ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 21 января 2013 г. Проект Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г. ОТКРЫТЫЙДОКУМЕНТОТКРЫТЫЙДОКУМЕНТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 6 декабря 2012 г. О концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г. Гражданов Дмитрий Николаевич,
Advertisements

УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ СЦК 1 «Экономическое развитие и бизнес-среда» Докладчик: Придатко Юрий Михайлович, кандидат технических наук, доцент,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 25 октября 2012 г. Проект Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г. ОТКРЫТЫЙДОКУМЕНТОТКРЫТЫЙДОКУМЕНТ.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Ульяновская область: от хорошего к великому Актуализация Стратегии развития до 2020 года.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Томская область СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ на период гг. ПРОЕКТ.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Программа социально-экономического развития Прионежского муниципального района на годы.
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
П Р О Г Р А М М А СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД.
ИНФОРМАЦИЯ о выполнении Плана мероприятий Правительства Хабаровского края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Транксрипт:

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ 21 января 2013 г. Проект Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 г. ОТКРЫТЫЙДОКУМЕНТОТКРЫТЫЙДОКУМЕНТ

Правительство Ярославской области 2 Суть и назначение Концепции 1.Данная презентация представляет собой резюме Проекта Концепции социально-экономического развития ЯО на период гг. (далее Концепция), которая подготовлена в рамках процесса актуализации действующей Стратегии СЭР ЯО до 2030 г., путем обобщения имеющихся разработок по стратегии ЯО, сбора и обсуждения стратегических идей ОИВ, анализа текущего состояния области, ее стратегического потенциала и вызовов развития, а также последних стратегических инициатив федеральной власти (Указы президента от 7 мая 2012 г. и Указ 1199, Открытое правительство, Стратегия 2020 и т.д.). 2.Проект Концепции является ОТКРЫТЫМ документом: это - не законченный перечень предложений по развитию области, а - первоначальный набор идей, которые нуждаются в обсуждении, корректировке, конкретизации и дополнении: как внутри ОИВ, так и с привлечением общественности. 3.Целью Проекта Концепции является запуск дискуссии по вопросам стратегического развития области и создание целостной системы стратегического управления в рамках исполнения Постановления Правительства области от п «Об утверждении Положения о стратегическом планировании и контроле в ОИВ ЯО», а также Указа Президента РФ от , предусматривающего законодательное закрепление координации стратегического управления и мер бюджетной политики. 4.По результатам открытых дискуссий и обсуждений, с активным привлечением экспертного сообщества и общественности, доработанная и согласованная Концепция должна быть вынесена на рассмотрение Правительства области и утверждена соответствующим Постановлением до конца 2012 г. 5.Утвержденная Концепция станет основой для работы Стратегических Целевых Команд (СЦК) по ее детализации и созданию Стратегии СЭР ЯО, а также, в соответствии с постановлением 87-п, комплекса документов стратегического управления области: политик, стандартов, отраслевых, территориальных и функциональных стратегий. 6.Предлагаемая Концепция – приглашение к конструктивной дискуссии. Вопросы для обсуждения предложены на слайде 34, а также содержатся непосредственно в тексте Концепции.

Правительство Ярославской области 3 Содержание Логика и предпосылки формирования Концепции СЭР ЯО Главные цели и стратегические приоритеты развития ЯО Механизмы реализации приоритетов и стратегические проекты ЯО Вопросы для обсуждения Концепции

Правительство Ярославской области 4 Структура стратегических документов ЯО Стратегия СЭР ЯО 2025 Стратегические документы по направлениям Террито- риальное развитие Инфра- структура Развитие человеческого капитала Основы жизни и здоровья Качество и эффективность деят - ти ОИВ Экономическое развитие и бизнес-среда Частные (функциональные, отраслевые, территориальные) стратегии и политики Среда жизне- деятельности Концепция СЭР ЯО 2025 Главные цели развития и целевой образ ЯО Механизмы реализации Примеры страт. проектов Стратегические приоритеты развития Набор целевых показателей Стратегические политики по направлениям Террито- риальное развитие Инфра- структура Развитие человеческого капитала Основы жизни и здоровья Качество и эффективность деят-ти ОИВ Экономическое развитие и бизнес-среда Текущее состояние и стратегический потенциал ЯО Среда жизне- деятельности Набор стратегических проектов для реализации Стратегические проекты Набор стратегических показателей по направлениям с целевыми значениями по этапам реализации Система стратегических показателей Цели и приоритетные задачи по направлениям

