Проблемы эволюции человека в информационном обществе Гринченко Сергей Николаевич доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Level of education: a private matter or common human "order"? (answer from the standpoint of informatics-cybernetic model) Sergey N. Grinchenko Full professor,
Advertisements

Введение в информатику Вещественно- энергетическая картина мира.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Мир, состоящий из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком, называется МАКРОМИР. МАКРООБЪЕКТЫ ЖИВЫЕ НЕЖИВЫЕ.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Человек и информационное общество Выполнил : Ученик 11 «Б» класса МОУ СОШ 56 Щеколдин Игорь.
10-11 класс.. Человек и информация Информация и общество Информатика как наука История развития Основные направления Теоретическая информатика Теории.
Медлярская Алина Кислицина Дарья Класс 10 Б Школа МОУ СОШ 68 Учитель информатики Гунер Людмила Николаевна Предмет информатика Тема урока-презентации Культура.
Актуализация знаний. Подготовка к работе. Выполните задания.
1 Коллективный Разум (коллективный интеллект) - это системное свойство совокупности индивидуальных разумов людей, способных обмениваться информацией, формировать.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Информатизация общества Леушина Е. И. учитель информатики ШМОКУ СОШ с УИОП пгт Ленинское.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА Автор курса: Доктор социологических наук, профессор И.В. Соколова 900igr.net.
Структура предметной области информатики -теоретическая информатика -средства информатизации -информационные технологии -социальная информатика.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Информационные технологии 1. Понятия: информатика и информационные технологии 2. Важнейшие понятия информатики 3. Основные информационные и коммуникационные.
1 Основа Информационной Картины Мира В основе Информационной Картины Мира лежат ЗАКОНЫ. Законы, выявляемые цивилизацией в ходе ее развития и Законы Природы,
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Транксрипт:

Проблемы эволюции человека в информационном обществе Гринченко Сергей Николаевич доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН

Информационное общество, развиваясь на всём протяжении цивилизационного усложнения человечества, в наши дни достигло того момента, когда именно информационный аспект этого процесса стал более чем очевиден: он наблюдается в самых различных областях знания и человеческой деятельности, а во многих и превалирует.

В рамках информатико-кибернетического подхода к личностно-социально- производственной системе Человечества будем рассматривать Человечество как иерархическую самоуправляющуюся систему, приспособительное поведение (реализация имманентной активности) представителей всех иерархических составляющих которой организуется по алгоритмам поисковой оптимизации (критериев энергетического характера)

Развитие Человечества определяют три основных фактора. Информационный, с этапами его усложнения: сигнальные позы – мимика/жесты – язык/речь – письмо – книгопечатание – электронная (компьютерная) память – сетевая (распределённая) память – … Социальный: формирование сообществ людей на всё больших ареалах. Производственный: формирование инфраструктуры для таких ареалов, а также создание всё более тонких антропогенных технологий для оперирования с материальными структурами.

Совокупность многоярусных иерархических подсистем современного Человечества возникла не вдруг, а прошла в своём развитии целый ряд соответствующих этапов. Для описания процесса развития иерархи- ческой системы как таковой введён термин «метаэволюция» как процесс последовательного наращивания числа уровней/ярусов такой системы в ходе её формирования.

Начало формирования: ~ 123 тыс.лет назад Кульминация: ~ 40,3 тыс.лет назад

Кульминация: ~ 40,3 тыс.лет назад ~ 2,7 тыс.лет назад Начало формирования: ~ 123 тыс.лет назад ~ 8,1 тыс.лет назад

Начало: ~ 123 тыс.лет назад ~ 8,1 тыс.лет назад~1446 год н.э. Кульминация: ~ 40,3 тыс.лет назад ~ 2,7 тыс.лет назад ~1806 г.

Начало формирования: ~ 123 тыс.лет назад ~ 8,1 тыс.лет назад ~1446 г. ~1946 г. Кульминация: ~ 40,3 тыс.лет назад ~ 2,7 тыс.лет назад ~1806 г. ~1970 г.

Начало формирования: ~ 123 тыс.лет назад ~ 8,1 тыс.лет назад ~1446 г. ~1946 г. ~1979 г. Кульминация: ~ 40,3 тыс.лет назад ~ 2,7 тыс.лет назад ~1806 г. ~1970 г. ~2003 г.

Кульминация: ~ 40,3 тыс.лет назад ~ 2,7 тыс.лет назад ~1806 г. ~1970 г. ~2003 г. ~2340 г. (?)

