А.В. Зажигалкин, Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии С тандарты обеспечивают прогресс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заседание Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия 4 апреля 2013г.
Advertisements

Роль стандартизации в формировании нормативной базы Единого экономического пространства ЭЛЬКИН ГРИГОРИЙ ИОСИФОВИЧ Руководитель Федерального агентства по.
Стандартизация это- (определение из ФЗ от ФЗ «О техническом регулировании») Деятельность по установлению правил и характеристик в целях.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Роль стандартизации в создании системы технического регулирования Таможенного Союза и единого экономического пространства Элькин Григорий Иосифович Руководитель.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Москва, 19 Марта 2014 Техническое регулирование в Российской Федерации Леонидов Константин.
Организационное заседание Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия 14 февраля 2013г.
Министерство энергетики Российской Федерации Техническое регулирование деятельности предприятий и организаций нефтегазового комплекса.
Некоторые аспекты проблем продвижения высоких технологий в промышленности. Роль стандартизации и метрологии Латышев М.А. ктн член НОР Грабарь А.Г. ктн.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Межгосударственная система стандартизации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Стандартизация в Российской Федерации МЕЛЬКОВ Ю.О., ВНИИНМАШ, Директор.
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Рассмотрение и утверждение Положения о ТК 23 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» Нестеров Николай Борисович заместитель начальника.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Транксрипт:

А.В. Зажигалкин, Заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии С тандарты обеспечивают прогресс

ВОПРОСЫ 1.Стандартизация и прогресс: взаимосвязь и взаимовлияние. 2.Экономические преимущества стандартизации: как определить полезность внедрения стандартов. 3.Стандартизация для прогресса: дальнейшие шаги по укреплению стандартизации. Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям. - И. ЭтвешИ. Этвеш

Стандартизация и прогресс Прогрeсс (лат. progressus движение вперёд, успех) направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.лат. Прогресс часто ассоциируется с инновациями. Но в широком смысле слова прогресс – это развитие бизнеса, рост экономики, рост удовлетворенности населения, любое продвижение общества вперед (в экономическом, социальном, политическом измерениях). Составляющие прогресса: - Социальная - Материальная (экономическая) - Научная (научно-техническая) Стандартизация – важный инструмент, индикатор и условие прогресса во всех сферах жизни! Но и развитие стандартизации затруднительно без прогрессивного развития общества!

Прогресс и устойчивое развитие: синонимы? Устойчивая тенденция – расширение сфер стандартизации 20 новых TК ИСО с новых TК ИСО с новых TК ИСО с 2004

Стандартизация и инновация: есть ли связь между ними? инновация … стандартизация КОНКУРЕНЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЯ конкуренция … стандартизация … конкуренция … Создает единичные прорывные решения, которые способствуют конкурентному преимуществу Побуждает бизнес к поиску прогрессивных решений Закрепляет достигнутые решения для многократного их воспроизводства многими участниками рынка. Создает условия для подтягивания и выравнивания бизнеса. Платформа для инновации

Средство аккумулирования и передачи знаний Возможность развития малого и среднего бизнеса без существенных затрат на исследования и разработки, за счет применения апробированных решений (готовые рецепты, стандарты делают инновации доступными) Ориентир качества, норм и методов, приемлемых для многих заинтересованных сторон формируется слой бизнеса, ориентированного на стандартный уровень, возникает культура стандартизации Стандартизация – платформа для инноваций

СОДЕЙСТВУЕТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ "Стандарты и патенты являются важнейшими показателями технологического развития, основной движущей силой роста современной экономики, базирующейся на информации и знаниях. Однако в то время как патенты ограничивают использование технологий, …стандарты направлены на то, чтобы сделать технологии доступными в глобальных масштабах» Д-р Кнут Блинд Д-р Кнут Блинд, профессор, кафедра инновационной экономики, Берлинский технологический университет Роль стандартизации в развитии экономики

Микротехнология Нанотехнология Оптические технологии Биотехнология Информационные и коммуникационные технологии Новые конструкционные материалы Повышение эффективности использования энергии 20% 30% 15% 5% не поддается оценке утроение мировых потребностей в энергии в ближайшие десятилетия Экономический потенциал ключевых технологий (общемировые темпы роста в год)