Правительство Ярославской области 5 Логика разработки Концепции СЭР ЯО до 2025 г. Федеральные вводные Предвыборные статьи и Указы президента от 7 мая 2012 г., Инициативы рабочих групп АСИ, Открытого правительства и Стратегии 2020 Новые социальные обязательства и расходы ЯО Изменения региональной и межбюджетной политики Госпрограммы, ФЦП, стратегии развития отраслей и институты развития Текущее состояние экономики Имеющиеся стратегические разработки Стратегические сессии Аналитика по развитию региона и его текущему состоянию Идеи ОИВ по развитию экономики и решению социальных проблемы Действующие программы развития Стратегия СЭР ЯО до 2030 г. Действующие и планируемые ОЦП / РП и ВЦП Действующие муниципальные СЭР Инвестпроекты и отраслевые программы Проблемы в экономике Анализ ресурсов необходимых для развития и их источники Варианты стратегических целей и видения Целевой сценарий Качество жизни населения Точки роста и перспективные отрасли Проблемы в социальном развитии Идеи по механизмам решения Сильные стороны и стратегический потенциал Ярославской области Лучший опыт развития российских регионов Модели развития успешных регионов Подходы к развитию экономики Лучшие практики и механизмы решения социальных проблем Инерционный сценарий Главные механизмы развития и роста ЯО 2025 Утверждение целей Выбор страт приоритетов Реалистичный сценарий развития Подход к реализации страт приоритетов и инициатив Приоритетные задачи ОИВ VS Глобальные тренды в мире и в РФ

Правительство Ярославской области 6 Итоги развития ЯО за гг.: реализация действующей Стратегии СЭР ЯО до 2030 г. Ключевым приоритетом Стратегии заявлен экономический рост, при этом большинство целевых показателей к 2012 г. перевыполнены, даже с учетом финансового кризиса 2008 г., что говорит об их недостаточной амбициозности; При этом по выделенных стратегическим приоритетам – инновации, транспорт и туризм – показатели существенно не довыполнены (промышленность и с\х с переработкой выделены как приоритет, но не включены в систему целевых показателей); Показатели качества жизни, которые являются сейчас наиболее приоритетными для федеральной власти, были заложены в Стратегию с явным акцентом на уровень жизни и доходы (экономику), при этом по другим сферам они практически не были зафиксированы и «оцифрованы» как целевые; Де-факто положение ЯО по целому ряду показателям качества жизни находится ниже среднероссийского уровня; Основные причины слабых результатов реализации Стратегии – размытость стратегических приоритетов и недостаточная проработанность механизмов их реализации; Действующая Стратегия СЭР 2030 требует пересмотра: Выполнение целевых показателей I этапа Стратегии СЭР 2030 ( г.) по состоянию на 2012 г. (% достижения целевого прироста показателя) * - полный перечень индикаторов достижения стратегических целей и задач, зафиксированный в Стратегии СЭР 2030 ** - в фактических данных на г. приведены наиболее актуальные опубликованные Росстатом значения показателей *** - показатели 2012 г., получены инерционным прогнозом (линейная экстраполяция) динамики показателей за гг. **** - отношение прогнозного изменения показателя за период гг. (прирост / снижение) к запланированному изменению 100%

Правительство Ярославской области 7 Итоги развития ЯО за гг.: качество жизни в ЯО в сравнении со средним по России По большему числу показателей качества жизни ЯО в 2010 г. находилась на среднероссийском или чуть ниже уровне, что соответствует ее среднероссийскому уровню экономического развития. -значение показателя ЯО на > 20% ниже среднего по России -значение показателя ЯО на > 10% выше среднего по России -значение показателя ЯО примерно (+/- 10%) соответствует среднему по России -значение показателя ЯО, на 10-20% ниже среднего по России Примечания: * - значения показателей приведены на 2010 г. по данным Росстата, если не указано иное ** - приведены данные за 2009 год (корректные данные за 2010 г. отсутствуют) *** - показатель «младенческой смертности» приведен за 2011 г., поскольку за этот год он показал существенную положительную динамику (резко снизился с 6,9 до 5,7), однако в 2010 г. наоборот произошел резкий рост показателя в сравнении с 2009 г. - с 6,1 до 6,9 промилле

Правительство Ярославской области 8 Ключевые итоги развития ЯО за гг. 1.Экономическое развитие ЯО отстает от динамики других регионов: с 2005 г. по 2010 г. в рейтинге регионов по ВРП на душу населения ЯО опустилась на 9 позиций – с 29 на 38 место (при средней динамике номинального ВРП/чел. в 13,3% ЯО находится на 72 месте в РФ и последнем в ЦФО)* 2.При этом ЯО менее активно, чем регионы-лидеры привлекает инвестиции (средний реальный темп роста за гг. – 2,8%, при среднем для России – 7,7%), а также менее эффективно их использует (реальный темп роста ВРП – 3%, существенно ниже среднероссийского – 4,3%, при доле инвестиций в ВРП на уровне лучших регионов – 27% (среднее для РФ – 19%) и примерно среднем для РФ объеме инвестиций на человека (ЯО – 43,8 тыс. руб., РФ – 56,2 тыс. руб.). 3.Качество жизни в регионе находится, в целом, на cреднероссийском уровне, при этом отдельные его аспекты ниже средних для России показателей, в частности: состояние дорог, алкоголизм, смертность и заболеваемость, уровень доходов населения, расходы на ЖКХ, качество образования и т.д.* 4.Продолжающееся сокращение численности населения свидетельствует о негативных демографических тенденциях и недостаточной привлекательности ЯО для жителей других регионов* 5.Действующая Стратегия СЭР ЯО до 2030 г. по целевым показателям стратегических приоритетов в сфере экономического развития (промышленность, инновации, логистика и транспорт, с\х с переработкой и туризм) – не выполняется, а показатели качества жизни, которые являются сейчас наиболее приоритетными для Федеральной власти, практически не были заложены в стратегию как целевые – это требует пересмотра стратегических приоритетов и целевых показателей, либо подходов и механизмов их реализации. * - наличие в текстовой версии Концепции Приложения, раскрывающего и обосновывающего обозначенный тезис

