Применение методик коллективного способа обучения на уроках географии в 6 классе. Дворецкая Ирина Юрьевна - заместитель директора по УВР, учитель географии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КСО коллективные способы обучения.. Технология КСО имеет различные названия : организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве.
Advertisements

Формирование навыков самостоятельной работы при КСО (КСО) Истелеева З.Т.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
«Система работы по подготовке учащихся среднего звена к ОГЭ по математике» Выполнила учитель математики МБОУ СОШ 1 Мильянович Л.А. Бугульма, 2014.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Построение образовательного процесса на второй ступени школьного образования при реализации ФГОС.
Опыт работы по организации самостоятельной учебной деятельности учащихся по теме «Геометрические построения» по геометрии в 7 классе учителя математики.
Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе Text Москва 15 марта 2013 – 30 сентября.
Алгебра. 7 класс. Игра «Математическое лото» Тема: «Формулы сокращённого умножения» Цель: Проверка усвоения тем: «Формулы сокращённого умножения» и «Разложение.
Методический бюллетень из опыта работы Логуновой О.Н.
Методика поабзацного изучения текстов. Особый интерес представляет методика поабзацной обработки текстов А.Г.Ривина. Эта методика предназначена для изучения.
Домашнее задание, оценка его объема и времени его выполнения.
Обучение – это общение человека с человечеством А.Петровский.
Новые формы дифференцированного контроля знаний обучающихся и методика их проведения Выполнена: Станиславской Еленой Алексеевной, учителем информатики.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ПРАКТИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ: советы «бывалого» методиста Сарапулов В.А., лаборатория управления развитием.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
Предмет: физическая география Учитель: ФИО учителя.
Гайсинюк М.Н преподаватель физики и электротехники ГБОУ СПО «ТГМТ» КК 2013 г.
Зачёт, как один из видов контроля при уровневой дифференциации. Подготовила : Логунова О.Н.
Конспект урока математики в 6 классе Автор: учитель математики МОУ СОШ 1 г.Острогожска, Воронежской области Т.А.Трофименко.
Транксрипт:

Применение методик коллективного способа обучения на уроках географии в 6 классе. Дворецкая Ирина Юрьевна - заместитель директора по УВР, учитель географии. г. Хельсинки, 2012 г.

" Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев ". А. Г. Ривин

Основная идея данного проекта Использованием методик КСО на уроках географии я занимаюсь с 2004 года в школах г. Рыбинска Ярославской области, в школе при Посольстве России в Китае и в школе при Посольстве России в Финляндии. Применение данных методик позволяет значительно активизировать учебный процесс, вовлечь каждого ученика в деятельность, заинтересовать работой, в конце урока каждому ученику показать его результат, непременно, положительный. В зависимости от возрастных особенностей учеников, тематики материала, рассматриваемого на уроке, применяю элементы следующих методик : Методика Ривина ( МР ), Обратная методика Ривина ( ОМР ), Взаимообмена заданиями ( ВОЗ ), Взаимопередачи тем ( ВПТ ) в сочетании с традиционными методами обучения. Применение данных методик требует достаточно большой предварительной подготовки, но если один раз удалось провести урок с использованием элементов данных методик, то уже невозможно остановиться и отказаться от их применения. Не позволят остановиться, прежде всего, ученики. Данные методики я применяла в рамках классно - урочной системы в классах, где ученики имели различные уровни подготовки по предмету и разные уровни мотивации. Для меня было удивительно то, что эти методики « работали при любых условиях », они универсальны. Подробно с сущностью и особенностями методик КСО можно познакомиться в журнале « Инновации в образовании » 3, май - июнь Статья « Коллективный способ обучения. ( КСО ). С использованием технологии В. К. Дьяченко », и на следующих электронных ресурсах : Теперь перейдем к моему опыту работы по использованию методик ВОЗ и ОМР в 6 классе общеобразовательной школы.