Сферы стандартизации, подтверждающие стратегическую значимость стандартизации Стандарты в прорывных инновационных областях (композиты и новые материалы, наноиндустрия, биотехнологии, ИТС, энергоэффективность…) Стандарты, обеспечивающие устойчивое развитие основных отраслей экономики (пищевая индустрия, строительство, нефтегазовая промышленность, машиностроение…; стандарты, обеспечивающие технологические процессы (ЕСКД, ЕСТД, СРПП…) ) Стандарты в новых областях стандартизации (разнообразные виды услуг, ЖКХ, устойчивое развитие территорий, энергоменеджмент, социальная ответственность бизнеса, наилучшие доступные технологии, борьба с контрафактной продукцией)

Примеры национальных ТК, созданных в гг. ТК 057 «Интеллектуальные транспортные системы» ТК 497 «Композиты, конструкции и изделия из них» ТК 061 «Вентиляция и кондиционирование» ТК 181 «Безопасность игрушек» ТК 082 «Культурное наследие» ТК 115 «Устойчивое развитие административно- территориальных образований» Всего создано 33 новых технических комитета

проект ГОСТ «Настилы мостового полотна композитные полимерные для пешеходных и автомобильных мостов и путепроводов. Общие технические условия» ( ) проект ГОСТ Р «Трубы и фитинги многослойные композитные полимерные для внутрипромысловых трубопроводов. Технические условия» ( ) проект ГОСТ Р «Плиты и плитки из искусственного камня на основе природного кварца. Технические условия» ( ) ГОСТ Р «Нанотехнологии. Часть 1. Основные термины и определения» ГОСТ Р «Нанотехнологии. Часть 3. Нанообъекты углеродные. Термины и определения» ПНСТ «Пружины цилиндрические винтовые наноструктурированные тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия» ПНСТ «Пружины наноструктурированные общемашиностроительные. Технические условия» Примеры стандартов на инновационную продукцию

обеспечивает экономию средств за счет применения апробированных решений и сокращения необоснованного разнообразия на основе унификации и типизации «КАКОЙ БЫЛА БЫ СУДЬБА ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ЕСЛИ БЫ НЕ СТАНДАРТИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРОВ?» ЛОУРЕНС БУШ, ПРОФЕССОР MSU, АМЕРИКАНСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРОБЛЕМ СТАНДАРТИЗАЦИИ Стратегическое значение стандартизации

ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку упрощает сборку, ремонт и обслуживание изделий за счет обеспечения функциональной совместимости сборочных единиц, деталей и технологий различных поставщиков Стратегическое значение стандартизации

Показатель Исследование DIN 1999 Германия DIN 2010 ГерманияBSI Великобри- тания SCCКанадаCIE Австра- лия AFNORФранция Вклад в ВВП, % 0,90,70,30,20,80,8 Влияние на производительность труда, в % 30,1-13,017,0-27,1 Экономические преимущества стандартизации

Методология оценки экономических преимуществ стандартизации в организациях Анализ цепочки создания стоимости Уточнение границ отраслей промышленности; Анализ цепочки создания стоимости в организации; Выявление наиболее важных бизнес- функций Идентификация влияния стандартов Выявление влияния внедрения стандартов в основных бизнес- функциях и связанной с ними деятельности; Выбор соответствующих показателей для идентификации значимых воздействий стандартов Определение факторов стоимости и ключевых производственных показателей Выявление факторов стоимости с целью оценки наиболее существенных влияний стандартов; Идентификация основных производственных показателей эффективности, связанных с каждым из факторов Измерение влияния стандартов Определение наиболее существенных видов количественного влияния стандартов; Подсчет воздействия на показатель EBIT для каждого влияния стандартов; Объединение результатов; Суммирование влияния на показатель EBIT на функциональной основе; Суммирование всех видов влияний, выявленных в организации Источник: Экономические преимущества стандартизации. Международные целевые исследования в 2 т.т. © ISO

Цепочка создания стоимости у поставщика Цепочка создания стоимости в организации Канал цепочки создания стоимости Цепочка создания стоимости у потребителя Цепочка создания стоимости в организации A - Организации, производство и административное управление B – Научно-исследовательские работы С – Инженерно-технические работы D - Закупки E – Входящая логистика F – Производство (операции) G – Исходящая логистика H – Маркетинг и продажи I – Обслуживание П р и б ы л ь Цепочка создания стоимости Источник: Еconomic benefits of standards. ISO Methodology 2.0 © ISO, 2013