Правительство Ярославской области 9 Основные причины отставания в развитии ЯО в гг. 1.Основная причина слабой динамики экономического развития ЯО (среднегодовой рост номинального ВРП за гг. – 12,3%, при среднероссийском – 16,3%) – доминирование в экономике региона медленно растущих и/или стагнирующих доходных отраслей* 2.Относительное отставание ЯО объясняется опережающим развитием ряда регионов (среднегодовой рост номинального ВРП – >20% в год), которые использовали более эффективные механизмы развития, либо более эффективно привлекали инвестиции* 3.ЯО в последние годы активно работала над привлечением новых стратегических инвесторов и развитием новых секторов экономики (фармацевтика, туризм, энергетика), однако пока это не привело к структурному сдвигу и не позволило изменить общий тренд медленного роста экономики* 4.В ЯО, в сравнении с передовыми регионами страны, недоиспользованы передовые подходы и механизмы управления социальными отраслями, которые позволяют при тех же объемах бюджетного финансирования достигать большего эффекта для роста качество жизни населения* 5.Высокая территориальная распыленность населения, на фоне недоинвестирования социальных отраслей, системно сдерживает рост качества жизни: при средней для ЦФО территории и одной из самых низких в ЦФО численности сельского населения, ЯО имеет самое большое количество населенных пунктов* 6.Важным фактором, обусловившим ряд указанных тенденций, является недостаточная эффективная система работы/управления ОИВ, которая не позволяет полноценно использовать ресурсный и человеческий потенциал региона * - наличие в текстовой версии Концепции Приложения, раскрывающего и обосновывающего обозначенный тезис

Правительство Ярославской области 10 Глобальные тренды и вызовы для ЯО Конкуренция принимает глобальный характер Развитие Интернета быстро и радикально меняет технологии, промышленность, экономику и социум Сдвиг мировых центров влияния с Запада на Восток Развитие экономики знаний Рост доли сервисных отраслей (развлечения, отдых и т.д.) в структуре мирового ВРП Глобальные тренды Диверсификация от сырьевых в сторону высокотехнологичных отраслей Перенос акцента с экономического развития на повышение качества жизни Поиск рынков сбыта и развитие сотрудничества с Восточно-Азиатским регионом (Китай и др.) Стабилизация населения Повышение качества бизнес-среды до Топ-20 в мире Федеральные приоритеты Несоответствие качества жизни ресурсному и человеческому потенциалу страны Рост альтернативной энергетики и новые технологии повышают уязвимость «сырьевой» экономики Россия уступает собственный и потенциальные международные рынки глобальным конкурентам Дальнейшее отставание в конкуренции со странами БРИКС за инвестиции и партнерства Старение и сокращение населения Вызовы для России Дальнейшее отставание в конкуренции за федеральные и частные инвестиции с другими регионами Отток талантливого и квалифицированного населения в другие регионы Сокращение населения ЯО из-за неблагоприятных демографических и социальных факторов Конкуренция за туристические и транспортные потоки с другими регионами ЦФО и РФ в целом Вызовы для ЯО

Правительство Ярославской области 11 Стратегический потенциал ЯО 1.Традиционные для ЯО доходные отрасли (резинотехника, химия и нефтехимия, газотурбинное машиностроение и др.), несмотря на низкие темпы роста, представляют собой высокотехнологичные производственные сектора, создающие конечный продукт, потенциально способный конкурировать не только на российском, но и международных рынках. Данные отрасли являются стратегически приоритетными для развития России в целом и федеральное правительство планирует активно их поддерживать. 2.В ЯО, в отличие от многих других регионов, есть своя научная и образовательная база в соответствующих отраслях. Формирование на основе традиционных отраслей и образовательной базы кластеров, ориентированных на быстрорастущие сектора новой экономики, в совокупности с развитием кадрового потенциала и комфорта жизни может стать катализатором опережающего развития всего региона. 3.Культурно-исторический и природный потенциал региона, а также близость к Москве, усиленные федеральными инвестициями под 1000-летие и ЧМ2018 г., позволяют говорить о возможности превращения ЯО в один из крупнейших туристических центров страны. При этом туризм не только является динамично растущей отраслью, но и имеет высокий мультипликативный эффект на рост ВРП 4.Выгодное географическое положение, наличие работающего аэропорта и ж/д хаба являются серьезными преимуществами для размещения новых производств, развития бизнес-аутсорсинга и логистики с привлечением в регион различных транспортных потоков.

