Вопросы налогообложения операций с векселями в проекте Налогового кодекса Рудненко Т.Б., Советник по долговым инструментам ФК СОКРАТ, Внештатный советник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Advertisements

Особенности деятельности лизинговых компаний в условиях финансового кризиса Генеральный директор VAB Лизинг Людмила Золотарёва 18 декабря, 2008.
БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ)
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Федеральное казначейство О предоставлении краткосрочных бюджетных кредитов С.Е. Прокофьев - заместитель руководителя Федерального казначейства д.э.н.,
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
Москва 2010 ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Прогноз экономического развития на гг. результаты работ по проекту.
Финансовые кооперативы: развивающиеся модели, управление рисками и регулирование Ирина Говорун Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию.
Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
(Тема презентации) дд/мм/гг. Программа финансовой поддержки МСП через факторинговые компании ОАО «Российский банк развития» Москва 2010 год.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
О Программе «Национальная банковская система России 2010, 2020» Ассоциация российских банков Г.А. Тосунян, Ассоциация российских банков.
Рост спроса на ипотечные кредиты Новосибирск 2013.
Банк Москвы один из крупнейших универсальных банков России, предоставляющий диверсифицированный спектр финансовых услуг как для юридических, так и для.
ПРОГРАММА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАО ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ УСЛУГИ.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
1 Макроэкономика и фармрынок в штормовой период Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Транксрипт:

Вопросы налогообложения операций с векселями в проекте Налогового кодекса Рудненко Т.Б., Советник по долговым инструментам ФК СОКРАТ, Внештатный советник ГКЦБФР

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК Недавно Мировой банк дал комплексную оценку опыта экономического развития украинской экономики, назвав самым большим злом экономическую недальновидность. 2 Данный тезис легко проиллюстрировать на примере вексельного рынка.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК Современному отечественному вексельному рынку присущи: состояние стагнации, законодательство, не приведенное в соответствие с нормами международного вексельного права, негативный имидж векселя ( созданный коррупционными государственными вексельными программами типа «энергетические» векселя, векселя «Укрспецфина» ), отсутствие статистики по векселям ( для оценки влияния вексельного обращения на экономику и прогнозирования ), низкий уровень грамотности в области вексельного права ( всех без исключения участников вексельного обращения, а также чиновников, законодателей и судей общих судов), а также специфическая и агрессивная позиция налоговых органов в отношении операций с векселями. Современному отечественному вексельному рынку присущи: состояние стагнации, законодательство, не приведенное в соответствие с нормами международного вексельного права, негативный имидж векселя ( созданный коррупционными государственными вексельными программами типа «энергетические» векселя, векселя «Укрспецфина» ), отсутствие статистики по векселям ( для оценки влияния вексельного обращения на экономику и прогнозирования ), низкий уровень грамотности в области вексельного права ( всех без исключения участников вексельного обращения, а также чиновников, законодателей и судей общих судов), а также специфическая и агрессивная позиция налоговых органов в отношении операций с векселями. 3

Вексельный рынок и налогообложение Шестой фактор «специфическая и агрессивная позиция налоговых органов в отношении операций с векселями» можно проиллюстрировать на таком примере. 4 В начале 2000 г. до банков было доведено совместное письмо « Об отдельных вопросах налогообложения» ГНАУ (от г /5/ ), Минфина (от г ) и ГКЦБФР (от г. 179/18), согласованое с НБУ, в котором «у цілях оподаткування податком на прибуток операції з врахування векселя розглядаються як операції з торгівлі цінними паперами…». Данная позиция ГНАУ в погоне за сбором налогов противоречила здравому смыслу, банковскому законодательству и законодательству по ценным бумагам. В результате с начала 2000 г. : в банках уменьшился объем операций по учету векселей, поскольку наибольший негатив от письма ощутили СПД, которые проводили мало операций с ценными бумагами, фактически уменьшился объем кредитования реального сектора экономики, статистика по фондовому рынку была искажена, поскольку часть банков операции по учету векселей показывала как торговые, значительно увеличилось количество судебных разбирательств относительно отнесения дисконта при учете векселей на валовые затраты СПД. В начале 2000 г. до банков было доведено совместное письмо « Об отдельных вопросах налогообложения» ГНАУ (от г /5/ ), Минфина (от г ) и ГКЦБФР (от г. 179/18), согласованое с НБУ, в котором «у цілях оподаткування податком на прибуток операції з врахування векселя розглядаються як операції з торгівлі цінними паперами…». Данная позиция ГНАУ в погоне за сбором налогов противоречила здравому смыслу, банковскому законодательству и законодательству по ценным бумагам. В результате с начала 2000 г. : в банках уменьшился объем операций по учету векселей, поскольку наибольший негатив от письма ощутили СПД, которые проводили мало операций с ценными бумагами, фактически уменьшился объем кредитования реального сектора экономики, статистика по фондовому рынку была искажена, поскольку часть банков операции по учету векселей показывала как торговые, значительно увеличилось количество судебных разбирательств относительно отнесения дисконта при учете векселей на валовые затраты СПД.

Вексельный рынок и налогообложение Получило ли государство увеличение налогов от ценных операций? Вряд ли. Поскольку для банков при большом количестве операций с ценными бумагами было даже финансово интереснее считать учет покупкой. В гг. ГНАУ начала «звонить в колокола» по причине недобора налогов с банков, начали говорить о «финансовой пирамиде», построенной банками. Налоговыми органами было открыто несколько судебных разбирательств против банков по налогообложению операций с ценными бумагами. Благодаря действию совместного письма объем налогов банков по операциям с ценным бумагами уменьшился. Однако, суды, руководствуясь упомянутым письмом, чаще признавал правоту банков. 5 А, между тем, письмо, по которому 6 лет осуществлялось налогообложение операций с векселями в банках, не являлось даже нормативным актом! Это – к вопросу об экономической недальновидности.

