В настоящее время особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АРТ-ТЕРАПИЯ Выполнила: Останина Е.А.. Арт-терапия – это лечение прикладным художественным творчеством.
Advertisements

Арт – технологии в образовательном процессе. «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Н.Е.Ильин.
-Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект.
Психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей учащихся.
ТОГБОУ «Сосновская школа-интернат» Учитель-логопед БолдыреваТ.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 120 «Сказочный» г.о.Тольятти « Использование арт-терапии в работе.
Арт - терапия. Арт –терапия (термин был введен в 1938 Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент.
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ в РАБОТЕ с ДЕТЬМИ логопедических групп.
Школа паллиативной помощи Грибовская Т.А. педагог Могилев, 2017 Виды арт-терапевтической работы.
МАДОУ «Детский сад 99 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара.
ОРЛОВА Любовь Владимировна АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции детских страхов Москва – 2012.
Волшебный мир Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка.
Коррекционна я работа.. Психологическая коррекция – определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению особенностей психического.
Кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Апаназова Марина Николаевна, педагог- психолог МБДОУ 236 г. Кемерово.
презентация Здравствуй, песок
Исцеление творчеством Профилактика нарушений эмоциональной сферы дошкольников.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
Титова Ольга Борисовна Арт-терапия или терапия искусством «Душа не может думать, не рисуя» Аристотель Аристотель.
Основы Арт-терапии. Арт-терапия – древнейшая, естественная и творческая форма изучения внутренних сил человека, самораскрытия, снятия накопленного эмоционального.
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Транксрипт:

В настоящее время особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности ор­ ганизма человека.

. Игротерапия: Среди разнообразия форм социокультурной реабилитации особое место отводиться игровым технологиям Можно выделить пять признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству: - Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка. Действия ребенка во время игры символизируют его эмоции и страхи. - Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. - Игра помогает строить хорошие отношения между ребенком и педагогом. - Игра позволяет педагогу больше узнать об истории жизни ребенка

Куклотерапия. Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, игрушкой и т.д. Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, то, как определила Татаринцева А.Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель. Метод куклотерапии заключается в следующем: Инструмент это кукольный театр. Детям кажется, что они учатся быть артистами, разыгрывая небольшие сценки, а потом и спектакли. Но задача - не научить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные, в том числе и медицинские симптомы. Потому что ребенок начинает чувствовать себя комфортно, и все эти неприятные явления проходят как бы сами собой.

Природотерапия: Гарденотерапия. Садовая терапия (гарденотерапия) – это процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека. Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии, помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения. Главная цель Садовой терапии – улучшить физическое и психическое состояние человека через общение с природой. На чем основана садовая терапия. Физическая нагрузка и закаливание свежем воздухе укрепляют здоровье, пациенты получают заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко-, арома- и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки и запахи, которые окружают, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции.

Анималотерапия: Анималотерапия (от лат. "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.Это научный метод лечения и профилактики серьезных заболеваний. В анималотерапии используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно. Одной из позитивных сторон анималотерапии является возможность расширения невербального (неразговорного) поведения, ведь животные не говорят, а издают звуки. Ребенок улавливает настроение животного (по позе, движениям, взгляду), и это помогает ему лучше понять эмоции других (как животных, так и людей). Так у малышей лучше развивается интуитивная сфера.

Гиппотерапия, Дельфинотерапия. Уникальность этих методов заключается в эффекте биостимуляции. Именно из-за мощной биоэнергетики, лошади и дельфины приобрели репутацию своеобразных «лечебных снарядов». Оздоровительная верховая езда и занятия в дельфинарии имеют широкий круг показаний для детей с различными заболеваниями, а особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата. Лошадь и дельфин оказывают мощное эмоциональное воздействие, что позволяет использовать верховую езду и занятия в дельфинарии для лечения психоэмоциональных расстройств, фобий и других нарушений психики. Между всадником и его лошадью, ребенком и дельфином создаются близкие отношения, что очень важно для неуверенных в себе, одиноких детей, а особенно для детей с аутизмом. Занятия проводятся с учетом физических и интеллектуальных возможностей ребенка.

Креативные методы реабилитации: Креативные технологии в работе с детьми с различными нарушениями предполагают использование различных видов искусства. Творческие виды деятельности используются как средство коррекции, а так же средство социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. К креативным технологиям относятся: изобразительное искусство, лепка, работа с бумагой, декоративно- прикладное творчество, театр и драма, танец и движение, музыка, пение, музицирование, фото и видео и др.

Арт-терапия. Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Искусство используется как терапевтический фактор. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации личности через развитие самовыражения и самопознания. Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия. Цели арттерапии: 1. Дать приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. 3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. 4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. 6. Развить чувство внутреннего контроля. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. 8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Рисуночная терапия. Применительно к детям по мнению О. А. Карабановой, «применение... рисуночной терапии буквально незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре». По данным психологов, наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих ребенку реализовать все преимущества искусства и творчества. Примитивные же формы изображения, как например каракули с низким потенциалом возможностей символизации, не позволяют ребенку в полной мере осознать свои чувства и продвинуться в разрешении проблемы. Рисование это творческий акт, позволяющий ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Музыкотерапия. Музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей: восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен получить возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Музыку используют в целях социально-психологической реабилитации инвалидов, когда музыкальные произ­ведения, воздействуя на людей влияют на изменение динамики их эмоциональных состояний, создают условия для поднятия и укрепления духа, восстанавливают, (или формируют) навыки позитивного мышления и общения, укрепляют чувства уверенности в себе.

