Опыт и проблемы внедрения технологий открытого государства и электронной демократии. Маслова Наталья Рудегеровна к.т.н., советник Губернатора Томской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронное государство. Открытый регион. Маслова Наталья Рудегеровна к.т.н., советник Губернатора Томской области.
Advertisements

Открытое правительство, открытый регион – проблемы реализации. Маслова Наталья Рудегеровна к.т.н., советник Губернатора Томской области.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Реализация в субъектах Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 601 «Об основных направлениях совершенствования системы.
СЕМИНАР « Проблемы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид » 17 мая 2011 г.
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу; поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан; рост технологической.
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА Алексеенко Олег Владимирович.
Принципы и подходы к формированию концепции региональной информатизации Роман Валерьевич Урнышев Заместитель директора Департамента координации информатизации.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Первая выставка-конференция «Информационные технологии Тюменской области – 2008» («ИНФОТЕХ-2008») г. Тюмень, марта 2008г.
Государственная программа «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации А.В. Буньков.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
О Портале государственных и муниципальных услуг Воронежской области _____________________________________________ А.А. Воронина Руководитель центра региональных.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Транксрипт:

Опыт и проблемы внедрения технологий открытого государства и электронной демократии. Маслова Наталья Рудегеровна к.т.н., советник Губернатора Томской области

24-фз от г. "Об информации, информатизации и защите информации" Стратегия развития информационного общества в РФ до 2015 г. от г. 149-фз от г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 1-фз от г. "Об злектронно-цифровой подписи" 63-фз от г. "Об электронной подписи" 152-фз от г. "О персональных данных" 8-фз от г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и ОМСУ" Государственная программа «Информационное общество» ( ) от ( в ред ) ФЦП «Электронная Россия ( )» от г. 210-фз от г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 1995 г. … 2006 г. 2010г. Эволюция развития – от ИТ к информационному обществу, электронному государству

Проблемы развития информационного общества и электронного государства. - несовершенство нормативно-правовой базы, а также стандартов и регламентов предоставления органами власти информации и услуг в электронной форме населению, организациям и бизнесу - «цифровое неравенство»; проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей - недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий, как у населения, так и у государственных и муниципальных служащих - отсутствие массового интерактивного взаимодействия граждан и организаций с государственными органами власти при оказании последними государственных услуг - разрозненность государственных информационных ресурсов, невозможность сопоставить данные, содержащиеся в этих ресурсах - высокий уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах регионов. - Недостаточный уровень информационной безопасности (в т.ч., отсутствие закона о служебной тайне); низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности - недостаточный уровень развития отечественного производства в сфере информационных и телекоммуникационных технологий

Проблемы развития информационного общества и электронного государства. Основными проблемами, на разрешение которых нацелена Государственная программа «Информационное общество» ( ), являются: - износ и выработка ресурса сетевой инфраструктуры на протяженных участках территории Российской Федерации, рост стоимости "последней мили" сетей связи; - организация широкополосного доступа, в том числе беспроводного, к сети Интернет для конечных пользователей, низкие показатели качества доступа к сети Интернет; - наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и органами государственной власти; - преимущественно локальный, ведомственный характер внедрения современных средств на основе информационных технологий в государственном управлении; - недостаточность темпов развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

Проблемы развития информационного общества и электронного государства. Основными проблемами, на разрешение которых нацелена Государственная программа «Информационное общество» ( ), являются: - наличие низких навыков использования информационных технологий, в том числе среди государственных служащих; - наличие низкого уровня правовой защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет, продолжение поиска компромисса между правом на информацию и авторским правом; - недостаточность научно-методического обеспечения процесса становления информационного общества в Российской Федерации; - отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствие доступных механизмов обеспечения доверия к электронной подписи.