Применение методологии ИСО на пивоваренном заводе ОАО «Балтика» П роизводств о : около 7% ресурсов сохраняются благодаря увеличению производительности труда работников и экономии электроэнергии, тепла и воды на литр произведенного пива Закупки : экономится около 2% от стоимости приобретенных материалов и услуг Входящая логистика и испытания поступающих материалов: около 14,3% ресурсов сохраняется в связи с экономией времени и усилий, необходимых для разработки методов испытаний поступающих материалов, а также благодаря укреплению доверия к поставщикам, сертифицированным по ГОСТ Р ИСО 9001 В целом : использование стандартов позволяет компании экономить 5,8% на бизнес-функциях, что составляет 3,4% от годового дохода Необходимо применение методологии ИСО для различных предприятий

Уровни стандартизации Международный Региональный и субрегиональный Национальный Международные стандарты Региональные стандарты Национальные стандарты Корпоративный Международных профессиональных сообществ Стандарты организаций и бизнес-ассоциаций Субнациональный Стандарты международных проф. сообществ Стандарты областей и провинций

США Германия Япония Великобритания Франция Китай Российская Федерация Ведение секретариатов странами Группы 1 (ИСО), Группы А (МЭК) и Россией в технических органах ИСО и МЭК

ИСО ТК 20 ПК 6 «Стандартная атмосфера» МЭК ТК 1 «Терминология» ИСО ТК 20 ПК 8 «Авиакосмическая терминология» МЭК ПК 22F «Силовая электроника для систем передачи и распределения электроэнергии» ИСО ТК 67 ПК 11 «Арктические операции»МЭК ТК 45 «Ядерное приборостроение» ИСО ТК 82 ПК 6 «Оборудование для сверления алмазов» ИСО ТК 96 ПК 2 «Терминология»В настоящее время проводятся работы по созданию ТК/ПК ИСО с секретариатом в России: ИСО ТК «Беспилотные авиационные системы» ИСО ТК «Воздушный транспорт» ИСО ТК «Мониторинг состояния оборудования» ИСО ТК 11 ПК «Сосуды и аппараты под давлением до 130 МПа» ИСО ТК 96 ПК 4 «Методы испытаний» ИСО ТК 108 ПК 6 «Системы, генерирующие вибрацию и удар» ИСО ТК 123 ПК 4 «Методы расчета подшипников» ИСО ТК 172 ПК 4 «Телескопы» ИСО ТК 254 «Безопасность аттракционов» Международные секретариаты ТК/ПК ИСО и МЭК в ведении России

З адачи Российской Федерации в области международной стандартизации 1.Увеличение количества секретариатов ТК/ПК ИСО и МЭК, ведение которых закреплено за Российской Федерацией 2.Усиление активности российских экспертов при рассмотрении проектов международных стандартов 3.Увеличение количества российских представителей, участвующих в работе органов ИСО и МЭК 4.Увеличение количества российских разработок, используемых в качестве основы для разработки международных стандартов 5.Формирование механизмов мотивации российской промышленности и экспертов для участия в международной стандартизации 6.Возвращение Российской Федерации в Группу 1 (ИСО) и Группу А (МЭК) 7.Реализация Соглашения о сотрудничестве между Росстандартом и CEN/CENELEC Задача - восстан овление влияни я Росси и в международной стандартизации !

Динамика разработки Российской Федерацией национальных и межгосударственных стандартов Планируется к утверждению в 2013 – 2362 Из них для обеспечения ТР ТС Уровень гармонизации– 50,8%

В 2014 году планируется проводить работы по 5130 темам ПРНС Проект ПРНС на 2014 год Доля тем финансируемых из федерального бюджета 82,8 За счет средств разработчика Планируется утвердить ГОСТ Р1120 ГОСТ1245 Изменения к ГОСТ Р19 Изменения к ГОСТ27 Рекомендации11 Рекомендации МГС9 Таблицы ГССД11 Всего будет утверждено – 2379 документов Из них для обеспечения ТР ТС Уровень гармонизации – 49,6 %