Состояние экономики Прежде, чем перейти к проблемам налогообложения операций с векселями рассмотрим два вопроса: состояние экономики и финансов, а также роль векселей в экономике. 6

Состояние экономики Александр Пасхавер: Украинская экономика восстанавливается как сырьевая, неэффективная и растратная. До начала кризиса Украина имела порядка 75% ВВП 1990-го года, а сейчас 65%. Ми единственная европейская, не воевавшая, постсоветская страна, которая не достигла уровня ВВП 1990-го года. Остальные страны перешагнули советские параметры экономического развития еще в годах, и пошли вперед. Сейчас украинская экономика начинает расти, но медленно. И если не предпринять каких-то экстраординарных мер, то на докризисный уровень 2008 года выйдем только в годах. Одна из причин отсутствие стимулов для внедрения инноваций и модернизации экономики. Чтоб государство этому уделяло больше внимания, необходимо осуществить реформы, связанные с освобождением бюджета от несвойственных ему функций социального патернализма (нарастающее дотирование Пенсионного фонда, предоставления социальной помощи неопределенному кругу лиц, поддержка социальных цен, бессмысленно растратное здравоохранение). Александр Пасхавер: Украинская экономика восстанавливается как сырьевая, неэффективная и растратная. До начала кризиса Украина имела порядка 75% ВВП 1990-го года, а сейчас 65%. Ми единственная европейская, не воевавшая, постсоветская страна, которая не достигла уровня ВВП 1990-го года. Остальные страны перешагнули советские параметры экономического развития еще в годах, и пошли вперед. Сейчас украинская экономика начинает расти, но медленно. И если не предпринять каких-то экстраординарных мер, то на докризисный уровень 2008 года выйдем только в годах. Одна из причин отсутствие стимулов для внедрения инноваций и модернизации экономики. Чтоб государство этому уделяло больше внимания, необходимо осуществить реформы, связанные с освобождением бюджета от несвойственных ему функций социального патернализма (нарастающее дотирование Пенсионного фонда, предоставления социальной помощи неопределенному кругу лиц, поддержка социальных цен, бессмысленно растратное здравоохранение). 7

Изменение финансового состояния предприятий в 2008 – 2009 г.г. По данным Расчетной палаты, финансовый результат г/г уменьшился на 44 млрд. грн., или больше чем в пять раз, а количество убыточных предприятий выросло до 47%. 8

Изменение финансового состояния предприятий в 2008 – 2009 г.г. Капитальные инвестиции уменьшились на 29,1%. По данным Госказначейства Украины в структуре затрат консолидированного бюджета страны текущие затраты составляют 95%, а капитальные затраты - только 2%. Инвестиции в основной капитал уменьшились на 34,9%, причем доля собственных средств предприятий в источниках финансирования составила 64%. Оборотные активы предприятий в течение 2008 г. уменьшились почти на 9%, а за 9 месяцев 2009 г. увеличились всего на 7%. Денежные средства в оборотных активах предприятий уменьшились за 2008 г. на 16,2%, а за 9 месяцев 2009 г. уменьшились еще на 18,3% (общее падение за мес г. составило 31,5% ). Капитальные инвестиции уменьшились на 29,1%. По данным Госказначейства Украины в структуре затрат консолидированного бюджета страны текущие затраты составляют 95%, а капитальные затраты - только 2%. Инвестиции в основной капитал уменьшились на 34,9%, причем доля собственных средств предприятий в источниках финансирования составила 64%. Оборотные активы предприятий в течение 2008 г. уменьшились почти на 9%, а за 9 месяцев 2009 г. увеличились всего на 7%. Денежные средства в оборотных активах предприятий уменьшились за 2008 г. на 16,2%, а за 9 месяцев 2009 г. уменьшились еще на 18,3% (общее падение за мес г. составило 31,5% ). 9

Дефицит ресурсов для развития экономики По оценке Национального банка Украины потребность предприятий в заемных ресурсах растет, в то время как доступность кредитов не увеличивается. По мнению банкиров до конца 2010 г. ставки кредитования могут снизиться до 18-20%. Но кредитовать банки будут лишь надежных заемщиков, реальное количество которых очень мало. По оценке Национального банка Украины потребность предприятий в заемных ресурсах растет, в то время как доступность кредитов не увеличивается. По мнению банкиров до конца 2010 г. ставки кредитования могут снизиться до 18-20%. Но кредитовать банки будут лишь надежных заемщиков, реальное количество которых очень мало. 10 Практически все свободные ресурсы банков связаны государственными облигациями.