Направления музыкотерапии: - в рецептивной музыкотерапии исследуется проблема восприятия музыкальных произведений ; - креативная музыко­терапия направлена на самовыражение, развитие творческих качеств личности в музыкальной, танцевальной, изобразительной деятельности. - вокалотерапия использует оздоровительные свойства классического пения. Использование музыкотерапии в работе с детьми-инвалидами способствует созданию условий для их самовыражения, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния. Несколько иное направление в деятельности педагога появляется с применением музыкальных инструментов, в совместной игре на инструменте. Вначале создается ситуация, что они исполнители музыки, потом - сочинители музыки, затем - играют в оркестре. Разновидностью такой работы является исполнение разных танцев под звучание музыкальных инструментов, на которых играют ребенок и психолог. Можно сочетать игру на музыкальных инструментах с движениями детей (ходьба поднятой над полом дощечке - для преодоления страха, неуверенности в себе и т. д. ).

Танцтерапия. Танец – одно из самых сильных средств культуры и искусства, способных глубоко и эффективно реабилитировать личность. Не важно, как ребенок танцует, важно ощущение, удовольствие, получаемое от танцев. Танец – это живой язык Танцевальная терапия – это воздействие музыки на телесную и двигательную сферу ребенка. Она влияет на него комплексно, развивает осознание собственного тела, навыки общения, чувства, помогает приобрести коммуникативный опыт. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может придать форму глубоко скрытым фантазиям, символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания «Я». Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на бессознательном уровне, переходит в непосредственное чувство и личностное переживание.

Библиотерапия: Чтение книги, сюжет которой совпадает с сюжетами жизни ребенка, позволяет видеть пути выхода из создавшейся ситуации, что ведет к разрешению эмоционального конфликта. Библиотерапия осуществляется через художественное чтение, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, литературно- поэтические клубы, выставки книг и др. Применительно к работе с детьми, библиотерапия - метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью педагог подбирает литературные произведения, в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из страшной для детей ситуации. Использование в работе психолога произведений данной тематики опирается на возрастные особенности детей - заражаемость чувствами других, понимание чувств других и т. д. Прослушав прочитанное или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрозы, угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию.

Сказкотерапия. Сказкотерапия является уникальным методом исправления эмоциональных нарушений. В основе психологической проблемы ребенка с ограниченными возможностями часто лежит незавершенность. Ребенок останавливается перед тем, что его пугает, возвращаясь многократно к одному и тому же, доходя ровно до самого страшного и тут выпрыгивая из ситуации. Это может быть остатком психологической травмы, когда он снова и снова возвращается к ее началу, доходит почти до кульминации - и здесь останавливается, вытесняет, просыпается. Для ребенка важно пройти страшное место до хорошей концовки, увидеть свет и решить проблему. Первостепенную важность представляет правдивое начало сказки. Главным героем должен стать сам ребенок. Надо коротко описать ему сущность его же жизни, и ребенок заметит: «Это как я!», происходит идентификация. Ребенок-слушатель становится героем, и дальше разделяет его судьбу. Таким образом, идентификация позволяет говорить о сказке не только как об описании поведенческих возможностей, но и как об активном, но не директивном, внушении.

Важной чертой сказки является и то, что в ходе ее повествования происходит трансформация: маленький и слабый в начале, к концу превращается в сильного и во многом самодостаточного. В самых общих чертах волшебная сказка описывает процесс достижения героем цели, которую может описать только он, с помощью путешествия в тридевятое царство и использования волшебных помощников. Одним из краеугольных камней психотерапии является умение смещать внимание. Нередко улучшение наступает просто потому, что фокус внимания смещается с одной проблемы на другую. Оправданность сказкотерапии подкрепляется тем фактом, что само исследование индивидуальной жизненной программы запускает достаточно значимую цепь изменений.

Музеетерапия. Музей дает личности особого ребенка мощный импульс к восприятию чувственного мира, позволяет ярче и разнообразнее воспринимать окружающие реалии. Единым требование при создании методик работы с особыми детьми в условиях музея является установка на ожидание и ощущение чуда – возможности личной встречи с музеем. Главное помочь маленькому зрителю, творцу пережить своеобразный поток чувств, чтобы он смог ощутить на своем уровне «И невозможное возможно». Одним из основных требований к методике по работе с особыми детьми является интерактивность, осознание, что музейный памятник заставляет ребенка эмоционально, духовно, интеллектуально взаимодействовать с ним. Коллекции музейных предметов в детских музеях формируются не столько по традиционным законам, сколько с целью решения образовательных задач. В них могут быть включены копии подлинных предметов, новоделы с тем, чтобы все предметы можно было дать детям в руки. При работе с особыми детьми необходимо задействовать громадный арттерапевтический потенциал, которым обладают: - музеи декоративно-прикладного искусства; - музеи этнографии (занятия с элементами психодраммы, грима и символики народного костюма); - историко-художественные и экологические музеи-заповедники (элементы природотерапии); - краеведческие музеи (занятия с элементами психодрамы, изотерапии, музыкотерапии ); - музеи сказок (сказкотерапия, куклотерапия и др.).

Перечисленные виды терапий не являются единственными и неизменными. Арсенал социокультурных педагогов пополняется год от года, это творческий процесс.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.