Круглый стол учителей физики Тульской области «ФГОС в действии: обучение и воспитание творчески мыслящей личности на уроках физики» Формирование личностных и метапредметных образовательных результатов (УМК А. В. Перышкина) По материалам презентаций Гутник Е.М.
Подготовка к переходу на обучение в соответствии со стандартами второго поколения Данное пособие включает две примерные программы для основной школы: 1) по физике для 7-9 классов, 2) по естествознанию для 5 класса, соответствующие требованиям стандартов второго поколения
Рабочие программы. Физика. 7-9 классы : учебно- методическое пособие / сост. Е.Н.Тихонова. – М.: Дрофа, – 398, [2] с. Сборник включает рабочие программы для 7-9 классов трёх авторских коллективов: 1. А.В.Пёрышкина, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник (Далее – Программа), 2. Н.С.Пурышевой, Н.Е.Важеевской, 3. А.Е.Гуревича, Е.К.Страута.
Программа содержит разделы - пояснительная записка (включает подразделы: Общая характеристика учебного предмета; Место предмета в учебном плане; Результаты освоения курса (личностные, метапредметные, предметные); - содержание курса (со списком фронтальных лабораторных работ и перечнем предмет- ных результатов к каждой теме); - поурочно-тематическое планирование; - материально-техническое обеспéчение образовательного процесса
В материально-техническое обеспечение образовательного процесса входят: УМК по физике для 7, 8 и 9 классов (ко всем трём учебникам имеются электронные приложения). main/physics/
Примеры личностных и метапредметных результатов обучения физике в основной школе I. Личностные результаты: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки, уважение к творцам науки и техники; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
«Убеждённость в возможности познания природы...» формируется благодаря таким фактам, как: научные открытия; возможность использования научных методов исследования природы (например, метода спектрального анализа); объяснение на основе физических знаний природных явлений (например, движение планет вокруг Солнца); предсказания явлений на основе физических знаний (открытие планет «на кончике пера»); построение научных моделей (например, применение знаний об оптических спектрах и эффекте Доплера к вопросу о создании модели Вселенной).
«...уважение к творцам науки и техники, авторам открытий и изобретений...» формируется через сведения о личностях ученых; истории совершенных ими открытий; многочисленные применения научных открытий; «... ценностные отношения учеников друг к другу, к учителю...» формируется в процессе коллективной работы; через взаимопомощь при наличии творческой атмосферы; при наличие возможности самостоятельно применять полученные знания на практике.
«Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений» может формироваться через задания на самостоятельную работу с текстом незнакомого физического содержания, формирование умения путём анализа и сопоставления смысла различных фрагментов текста самостоятельно приобретать новые знания и отвечать на поставленные вопросы. (Задание ГИА) «Свет, распространяясь в неоднородных средах, например, в тумане, дыму, в воздухе, содержащем пыль и капельки влаги, рассеивается по всем направлениям. Рассеиваясь на мельчайших, сравнимых с длиной волны частицах, свет становится видимым. Если размеры неоднородностей составляют не более одной десятой длины волны (0,1λ), то интенсивность рассеянного света (I расс ) оказывается обратно пропорциональна четвертой степени длины волны, т.е. I расс ~ 1/λ 4. Эта зависимость носит название закона Рэлéя.
Согласно закону Рэлéя, из всех излучаемых Солнцем световых лучей наиболее интенсивно в атмосфере Земли рассеиваются коротковолновые – фиолетовые, синие, голубые, зелёные. Они «окрашивают» атмосферу. Цвет атмосферы мы называем цветом неба. Зелёные лучи рассеиваются незначительно, но в совокупности с фиолетовыми они придают атмосфере голубой цвет. Известно также, что человеческий глаз при одинаковой интенсивности голубого и фиолетового лучше воспринимает голубой. Рассеяние света наблюдается также и в чистых средах, не содержащих посторонних частиц. Например, оно может происходить на флуктуациях (случайных отклонениях) плотности воздуха. Такое рассеяние называют молекулярным.
Вопросы к тексту 1. При каких условиях солнечный свет рассеивается в атмосфере и становится видимым? 2. В чём заключается суть закона Рэлéя? 3. Световые лучи какого цвета солнечного спектра рассеивается в атмосфере Земли интенсивнее остальных? Почему? Ответ обоснуйте. 4. Почему небо голубое? 5. Какое рассеяние света называется молекулярным?
