Педсовет «Семейное воспитание» Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» г.Саратов 23.10. 2013 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили семейного воспитания. Семейное воспитание - целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования.
Advertisements

Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Проблема девиантного поведения школьников и его предупреждение 900igr.net.
Сопровождение обучающихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе Кондукова Н.В., социальный педагог МБОУ ООШ 4 города Белово.
Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско- родительских отношений.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Методист Е. Л. Зуевич.
Профилактика тревожности и агрессивности у детей.
«Психологический климат в семье как основа формирования личности ребёнка»
Типы родительских отношений. 14% 10% 32%44% 1. Гиперпротекция потворствующая доминирующая потворствующая доминирующая 2. Гипопротекция потворствующая.
Круглый стол – ноябрь 2012 МБОУ 61 г.Челябинск Семья - важнейший институт социализации личности.
Дети группы риска. Проблемы здоровья физическое и психосоматическое нездоровье; психологическое нездоровье; различные виды задержек и отклонений в развитии.
Транксрипт:

Педсовет «Семейное воспитание» Педагог-психолог МОУ « Лицей 50» г.Саратов года

Пирамида потребностей А. Маслоу

Данные по результатам исследования (8-11 классы)

СИМБИОЗ (от греч. Symbiosis - «вместе») психологическое состояние, в котором содержания личного бессознательного одного человека переживаются у другого. союз между зависящими друг от друга организмами, взаимосвязь между двумя людьми, обычно между ребенком и матерью, нуждающимися друг в друге. В биологическом отношении симбиоз – связь между матерью и зародышем в ее утробе. В психической симбиотической связи тела независимы друг от друга, но психологически взаимосвязаны между собой.

Личность, симбиотически связанная с другой личностью, становится частью своего «хозяина», с которым она связана. Когда эта связь находится под угрозой, личность впадает в состояние страха и ужаса. Речь идет не обязательно о физической связи, а о той привязанности, которая по своей природе является связью посредством чувства и фантазии. У человека может быть такое чувство, что он представляет собой часть другого человека. «Чем экстремальнее симбиоз, тем становится труднее провести ясную разграничительную линию между двумя личностями». Это симбиотическое единство можно сравнить с единством матери и плода.

Термин «депривация» сегодня широко используется в психологии и медицине. Он пришел из английского и в обиходной речи означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей

Депривация, как фактор девиантности поведения детей Для работы с наиболее сложным контингентом подростков необходимо найти средства и способы изучения интегральной динамики ценностно-мотивационной сферы личности на длительных по масштабу фрагментах жизненного пути подростков. Это, в частности, такие новообразования, как ценности и способы постановки субъектом «целей развития», принятие им ответственности за стратегические «задачи развития» собственного потенциала.

Когда говорят о депривации, имеют в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеет пагубные последствия. Существенна именно психологическая сторона этих последствий: вне зависимости от того, ограничена ли моторика человека, отлучен ли он от культуры или от социума, лишен ли с раннего детства материнской любви, проявления депривации психологически похожи.

Характерные черты так называемого депривационного синдрома: Тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Коэффициент тревожности

Коэффициент депрессии (по результатам исследований 8-11 классы)

Три основных подхода, объясняющих причины и описывающих последствия депривации. Теория обучения подразумевает, что развитие полностью или почти полностью зависит от внешней стимуляции. При обеспечении соответствующих внешних условий будет происходить обучение, а то, что не было выучено ранее, может быть выучено. Согласно этому подходу ребенок, с самого начала отстающий в развитии из-за депривации внешней стимуляции, может постепенно достичь нормы при условии, что его избавят от депривации и предоставят ему достаточно времени для обучения. Ранняя депривация матери может рассматриваться как толчок к установлению защитных действий, которые спасают ребенка от болезненных переживаний и страданий. Однажды закрепившись, защитное действие стремится к самосохранению, изолируя ребенка от взаимодействия с миром, который может оказать ему поддержку. В ходе развития могут быть фазы, в течение которых определенные процессы проходят нормально при адекватных условиях. Но если условия отсутствуют, нормальное развитие этих процессов может прекратиться, а последующая стимуляция может с большим трудом, если может вообще, активизировать это развитие.

Виды депривации в зависимости от зависимости от того, чего именно лишен человек Сенсорная (ситуации изоляции, сенсорного голода) Двигательная (ситуации двигательной активности) Дети, двигательная активность которых в силу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограничена, нередко испытывают состояние депрессии, которое может прорываться взрывами ярости и агрессивности. Ограничения детей в стремлении двигаться (бегать, лазать, ползать, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. Эмоциональная (отсутствия контакта с внешним миром). В течение второго года жизни начинают появляться социальные эмоции: гордость, стыд, смущение, вина и сочувствие – по мере того, как начавший ходить ребенок достигает. Отсутствие потребности в эмоциональном контакте. Неудовлетворение этой потребности может выразиться в стремлении занять привилегированное положение в группе сверстников, добиться их уважения вызывающим поведением или образцовой учебой. Появлением потребности контакта может быть также соперничество. В подобных случаях часто говорят, что таким образом проявляется «стремление к власти» (чем большего успеха удается кому-либо достигнуть, тем большее число людей интересуется героем ).Наказание и болезнь, как способ взаимодействия с миром.