Рынок долговых инструментов В августе Минфин осуществил выпуск пятилетних НДС-облигаций общим объемом 16,4 млрд. грн. Кроме НДС-облигаций, до конца года Минфин планирует выпустить еще ОВГЗ на 6 млрд. грн. (не учитывая потребности погашений). Вместе с непроданными НДС-облигациями и новыми займами правительства банкам и нерезидентам предлагается увеличить свой портфель ОВГЗ на 43% до конца года. 11 Восстановление рынка корпоративных облигаций, ожидавшееся осенью нынешнего года, перенесено на неопределенный срок. Инвесторы предпочитают корпоративным бумагам менее рисковые и высокодоходные НДС-облигации. Пока ажиотаж вокруг госбумаг не утихнет, одолжить деньги на внутреннем рынке смогут не более пяти- шести компаний из более чем трех десятков желающих После бурных 2008–2009 годов не все инвесторы готовы рассматривать корпоративный сектор. Но те, кто хочет зарабатывать больше чем 12–14% годовых на ОВГЗ, уже начинают поглядывать на рынок корпоративных облигаций

Состояние экономики За январь-август 2009 года объем промышленного производства в Украине сократился по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году на 29,6%. Около 60% экономики ушло в тень, что превышает пороговое значение макроэкономической безопасности страны. Отток с фондового рынка иностранного спекулятивного капитала составил около $ 30 млрд. Рынок внутренних инвестиций парализован невозвратом депозитов и многочисленными дефолтами корпоративных (в том числе банковских) облигаций. По данным НБУ, внешний долг Украины превысил $100 млрд. Мировой банк оценивает его в 47% ВВП (критической считается задолженность в 60%). Львиную долю составляют займы отечественных банков и предприятий, остальное – государственные. На сегодня каждый украинец должен иностранным кредиторам более $2000. Госдолг Украины к 2011 г. может достигнуть 40% ВВП. За январь-август 2009 года объем промышленного производства в Украине сократился по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году на 29,6%. Около 60% экономики ушло в тень, что превышает пороговое значение макроэкономической безопасности страны. Отток с фондового рынка иностранного спекулятивного капитала составил около $ 30 млрд. Рынок внутренних инвестиций парализован невозвратом депозитов и многочисленными дефолтами корпоративных (в том числе банковских) облигаций. По данным НБУ, внешний долг Украины превысил $100 млрд. Мировой банк оценивает его в 47% ВВП (критической считается задолженность в 60%). Львиную долю составляют займы отечественных банков и предприятий, остальное – государственные. На сегодня каждый украинец должен иностранным кредиторам более $2000. Госдолг Украины к 2011 г. может достигнуть 40% ВВП. 12

Состояние экономики Дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т. е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями. Любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости замороженных в дебиторах средств. Иммобилизация оборотных средств в масштабах Украины составляет 96% ВВП ?!! Дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т. е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями. Любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости замороженных в дебиторах средств. Иммобилизация оборотных средств в масштабах Украины составляет 96% ВВП ?!! 13

Состояние экономики Анализ дебиторской задолженности на г.: Высокий уровень дебиторской (96% ВВП) и кредиторской (112% ВВП) задолженности между предприятиями Украины свидетельствует о крайне неэффективной финансовой системе. Более высокая платежная дисциплина по векселям в сравнении с договорами показывает необходимость увеличения объемов использования векселей в расчетах между предприятиями за товары, работы, услуги. Малый объем дебиторской (4,94%) и кредиторской (13,4%) задолженности, оформленной векселями, показывает огромные неиспользованные возможности по оформлению текущей и просроченной задолженности векселями для пополнения оборотных средств предприятий. Анализ дебиторской задолженности на г.: Высокий уровень дебиторской (96% ВВП) и кредиторской (112% ВВП) задолженности между предприятиями Украины свидетельствует о крайне неэффективной финансовой системе. Более высокая платежная дисциплина по векселям в сравнении с договорами показывает необходимость увеличения объемов использования векселей в расчетах между предприятиями за товары, работы, услуги. Малый объем дебиторской (4,94%) и кредиторской (13,4%) задолженности, оформленной векселями, показывает огромные неиспользованные возможности по оформлению текущей и просроченной задолженности векселями для пополнения оборотных средств предприятий. 14

Состояние экономики В итоге имеем: дефицит государственных ресурсов для развития экономики и большой внешний долг, который требует ресурсов на обслуживание; дебиторско-кредиторскую задолженность на уровне ВВП; отсутствие кредитных и инвестиционных ресурсов; острый дефицит оборотных средств у предприятий. Наметившееся восстановление экономики требует ресурсов. Естественным выходом из данной ситуации является увеличение оборота векселей в расчетах предприятий в рамках действующего законодательства. В итоге имеем: дефицит государственных ресурсов для развития экономики и большой внешний долг, который требует ресурсов на обслуживание; дебиторско-кредиторскую задолженность на уровне ВВП; отсутствие кредитных и инвестиционных ресурсов; острый дефицит оборотных средств у предприятий. Наметившееся восстановление экономики требует ресурсов. Естественным выходом из данной ситуации является увеличение оборота векселей в расчетах предприятий в рамках действующего законодательства. 15

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК Обращение векселей осуществляется в трех сегментах: на фондовом рынке (первичный и вторичный рынки) ; в расчетах между субъектами хозяйствования за товары, работы, услуги (первичный и вторичный рынки) ; в банковском секторе (после запрета на выпуск финансовых векселей – операции на вторичном рынке векселей: гарантийные и консалтинговые). Обращение векселей осуществляется в трех сегментах: на фондовом рынке (первичный и вторичный рынки) ; в расчетах между субъектами хозяйствования за товары, работы, услуги (первичный и вторичный рынки) ; в банковском секторе (после запрета на выпуск финансовых векселей – операции на вторичном рынке векселей: гарантийные и консалтинговые). 16

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК 17 Вексель на фондовом рынке