Правительство Ярославской области 12 Содержание Логика и предпосылки формирования Концепции СЭР ЯО Главные цели и стратегические приоритеты развития ЯО Механизмы реализации приоритетов и стратегические проекты ЯО Вопросы для обсуждения Концепции

Правительство Ярославской области 13 Целевой образ ЯО к 2025 г. Главные цели развития ЯО до 2025 г. Топ-20 среди регионов России по ВРП на душу населенияТоп-10 среди регионов России по качеству жизни населения Видение и Главные цели развития Ярославской области до 2025 г. ??? Комфорт через инновации Один из крупнейших туристических центров России Центр развития высоких технологий и секторов новой экономики Регион интеллектуальных методов управления социальными сферами ВРП (номинальный)1 410 млрд. руб. (1) ВРП на душу населения1 110 тыс. руб. Численность населения1 270 тыс. чел. Ожидаемая продолжительность жизни 78 лет Среднедушевые доходы населения (номинальные / реальные) 85 тыс.руб. / 39 тыс. руб. (2) (1) – реальный ВРП в 2025 г. (в ценах 2009 г.) составит 528 млрд. руб., реальный среднегодовой рост ВРП (без учета инфляции) – 5,8%, ВРП / чел. – 415 тыс. руб. (2) – реальный размер среднедушевых доходов населения в 2025 г. (в ценах 2009 г.) составит 38,9 тыс. руб./чел. (среднегодовой реальный рост - 7%, номинальный – 12,4%)

Правительство Ярославской области 14 Вхождение в Топ-20 регионов во ВРП/чел. требует от ЯО увеличения ВРП к 2025 г. до млрд. руб. (среднегодовой темп роста 12,5% (1) ), в то время как при сохранении текущих трендов развития экономики (инерционный сценарий – рост 10% в год), удастся достичь только 39 места в рейтинге (ВРП – 980 млрд. руб.). Сопоставимый прогноз целевых темпов экономического роста был сделан на основе экспертных оценок членов Правительства ЯО в ходе стратегических сессий, проводимых УСП в 2011 г.; а инерционного сценария – в Прогнозе СЭР ЯО до 2030 г., подготовленном ДИА для Минэкономразвития в июня 2012 г. Один из главных вопросов стратегии развития ЯО – как обеспечить дополнительный рост ВРП? Целевая динамика и структура ВРП ЯО к 2025 г. Целевая динамика роста номинального ВРП ЯО (млрд. руб.)Динамика и целевая структура реального ВРП ЯО Инерционный сценарий развития экономики ? За счет чего должен быть обеспечен дополнительный рост? % Существующие отрасли Новые отрасли (1) – реальный ВРП в 2025 г. (в ценах 2009 г.) составит 528 млрд. руб., реальный среднегодовой рост ВРП (без учета инфляции) – 5,8% - на 30% выше среднероссийского (4,4% - прогноз МЭР) -35% +503% +327% -30,3% 2030 г. в действующей Стратегии СЭР г. в действующей Стратегии СЭР г. в действующей Стратегии СЭР г. в действующей Стратегии СЭР г. в действующей Стратегии СЭР г. в действующей Стратегии СЭР г. в действующей Стратегии СЭР г. в действующей Стратегии СЭР 2030 Инерционный прогноз на 2025 г.Инерционный прогноз на 2025 г.Инерционный прогноз на 2025 г Динамика ВРП региона для попадания в ТОП-20 среди регионов РФ по уровню ВРП/чел. 15,7% 1 трлн. руб.

