К проблеме обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада Педагог-психолог МАДОУ 140 Кичигина Ирина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Наши звездочки» Участники проекта: дети 1 младшей группы «А» Цель проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в.
Advertisements

Ваш ребенок идет в детский сад. Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка в ДОУ Составила: Вершинина С.Г.
Основы адаптации ребенка к детскому саду Материал для родителей.
Психолого-педагогическая программа «Здравствуйте, это Я!» (повышение степени адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ) Автор-составитель:
Школа преддошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 10 Бабочка г. о. Новокуйбышевск.
ГБОУ отделение ДОД 582 г. Санкт – Петербург Воспитатель: Ташимова Н.А 2014 г.
Школа преддошкольника Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 10 Бабочка г. о. Новокуйбышевск.
АВТОР: старший воспитатель МБДОУ 105 г.Мурманск Турарова Ирина Михайловна Портал "О детстве"
«Адаптация ребенка к детскому саду » Выполнила : Зиновьева И.В., педагог-психолог МДОУ «ЦРР- д/с 152»
Используемые методики: Ларечиной Е.В. «Дитятко»
Презентация на тему : «Адаптация детей к детскому саду» Подготовила: Мельникова Оксана Борисовна.
Руководитель: воспитатель 2 категории Хазеева Т. С. МДОУ д/с 15 «Золотая рыбка» Медико-педагогическое совещание для воспитателей групп раннего возраста.
педагог-психолог Дорошенко Л.Н. МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. А.
Советы психолога Подготовила и провела: Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 42 «Ярославна» Сыроватская Ю.С. Обнинск 2012.
Комплексно-целевая программа «Педагогика поддержки ребенка в период адаптации в ДОУ» Воспитатель МБДОУ д/с 14 « Зайчонок « Чернова С. В
Презентация на тему : «Адаптация детей к ДОУ» Подготовила: Морозова Светлана Владимировна.
Адаптация ребенка к детскому саду Педагог-психолог ДОУ «Стрелец»: Пак Екатерина Сергеевна.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Транксрипт:

К проблеме обеспечения успешной адаптации ребенка к условиям детского сада Педагог-психолог МАДОУ 140 Кичигина Ирина Александровна

Возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации Возрастные особенности детей двух-­трех лет Принципы организации периода адаптации Дети не приспособлены к отрыву от родителей Присутствие в группе матери или другого значимого для ребенка близкого человека Интенсивное физическое развитие ребенка Последовательное, постепенное преодоление факторов дезадаптации (заблаговременный перевод ребенка на режим дня детского сада, развитие детской самостоятельности и др.) Ребенок очень эмоционален Обеспечение комфортной обстановки в детском саду, эмоциональная поддержка со стороны родителей, организация знакомых и понятных видов детской деятельности Ребенок испытывает потребность ориентироваться в окружающей среде Минимизация времени нахождения в группе, постепенное знакомство с ней, привнесение в обстановку знакомых ребенку предметов Ведущим видом деятельности является предметная Помощь в освоении разнообразных действий с предметами, организация детского экспериментирования Ранний возраст является «доигровым» периодом развития Создание игровых ситуаций, формирование у детей игровых умений

Этапы адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду Поступление ребенка в детский сад важный и очень непростой период в жизни малышей и их родителей, связанный с адаптацией к новой социальной среде. Длительность адаптации и ее характер во многом зависятот готовности ребенка и его близких к посещению детского сада. Успех адаптации обеспечивается грамотным психолого- педагогическим сопровождением детей и их родителей на этапе подготовки к детскому саду и в первые недели и месяцы пребывания ребенка в образовательном учреждении. Условно период адаптации детей к условиям детского сада можно разделить на два этапа: первый подготовительный, до поступления ребенка в детский сад; второй основной, после поступления в детский сад.

На первом (подготовительном) этапе необходимо познакомить детей и их родителей с дошкольным образовательным учреждением, режимом его работы и особенностями организации образовательного процесса, помочь оформить необходимые юридические документы. Важнейшая задача сформировать положительный образ детского сада в восприятии детей и родителей, обеспечить условия для подготовки малышей к детскому саду, установить позитивные взаимоотношения между педагогами и родителями. Родители могут ознакомиться с режимом работы детского сада, правилами его посещения, образовательной программой и другими локальными актами, получают рекомендации и памятки по подготовке ребенка к детскому саду.