Последствия депривации: халатное или непостоянное выполнение родительских функций это может привести к ненадежной амбивалентной привязанности ребенка, который будет испытывать сильные страдания, вспышки гнева, а впоследствии и трудности при социальной адаптации. отсутствие материнской заботы может вести к очень тяжелым соматическим расстройствам

Три типа отношений привязанности: тип А (тревога – избегание). Дети не проявляют сильного огорчения от разлуки с матерью и не особенно стремятся к воссоединению с ней; тип В (надежная привязанность). Дети активно ищут близости с матерью и стремятся к взаимодействию с ней. В ее присутствии они уверенно перемещаются и активно исследуют окружение. Обычно демонстрируют огорчение при уходе матери и, наоборот, радостно приветствуют ее при возвращении; тип С (тревога – амбивалентность). Дети проявляют огорчение при разлучении с матерью и в то же время отказываются от контакта с ней. При попытках матери воссоединиться нередко проявляют признаки раздражения. Примерно 70% детей демонстрируют отношение типа В, 20% – отношение типа А и 10% – отношение типа С.

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает негативные различные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка. Воспитание в семье невозможно без формирования социальных и ценностных ориентаций у детей. Воспитательная функция в семье должна выражаться в осознанном подходе к возможности эффективного социального воздействия на ребенка, особенно в первые годы его жизни. Воспитать ребенка - значит закрепить у него: Определенные социальные ориентации; Необходимые ценностные ориентации; Общественно-полезные навыки - от навыков полноценного общения до навыков труда, теоретического мышления, творческого самораскрытия.

Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов, школьных навыков. Плохая подготовленность к школе, негативное отношение к домашним заданиям, безразличие к оценкам приводят к учебной дезадаптации, проходящей в своем развитии несколько стадий: Учебная декомпенсация (затруднения в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе); Школьная дезадаптация (пропуски занятий, трудности в обучении, нарушения поведения, конфликты с одноклассниками и педагогами); Социальная дезадаптация (полная утрата интересов к учебе, асоциальные компании, спиртные напитки, наркотики); Криминализация среды свободного времяпрепровождения.

Типы неблагополучных семей Конфликтная семья наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотизм и др.). В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного. Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром. Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и делинквентного поведения.

В. В. Ковалев. 5 основных типов семей, различающихся степенью воспитательного неблагополучия: 1 тип – конфликтные семьи, семьи с невысоким образовательным уровнем родителей, семьи, живущие в стесненных материальных условиях или часто мигрирующие. 2 тип - педагогически неверно ориентированные семьи (дисфункциональные семьи, в которых отношения между детьми и родителями лишены психологического контакта. 3 тип – нравственно неблагополучные семьи, требующие обязательного педагогического вмешательства для предупреждения дефектов воспитания, возникающих из-за асоциального и аморального поведения родителей. 4 тип – семьи невысокой воспитательной культуры. Родители хотят воспитывать правильно, но им недостает опыта и знаний для того, чтобы сориентироваться в методах воздействия, подходящих для ребенка. 5 тип – неполные семьи

Стили семейных отношений, которые ведут к асоциальному поведению несовершеннолетних: Стиль воспитания по определению А. Л. Венгера – это стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризующийся степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов Дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений (гиперопека, конфликтные ситуации, двойная - "для других" и "для себя" - мораль и т.д.); Нестабильный стиль воспитательных влияний в неполной семье (ситуация развода, раздельное проживание детей и родителей); Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье (систематическое употребление алкоголя, наркотиков, аморальный образ жизни, криминальное поведение родителей, семейная жестокость, насилие).

Психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами: "Царевна Несмеяна" "Снежная королева" "Спящая красавица" "Унтер-Пришибеев" "Суматошная мать" "Наседка" "Вечный ребенок"

Виды семейного воспитания А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер Эмоциональное отвержение Жестокое отношение Повышенная моральная ответственность Противоречивое воспитание Гипопротекция Гиперпротекция Ипохондричность Любовь Агрессия формируется в семьях с неблагополучными стилями воспитания: авторитарный, гиперпротекционный, потворствующий, гиперопекающий, отвергающий, конфликтный.

"Положительные роли" "Кумир семьи" (Восхищение родителей: "Ты наш ангел" - эта роль обуславливает единство семьи). Последствия: эгоцентризм, изворотливость, капризность детей. Например, симбиоз между сыном и матерью может привести к нарушению полоролевой идентификации. "Роль паиньки" Воспитание послушного ребенка, который соблюдает все правила. Последствия: комплекс неполноценности, чувство вины, чувствительность к критике, жизненные трудности. "Болезненный ребенок" Ребенок в данном случае неприкасаем. Происходит двусторонняя "выгода", то есть ребенок манипулирует родителями, пользуясь своим недугом, супруги манипулируют друг другом, оперируя тем, что ребенку нельзя волноваться.