Правительство Ярославской области Система целевых показателей развития региона 15 Эффективность ОИВ Демография Жильё Образование Благосостояние Здравоохранение Инфраструктура ЖКХ Безопасность Экология Социальная поддержка Культура и спорт Оценка населением деятельности ОИВ субъекта РФ* Численность населения* Смертность населения Смертность населения от естественных причин* Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда* Доля выпускников, не сдавших ЕГЭ* Средний балл по ЕГЭ (средневзвешенный) Расслоение населения по денежным доходам Уровень безработицы в среднем за год* Заболеваемость населения Доля дорог, находящихся в нормативном состоянии Уровень благоустройства жилищного фонда Количество преступлений на 1000 населения Доля населения, проживающего в экологически неблагоприятных условиях Доля населения, получившего социальную помощь, в общем числе нуждающихся в ней Уровень удовлетворённости населения возможностями проведения досуга ТОП-10 по качеству жизни Ожидаемая продолжительность жизни Среднедушевые доходы населения Инвестиции Малый бизнес Доходы бюджета Объём инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств)* Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями* Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета ЯО* ТОП-20 по ВРП на душу ВРП ВРП на душу населения Новые отрасли экономики Доля «новой экономики» в ВРП Развитие туризма Доля туризма в ВРП (с учётом косвенного вклада) Интеллектуальные механизмы в соц. отраслях Территориальное развитие Затраты областного бюджета на единицу прироста показателя по соответствующей сфере качества жизни Разница в среднедушевых доходах населения в муниципальных образованиях ЯО Главные цели развития ЯО Стратегические приоритеты развития ЯО * - показатели оценки эффективности деятельности ОИВ субъекта РФ (Указ 1199) ** - конечный набор показателей и их целевые значения должны быть определены СЦК при разработке Стратегии СЭР Инновации Затраты на НИОКР к ВРП Вклад инновационной продукции в ВРП Производительность труда

Правительство Ярославской области 16 1.Целевой маркетинг региона в РФ и за рубежом с привлечением лучших специалистов из бизнеса 2.Стимулирование развития малого сервисного бизнеса во всех сферах 3.Привлечение в регион крупнейших международных операторов (отельеры, туроператоры и др.) 4.Привлечение инвестиций для реализации пула проектов «туристической инфраструктуры» 5.Развитие транспортной доступности до европейского уровня Стратегические приоритеты развития ЯО до 2025 г. 1.Создание территориального «каркаса расселения»; 2.Оптимизация территориальной организации и структуры управления муниципальных образований; 3.Территориальная оптимизация коммунальной инфраструктуры 4.Реорганизация (укрупнение) и оптимизация сети социальных учреждений, вкл. образовательные и медицинские 5.Целевое развитие рекреационных и экономических центров; 1.Стимулирование инвестиций крупных корпораций региона из стратотраслей в новые технологии и глубокую переработку 2.Создание условий для размещения профильных R&D центров корпораций в стратотраслях 3.Запуск специальных программ поддержки малого инновационного и сервисного бизнеса в стратегических отраслях 4.Привлечение средств федеральных институтов развития в проекты в стратотраслях 5.Подготовка и привлечение инженерных и научных кадров, предпринимательской молодежи 1.Изменение системы управления ОИВ, нацеливающей на результат и стимулирующей поиск и внедрение передовых механизмов 2.Поиск интеллектуальных механизмов и их внедрение через ОЦП, ВЦП и иные программы и мероприятия 3.Привлечение частных инвестиций и операторов на принципах ГЧП в инфраструктурные и социальные отрасли 4.Аутсорсинг и привлечение частных провайдеров услуг во всех случаях, где это возможно 5.Повышение качества услуг и клиентоориентированности Развитие отраслей новой экономики на базе существующих традиционных отраслей Развитие туризма и сопутствующего бизнеса Внедрение интеллектуальных механизмов управления социальными отраслями Территориальная концентрация и оптимизация инфраструктуры 12 34

Правительство Ярославской области 17 Этапы реализации Концепции Развитие новых отраслей на базе традиционных Создание благоприятной среды и механизмов для новых секторов Создание среды и условий для малого инновационного бизнеса Запуск крупных проектов на базе корпораций и федеральных проектов Развитие научных и образовательных школ для новых секторов Создание R&D центров крупными компаниями стратотраслей Бурный рост малого бизнеса Выход на международные рынки Появление крупных компаний- лидеров со штаб-квартирами в ЯО, выросших из малого бизнеса с нуля Повышение доверия к власти – «новый общественный договор» «Латание дыр» - решение проблем в наиболее острых сферах Реформирование структуры ОИВ по принципам ОП и работы на результат Отработка системы поиска и внедрения передовых механизмов Внедрение интеллектуальных механизмов в большинстве сфер управления Системные частные инвестиции в инфраструктуру Опережающий рост качества жизни и качества услуг населению Доведение качества жизни до стандарта ТОП-10 регионов Стабилизация численности населения ЯО Привлечение клиентов на социальные услуги из других регионов Активный маркетинг региона Реализация крупных инфра- структурных проектов в туризме Создание условий для малого бизнеса и инвестиций Кратное развитие российского туристического потока Бурный рост малого бизнеса Развитие перспективных нестоличных территорий Кратное развитие международного турпотока Экономика впечатлений Привлечение в регион «состоятельных пенсионеров» из столиц и других регионов Разработка «каркаса» оптимального расселения и приоритезация территориального развития Оптимизация территориальной организации муниципалитетов Концентрация расселения Оптимизация структуры управления МСУ Оптимизация коммунальной социальной инфраструктуры Профильное развитие приоритетных территорий Активное вовлечение отдаленных и небольших поселений в контуры новой экономики и туризма Интеллектуальные механизмы управления социальными отраслями Развитие туризма и сопутствующего бизнеса Развитие туризма и сопутствующего бизнеса ЗАПУСК МЕХАНИЗМОВ ОПЕРЕЖАЮЩИЙ РОСТ «ЭКСПОРТНОЕ» РАЗВИТИЕ Территориальная концентрация и оптимизация инфраструктуры