Формы государства с точки зрения применения информационных технологий Государство «Бумажное» государство % % «Электронное» государство % % Электронное государство как часть информационного общества

Электронное государство как часть информационного общества Показатели развития информационного общества и формирования электронного государства Стратегия развития информационного общества в РФ до 2015 г. уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%; наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%; доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%; доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов - 100%; доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%; доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100%.

Электронное государство как часть информационного общества Показатели электронного государства Государственная программа «Информационное общество» ( ) Доля населения Российской Федерации, пользующегося преимуществами получения государственных услуг в электронном виде, в общей численности населения – 85% Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек, в общей численности домашних хозяйств – 85% Доля органов власти, имеющих доступ в сеть Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/с, в общем числе органов власти федерального, регионального и местного уровней - 85% Доля активных интернет-пользователей в общей численности населения – 85%

Электронное государство как часть информационного общества Показатели электронного государства Государственная программа «Информационное общество» ( ) Доля населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и (или)услуг, в общей численности населения – 76% Доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), в общем количестве федеральных услуг – 100% Доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг,в общем количестве региональных государственных услуг - 100%

Электронное государство как часть информационного общества Суть электронного государства В обыденном понимании термин «электронное государство» ассоциируется исключительно с использованием компьютерной техники, программного обеспечения, средств современной связи (например, Интернет). На практике все эти технические элементы в значительной степени являются второстепенными, обеспечивающими. Без этих инфраструктурных компонентов, безусловно, «электронное государство» невозможно. Суть «электронного государства» - в новом организационном устройстве, новых сервисах и технологиях функционирования государства, отдельных его институтов, которые возникают или становятся возможными в связи с широкомасштабным внедрением и использованием информационных технологий, и должны быть закреплены в нормативных правовых актах.

Открытое государство как часть информационного общества Санкт-Петербург, 21 июня 2013 года. Минкомсвязь России подготовила концепцию центрального портала открытых данных, который станет площадкой для взаимодействия власти и общества по вопросу раскрытия государственной информации. Об этом сообщил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в ходе выступления на «круглом столе» «Открытые данные: первый шаг сделан, что дальше?», который прошел в рамках Петербургского международного экономического форума. Согласно концепции, центральный портал открытых данных станет единой точкой коммуникации государства и общества по вопросам развития темы открытых данных, где будут собираться отзывы и предложения от граждан. Кроме того, портал позволит обмениваться опытом и лучшими практиками по использованию открытых данных, а также будет способствовать организации проектов в этой области, в том числе, на основе частно-государственного партнерства.

Динамика развития нормативно-правового обеспечения формирования информационного общества 1993Конституция Российской Федерации ФЗ от Программа «Электронная Россия г» ФЗ 152-ФЗ 2008Стратегия развития информационного общества ФЗ 2010Системный проект формирования в РФ электронного правительства 210-ФЗ,227-ФЗ,108-ФЗ,123-ФЗ Программа «Информационное общество (2010–2020годы)» ФЗ, 65-ФЗ, 169-ФЗ (СМЭВ) 261-ФЗ (152), 142-ФЗ, 200-ФЗ Указ Президента РФ Указ Президента 601, законопроекты 2013Указ Президента РФ 31 Указ Президента РФ ФЗ внесены изменения в 152-ФЗ