В детском саду работает также консультативный пункт, где прием родителей будущих воспитанников по предварительно составленному графику ведут специалисты разного профиля (старший воспитатель, старшая медсестра, педагог-психолог и др.). В ходе индивидуальных консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы: «Что делать, если мой ребенок капризничает?», «Как научить малыша играть?» и т.д. Кроме того, полезную информацию о подготовке ребенка к детскому саду, необходимые советы и рекомендации родители могут найти на сайте дошкольного образовательного учреждения.

Второй (основной) этап адаптации начинается после поступления ребенка в детский сад. На данном этапе чрезвычайно важна первая неделя пребывания в детском саду, от нее многое зависит в адаптации ребенка. В течение первой недели действует особый график приема и особые правила пребывания детей в группе. В зависимости от особенностей адаптации каждого конкретного ребенка педагог может посоветовать родителям приводить малыша только на те режимные моменты, которые ему нравятся, например, на прогулку. Общее время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно. Советуем родителям первое время не оставлять ребенка в детском саду на целый день, забирать домой раньше.

Чтобы снизить нервно-психические нагрузки, тревогу ребенка при расставании с близкими, родители могут принести из дома любимые игрушки малыша, семейные фотографии и пр. На данном этапе в работе с детьми активно используются малые фольклорные формы (песенки, потешки, прибаутки), народные и традиционные игры игры-забавы, пальчиковые, подвижные, музыкально-ритмические и др.), которые помогают воспитателю установить эмоциональный контакт с малышами, создать в группе атмосферу психологического комфорта.

Не следует забывать, что первое время ребенок может в детском саду уставать: новая обстановка, новые люди, новые впечатления... Если малыш приходит домой уставший, капризничает, это еще не значит, что адаптация проходит тяжело, просто необходимо время, чтобы ребенок привык к новой социальной среде, режиму и образу жизни, справился с возросшими нервно-психическими нагрузками. Родителям даются психогигиенические рекомендации по организации жизнедеятельности детей в семье в период адаптации к детскому саду. Адаптационный период можно считать успешно пройденным, если расставание с мамой безболезненно, ребенок чувствует себя в группе комфортно, идет на контакт с педагогом и детьми.

Рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад Вхождение в новую ситуацию должно быть постепенным. Мы рекомендуем спланировать адаптационный период на две недели. Следуя предлагаемому плану, вы смягчите стресс вашему ребенку.

План вхождения в группу детского сада. 1. Заранее познакомьтесь с воспитателем, узнайте имена сотрудников, где находятся кабинеты, помещения, чтобы знать к кому и по какому вопросу обращаться. 2.Договоритесь с воспитателем о времени вашего прихода с ребенком в первый раз. Лучше прийти, когда в группе не будет детей, например, вечером, часов в Заранее побеседуйте с ребенком, расскажите о том, что вы пойдете в группу, где много игрушек и т.п. Говорите спокойным, доброжелательным тоном.

3. Во время первого посещения покажите ребенку все помещения группы игровую, спальню, раздевалку, туалет, умывальную комнату. Хорошо, если вы будете знать, где находятся шкафчик и кроватка ребенка. Можно воспользоваться шкафчиком, повесив в него одежду ребенка, а также умывальником, туалетом. Если ребенок тревожится, не заставляйте его обследовать все, пусть он постепенно осваивает групповое пространство с вашей помощью.

4. Покажите вместе с воспитателем в этот день игрушки, которые находятся в группе. Пусть ребенок поиграет. Хорошо, если вы договоритесь с воспитателем и заранее оставите ему какую-нибудь новую игрушку, которая, на ваш взгляд, заинтересует малыша. Воспитатель подарит ребенку эту игрушку, что будет способствовать установлению между ними хороших, доверительных отношений. 5.Побыв в группе минут, доброжелательно прощайтесь с педагогом и идите с ребенком гулять. Договаривайтесь, что придете еще.

6. Дома в позитивном ключе обсуждайте с домочадцами ваше посещение детского сада. Хвалите ребенка, говорите, что будете ходить в детский сад играть. 7. На следующий день приходите в детский сад в условленное с воспитателем время. Напоминайте ребенку о местах пользования. Дайте ему больше самостоятельности. Стимулируйте контакты с воспитателем. Хорошо бы взять с собой игрушку, подаренную накануне. Она напомнит ребенку о приятных впечатлениях.