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ВЕКСЕЛЬНОГО РЫНКА за данными ГКЦБФР на г. 18 ГодСуммарные объемы торгов, млрд. грн. Удельный вес векселей в суммарных объемах торгов, % Объемы торгов векселями, млрд. грн. Объемы торгов векселями на ПФТС, млрд. грн. ВВП, млрд. грн р ,0193, р.10,4--0,50,01102, р.16,87011,80,32130, р.39,245521,60,05170, р.68,54430,10,10204, р.108,64650,00,00225, р.203,04388,10267, р.321,339125,30344, р.403,833133,10441, р.492,829142,20544, р.754,328212,60713, р.883,421,7191,80949, р.1067,325,2268,80914,7

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА ОТНОСИТЕЛЬНО ВВП 19

ВЕКСЕЛЯ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ В операциях на фондовом рынке вексель может быть: объектом торговли; инструментом платежа. В операциях на фондовом рынке вексель может быть: объектом торговли; инструментом платежа. 20 Динамика роста объема векселей с 1998 г. по 2008 г.: при росте рынка в 53 раз доля векселей уменьшилась лишь в 3,2 раза; 1998 г - 0,5% ВВП (0,48 млрд. грн.), 2008 г. – 20,2% ВВП (191,84 млрд. грн.), 2009 г. - 27,0% ВВП ( 268,8 млрд. грн.). Динамика роста объема векселей с 1998 г. по 2008 г.: при росте рынка в 53 раз доля векселей уменьшилась лишь в 3,2 раза; 1998 г - 0,5% ВВП (0,48 млрд. грн.), 2008 г. – 20,2% ВВП (191,84 млрд. грн.), 2009 г. - 27,0% ВВП ( 268,8 млрд. грн.). По данным Украинской Ассоциации инвестиционного бизнеса объем векселей в венчурных фондах на г. составил 923,08 млн. грн. или 97% от общего объема во всех видах ИСИ, увеличившись в течение года в 3,7 раз. По грубой оценке на конец 2008 года в портфелях ИСИ находилось векселей на сумму около 4,8 млрд. грн.. По данным Украинской Ассоциации инвестиционного бизнеса объем векселей в венчурных фондах на г. составил 923,08 млн. грн. или 97% от общего объема во всех видах ИСИ, увеличившись в течение года в 3,7 раз. По грубой оценке на конец 2008 года в портфелях ИСИ находилось векселей на сумму около 4,8 млрд. грн..

21 Торговля векселями на организованном фондовом рынке была приостановлена Решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от р. 103 "О запрещении торговли векселями на организационно оформленных рынках". Такое решение Комиссии было вызвано законодательной неурегулированностью вопроса торговли векселями на биржах и злоупотреблениями при проведении торгов. В настоящее время вексельные операции полностью проводятся на неорганизованном рынке. За период гг. общий объем торгов векселями составил 1 256,3 млрд. грн. Из них только 0,98 млрд. грн. прошло через организованный фондовый рынок. Проблема не решена, а загнана внутрь системы. Высокие финансовые риски. Биржами недополучен доход. Отсутствует рыночная цена – банки резервируют 100% номинала векселей. Налоговые органы не могут продать векселя из залога. Торговля векселями на организованном фондовом рынке была приостановлена Решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от р. 103 "О запрещении торговли векселями на организационно оформленных рынках". Такое решение Комиссии было вызвано законодательной неурегулированностью вопроса торговли векселями на биржах и злоупотреблениями при проведении торгов. В настоящее время вексельные операции полностью проводятся на неорганизованном рынке. За период гг. общий объем торгов векселями составил 1 256,3 млрд. грн. Из них только 0,98 млрд. грн. прошло через организованный фондовый рынок. Проблема не решена, а загнана внутрь системы. Высокие финансовые риски. Биржами недополучен доход. Отсутствует рыночная цена – банки резервируют 100% номинала векселей. Налоговые органы не могут продать векселя из залога.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК 22 ГКЦБФР в настоящее время рассматривает вопрос организации торговли векселями на фондовом рынке по специальному порядку на вексельных торговых площадках.

Схема организации торгов на вексельной торговой площадке 23 Вексельная торговая площадка (ВТП) Продавец Уполномоченная структура (УС) Уполномоченный банк-ТЦБ Покупатель Продавец векселя направляет вексель на документарную экспертизу в УС. 2.С позитивным заключением УС вексель с бланковым индоссаментом передается уполномоченному банку-ТЦБ на открытое хранение на период проведения торгов. 3.Уполномоченный банк –ТЦП передает ВТП заявку на участие векселя в торгах. 4.По результатам торгов ВТП посылает уведомление уполномоченному банку – ТЦБ. 5.Уполномоченный банк –ТЦБ при получении документального подтверждения про оплату передает проданный вексель Покупателю с заполнением бланкового индоссамента на имя Покупателя; непроданный вексель ТЦБ возвращает Продавцу после сообщения ВТП про снятие векселя с торгов.

Вексель в экономике 24 ГодСоотношение суммарных объемов торгов на ФР к ВВП, % Соотношение объемов торгов векселями (Vв) к ВВП, % 1997 г.8, г.10,10, г.12,99, г.23,112, г.33,514, г.48,122, г.75,933, г.93,236, г.91,530, г.90,626, г.105,829, г.93,020, г.107,027,0 За последние 8 лет среднее отношение Vв к ВВП = 28,1%. Коэффициент корреляции между Vв и ВВП R=0,93-0,97. Векселя обслуживают экономику Украины

ВЕКСЕЛЯ В РАСЧЕТАХ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Согласно ст.4 Закона Украины «Об обращении векселей в Украине» вексель может быть выдан только за товары, работы, услуги. 25 С вступлением в силу Закона Украины «Об обращении векселей в Украине» банки прекратили выпускать финансовые векселя, которые были ликвидными и активно торговались на ПФТС в гг. За период гг. было выпущено векселей на сумму около 31 млрд. грн. Негативного влияния на экономику отмечено не было (см. график далее).

