само"). Идеальный конечный результат формулируется так: «Система сама выполняет нужное действие, при этом не допускает нежелательных эффектов».

ИКР Ступа «идет, бредет сама собой»

Ресурсы Вещественные ресурсы могут быть: слышнывидны обоняемы ощущаем ы Ресурсы времени Ресурсы информации Человеческие ресурсы Ресурсы пространства

Применение приемов и принципов решения задач. Разделение противоречия в пространстве, во времени При изучении приемов и принципов решения задач у учащихся формируется систематизированной представление о теории решения изобретательских задач, умение производить аргументированные рассуждения, учащиеся обретают опыт в анализе жизненных ситуаций, вооружаются знаниями о правилах проведения морфологического анализа конкретной изобретательской задачи. Учащиеся имеют возможность рассмотреть задачи из различных областей знания, практической деятельности человека, расширить кругозор, формировать единую картину мира. У учащихся формируется представление о возможности использования единой стратегии рассуждений, алгоритмов деятельности при решении противоречий, задач из разных областей, включающих как естественно-научное направление, так и социальное, художественное, гуманитарное. Применение приемов и принципов решения задач. Принцип копирования Применение приемов и принципов решения задач Принцип дробления Принцип «Сделать заранее» Прицип «Сделать наоборот». Принцип посредника. Смещение масштабов Морфологический ящик Практикум по решению задач.

Разделение во времени Работая на своем участке, крестьянин нашел кувшин, открыл его, и на свободу вырвался ДЖИНН. - Тысячу лет я ждал, что меня освободят, и собирался наградить спасителя. Но никто не нашел кувшин. И еще тысячу лет я ждал, и поклялся убить того, кто меня освободит. Крестьянин, ты умрешь. Но я готов выполнить одно твое желание, только не проси меня не убивать тебя, ведь я дал клятву, что убью! О чем должен попросить крестьянин, чтобы остаться живым?

Задача. Американская фирма «Рибок», выпускающая кроссовки, построила филиалы в Таиланде и на Тайване. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик-филиалов воруют обувь и перепродают ее тут же по дешевке. Качество обуви хорошее, основное место сбыта продукции крупные американские и европейские магазины. Как быть? Самое плохое решение применить репрессивные методы. Разделение противоречия в пространстве

Принцип дробления В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят его дробление. При этом можно выполнить следующее: Разделить объект на независимые части. Выполнить объект разборным. Увеличить степень дробления объекта.

Притча: велел отец сыну сломать веник. Очень старался сын, но не сумел сломать веник. Тогда отец разделил веник на отдельные веточки и легко сломал каждую.

Мебель, состоящая из отдельных законченных деталей.

Принцип дробления на службе у модельеров. Туфли от Sheilas Wheels. Страховая компания Sheilas Wheels устав от многочисленных аварий из-за вождения в обуви на каблуках, решила выпустить универсальную обувь для авто леди. Туфли трансформеры, у которых убирается каблук. Удобно и безопасно!

Эти перчатки можно использовать как пояс и как шарф.

Принцип дробления в военном искусстве. Македонская фаланга Римский легион

Принцип дробления в природе

Тот из братьев владеть будет островом, кто первым коснется земли его рукою своей. И рванулись по команде две ладьи к острову, но вскоре понял один из братьев, что проигрывает он в соревновании. Выхватил меч, отсек себе кисть руки и бросил ее на остров. Так выигран был спор, условие выполнено – отрубленная кисть коснулась земли острова.

В античном искусстве категорически запрещалось изображать или описывать безобразное (в Фивах за это полагалась даже смертная казнь). В поэме Гомера «Илиада» есть персонаж Терсит. По замыслу автора Терсит не только глупый, трусливый и наглый, но и крайне безобразный. Как же описать внешность Терсита, не нарушая тогдашних канонов искусства?

Вывод: Преимущество рабочей тетради «Формула творчества!?» в том, что материалы структурированы по темам, уровню сложности, адаптированы к восприятию материала учащимися 9-х классов, содержат средства мотивации, затрагивают воспитательные аспекты обучения. Выводы: рабочая тетрадь «Формула творчества» может стать надежным помощником при изучении ТРИЗ в школе, восполняет отсутствие УМК по изучению ТРИЗ.