Примеры личностных и метапредметных результатов обучения физике в основной школе II. Метапредметные результаты: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез установление причинно-следственных связей; формирование критического мышления
Пример задач на достижение метапредметных результатов Проведите исследование, сделайте выводы, выступите с устным отчётом о проделанной работе и полученных результатах перед одноклассниками, ответьте на заданные ими вопросы: Спланируйте эксперимент с участием магнитных сил, имитирующих увеличение ускорения свободного падения и действующих на колеблющийся нитяной (математический) маятник. Проведите этот эксперимент и сделайте вывод о качественной зависимости периода колебаний от ускорения свободного падения. Спланируйте и проведите эксперимент по исследованию качественной зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины (или резинового шнура).
Умение устанавливать причинно- следственные связи Верно ли, что глубина, на которую гвоздь входит в доску, завит только от силы, с которой по нему ударяют молотком? Ответ обоснуйте. (Умение находить и учитывать все возможные причины явления.)
Умение устанавливать причинно- следственные связи Шарик скатывается по наклонной плоскости, двигаясь прямолинейно. Какие изменения могут произойти в движении шарика, если сбоку от траектории его движения поместить магнит? При каких условиях траектория останется прямолинейной? (Умение учитывать все возможные следствия явлений)
Умение устанавливать причинно- следственные связи Шарик скатывается по наклонной плоскости, двигаясь прямолинейно. Какие изменения могут произойти в движении шарика, если сбоку от траектории его движения поместить магнит? При каких условиях траектория останется прямолинейной? (Умение учитывать все возможные следствия явлений)
Формирование критического мышления Найдите и исправьте неточность в следующем утверждении: «Если физическое тело за равные промежутки времени проходило одинаковые пути, значит, оно двигалось равномерно». (Умение находить неточности в тексте)
Формирование критического мышления В данном ниже описании опыта, при проведении которого было открыто явление электромагнитной индукции, намеренно сделаны две ошибки: одна – при перечислении оборудования, которым пользовался Фарадей, а вторая – при изложении сути наблюдаемого результата. Найдите эти ошибки. «Фарадей использовал деревянную катушку с двумя изолированными друг от друга проволочными обмотками на ней. Витки каждой катушки располагались в промежутках между витками другой. Первая из обмоток была замкнута на электромеханический генератор постоянного тока, а вторая – на гальванометр. При прохождении постоянного тока в первой цепи гальванометр регистрировал наличие индукционного тока во второй цепи (не содержащий источника тока)».
Умение подготовить доклад и выступить с ним перед своими соучениками. (Темы докладов) «История развития искусственных спутников Земли и решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи» «Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел» (исслед. задан.) «История развития искусственных спутников Земли и решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи» «Определение качественной зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины» «Определение качественной зависимости периода колебаний нитяного (математического) маятника от величины ускорения свободного падения»
Умение подготовить доклад и выступить с ним перед своими соучениками. (Темы докладов) «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине» «Развитие средств и способов передачи информации на далёкие расстояния с древних времён и до наших дней». «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике» «Негативное воздействие радиации (ионизирующих излучений) на живые организмы и способы защиты от неё». «Естественные спутники планет земной группы» «Естественные спутники планет-гигантов».
Подготовка доклада и выступление с ним требует от докладчика умений: 1)самостоятельно найти и проработать литературу по теме доклада, 2)выделить главный материал, позволяющий раскрыть тему, 3)структурировать материал, составить план его изложения. 4) используя Интернет и другие справочные источники, найти определения (толкование) терминов, значение которых не вполне понятно самому докладчику, и довести эти определения до сведения слушателей;
Подготовка доклада и выступление с ним требует от докладчика умений: 5) если есть возможность предъявить доклад слушателям в виде презентации, то это следует сделать (при этом желательно сопроводить текст соответствующими иллюстрациями). 6) по результатам доклада, или исследования можно создать страничку в сети Интернет, пригласить товарищей к общению в сети вокруг темы доклада (исследования).
От слушателей доклада требуются умения: 1)сформулировать и задать докладчику интересующие их вопросы по теме доклада; 2)принять участие в обсуждении темы доклада; 3)дополнить докладчика; 4)участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения в дискуссии; 5)уважительно относиться к партнерам по дискуссии; 6)планировать (проектировать) дальнейшую работу, исходя из возникших вопросов и замечаний к докладу.
Задания-проекты Умение планировать и выполнять задания- проекты (в частности экспериментальные исследования) и выступать с отчётом о ходе работы и полученных результатах.
Темы заданий-проектов: «Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел.» (По материалу гл. I); «Определение качественной зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины» (По материалу гл. II)
Примеры личностных и метапредметных результатов обучения физике в основной школе понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез
Елена Моисеевна Гутник автор УМК по физике, созданного по материалам А. В. Перышкина научный сотрудник Федерального государственного учреждения «Институт содержания и методов обучения» РАО