26

Финансовый вексель. Российский опыт 27 Выпуск финансовых векселей является одной из наиболее популярных форм привлечения финансирования, органически дополняя собой выпуск облигаций.

Финансовый вексель. Российский опыт Основными игроками на российском рынке финансовых векселей являются банки (более 90% от объема привлечений); финансовый вексель является одним из наиболее популярных источников ресурсов среди российских банков (объем размещенных векселей в разные годы в 2-30 раз превышал объем выпущенных облигаций); финансовый вексель является инструментом привлечения преимущественно краткосрочных ресурсов (около 50% векселей выпускаются на срок менее одного года), в то время как облигации выпускаются на срок более трех лет. Основными игроками на российском рынке финансовых векселей являются банки (более 90% от объема привлечений); финансовый вексель является одним из наиболее популярных источников ресурсов среди российских банков (объем размещенных векселей в разные годы в 2-30 раз превышал объем выпущенных облигаций); финансовый вексель является инструментом привлечения преимущественно краткосрочных ресурсов (около 50% векселей выпускаются на срок менее одного года), в то время как облигации выпускаются на срок более трех лет. 28 По данным Центробанка России сумма средств, привлеченных российскими кредитными организациями путем выпуска финансовых векселей, на 1 декабря 2009 г. составила 722,1 млрд. руб. За ноябрь минувшего года объем банковских векселей, находящихся в обращении, увеличился на 3,9%, а объем учтенных кредитными организациями векселей увеличился на 10,0%. Банк России продолжает регулярное рефинансирование кредитных организаций под залог векселей промышленных предприятий, начатое в 2007 г. По оценке Ассоциации участников вексельного рынка России на 1 декабря 2009 г. сумма векселей, в обороте составляет 1 трлн. руб., из них 76% - векселя, выпущенные кредитными организациями - резидентами, а 23% - векселя предприятий промышленности и торговли (резидентов). Векселя в России активно работают на экономику. По данным Центробанка России сумма средств, привлеченных российскими кредитными организациями путем выпуска финансовых векселей, на 1 декабря 2009 г. составила 722,1 млрд. руб. За ноябрь минувшего года объем банковских векселей, находящихся в обращении, увеличился на 3,9%, а объем учтенных кредитными организациями векселей увеличился на 10,0%. Банк России продолжает регулярное рефинансирование кредитных организаций под залог векселей промышленных предприятий, начатое в 2007 г. По оценке Ассоциации участников вексельного рынка России на 1 декабря 2009 г. сумма векселей, в обороте составляет 1 трлн. руб., из них 76% - векселя, выпущенные кредитными организациями - резидентами, а 23% - векселя предприятий промышленности и торговли (резидентов). Векселя в России активно работают на экономику.

Финансовый вексель Украинские перспективы 29 Выпуск банками финансовых векселей при соответствующем регулировании и контроле НБУ не несет дополнительных рисков ни для банковской системы, ни для экономики в целом. Самодостаточность вексельного права и максимальная защита им прав всех участников вексельного рынка обеспечивает эффективное саморегулирование вексельного рынка. Во избежание выпуска неликвидных векселей достаточно поставить условия их выпуска в зависимость от уровня ликвидности банка, а объем связать с капиталом банка. Выпуск банками финансовых векселей при соответствующем регулировании и контроле НБУ не несет дополнительных рисков ни для банковской системы, ни для экономики в целом. Самодостаточность вексельного права и максимальная защита им прав всех участников вексельного рынка обеспечивает эффективное саморегулирование вексельного рынка. Во избежание выпуска неликвидных векселей достаточно поставить условия их выпуска в зависимость от уровня ликвидности банка, а объем связать с капиталом банка.

Финансовый вексель Украинские перспективы 30 Снятие запрета на выпуск финансовых векселей позволит: упростить и ускорить привлечение финансовых ресурсов, что приведет к повышению уровня ликвидности банковской системы и экономики в целом ( субъекты ведения хозяйства вместо денежных средств получают платежный инструмент и доход как от депозитного вклада ) ; создать инструмент для взаиморасчетов между должниками и кредиторами проблемных банков ( оформление банками согласно действующего законодательства просроченной задолженности по депозитам позволит реструктурировать задолженность банков во времени, а вкладчикам одновременно получить платежные инструменты для организации текущей деятельности ); создать новый, привлекательный инструмент для институциональных инвесторов, в т.ч. банков и инвестиционных фондов ( это предоставит шанс на выход из системного кризиса и возобновления доверия со стороны инвесторов ); снизить темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности; способствовать финансированию реального сектора экономики. Снятие запрета на выпуск финансовых векселей позволит: упростить и ускорить привлечение финансовых ресурсов, что приведет к повышению уровня ликвидности банковской системы и экономики в целом ( субъекты ведения хозяйства вместо денежных средств получают платежный инструмент и доход как от депозитного вклада ) ; создать инструмент для взаиморасчетов между должниками и кредиторами проблемных банков ( оформление банками согласно действующего законодательства просроченной задолженности по депозитам позволит реструктурировать задолженность банков во времени, а вкладчикам одновременно получить платежные инструменты для организации текущей деятельности ); создать новый, привлекательный инструмент для институциональных инвесторов, в т.ч. банков и инвестиционных фондов ( это предоставит шанс на выход из системного кризиса и возобновления доверия со стороны инвесторов ); снизить темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности; способствовать финансированию реального сектора экономики.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК 31 ВЕКСЕЛЯ В РАСЧЕТАХ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