Правительство Ярославской области 18 Главные цели и целевые показатели по стратегическим приоритетам Отрасли новой экономики* Передовые механизмы управления социальными отраслями* Туризм и сопутствующий бизнес* * - конечный набор показателей и их целевые значения должны быть определены СЦК при разработке Стратегии СЭР Вклад отраслей «новой экономики» в ВРП 20-25% Затраты на R&D к ВРП? Доля высокотехноло- гичной и инновационной продукции в ВРП ? Вклад малого и среднего бизнеса в ВРП ? Число патентов? ???? Вклад туризма в ВРП 10% Туристический поток ? Среднее время пребывания ? Средние затраты туриста ? Количество мест единовременного размещения ? ???? Территориальное развитие Топ-20 по ВРП /чел.Топ-10 по качеству жизни Стратегические приоритеты развития ЯО ВРП (номинальный)1 410 млрд. руб. (1) ВРП на душу населения1 110 тыс. руб. Численность населения1 270 тыс. чел. Ожидаемая продолжительность жизни78 лет Среднедушевые доходы населения (номинальные / реальные) 85 тыс. руб. / 39 тыс. руб. Благоустройство жилого фонда в сельской местности ? Разница в среднедушевых доходах населения в муниципальных образованиях ЯО ? Дотационность бюджетов муниципальных образований ? ???? Затраты средств областного бюджета на улучшение показателя качества жизни в каждой конкретной сфере на 1 пункт в сравнении с аналогичными затратами в среднем по России

Правительство Ярославской области 19 Содержание Логика и предпосылки формирования Концепции СЭР ЯО Главные цели и стратегические приоритеты развития ЯО Механизмы реализации приоритетов и стратегические проекты ЯО Вопросы для обсуждения Концепции

Правительство Ярославской области 20 Стратегический приоритет 1: Портфель стратегических отраслей В портфель стратегических отраслей должны войти базовые отрасли экономики региона, являющиеся конкурентоспособными на российском и международном уровне и обладающие высоким потенциалом создания вокруг себя кластеров компаний новой экономики. Стратегические отрасли поддерживаются целевым образом, а развитие других отраслей осуществляется только за счет общего улучшение инвестиционного климата. * - приведенный перечень стратегических отраслей не является закрытым – он может быть уточнен по результатам детального анализа потенциала развития отраслей в рамках работы профильной СЦК при разработке Стратегии СЭР. В качестве кандидатов, отвечающих нескольким (но не всем) критериям стратегичности рассматриваются: - судостроение - строительство и производство стройматериалов - АПК и пищевая промышленность

Правительство Ярославской области 21 Стратегический приоритет 1: механизмы развития отраслей новой экономики Развитие технологий и R&D на базе традиционных отраслей Развитие инвестиционного и кадрового потенциала региона и инновационной среды Развитие дополняющих и смежных отраслей новой экономики Стимулирование и долгосрочные соглашения с Корпорациями об инвестициях в R&D, новые технологии и глубокую переработку в обмен на развитие инфраструктуры, кадров и инновационной среды Создание условий и механизмов для развития инноваций и малого и среднего бизнеса в стратотраслях Привлечение средств федеральных институтов развития в проекты в стратотраслях Стимулирование развития R&D и сфер новой экономики вокруг базовых отраслей преимущественно на базе малого бизнеса Создание среды для развития предпринимательской и инновационной культуры Развитие высшего и среднего технического образования и повышение уровня общего образования Повышение качества (комфорта) жизни для удержания и привлечения новых высоко-квалифицированных кадров, в т.ч. из Москвы Подготовка и привлечение инженерных и научных кадров, предпринимательской молодежи Создание благоприятного инвестиционного климата Четкий приоритет на привлечение крупных стратегических инвесторов, в т.ч. ведущих мировых игроков, из динамичных высокотехнологичных отраслей с высоким потенциалом локализации R&D и технологических центров Несмотря на большой арсенал доступных инструментов и механизмов развития, главным условием развития новых кластеров будет создание бизнес-среды, которая будет максимально благоприятной не только для крупного, но и для малого бизнеса, который является основой новой экономики. ЯО придется конкурировать за наиболее динамичные кадры, молодых предпринимателей и инженеров, с другими регионами ЦФО, Москвой и заграницей, что делает крайне значимой задачу общего роста качества жизни и комфортности региона.