"Отрицательные роли" "Ужасный ребенок" Ребенок воспринимается взрослыми как источник проблем, забот, поэтому преднамеренно совершает негативные поступки или является их инициатором. Данная роль для родителей является поводом для изоляции самого ребенка. Например, в случае рождения второго ребенка. Выделяются три модификации данной роли. А. Семейный "козел отпущения", то есть разрядка на более слабом (на ребенке). Б. "Забитый ребенок". Как правило, в результате жестокого психического (унижение) или физического (побои) наказания. В. "Путающийся под ногами". Воспитание в гипоопеке, родители не принимают ребенка безусловно, он всем мешает, родители и родственники постоянно на него натыкаются. Последствия от всех трех ролей могут быть следующими: у ребенка формируется жажда мщения, хитрость. "Роль Золушки" Ребенок обслуживает других членов семьи, ухаживает за младшими или за бабушкой, дедушкой и т.д. Последствия: неуверенность, завистливость, несамостоятельность.

В. И. Гарбузов описывает несколько типов неправильного воспитания ребенка в семье, ведущих к развитию у ребенка агрессии: 1) Эмоциональное неприятие ребенка 2) Доминирующее, подавляющее и контролирующее воспитание 3) Истеричное протестное воспитание 4) Попустительское воспитание

Причинами неэффективного родительского отношения являются: педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком; эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Методы перевоспитания 1. Методы разрушения отрицательного типа характера: а) метод «взрыва»; б) метод «реконструкции» характера. 2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективное переосмысление СВОИХ ДОСТОИНСТВ и недостатков; б) переориентация самосознания; в) переубеждение; г) прогнозирование последствий отрицательного поведения. 3. Методы перестройки жизненного опыта: а) предписание; б) ограничение; в) переучивание; г) переключение; д) регламентация образа жизни. 4. Методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения: а) поощрение и наказание; б) соревнование; в) положительные перспективы.

Причина агрессивного поведения Методы коррекции 1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки Подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости между занятиями» 2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии Беседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры, налаживание эмоционального контакта с ребенком 3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия) Игры и занятия на снижение тревожности и формирования адекватной самооценки 4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье Беседа с родителями, направление к психологу 5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло: - проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок – ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц давать варианты и образцы миролюбивых способов общения – обсуждать книги, предусмотренные программой – перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ 6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков - подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния – психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение – обучение приемам саморасслабления – разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Психологическая типология агрессивных детей с различным уровнем деструктивности Подросток с невротическими и депрессивными тенденциями. Подросток с психическими тенденциями. Подросток с гипертимными тенденциями.

Выражение агрессии (по результатам исследования 9-11 классы)

Задачи психокоррекционной работы агрессии детей развитие умения понимать состояния другого человека; развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме; обучение ауто-релаксации; обучение способам снятия напряжения; развитие навыков общения; формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений. Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: использовать физические силовые упражнения; рвать бумагу; нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком; использовать «мешочек для криков»; поколотить стол надувным молотком и т.д. Профилактика агрессивного поведения должна включать просвещенческую работу с родителями, игровую психотерапию, обучение социально приемлемым способам выражения агрессии.

Сила воли 9 классы (по результатам исследований)

Психологическая помощь агрессивным детям Если это возможно сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. Предоставлять детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.

Чтобы наказание стало эффективным, взрослым следует выполнять следующие правила: 1) Наказание должно следовать непосредственно за проступком. 2) Наказание не должно применяться одновременно с поощрением. 3) Наказание не должно содержать угроз, тем более, невыполнимых. 4) Наказания должны быть последовательными. 5) Наказание не должно быть унизительным для ребенка. 6) Наказание должно быть адекватным проступку. Американские психологи А. Бандура и Р. Вальтерс, авторы теории социального научения, полагают, что агрессивное поведение ребенка нужно либо оставлять без подкрепления, либо за него нужно активно наказывать неагрессивными методам

Самочувствие-активность-настроение (по результатам исследований) 8-11 классы

Социальное сиротство по результатам исследований 9-11 классы (всего 36,8%)

Социальное сиротство как конфликт детей и родителей Социальное сиротство – понимается в современном мире, как «скрытое» социальное сиротство, где воспитанием детей ни кто не занимается и дети попадают в зону риска. Распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становится изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Такое сиротство имеет в современной России тенденцию к росту. Для детей скрытых социальных сирот, для успешной социализации важно воспитать каждого ребёнка как личность. Игнорирование данной проблемы может сказаться на социальной безопасности страны. Важно изменить отношение общества к проблеме. Справка: На территории России по данным государственного комитета России проживает 40 млн. детей. Россия находится на первом месте в мире по количеству по числу детей-сирот приходящихся на каждые 10 тыс. детского населения страны. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска.

Показатели тревожности по результатам исследований 9 классы 2013 г.