Общественная экспертиза как гарант качества высшего образования Чимитова Д.К.,д.и.н., проректор по УР Бурятского государственного университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественная аккредитация образовательных организаций и программ в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы развития Ректор Регионального.
Advertisements

О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Многофункциональный центр прикладных квалификаций: понятие, структура, содержание работы ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
Многофункциональный центр прикладных квалификаций: понятие, структура, содержание работы ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Совещание с заместителями деканов/директоров по учебной работе г. Материалы информационно-методического семинара для учебных заведений высшего.
Транксрипт:

Общественная экспертиза как гарант качества высшего образования Чимитова Д.К.,д.и.н., проректор по УР Бурятского государственного университета

Формы общественно-государственного управления и экспертизы (уровень ОУ) Попечительский совет Управляющий совет Конкурс педагогического мастерства Конкурс проектов и др.

Объект общественной и общественно- профессиональной аккредитации Вуз в целом (институциональная аккредитация) Отдельные программы (программная аккредитация) Группы (кластеры) программ (УГСН) Система гарантии качества (системная аккредитация)

Качество Свойство, удовлетворяющее потребителей; Существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого; Пригодность для использования.

Качество образования (Quality of Education) 1. Соответствие государственным образовательным стандартам; 2. Соответствующая структура и содержание образования; 3. Учет особенностей регионов и возможностей образовательных учреждений; 4. Многообразие ОУ и вариативность образовательных программ;

Качество образования (Quality of Education) 1. Соответствие государственным образовательным стандартам; Требование ФГОС ВПО по направлениям/специальностям подготовки К образовательному процессу должно быть привлечено не менее десяти / пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Формы участия работодателей в образовательном процессе вуза Договоры о прохождении практики; Договоры о сотрудничестве (о совместной подготовке и содействии трудоустройству выпускников); Участие в разработке ООП; Привлечение работодателей к участию в итоговой государственной аттестации.

Данные мониторинга эффективности внедрения ФГОС В.В. ЗЫРЯНОВ, заместитель декана социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Е.В. КАРАВАЕВА, заместитель проректора МГУ им. М.В. Ломоносова, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России, кандидат физико- математических наук Вузовский уровень В большинстве вузов обнаружен формальный подход к привлечению работодателей (какие- либо указания на участие работодателей в разработке и реализации ООП присутствуют примерно в 5-7 процентах проанализированных ООП; в большинстве вузов конкретные формы участия работодателей в учебном процессе не предусмотрены в локальных вузовских актах). Только отдельные вузы развивают системный подход при взаимодействии с работодателями. Федеральный уровень Утвержденные на федеральном уровне профессиональные стандарты могут быть применены менее чем к 10 процентам направлений подготовки (специальностей) ВПО. На государственном уровне не созданы механизмы действенного участия работодателей в реализации образовательных программ.

Качество образования (Quality of Education) 2. Соответствующая структура и содержание образования; Структура образования образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты социальные группы (учителя, студенты, учащиеся) учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей) Содержание образования: педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Педагогический энциклопедический словарь

Указ Президента РФ от 26 мая 2009 года 599 В целях повышения качества образовательных программ высшего профессионального образования в области юриспруденции, усиления контроля деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в Российской Федерации, постановляю: 1. Правительству Российской Федерации: а) оказать содействие Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров;

Качество образования (Quality of Education) 3. Учет особенностей регионов и возможностей образовательных учреждений Подано количество бюджетных мест Министерством экономики Республики Бурятия по специальности Лечебное дело - 22 места. Заявлены Бурятским государственным университетом и получены бюджетные места по специальности Лечебное дело – 32 места. Потребность в медицинских кадрах в РБ – 1260 врачей.

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС, проведенного Департаментом развития профессионального образования Минобрнауки РФ в г. Вузовский уровень Большая часть вузов не готова эффективно реализовать полученную «свободу» (более 90 процентов учебных заведений за основу своих ООП взяли ПООП; профили редко связаны с потребностями рынка труда, в лучшем случае профили бакалавров – это бывшие «специальности», в основном профили сформированы под имеющиеся кафедры или конкретных персон). Переход к подготовке по уровням ВПО в большинстве вузов осуществлен формально (прежние пятилетние программы специалистов уплотнены в четырехлетние бакалаврские, а магистратура наполнена дисциплинами, которые не попали в бакалавриат; многие вузы не готовы осознано развивать магистратуру). Федеральный уровень Уже начальный этап разработки и реализации ООП на основе ФГОС обнаружил несовершенство ряда принципов и подходов, заложенных в макет (техническое задание) ФГОС ВПО, что привело к ограничению реальных свобод вузов в формировании своих ООП и подвергло их опасности санкций со стороны органов государственной аккредитации и контрольно-надзорных органов.

Существующие проблемы Отсутствие реальных механизмов для привлечения общественных экспертов Отсутствие требований к отбору общественных экспертов Отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей осуществить легитимизацию, сертификацию, закрепление, статус и.т.п.

Решение проблемы: 1. Отсутствие реальных механизмов для привлечения общественных экспертов Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

Решение проблемы: 2. Отсутствие требований к отбору общественных экспертов Создание базы данных об экспертах и кандидатах в эксперты Разработка блочно-модульных программ, методических материалов, позволяющих осуществлять подготовку, персонифицированную поддержку и сопровождение Гибкая система подготовки, сопровождения и консультирования (в том числе дистанционная) Создание сообществ общественных экспертов (в том числе сетевых)

Решение проблемы: 3. Отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей осуществить легитимизацию, сертификацию, закрепление, статус и.т.п. Создание рабочей группы по разработке нормативно-правовой базы организации и проведения общественно-государственной экспертизы в системе высшего образования

Участие общественных организаций на каждом этапе и уровне образования будет способствовать созданию системы общественно-государственной аккредитации высшего образования

Спасибо за внимание!