Правительство Ярославской области 22 Стратегический приоритет 1: механизмы развития отраслей новой экономики Предприятия традиционной отрасли R&D центры и лаборатории Центры трансфера технологий Бизнес инкубатор Фонд поддержки инноваций Фонд поддержки малого бизнеса Субъекты малого бизнеса в инновационных сферах Профильный ВУЗ Испытательные центры и опытные производства Специализированное общее и дополнительное образование Специализированное среднее и высшее образование Дополняющие и смежные отрасли новой экономики Инвестиционная политика Сильное общее образование с дисциплинарной дифференциацией Отраслевой НИИ - системообразующие элементы традиционной отрасли - среда и механизмы развития новых отраслей - новые отрасли экономики Новые динамичные наукоемкие отрасли Главная идея стратегического приоритета N1 состоит в том, чтобы использовать потенциал имеющихся в регионе традиционных отраслей и создать на их базе кластеры смежных и сопутствующих компаний новой экономики: интернет, софт, новые материалы, глубокая переработка, био- и нанотехнологии и др.

Правительство Ярославской области 23 Стратегический приоритет 1: инструменты развития и ключевые проекты Основная задача в области экономического развития и промышленной политики состоит в том, чтобы выработать эффективный набор инструментов поддержки и стимулирования развития стратегических отраслей, а также определить перечень ключевых проектов в каждой из отраслей, которые будут наиболее активно поддерживаться как правительством, так и обществом в целом

Правительство Ярославской области 24 Стратегический приоритет 2: механизмы развития социальных отраслей Применение интеллектуальных механизмов управления позволит существенно повысить эффективность социальных отраслей: при тех же объемах бюджетного финансирования достигать больших результатов в решении задач повышения качества жизни. Единые базовые принципы повышения эффективности отраслей позволят эффективно находить и внедрять необходимые передовые интеллектуальные механизмы.

Правительство Ярославской области 25 Стратегический приоритет 2: реализуемые и планируемые проекты В каждой социальной сфере должен быть разработан перечень передовых механизмов / проектов с учетом базовых принципов повышения эффективности управления Отрасль / Механизм ГЧПАутсорсинг Территориальное развитие Управленческие новации Здравоохранение Передача части учреждений в управление с сохранением соц нагрузки Услуги на территории учреждений (питание, клининг, прачечная и т.д.) Оптимизация сети и укрупнение учреждений Замещение ФАП на ОВОП, развитие дневных стационаров Образование Частное дошкольное и дополнительное образование Передача в управление частным операторам столовых Оптимизация сети и укрупнение учреждений ? ЖКХ Проекты в сферах ТБО и водоснабжения Единый расчетный центр ?? Создание ЯГК и Единой службы заказчика в сфере ТБО Дороги Приватизация ГУПов и ГЧП-контракты в содержании дорог ? Оптимизация сети дорог, стоящей на балансе, до опорной сети ? Экология Экологические соглашения с Корпорациями ?? Общественный контроль … ???? 1234

Правительство Ярославской области 26 Стратегический приоритет 3: механизмы развития туризма Гостиничная и конгрессная инфраструктура (обеспеченность номерным фондом разного уровня, метами для проведения массовых деловых мероприятий, качество обслуживания и персонала) Транспортная доступность региона (аэропорт, экспресс из Москвы, круизная (водная) инфраструктура, сообщение с другими регионами) Комфорт мобильности туристов (такси и аренда транспорта, туристические и бизнес автобусы, общественный транспорт в Ярославле и в / до основных туристических объектов) Дороги (трасса Москва-Ярославль, улицы Ярославля, трассы основных туристических маршрутов); Программы пребывания для разных групп туристов, в т.ч. на 1-2 дня Информационная инфраструктура (инфопункты, инфостенды, гиды, карты, буклеты, книги); Общественное питание (обеспеченность, качество питания и сервиса); Досуговая обеспеченность (памятники архитектуры, театры, концерты, кино, места досуга – спорт, бары, боулинг, SPA и т.д.) Сервисный бизнес в сопутствующих и смежных сферах Развлекательные и деловые события Целевой образ для продвижения в России и мире Интернет портал (информация и он-лайн услуги) Туристические маршруты и программы пребывания Развитие событийных мероприятий Сотрудничество с ведущими туроператорами Сотрудничество с другими регионами Золотого Кольца Развитие инфраструктуры Основная задача развития туризма – кратный рост внутрироссийского и международного турпотока, и переход от транзитной роли Ярославля к ядру Золотого кольца – культурному и рекреационному центру, от которого расходятся все туристические маршруты Стратегически отрасль должна стать инфраструктурой для развития малого сервисного бизнеса и вовлечения населения и ОМСУ в формирование комфортной среды жизнедеятельности в регионе. Развитие досуга и сервиса Маркетинг и продвижение региона Развитие туризма