Среда 13 Развитие инфраструктуры ТИС для эффективного формирования, использования и защиты инф. ресурсов и электронных сервисов Реализация 210-ФЗ, 63-ФЗ и других нормативных правовых актов. Организация электронных сервисов для предоставления качественных гос. и муниципальных услуг населению. Реализация Стратегии развития инф. общества в РФ, нормативных актов в сфере ИКТ, Адм.реформы, реформы гос. службы и др. Реинжиниринг бизнесс-процессов. Создание и внедрение системы электронного взаимодействия (149-ФЗ, 152- ФЗ, 262-ФЗ,8-ФЗ и др.) Организация обучения ИКТ населения, представителей институтов ГО,НКО, СМИ и др. Организация обучения ИКТ населения, представителей институтов ГО,НКО, СМИ и др. Организация общественного контроля, общественной экспертизы, информационного аудита. И др. Организация центров общественного доступа к ИР и услугам Создание ИТ-инфраструктуры: 1.новой экономики 2.инновационной деятельности 3.интеграции науки и производства Создание ИТ-инфраструктуры: 1.новой экономики 2.инновационной деятельности 3.интеграции науки и производства Электронные закупки для гос. и муницип. нужд ИАС ЖКК - на уровне предприятия и УК Электронное государство = (Электронный регион+Электронный муниципалитет) Электронная Власть Электронный Гражданин Организация обучения гос. и муниципальных служащих, работников бюджетных организаций по программам использования ИКТ в деятельности органов власти ТИС – Территориальная инф. система Система информирования и предоставления услуг в электронной форме Система Межведомствен. Электронного Взаимодействия Электронная торговля Организация обуч. по курсу Электронная коммерци я Прозрачная система взаимодействия «инвестор-власть» для привлечения инвестиций Электронные услуги - лицензирование (Исполнительная – Электронное Правительство, Законодательная – Электронный парламент, ЦИК Судебная – Электронное правосудие) Электронный чиновник Граждане, Институты гражданского общества, Некоммерческие организации, СМИ и т.п. Back Office Front Office Организация окон доступа к информационным ресурсам и электронным сервисам Открытое правительство главенство права-электронная демократия Оперативность, открытость, подотчетность, результативность, эффективность Участие, равенство и включенность Электронный Бизнес Ориентация на консенсус Среда электронного взаимодействия

ПОРТАЛ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОРТАЛ ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ ЕСМЭВ Региональные органы власти Федеральные органы власти Органы местного самоуправления ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ «ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ» ПОРТАЛ «ОТКРЫТЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГИОН» РСМЭВ ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ ВЕДОМСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Реализованные элементы ЭП Элементы ЭП, необходимы для реализации ЕСИА ЕПГУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 14 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Из презентации Ростелекома

К вопросу V Протокола Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 18 апреля 2013 г. 3 Перечень мероприятий на 2013 год: 1.Разработка «манифеста»: «Потребности пользователей». 2.Внедрение стандартов по интерфейсам, используемым в органах государственной власти. 3.Создание ресурса, посвященного проблемам, вопросам и стандартам пользовательских интерфейсов государственных систем - DESIGN.GOV.RU. 4.Разработка и внедрение методических рекомендаций «Типовой государственный сайт». 5.Создание и функционирование Центра компетенций консультации государственных заказчиков. 6.Организация и проведение ежемесячных обучающих семинаров для разработчиков и государственных заказчиков. 7.Разработка концепции мониторинга качества пользовательских интерфейсов.

Электронное государство как часть информационного общества Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах (13 июня 2013 г.) 6. Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения. Для повышения доступности и качества оказания государственных услуг необходимо решить три задачи. Первая – законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня государственных (муниципальных) услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, и других. Учредители государственных и муниципальных учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать государственные и муниципальные задания для подведомственных учреждений. Вторая – создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги. Третья – включение основных параметров государственного задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих государственных программ.

Открытое государство как часть информационного общества Санкт-Петербург, 21 июня 2013 года. Минкомсвязь России подготовила концепцию центрального портала открытых данных, который станет площадкой для взаимодействия власти и общества по вопросу раскрытия государственной информации. Об этом сообщил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в ходе выступления на «круглом столе» «Открытые данные: первый шаг сделан, что дальше?», который прошел в рамках Петербургского международного экономического форума. Согласно концепции, центральный портал открытых данных станет единой точкой коммуникации государства и общества по вопросам развития темы открытых данных, где будут собираться отзывы и предложения от граждан. Кроме того, портал позволит обмениваться опытом и лучшими практиками по использованию открытых данных, а также будет способствовать организации проектов в этой области, в том числе, на основе частно-государственного партнерства.