Последовательность усложняющихся информационно-коммуникационных технологий предполагает развитие у людей, их создающих, развивающих и использующих, соответствующее совершенствование интеллектуальных и психических характеристик (в качестве материального носителя психики начинают выступать всё более тонкие составляющие нервной клетки). Фактически с каждым новым этапом развития системы Человечества возникает новый человек – анатомически и физиологически всё тот же Homo sapiens, но психически и интеллектуально – всё более сложный и разносторонний («многомерный») Homo sapiens´, Homo sapiens´´, Homo sapiens´´´ и т.д.

Субстрат психики людей-«грамотеев» Homo sapiens Субстрат психики людей- «речевиков» Homo sapiens

Субстрат психики людей- индустриалов Homo sapiens Субстрат психики людей- «юзеров» Homo sapiens

«Биогенетический закон» Геккеля-Мюллера-Бэра, конец XIX века, гласит: «индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза)». В системе Человечества наблюдается нечто сходное с «биогенетической» закономерностью: в известной степени человек (как личность) в своём интеллектуальном развитии (социальном онтогенезисе) повторяет формы «интеллектуализации», пройденные Человечеством в ходе его метаэволюции (социальном филогенезисе).

Информационная технология (ИТ) общения людей, расчётные времена начала формирования ИТ и пика её расцвета Протяжённость инфра- структурно-коммуника- ционной технологии – точность рабочей технол. Потребный уровень образования человека, примерный возраст образовываемого (сегодня) 1сигнальные позы Hominoidea, ~28,2 и ~9,2 млн. лет назад 64 м – 28 смвыработка сигнальных поз ~ 1-1,6 лет 2мимика/жесты Homo erectus, ~1,86 и ~0,612 млн. лет назад 1 км – 1,8 смовладение мимикой/ жестами; понимание речи ~ 1,6-2,6 лет 3речь/язык Homo sapiens, ~123 и ~40,3 тыс. лет назад 15 км – 1,2 ммовладение речью ~ 2,6-4,3 лет 4письменность «АГРО-людей+руко- писей», ~ 8,1 и ~2,7 тыс.лет назад 222 км – 80 мкмовладение чтением/письмом ~ 4,3-7 лет 5 тиражирование информации «ПРОМ - людей+книг», ~1446 и ~1806 г. 3,37 Мм – 5 мкмначальное образование ~ 7-11 лет 6ИТ «КОМП-людей + компьютеров», =1946 и ~1970 г. 51 Мм (~ Земли) – 0,35 мкм среднее образование ~ лет 7ИТ «КОСМ1-людей + сетей», ~1979 и ~2004 г. 0,77 Гм – 23 нмвысшее образование + «аспирантура» ~ лет 8ИТ «КОСМ2-людей + наноносите- лей», ~1981 и ~2341 г. (?) 11,7 Гм – 1,5 нм«докторантура» ~ лет 9ИТ «КОСМ3-людей + субнаноноси- телей», ~1981 и ~7437 г. (?) 1,18 астр.ед. – 100 пм«сверх-докторантура» ~ лет 10ИТ «ЗВЁЗД1-людей + пиконосите- лей», ~1981 и ~84656 г. (?) 18 а.е. – 6,6 пм«сверх-сверх-докторантура» ~ л. ???

Кардинальные изменения в идеальной иерархической структуре системы человечества, завершившиеся в начале 1980-х годов, определили эту временную точку как разделяющую всю историю человечества на две части. Первую часть можно рассматривать как этапы роста собственно иерархической системы человечества (постепенного её усложнения за счет возникновения всё новых подсистем с увеличивающимся числом уровней/ярусов) и интерпретировать как фазу «детства/отрочества/ юности», вторую часть – как этапы актуализации новых подсистем и коэволюции их с ранее возникшими (и с биосферой Земли) и интерпретировать как фазу «зрелости»

Тем самым события, связанные с указанной временной точкой в истории, являются началом беспрецедентного системного кризиса человечества: процесса «притирки» целой группы – исторически взрывообразно! – возникших его подсистем, реализующих компьютеризацию, сетевизацию, «нановизацию» и т.д., к исторически существенно ранее возникшим индустриальной и аграрной подсистемам, а также к биосфере

«Параллельное» и «последовательное» представления «ускорения исторического времени».

Поскольку «компьютерные» и «сетевые» люди возникают среди нас (исторически почти одновременно) лишь в самые последние десятилетия, их «взаимоотношения» с окружающими электронными ресурсами – и с «докомпьютерными» людьми! – находятся пока в стадии становления. Гармония в этом процессе может быть достигнута не только за счёт совершенство- вания соответствующих аппаратно- программных средств информатизации, но и путем интеллектуального и психического развития самого человека.

Литература Гринченко С.Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). М.: ИПИРАН, Мир, 2004, 512 с. Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). М.: ИПИРАН, 2007, 456 с.