И ЗМЕНЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ : ТРАГЕДИЯ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ Мария Худякова НИУ ВШЭ Ежегодный семинар по повышению квалификации учителей русских школ за рубежом,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ « БАЛАКОВСКИЙ МЕДЕЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ » ТЕМА : « НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО.
Advertisements

Блогосфера – площадка для изучения русского? Г.Ч.Гусейнов, Факультет филологии НИУ-ВШЭ 18 сентября 2013 Ежегодный семинар по повышению квалификации учителей.
Образовательные возможности факультета филологии НИУ ВШЭ Факультет филологии НИУ ВШЭ Ежегодный семинар по повышению квалификации учителей русских школ.
Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. Пленять своим искусством.
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках.. «Вс ё без здоровья – ничто» ( Сократ)
Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь. Выполнила ученица 6 В класса МАОУ СОШ 35 Стовба Любовь.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Контрольный тест 1. А) В XVIII в. создание и потребление произведений художественной культуры становится нормой жизни российского дворянства и образованных.
Режим дня Ученик 5 класса часть суток проводит в школе и выполняет домашнее задание, часть суток принимает пищу, части суток общается с друзьями, играет.
- Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок… - Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как.
1) Казанский собор (Санкт-Петербурге). Архитектурный стиль – ампир. Автор проекта – А.Н. Воронихин. Строительство гг. 2) Государственный исторический.
Выполнили: Бечвая Мате, Бечвая Тамта, Жуманазарова Зульфия, ученики 10 Б класса.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ» ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА Москва, 24 июня.
Проблемы культуры речи подростков Будько Снежана, 9 класс МБОУ- Новошарапская СОШ.
Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности через учебную и внеурочную деятельность
Суеверие – (по определению В. Даля) вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования и приметы. Приметы – явление или случай, которые.
Интеграция учебных предметов как основа формирования и развития универсальных учебных действий Древаль Евгений Александрович, учитель немецкого, русского.
Раздел «Лексика и фразеология» Русская лексика, ее происхождение и сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас. Учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

И ЗМЕНЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ НОРМЫ : ТРАГЕДИЯ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ Мария Худякова НИУ ВШЭ Ежегодный семинар по повышению квалификации учителей русских школ за рубежом, ФЦП «Русский язык» на гг., Россотрудничество г.Астана, Казахстан, сентября 2013 г.

К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ НОРМЕ Языки, как и правительства, обладают природной склонностью к вырождению. Сэмюэль Джонсон, автор первого словаря английского языка (1755) Языковая норма исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период ( Российский гуманитарный энциклопедический словарь.) 2

В ИДЫ НОРМЫ дескриптивная (описательная) установление нормы осуществляется преимущественно на основе анализа фактического употребления тех или иных языковых явлений носителями языка; прескриптивная (предписывающая) установление нормы осуществляется преимущественно на основе авторитетного заключения лингвистов о правильности или неправильности того или иного употребления. 3

В ИДЫ НОРМ Естественная складывается естественным образом; возможна в случае идентичности индивидуальных языковых норм носителей Искусственная создается целенаправленно в результате нормотвотворческой деятельности; фиксируется в словарях и грамматиках 4

О ТНОШЕНИЕ К ИЗМЕНЕНИЮ НОРМЫ В ДРУГИХ ЯЗЫКАХ Цицерон в диалоге «Брут или О знаменитых ораторах»: «Я уже не говорю о Гае Лелии, о Публии Сципионе: в тот век [т.е.примерно за двести лет до Цицерона] язык был так же чист, как и нравы. […] Но, конечно, с течением времени речь становилась хуже как в Риме, так и в Греции». 5

«Неправильнее всего… говорят те, кто нынче в моде; многие варианты произношения, считавшиеся вульгарными тридцать-сорок лет тому назад, постепенно укореняются; и если это зло не остановить, английский язык может превратиться в простой жаргон» (1780 г. Томас Шеридан) Тем временем за 60 лет до этого... «От лица всех Ученых и Вежественных представителей Народа я скорблю о том, что наш Язык крайне несовершенен; что его повседневные Улучшения не идут ни в какое сравнение с повседневной Порчей…» (1712г. Джонатан Свифт) 6

О НЕКОТОРЫХ " ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ " ИЗМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НОРМЫ

1. И СТОРИЯ ПРО " ЧЕРНОЕ КОФЕ " "Кофе" в среднем роде встречается у Н. И. Новикова в 1783 году, у Д. Мамина-Сибиряка в 1883 году, А. Н. Толстого в 1916 году, Ю. И. Юркуна в 1921 году, Б. А. Пильняка в 1922 и 1925 году, А. С. Грина в 1929 году, М. А. Алданова и Л. С. Соболева в 1932 году, И. Ильфа и Е. Петрова в 1936 году, В. В. Набокова в 1955 году и ряда других невежд и недоучек. 8

2. "О Н ТЕБЕ ПОЗВ О НИТ " другие глаголы, ранее перешедшие в тот же класс: клеить, курить, катить, дружить, солить и др. "Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катИт в глаза.« (И.А. Крылов) Переходный случай: глагол включить 9

3. "В О СТАНКИНЕ " Из всех праздников отличнейший давал тогда в Останкине граф Шереметев. [И. М. Долгоруков. Повесть о рождении моем, происхождении и всей моей жизни, писанная мной самим и начатая в Москве, 1788-го года в августе месяце, на 25-ом году моей жизни / Часть 4 / ( )] Теперь осталось в этом роде два образчика: дом графа Шереметева в Останкине и дом графа Разумовского на Гороховом поле. [М. Н. Загоскин. Москва и москвичи ( )] Будут созданы питомники, новый ботанический сад Академии Наук в Останкино, площадью в 250 га. [А. В. Щусев. Москва будущего // «Наука и жизнь», 1947] 10

О Б ОТНОШЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ К ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМЕ установка на нормативность речи, считают нормативную речь престижной представления о нормативном варианте часто не совпадают с прескриптивной нормой (банты, крема, договора и др.), либо подвержены колебаниям при восприятии речи придерживаются прескриптивной нормы, ненормативный вариант скорее осуждается при порождении речи информанты также демонстрируют более консервативную стратегию, но в ГОРАЗДО меньшей степени (Ларионова [2013], Санкт-Петербург, опрос 58 школьников 7-11 классов) 11