Открытое государство как часть информационного общества Минкомсвязь России для эффективной работы портала планирует еще до его создания сформировать аналитическую группу по обработке обратной связи от граждан и государственных органов, начать работу по созданию перспективных сервисов на базе открытых данных, отработки наилучших практик их применения и дальнейшего закрепления их в нормативном поле. Также будет осуществляться популяризация ресурса через каналы СМИ и интернет-сообщества. Ранее страны-участники саммита «Большой восьмерки» приняли «Хартию открытых данных», предусматривающую публичное раскрытие информации государственных органов в интернете. Дальнейшее развитие открытых данных в России будет основываться на принципах, заложенных в этом документе.

Открытое государство как часть информационного общества Страны-участники саммита G8 («Большой восьмерки») 18 июня 2013 г. приняли «Хартию открытых данных», предусматривающую публичное раскрытие информации государственных органов в интернете. «Сегодня люди ожидают, что будут иметь возможность доступа к информации, когда и как они хотят. Все чаще это касается правительственных данных. Мы пришли к переломному моменту пора объявить новую эру», гласит текст.«Хартию открытых данных» Ранее в ходе заседаний саммита была принята Лох-Эрнская Декларация саммита G8. В десятом, последнем пункте Декларации говорится: «Правительства должны публиковать информацию о законах, бюджетах, расходах, национальной статистике, выборах и о правительственных контрактах в виде, удобном для чтения и повторного использования, так, чтобы они были подотчетны гражданам».

Открытое государство как часть информационного общества Хартия основана на пяти принципах-рекомендациях: Открытые данные «по умолчанию» – продвигать требования открытой публикации правительственных данных, при этом продолжая защищать приватность и персональные данные; Качество и количество – публиковать качественные открытые данные в нужное время и с хорошим описанием; Удобные для всех – выпускать данные во всех, в каких только возможно, форматах, удобных для чтения; Выпускать данные для улучшения управления – делиться и распространять опыт и экспертные знания и быть прозрачным в отношении сбора данных, стандартов и опубликования; Публиковать данные для инноваций – консультироваться с пользователями и выращивать будущие поколения новаторов.

Открытое государство как часть информационного общества Максим Дубинин, координатор GIS- Lab.info, генеральный директор ООО «NextGIS»:GIS- Lab.info Раскрытие пространственных данных Росреестром помогло бы улучшить качество практически всех сервисов, так или иначе связанных с картографической информацией, за счет улучшения картографической основы, которую все они используют. Освобождение данных государством могло бы сэкономить массу усилий и дать рост группам разработчиков. Примеры применения геоданных: поиск и прокладка маршрутов, поиск объектов, особенно в отдаленных уголках страны; координация помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, помощь в поисково-спасательных работах; эффективный анализ рынка недвижимости, более эффективное вложение средств компаний и граждан в покупки и аренду недвижимости; общественные контроль динамики территорий, незаконных захватов земельных участков под строительство, вырубку леса; помощь в оценке инвестиционного потенциала региона

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от "РАССМОТРЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ, НАПРАВЛЕННЫХ ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСА "РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА" Общественные инициативы – предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально- экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и отвечающие требованиям.

Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса (14). ПоддержаннойПоддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила: в поддержку инициативы федерального уровня: не менее 100 тыс. голосов граждан в поддержку инициативы регионального уровня: не менее 5 % голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации) в поддержку инициативы муниципального уровня: не менее 5 % голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения (18)