8. Пусть ребенок поиграет, дайте ему время освоить новое пространство. Возможно, в этот момент в группе будет еще какой- то ребенок. Познакомьте детей. 9.Посещайте детский сад каждый день, совместно с воспитателем планируя время и период вашего пребывания в группе. Дома нарисуйте для ребенка группу, в которой побывали, воспитательницу, с которой познакомились, детей. Называйте их по именам. Можно слепить игрушки, с которыми ребенок играл в группе. Сопровождайте эту деятельность позитивным текстом, отмечайте, что ребенок уже «стал большим, и будет ходить в детский сад играть с другими детьми». Все это актуализирует приятные переживания ребенка.

10. В какой-то период (вы сами договоритесь об этом с воспитателем, судя по реакциям малыша) оставьте ребенка в группе. Лучшая тактика предупредить ребенка об этом, договорившись о том, что вы «сходите в магазин» и т.п. Обязательно обещайте ему вернуться скоро. Выйдете на несколько минут (например, минут на 15-20). В этот момент воспитатель займет вашего ребенка интересным занятием. Возвращайтесь, спокойно и доброжелательно (без скорби и других излишних эмоций!) обратитесь к ребенку, похвалите его. Пусть ребенок побудет еще какое-то время в группе. Подождите его. Прощайтесь и идите гулять, обещая прийти завтра.

11.Дома обязательно обсуждайте ваши посещения детского сада. Вспоминайте детей, с которыми играли, игрушки, которые есть в группе, воспитательниц. Настраивайте ребенка на завтрашнее посещение. 12. Так, постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в группе от 40 минут до 4 часов. О режиме посещения (с утра или после обеда) договаривайтесь с воспитателями группы. Все будет зависеть от степени тревожности вашего ребенка, его предыдущего опыта социализации, вашего настроя и поддержки.

13. Совместно с воспитателем решайте, с какого периода ваш ребенок готов остаться на сон. Забирайте его через несколько минут после окончания сонного часа, так как у детей свое восприятие времени. Для них то, что «после сна» новый день, и надо дать малышу поддержку, уверенность в том, что мама его не бросила. 14.Обязательно учитывайте режимные моменты, по которым живет детская группа. Следуйте просьбам сотрудников детского сада. Постепенно «подгоняйте» режим ребенка к режиму детского сада, установив идентичные жизненные ритмы.

15. Обязательно обучайте ребенка самостоятельной игре. Дети, которые умеют себя занять, лучше и быстрее адаптируются. 16.Доступные ребенку по возрасту виды художественно- творческой деятельности помогут канализировать напряжение, пробудить интерес к совместной деятельности со взрослым. Вводите в опыт ребенка совместное художественное творчество (рисование ладошками, лепка из соленого теста, рисование палочкой по пластилиновой поверхности и т.п.). Это занятие поможет ребенку вытеснить травмирующие переживания и получить новые, позитивные. Если такое времяпрепровождение будет ему знакомо, то он с радостью откликнется на предложения воспитателей порисовать, полепить, поиграть с бумагой и т.п.

17. Согласовывайте вместе с сотрудниками детского сада совместную деятельность относительно вашего ребенка. Обязательно учитывайте интересы всей группы, а не только одного ребенка. Некоторые дети очень болезненно реагируют на пребывание в группе другого взрослого. Если вы находитесь в группе вместе с ребенком, то уделите внимание и другим детям. Включите в совместную игру несколько малышей. Тактика хлопотливой наседки не будет ни адекватной, ни эффективной. Ваша задача дать ребенку понять, что он в безопасном месте, дать ему больше самостоятельности.

18. Контролируйте свое эмоциональное состояние. Чем спокойнее вы себя ведете, тем спокойнее будет ваш ребенок. Родители, которые проявляют излишнюю тревогу и гиперопеку, вызывают повышенную тревожность и у своего ребенка. Ваше спокойствие и позитивный настрой на успех стабилизируют ситуацию перехода ребенка в новую жизненную ситуацию. Вы также можете использовать изобразительные средства: нарисуйте в присутствии ребенка картинку о том, как вы вместе идете в детский сад. Пусть лица изображают радость. Расскажите ребенку о том, как вы ходите на работу. Изобразите картинку. И рядом поместите картинку, на которой все члены семьи изображены вместе. Такая совместная деятельность даст положительный настрой на детский сад и новые ситуации, в которых ребенок оказывается в этот период, поможет ему их благополучно пережить.

Спасибо!