Правительство Ярославской области 27 Развитие гостиничной инфраструктуры Реконструкция и развитие аэропорта «Туношна» Реконструкция стадиона под чемпионат мира по футболу Коприно Сити-парк в Ярославле Ростов – духовный центр России Некрасовское Заволжье Ярославская Большая мануфактура Партк-отель Петровский Технопарк на Которосльной набережной Туристическо-рекреационные территории в центре Ярославля Развитие лыжной базы «Демино» Стратегический приоритет 3: инструменты развития и ключевые проекты Институт развития – Агентство регионального маркетинга Транспортная доступность региона – развитие аэропорта «Туношна» Развитие средств размещения – привлечение международных гостиничных операторов (Ibis, Novotel, Holiday inn) Туристическая инфраструктура – создание сети инфопунктов и туристических центров Межрегиональное сотрудничество Механизмы вовлечения ОИВ и населения в развитие отрасли, а также взаимодействия ОИВ Механизмы развитияКлючевые проекты Превращение Ярославской области в один из крупнейших туристических центров России Необходимо выработать эффективный набор механизмов развития туризма, а также определить перечень ключевых проектов, которые будут наиболее активно развиваться и поддерживаться как Правительством, так и обществом в целом

Правительство Ярославской области Стратегический приоритет 4: механизмы территориального развития Изменение (укрупнение) территориальной организации местного самоуправления Оптимизация структуры управления муниципальных образований; Дифференциация «стандарта» качества жизни для разных населенных пунктов; Приведение в соответствие сетевой коммунальной инфраструктуры (электричество, газ, тепло, вода, канализация, вывоз ТБО и т.д.) Оптимизация дорожной сети и общественного транспорта; Реорганизация муниципального устройства Оптимизация коммунальной инфраструктуры Концентрация территориального развития Оптимизация сетей социальных учреждений (детские сады и школы, поликлиники и больницы, культурные и спортивные объекты, социальные учреждения и т.д.); Оптимизация сетей социальных учреждений Создание агломераций и «каркаса расселения» с соответствующей оптимизацией сетей социальных учреждений и коммунальной инфраструктуры позволит существенно повысить эффективность бюджетных расходов и сократит сроки достижения стандарта качества жизни на территории области Ярославская агломерация (Рыбинск – Тутаев – Ярославль – Ростов) Формирование территориального «каркаса расселения» и точек роста вокруг центров притяжения населения; Актуализация схемы пространственно-территориального планирования, исходя из идеологии концентрации развития вокруг точек роста; Стимулирование концентрации населения в пределах агломераций и зон их тяготения, в т.ч. развитие жилищного строительства и АПК в сельской местности; Реализация комплекса мероприятий для формирования и реализации новой территориальной стратегии 28

Правительство Ярославской области 29 Новая парадигма управления региональной власти Важнейшим условием реализации Концепции СЭР является изменение парадигмы управления во власти – необходимо перейти от модели «исполнения полномочий» и «освоения» бюджетных средств к решению задач развития региона и применению интеллектуальных механизмов управления. Регион в целом, как объект управления Работа по исполнению полномочий Работа на результаты развития региона Текущая ситуация Целевая ситуация Изменение объектов управления Новые функции субъекта управления Отдельные объекты в регионе Региональная власть

Правительство Ярославской области 30 Эффекты реализации стратегии для Общества Реализация Концепции СЭР кардинально повысит уровень экономического развития и качества жизни населения в регионе, что обеспечит достижение Главных целей развития: 1.Вхождение в ТОП-10 регионов по качеству жизни 2.Вхождение в ТОП-20 регионов по экономическому развитию Экономика и бизнес-средаКачество жизни населения

Правительство Ярославской области 31 Содержание Логика и предпосылки формирования Концепции СЭР ЯО Главные цели и стратегические приоритеты развития ЯО Механизмы реализации приоритетов и стратегические проекты ЯО Вопросы для обсуждения Концепции

Правительство Ярославской области 32 Вопросы для обсуждения Концепции 1.Согласны ли Вы с предложенными стратегическими целями развития области? 2.Считаете ли Вы стратегические цели реалистичными и достижимыми? 3.Нравится ли Вам целевой образ региона 2025 года? 4.Являются ли 4 выделенных стратегических приоритета действительно главными направлениями приложения усилий, на которых должны сосредоточиться общество и органы власти ЯО для достижения главных целей? 5.Какие коррективы необходимо внести в этапы реализации Концепции по периодам? 6.Необходимо ли изменить или дополнить приоритетные задачи для дальнейшей проработки по направлениям в рамках СЦК? 1.Суть приоритета и принципы реализации 2.Целевые показатели 3.Механизмы и инструменты его реализации 4.Стратегические проекты в рамках приоритета, которые должны получить первостепенную поддержку ОИВ и инвестиции Вопросы по каждому стратегическому приоритету