Гражданин, достигший возраста 18 лет, зарегистрированны й в ФГИС «ЕСИА» Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» Уполномоченная некоммерческая организация «Фонд информационной демократии» экспертная рабочая группа (федеральная, региональная, муниципальная) Обязатательная предварительная экспертиза (3,10) Снятие общественной инициативы (9) ФОИВ, РОИВ, ОМСУ (21,22,23) Решение (11) Размещение на портале (11) Идентификация Физического лица 14а 14б 14в Голосование 1 год (14) Необходимое кол-во голосов Направление в экспертную группу Снятие с рассмотрения (18) Рассмотрение до 2 мес. (24) Подготовка экспертного заключения и решения о Разработке НПА или иных мерах (24)

проект «Открытого правительства» Опыт работы данного сайта показал, что зачастую избавиться от глупости, которая годами отравляла жизнь, можно в один день. За время работы данного проекта удалось избавиться от нескольких десятков таких недочетов, как далекие от элементарной логики решения, запутанные регламенты и необъяснимые запреты, а то и обыкновенные несуразицы. Сайт «Россия без дураков»

22 ноября 2012 г. президент ГК «Связной» Максим Ноготков представил на пресс- конференции свой новый некоммерческий проект Йополис. Проект относится к сфере гражданских инициатив и электронной демократии и является «политически нейтральной онлайн-платформой». Основной задачей Йополиса Ноготков назвал решение трех ключевых проблем во взаимоотношениях государства и общества: Устранение разрыва между государством и обществом, когда гражданин перестанет воспринимать власть как нечто отдельное от себя. Устранение разрыва коммуникации между властью и обществом. Сейчас общество способно активно влиять на власть только в период выборов, когда кандидатам нужны голоса избирателей. Недостаток конкуренции, когда у талантливых, могущих проявить себя людей нет ни желания, ни возможности бороться за государственную должность. Проект «Йополис»

Йополис является именно той технологической платформой, которая может сделать участие людей в политической и общественной жизни страны простым, удобным и эффективным. Максим Ноготков подчеркнул, что поскольку принципы работы Йополиса полностью соответствуют принципам открытости власти, вовлеченности граждан в процессы управления, гражданского контроля, на сегодняшний день достигнута договоренность с «Открытым правительством» об интеграции Йополиса в рамках проекта «Открытый регион». Йополис использует технологию защищенных голосований, разработанную международной компанией Scytl, признанного эксперта в области электронных голосований и автора инновационных решений в сфере избирательных технологий. Поэтому Йополис можно использовать как площадку для проведения любых выборных голосований и получения максимально достоверной статистики. Проект «Йополис»

Рекомендации: Дальнейшее внедрение и развитие систем электронного парламента, электронного правосудия, электронного правительства, Открытого правительства, электронной демократии. Совершенствование и развитие нормативно-правовой и организационно-методической базы по формированию информационного общества, систем электронного правительства, Открытого правительства, электронной демократии. Дальнейшее внедрение и развитие технологического обеспечения выборов на всех уровнях власти. Дальнейшее внедрение и развитие электронного документооборота, использование электронной подписи на всех уровнях взаимодействия граждан, институтов гражданского общества, бизнеса с органами власти. Внедрение системы обучения ИКТ и аттестации государственных и муниципальных служащих на знание технологий электронного правительства и электронной демократии. Дальнейшее развитие и внедрение свободного программного обеспечения.

Создание раздела «Открытое правительство» и «Электронная демократия» на официальном сайте региона. Ликвидация «цифрового неравенства», как в технологическом, так и в образовательном аспекте. Дальнейшее внедрение и развитие Интернет, сетей ШПД, особенно в отдаленных и труднодоступных местах. Оснащение присутственных мест в государственных и муниципальных учреждениях беспроводным доступом в Интернет. Создание и развитие сети Центров общественного доступа на территории Томской области. Улучшение правового просвещения граждан. Организация обучения социально-незащищенного населения основам компьютерной грамотности. Создание условий для обучения ИКТ различных групп населения, представителей институтов гражданского общества, НКО, СМИ, малого и среднего бизнеса. Рекомендации:

Благодарю за внимание! Контактная информация: г.Томск, пл. Ленина,6 Тел.: 8 (3822)