По данным Госкомстата на г. На фоне обесценивания гривны и роста негативного сальдо торгового баланса номинальный ВВП составил 715 млрд. грн., а дебиторская и кредиторская задолженность составили, соответственно, 669,5 млрд. грн. (93,6%ВВП ) и млрд. грн. (109,3% ВВП) 32 Доля векселей в общем объеме дебиторской задолженности между предприятиями и учреждениями Украины составляет 2,44%. Всего из задолженности за товары, работы, услуги оформлено векселями – 4,94%, что на 5% меньше, чем в начале года.

Краткосрочная дебиторская задолженность и доля просроченной задолженности по разным видам инструментов (по материалам КУА-АПФ «АЛЬФА УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ») 33

ВЕКСЕЛЯ В РАСЧЕТАХ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Основные проблемы с неплатежами связаны не с векселями 34 По данным Госкомстата за 9 мес.2008 г. Платежная дисциплина по векселям относительно договоров (за товары, работы, услуги) выше в 11,7 раз и с начала года выросла на 51%. По данным Госкомстата за 9 мес.2008 г. Платежная дисциплина по векселям относительно договоров (за товары, работы, услуги) выше в 11,7 раз и с начала года выросла на 51%.

ВЕКСЕЛЯ В РАСЧЕТАХ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Объемы задолженности, оформленной векселями в течение 2007 г. несколько снизились и составили лишь 0,79 объемов на начало года, зато значительно увеличились (в 1,6 раз) в течение 9 месяцев 2008 года (более поздние данные на сайте Укрстата не публикуются). 35 Это лишь подтверждает нашу точку зрения об активизации вексельного обращения в условиях кризиса и необходимости снижения финансовых рисков на вексельном рынке.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК 36 Операции банков с векселями

Операции банков с векселями по обслуживанию расчетов клиентов за товары, работы, услуги, млн. грн. Из активных вексельных операций учет векселей более, чем вдвое превышает авалирование векселей. Доля вексельных операций в общем объеме составляет 28,13%, доля учета - 18,7 %, доля авалирования - 9,5%.

Операции банков с векселями 38

Основные тенденции работы банков с векселями 39 Объемы операций с векселями с ноября 2008 года по август 2009 года увеличился относительно периода гг. в 3-5 раз, а структура операций изменилась в сторону менее рисковых в результате кризиса и ухудшения финансового состояния клиентов-потребителей вексельных услуг. В структуре операций банков по обслуживанию расчетов клиентов за товары, работы, услуги доля операций с векселями составляет 23-28% и постепенно увеличивается на фоне сокращения операций гарантирования и факторинга. С апреля по сентябрь 2009 г. объем вексельных операций увеличился на 18,7%. Соотношение учета к авалированию среди активных операций с векселями составляет 66,2/33,8 (почти 2 раза) в сравнении с периодом гг., когда оно равнялось 35/2 (17,5 раз). В результате кризиса рентабельность активных вексельных операций снизила почти на порядок, но стала выше, чем на начало ХХІ столетия. По грубой оценке доля авалированных корпоративных векселей в обращении в 2009 году составляет 12,6% от объема дебиторской задолженности за полученные товары, осуществленные работы, предоставленные услуги, которая оформлена векселями. Объемы операций с векселями с ноября 2008 года по август 2009 года увеличился относительно периода гг. в 3-5 раз, а структура операций изменилась в сторону менее рисковых в результате кризиса и ухудшения финансового состояния клиентов-потребителей вексельных услуг. В структуре операций банков по обслуживанию расчетов клиентов за товары, работы, услуги доля операций с векселями составляет 23-28% и постепенно увеличивается на фоне сокращения операций гарантирования и факторинга. С апреля по сентябрь 2009 г. объем вексельных операций увеличился на 18,7%. Соотношение учета к авалированию среди активных операций с векселями составляет 66,2/33,8 (почти 2 раза) в сравнении с периодом гг., когда оно равнялось 35/2 (17,5 раз). В результате кризиса рентабельность активных вексельных операций снизила почти на порядок, но стала выше, чем на начало ХХІ столетия. По грубой оценке доля авалированных корпоративных векселей в обращении в 2009 году составляет 12,6% от объема дебиторской задолженности за полученные товары, осуществленные работы, предоставленные услуги, которая оформлена векселями.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК 40 Резюме: Вексель – инструмент востребованный кризисом и использовать в полной мере потенциал векселя как инструмента. и использовать в полной мере потенциал векселя как инструмента. Пора сделать переход: экономической недальновидности экономической целесообразности

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК Учитывая сложившуюся ситуацию, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку обратила свое внимание на такой инструмент, как вексель, который наиболее эффективен в условиях кризисной экономики. С целью активизации и развития вексельного обращения в Украине в условиях финансового кризиса и снижения финансовых рисков Комиссией разработаны и утверждены решением от г. 226 «Основные направления активизации цивилизованного обращения векселей как антикризисной меры». Учитывая сложившуюся ситуацию, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку обратила свое внимание на такой инструмент, как вексель, который наиболее эффективен в условиях кризисной экономики. С целью активизации и развития вексельного обращения в Украине в условиях финансового кризиса и снижения финансовых рисков Комиссией разработаны и утверждены решением от г. 226 «Основные направления активизации цивилизованного обращения векселей как антикризисной меры». 41