Применение методики взаимообмена заданиями при отработке практических заданий по теме « Географическая карта » Фрагмент тематического планирования по географии 6 класса, учебник авт. Герасимовой Т. П. и др. Начальный курс географии. Москва. Изд - во « Дрофа », 2007 г. урок а Раздел урока в разделе Тема урокаЦели урокаОборудовани е Практические и контрольные работы Домашнее задание 11 Географи - ческая карта (5 ч.). 4 Географичес - кие координаты. Сформиро - вать представле - ние о географичес - ких координатах. Закрепить умение определять географичес - кие координаты точек земной поверхности. Физичес - кие карты полушарий и России. Атласы для 6 класса. П / р 3 « Определение расстояний, направлений и географических координат по карте ». Парагра - фы 12, 13 ( повто - рить )

Методика взаимообмена заданиями Данную методику разработал кандидат физико - математических наук старший преподаватель кафедры высшей математики Красноярского университета, член - корреспондент Академии педагогических и социальных наук России Манук Ашотович Мкртчян. Пример карточек по географии : На карточках записываются 2 задания : упражнения, задачи или вопросы, соответствующих теме урока. В данном случае географические координаты объектов, расположенных на физической карте полушарий и названия географических объектов. Каждая карточка - задание имеет свой номер. Количество карточек соответствует количеству учеников в классе. Например : Карточка ГК 1. ( ГК - сокращение темы урока, 1- номер карточки ) Задание 1 Найти на карте полушарий следующие объекты по географическим координатам : а ) 60° с. ш. 60° в. д. ( гора Народная, Уральские горы ); б ) 28° с. ш. 86°55 в. д. ( гора Джомолунгма ( Эверест ), горная система Гималаи ); в ) 34°49 ю. ш. 20° в. д. ( мыс Игольный, Африка ). Задание 2 Показать на карте полушарий : а ) озеро Байкалб ) Карибское морев ) горы Андыг ) Красное море ПРИМЕЧАНИЕ : В задании 1 названия географических объектов, указанных в скобках, в карточку не вписывается, их записывает в тетрадь ученик после того, как определит этот объект.

Алгоритм работы по методике ВОЗ Учитель производит так называемый « Запуск », а именно, раздает карточки с заданиями ученикам, дает время на выполнение заданий в тетради, до 5 минут. На общедоступное место выкладывается опросный лист ( лист учета выполнения заданий ), как правило, на переднюю парту. Лист представляет собой таблицу с указанием фамилий и имен учеников и номера карточек, которые им выданы. Например : После индивидуального выполнения заданий каждым учеником, учитель проверяет правильность выполнения и разрешает каждому конкретному ученику приступать к работе в парах сменного состава. Скорость выполнения заданий у всех учеников разная, и каждый будет продвигаться в своем темпе при выполнении практической работы. В условиях классно - урочной системы учителю приходится регламентировать время работы, хотя при использовании методик КСО « в чистом виде » это не предусмотрено для более комфортного режима работы детей. ГК 1 ГК 2 ГК 3 ГК 4 Акимов Е. ° Белов Н. ° Комова К. ° Петрова В. °

При формировании групп сменного состава ( пар для работы с карточками ) все привычные школьные « штампы » и « ярлыки », если таковые имеют место быть, (« отличник », « троечник » и т. д.) снимаются автоматически, значимым становится только то, что оба ребенка на « ОТЛИЧНО » знают « свой » материал, который содержится в их карточках ( учитель проверил и выставил отметку в личный лист учета выполнения заданий, который у него на руках ). Ученики Комова К. и Акимов Е. создают пару сменного состава, договариваются о том, кто первый будет выступать в роли учителя. Ученик Акимов Е. знает решение всех заданий из карточки ГК 1, а ученица Комова К. – из ГК 3. Акимов Е. просит Комову К. найти координаты географических объектов, содержащихся в его карточке ( Акимов Е. записывает координаты объектов в тетрадь Комовой К., а Комова К. рядом с записью Акимова Е. пишет названия определенных ей объектов ) и показать на карте полушарий географические объекты, указанные в задании 2. Акимов Е. проверяет правильность выполнения заданий Комовой К. Далее Комова К. просит Акимова Е. найти координаты географических объектов, указанных в его карточке и т. д. по описанной выше схеме. Ученики обмениваются карточками, в опросном листе фиксируют выполнение заданий и организуют следующую пару сменного состава с другими одноклассниками для отработки аналогичных заданий. ГК 1 ГК 2 ГК 3 ГК 4 Акимов Е. ° Белов Н. ° Комова К. ° Петрова В. °

