Культура и цивилизация Тема:. Вопросы: 1.Понятия культуры и цивилизации. Типология культур. 2.Цивилизационный подход к истории человечества. 3.Система.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СРС По граждановедению Бишкекский финансово-экономический техникум Выполнили: Сыдыков Эржан Шерипбаев Аскар Группа: Бух 4-16 Проверила: Айнагуль Акимбековна.
Advertisements

Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
Цивилизация?! Это совокупность материальных, духовных, культурных и нравственных средств которыми обладает данное общество в данный исторический промежуток.
ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 10 класса «А» Васильченко Елена Руководитель: к.ф.н. Гутлин.
1 Социальная философия. 2 Вопросы: 1.Основные проблемы социальной философии 2.Теории исторического развития общества 3.Будущее человечества.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Крицкая Е.Р.,учитель истории. Познакомиться с теориями Шубарта, Шпенглера, и Данилевского о многообразии культур. 1. Познакомить учеников с определением.
Понятие «культура» Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах.
Презентация к уроку по технологии (10 класс) по теме: Технология как часть общечеловеческой культуры
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Живой мир и культура. Многообразие философских и научных определений культуры Культура (лат. «cultura» - возделывание, земледелие, воспитание, почитание)
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В 21 ВЕКЕ. Глобальные проблемы человечества - это совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит социальный.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Тема урока: КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. ФОРМЫ И РАЗНОВИДНОСТИ КУЛЬТУРЫ. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА.
Отражение объективной действительности Отражение объективной действительности Организация и регулирование жизни людей Организация и регулирование жизни.
Пономарёв Михаил 10«А» ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Культура Культура (лат. cultura земледелие, воспитание, почитание) понятие, имеющее множество значений.
Транксрипт:

Культура и цивилизация Тема:

Вопросы: 1.Понятия культуры и цивилизации. Типология культур. 2.Цивилизационный подход к истории человечества. 3.Система природа-техника-человек. 4.Глобальные проблемы современной цивилизации (самостоятельно)

Глобальные проблемы: Проблема войны и мираПроблема войны и мира Экологическая Демографическая проблемаДемографическая проблема ЭнергетическаяЭнергетическаяпроблема Ряд проблем: Международный терроризм Международный терроризм Наркомания Наркомания СПИД СПИД

Культура (греч.) возделывание почвы, воспитание, образование, почитание.

Три подхода в определение культуры Культура есть всё то, что создано человеком. Культура есть всё то, что создано человеком и является общечеловеческими ценностями. Культура есть деятельность и общение.

Культура совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение их использовать для прогресса человечества, передавать поколениям.

Ценность Особый социальный феномен положительной значимости в системе исторической деятельности людей. Ценности всегда являются человеческими ценностями.

Цивилизация (лат.) гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни. Цивилизация синоним культуры. Цивилизация ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.

Цивилизация совокупность материальных и духовных достижение общества в процессе исторического развития.

И. Кант: Культура то, что служит благу людей, вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Цивилизация «технический» тип культуры.

Типологизация культур По характеру деятельности и ее результатов различают материальную и духовную культуру. По субъекту культуры: массовая, молодежная, национальная, классовая и тому подобное. По географическому признаку: западная и восточная культура.

Николай Данилевский ( ). «Россия и Европа» (1871) Теория культурно- исторических типов

Выделяет культурно- исторические типы (10): египетский, китайский, ассирийско-вавилоно- финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский, или аравийский, и германо- романский. Отдельно мексиканский и перуанский типы.

три этапа развития: племенной, или этнографический (около 1000 лет); государственный (около 400 лет); цивилизационный ( лет), затем начинается его схождение с исторической арены.

Освальд Шпенглер ( ) Концепция «локальных цивилизаций» «Закат Европы» (Т , Т ). «Человек и техника» (1931)

Культура рассматривается им по аналогии с организмом, имеющим свои внутренние законы развития и обособленным от других подобных ему организмов.

Типы культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполоновская (греко- римская), магическая (византийско- арабская), фаустовская (западноевропейская), майя. Новый тип культуры русско-сибирский. Святогор Николай Рерих,1938 г.

Культурным организмам отведен в истории определенный жизненный цикл, приблизительно около 1000 лет. Каждая культура в своем развитии проходит возрастные ступени отдельного человека: детство, юность, возмужалость и старость.

Исторический процесс представляется как процесс развития культуры.

Техника techne – искусство, мастерство, умение– система созданных средств и орудий производства, а также приёмы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса.

Хосе Ортега-и-Гассет ( ) «Дегуманизаци я искусства» (1925). «Восстание масс» (1929). «Размышления о технике» (1965).

Что такое техника? Первый тезис – человек хочет жить. Жить -удовлетворять потребности – значит действовать -«Первичные» действия: согреться, поесть, ходить, убегать и др.

Невозможность осуществить данные действия приводят ко «вторичным» действиям: разведение огня, строительство дома, возделывание земли, охота и другие. Такие акты обладают общей структурой. В них входит некое изобретение, устройство, с помощью которого человек создаёт то, чего нет в природе, но в чём человек нуждается.

Техника это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися, обездоленными.

Второй тезис стремление человека пребывать в мире неразрывно связано со страстью к хорошей и удобной жизни. Техника и благосостояние – синонимы.Идея жизни, облик благополучия менялись бесконечное число раз.

Техника – усилие ради сбережения усилий. Вопрос: на что будет потрачено сбереженное и тем самым высвобожденное усилие?

Пребывание человека в мире Природа представляет человеку только сплошные удобства в чистом виде. Мир создает человеку одни трудности. Человек сталкивается с тем, что мир предоставляет удобства и в то же время, чиня препятствия. Это и есть сама реальность.

Мартин Хайдеггер ( ) «Вопрос о технике» (1953), «Разговор на проселочной дороге» (Сб).

Техника – способ конструирования мира. Техника – искусство, творчество. Опасность техники не в уничтожении бытия человека, а в преобразовании его сущности. Mауриц Корнелис Эшер ( ). Относительность (1953)

Николай Бердяев ( ) «Человек и машина» (1933). «Царство Духа и царство Кесаря» (1951)

В техногенной цивилизации: вера в Бога заменена верой в технику; переход от органической жизни к организованной. Машина хочет превратить человека в автомат, поработить его.

Ответственность особое социальное чувство, отражающее морально-правовое отношение человека к обществу и характеризующееся соблюдением нравственных и юридических норм, мерой способностей и возможностей сознательно выполнять определенные требования, совершать соответствующие действия, предвидеть их общественные результаты.

Вопрос: Ортега-и-Гассет назвал современного человека «онтологическим кентавром». Приведите аргумент «ЗА».