Предложенные мероприятия призваны решить проблему комплексно, включая организационные аспекты внедрения цивилизованного вексельного обращения, в частности: согласование действий регуляторов, министерств и ведомств по вопросам вексельного обращения; усовершенствование системы отчетности по векселям для анализа и возможности прогнозирования влияния объемов векселей на состояние экономики Украины; определение порядка подачи, систематизации и контроля отчетности векселедателей по выданным, просроченным и погашенным векселям; надлежащую имплементация Женевских вексельных конвенций в национальное законодательство; совершенствование законодательства, регулирующего вексельное обращение в Украине; организацию централизованного сбора и хранения информации по просроченным и опротестованным векселям для минимизации рисков, повышения прозрачности вексельного обращения; организацию открытой торговли векселями на торговых вексельных площадках на фондовом рынке; возобновление обращения финансовых векселей банками и компаниями управления активами для венчурных фондов, реализующих инвестиционные проекты, создание с участием банков и КУА программ финансирования развития субъектов хозяйствования Украины с оценкой финансовых рисков и реальной стоимости векселей в обращении; мероприятия по повышению уровня осведомленности профессиональных участников фондового ринка в вексельном праве; работу регуляторов с СМИ по созданию позитивного имиджа векселя. согласование действий регуляторов, министерств и ведомств по вопросам вексельного обращения; усовершенствование системы отчетности по векселям для анализа и возможности прогнозирования влияния объемов векселей на состояние экономики Украины; определение порядка подачи, систематизации и контроля отчетности векселедателей по выданным, просроченным и погашенным векселям; надлежащую имплементация Женевских вексельных конвенций в национальное законодательство; совершенствование законодательства, регулирующего вексельное обращение в Украине; организацию централизованного сбора и хранения информации по просроченным и опротестованным векселям для минимизации рисков, повышения прозрачности вексельного обращения; организацию открытой торговли векселями на торговых вексельных площадках на фондовом рынке; возобновление обращения финансовых векселей банками и компаниями управления активами для венчурных фондов, реализующих инвестиционные проекты, создание с участием банков и КУА программ финансирования развития субъектов хозяйствования Украины с оценкой финансовых рисков и реальной стоимости векселей в обращении; мероприятия по повышению уровня осведомленности профессиональных участников фондового ринка в вексельном праве; работу регуляторов с СМИ по созданию позитивного имиджа векселя. 42

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК 43 Вопросы налогообложение операций с векселями требуют отдельного рассмотрения совместно с Минфином и ГНАУ.

ВЕКСЕЛЬНЫЙ РЫНОК 44 НалоНалогообложение операций с векселями

Основные проблемы налогообложения операций с векселями в действующем законодательстве: 45 1.Противоречие нормам Женевских вексельных конвенций 1930 г., в частности Унифицированного закона о переводных векселях и простых векселях (далее – УЗ), к которым Украина присоединилась в июле 1999 г. : неправильное толкование сущности процентов и дисконтов в процентных и дисконтных векселях, (согласно ст. 33 УЗ процентные и дисконтные векселя различаются только сроком платежа : определенным и неопределенным, а экономическая суть дисконта и процентов – это плата за отсрочку платежа); использование веселя как инструмента с правилами обращения, не согласующимися с нормами вексельного права («налоговые» векселя). 2.Искусственная подмена понятий: покупка вместо учета, процент вместо дисконта и.т.д.. 3.Введение определений без учета норм вексельного права, что приводит к искажению сути инструмента и операций с ним, а также увеличивает риски. 4.Толкование законодательных норм без учета норм международного вексельного права, а также налогообложение на основании писем, не являющихся нормативными документами. 1.Противоречие нормам Женевских вексельных конвенций 1930 г., в частности Унифицированного закона о переводных векселях и простых векселях (далее – УЗ), к которым Украина присоединилась в июле 1999 г. : неправильное толкование сущности процентов и дисконтов в процентных и дисконтных векселях, (согласно ст. 33 УЗ процентные и дисконтные векселя различаются только сроком платежа : определенным и неопределенным, а экономическая суть дисконта и процентов – это плата за отсрочку платежа); использование веселя как инструмента с правилами обращения, не согласующимися с нормами вексельного права («налоговые» векселя). 2.Искусственная подмена понятий: покупка вместо учета, процент вместо дисконта и.т.д.. 3.Введение определений без учета норм вексельного права, что приводит к искажению сути инструмента и операций с ним, а также увеличивает риски. 4.Толкование законодательных норм без учета норм международного вексельного права, а также налогообложение на основании писем, не являющихся нормативными документами.