Риски Положительный момент - никто из учеников не может отказаться от работы в данном темпе, иначе этот ученик « выпадет » из работы всего класса и ему будет по меньшей мере некомфортно на уроке. В моей практике был такой случай. Когда я впервые столкнулась с неприятием, нежеланием одного ученика работать в предложенном мной темпе, то сначала растерялась. Решила понаблюдать, готова была начать индивидуальную работу с ним по теме урока. К моему удивлению, он изъявил желание работать вместе со всеми со второй половины урока, сказав следующее : « Они все работают, а я что ? Даже безобразить, не с кем, все заняты делом. Я что хуже других ! Дайте и мне задание !» Тогда я поняла, что нужно быть готовой к любым рискам, так как каждый детский коллектив индивидуален и непредсказуем, по крайней мере, в начале пути. Второй риск - проблемы с возникновением шума на уроке. Деловой шум должен быть - происходит конструктивный диалог в каждой паре сменного состава, главное, чтоб этот шум не перерос в крик. Контроль уровня шума в классе - задача учителя. Поддержание порядка в классе - еще один пункт контроля для учителя. Дети не сидят в статичном положении, они перемещаются по классу, двигают стулья, иногда столы ( им так удобно ). Главное, оставить 2-3 минуты в конце урока для расстановки стульев и т. д. Перемещения по классу не должны быть слишком быстрыми. Перед тем как применять данные методики на уроках, учитель должен решить для себя, справится ли он с таким режимом работы ? Если положительное решение принято, нужно доступно объяснить детям суть той или иной методики и только после этого приступать к реализации планов.

А. Г. Ривин Прежде чем перейти к описанию работы с применением ОМР, хотелось бы сказать несколько слов об авторе этой методики. Среди педагогов первой трети 20 века, искавших подходы к изменению сложившейся системы образования, имя Ривина занимает особое место. К сожалению, оно гораздо менее других известно педагогической общественности. Метод, предложенный Ривиным, реально позволяет изменить и дополнить классно - урочную систему и выстроить учебный процесс на совершенно иных основаниях. Индивидуальный темп изучения материала, воспитание в процессе обучения самостоятельного, ответственного, творческого ученика, стали возможны с применением на практике подхода к организации обучения, предложенного Ривиным. К сожалению, сохранилось чрезвычайно мало сведений о самом Александре Григорьевиче Ривине. Известно, в частности, что в 1918 году он уже учительствовал на Украине и умер в доме для престарелых во время Великой Отечественной войны. Публикаций текстов Ривина ( кроме одной известной ) практически нет. О развитии метода Ривина в двадцатые годы сохранились лишь воспоминания его учеников, немногочисленные статьи коллег и отклики современников.

Применение Обратной методики Ривина при закреплении практических знаний по теме « Географическая карта » После того как каждым учеником в классе будут выполнены все задания всех карточек, можно приступать к этапу закрепления материала. Опросный лист примет следующий вид : Ученики приступают к работе на контурной карте. У каждого ученика в тетради остались записи координат географических объектов и их названия ( опорный конспект, по которому нужно воспроизвести первоначальные действия - определить эти объекты на контурной карте и подписать их по правилам оформления контурных карт ). В конце урока учитель собирает для проверки тетради и контурные карты. Ученики получат по две отметки, как правило, это отметки « ОТЛИЧНО ». ГК 1 ГК 2 ГК 3 ГК 4 Акимов Е. ° Белов Н. ° Комова К. ° Петрова В. °

Рефлексия Одно из самых главных условий и этапов успешного урока с применением методик КСО - это обязательное проведение рефлексии. Ее можно провести по - разному. Можно организовать коллективную в форме беседы или индивидуальную с использованием рефлексивных карточек. ПРИМЕР карточки : Данная рефлексия важна прежде всего для учителя, при помощи ее результатов можно заниматься проектированием следующего урока. На уроке мне понравилось, я смог …… + На уроке мне не понравилось, так как …… - Я не понял, у меня остались вопросы : ? У меня идея ! Хочу предложить на следующий урок !