Актуальные задачи в межгосударственной стандартизации Планирование: Определение места ГОСТ Р и ГОСТ при формировании планов стандартизации Координация планов работ по стандартизации между ТС и МГС СНГ Принятие целевых программ по разработке ГОСТ, обеспечивающих выполнение требований ТР ТС Повышение статуса МТК по стандартизации и усиление их роли в разработке ГОСТ Привлечение промышленности к межгосударственной стандартизации Введение ГОСТ на национальном уровне в каждом государстве – члене ТС и отмена национальных стандартов, противоречащих ГОСТ Координация деятельности по актуализации Перечней стандартов для ТР ТС Финансирование: Приоритетное финансирование работ по стандартизации в государствах Финансирование отдельных работ по стандартизации со стороны ЕЭК (мониторинг Перечней стандартов для ТР ТС) Увеличение финансирования МГС СНГ

Разработка стандартов: Повышение уровня гармонизации ГОСТ с международными и региональными стандартами Унификация форматов ГОСТ и национальных стандартов (изменения в ГОСТ Р 1.7 и ГОСТ 1.3) Методики выполнения измерений и разработка стандартов: Анализ ведомственных документов на методы контроля (МВИ), их метрологическая аттестация. Разработка ГОСТ по методам испытаний на базе ведомственных документов 25 Актуальные задачи в межгосударственной стандартизации Совершенствование подходов к межгосударственной стандартизации: Сокращение сроков и упрощение процедур разработки ГОСТ Инвентаризация фонда ГОСТ Эффективное применение ИТ при разработке, голосовании, издании и распространении ГОСТ (АИС МГС) Всемерное укрепление Бюро по стандартам МГС Активизация участия в МГС всех государств-членов СНГ Необходима разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию межгосударственной стандартизации!

Тенденция создания/реорганизации ТК в Российской Федерации

Разработка законов и стандартов: общее и различия Стандарт Росстандарт ТК Все заинтересованные стороны Производители Потребители Органы власти Научные организации Закон Государственная Дума Заинтересованное ведомство Публичное обсуждение ОРВ

Основные результаты законотворческой деятельности в области стандартизации Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г р Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г р Межведомственный план мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года Одобрен на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Протокол от 19 декабря 2012 г. 5 Межведомственный план мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации на период до 2020 года Одобрен на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Протокол от 19 декабря 2012 г. 5 Проект ФЗ «О стандартизации» Проект направлен в «Открытое правительство» для обсуждения Проект ФЗ «О стандартизации» Проект направлен в «Открытое правительство» для обсуждения Создание адекватной современным требованиям национальной системы стандартизации Создание адекватной современным требованиям национальной системы стандартизации Практические шаги по реализации Концепции Создание законодательной основы функционирования национальной системы стандартизации

ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ Техническое регулирование и стандартизация. Нужен ли отдельный закон о стандартизации? ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ Связь Услуги Менеджмент ИТ Охрана окружающей среды Социальная ответственность Культура Здравоохранение Образование Бухгалтерский учет Аудит Ценные бумаги Профессиональные стандарты Закон «О техническом регулировании» 184-ФЗ не распространяется на стандартизацию в следующих областях: Новые области стандартизации: Стандартизация – часть технического регулирования?

Предложения по применению ссылок на стандарты 30 в технических регламентах в государственных и федеральных целевых программах в нормативных правовых актах и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти (НПА) Условия ссылки на национальные стандарты в НПА Наименование и обозначение стандарта с указанием или без указания даты утверждения Проект НПА проходит все требуемые процедуры, включая процедуру публичного обсуждения и ОРВ Национальный орган по стандартизации формирует перечень стандартов, на которые были даны ссылки в НПА Национальный орган информирует ФОИВ о пересмотре стандарта, а ФОИВ информирует национальный орган о пересмотре соответствующего НПА

Актуальные задачи национальной стандартизации 1. Планирование: максимальная увязка планов разработки с социально- экономическими задачами государства и общества программно-целевой подход в планировании 2. Процессы разработки стандартов: - ускорение сроков разработки стандартов повышение качества и ускорение сроков редактирования проектов стандартов (задача - одноэтапное электронное редактирование ) ; издание стандартов в электронной форме. 3. Совершенствование ТК по стандартизации : -состав ТК, -правовой статус ТК, -членство в ТК, -права и обязанности членов ТК и пр. 4. Главное - в овлечение промышленности не только в применение, но и в деятельность по разработке стандартов !!!

Благодарю за внимание! Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Тел.: 8 (495)