Проект налогового кодекса 46 Анализ проекта Налогового кодекса в отношении операций с векселями

Проект налогового кодекса 47 Выводы: 1.Проект Налогового кодекса Украины не только не устранил проблем относительно налогообложения операций с векселями и использования «налоговых» векселей, существующих в действующем законодательстве, но и создал новые. 2.Проекту присущи некорректные определения терминов, связанных с векселями, отсутствие единой терминологии в тексте проекта. 3.Введение нового вида ценной бумаги в п ст. 16 раздела І проекта противоречит Закону Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» и выходит за пределы компетенции данного проекта. Выводы: 1.Проект Налогового кодекса Украины не только не устранил проблем относительно налогообложения операций с векселями и использования «налоговых» векселей, существующих в действующем законодательстве, но и создал новые. 2.Проекту присущи некорректные определения терминов, связанных с векселями, отсутствие единой терминологии в тексте проекта. 3.Введение нового вида ценной бумаги в п ст. 16 раздела І проекта противоречит Закону Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» и выходит за пределы компетенции данного проекта.

Проект налогового кодекса 48 4.Отсутствие понимания векселя как инструмента приводит к ошибкам в классификации операций с векселями и трактовке понятия «проценты» для простых дисконтных и процентных векселей в разделе ІІІ проекта, что на практике приводит к множеству судебных дел по рассмотрению споров относительно налогообложения операций с векселями. 5.В проекте Налогового кодекса в сравнении с действующим законодательством больше норм, касающихся векселей, которые согласуются с вексельным правом. 6.В разделах V и VI проект демонстрирует отсутствие концептуального подхода к использованию векселя как инструмента для уплаты налоговых обязательств. Хотя очевидно, что использование векселей, которые регулируются нормами международного вексельного права при сохранении всех требований правительства обеспечивает снижение финансовых рисков участников расчетов и максимально защищает права как плательщиков налога, так и налоговых органов. В то время как применение, например, «долговых расписок» создает множество проблем, одной из которых есть то, что банки не будут работать с этим инструментом, поскольку риски в этом случае будут слишком великими. 4.Отсутствие понимания векселя как инструмента приводит к ошибкам в классификации операций с векселями и трактовке понятия «проценты» для простых дисконтных и процентных векселей в разделе ІІІ проекта, что на практике приводит к множеству судебных дел по рассмотрению споров относительно налогообложения операций с векселями. 5.В проекте Налогового кодекса в сравнении с действующим законодательством больше норм, касающихся векселей, которые согласуются с вексельным правом. 6.В разделах V и VI проект демонстрирует отсутствие концептуального подхода к использованию векселя как инструмента для уплаты налоговых обязательств. Хотя очевидно, что использование векселей, которые регулируются нормами международного вексельного права при сохранении всех требований правительства обеспечивает снижение финансовых рисков участников расчетов и максимально защищает права как плательщиков налога, так и налоговых органов. В то время как применение, например, «долговых расписок» создает множество проблем, одной из которых есть то, что банки не будут работать с этим инструментом, поскольку риски в этом случае будут слишком великими.

Проект налогового кодекса 49 7.Поскольку корректное понятие «налогового векселя» в проекте отсутствует, а большинство ссылок идут на «простой вексель», недопустима ссылка на регулирование порядка выпуска и оплаты векселей любым законодательством, кроме вексельного права. Фактически речь должна идти об условиях и сроках выдачи векселей, которые используются для уплаты налоговых обязательств при таких операциях, и специфике учета и оплаты (погашения) таких векселей, поскольку именно они регулируются упомянутым в Кодексе законодательством относительно давальнического сырья, спирта этилового и т.д.. 8.Очевидна необходимость внесения изменений в проект Налогового кодекса Украины относительно налогообложения операций с векселями и использования векселей для уплаты таможенных и акцизных платежей в бюджет. Это позволит снизить финансовые риски при использовании векселей в расчетах и активизировать цивилизованное обращение векселей, которые в условиях дефицита ресурсов для финансирования развития экономики могут обеспечить дополнительные оборотные средства предприятиям и компаниям. 7.Поскольку корректное понятие «налогового векселя» в проекте отсутствует, а большинство ссылок идут на «простой вексель», недопустима ссылка на регулирование порядка выпуска и оплаты векселей любым законодательством, кроме вексельного права. Фактически речь должна идти об условиях и сроках выдачи векселей, которые используются для уплаты налоговых обязательств при таких операциях, и специфике учета и оплаты (погашения) таких векселей, поскольку именно они регулируются упомянутым в Кодексе законодательством относительно давальнического сырья, спирта этилового и т.д.. 8.Очевидна необходимость внесения изменений в проект Налогового кодекса Украины относительно налогообложения операций с векселями и использования векселей для уплаты таможенных и акцизных платежей в бюджет. Это позволит снизить финансовые риски при использовании векселей в расчетах и активизировать цивилизованное обращение векселей, которые в условиях дефицита ресурсов для финансирования развития экономики могут обеспечить дополнительные оборотные средства предприятиям и компаниям.

Проект налогового кодекса 50 Внесение соответствующих изменений в проект Налогового кодекса Украины позволит: привести нормы налогового законодательства в соответствие с международным вексельным правом и уменьшить финансовые риски участников вексельного обращения; активизировать цивилизованное вексельное обращение для развития экономики; совместно с действиями ГКЦБФР повысить прозрачность вексельного обращения и тем самым уменьшить уровень злоупотреблений на вексельном рынке. Внесение соответствующих изменений в проект Налогового кодекса Украины позволит: привести нормы налогового законодательства в соответствие с международным вексельным правом и уменьшить финансовые риски участников вексельного обращения; активизировать цивилизованное вексельное обращение для развития экономики; совместно с действиями ГКЦБФР повысить прозрачность вексельного обращения и тем самым уменьшить уровень злоупотреблений на вексельном рынке.

Вексельный рынок 51 Спасибо за внимание! Рудненко Т.Б.: Моб.тел.: ,