Концепт «ПРАВО НА РАЗВИТИЕ» З. А. Кучкаров, заведующий кафедрой концептуального анализа МФТИ, директор Аналитического центра «Концепт» 8 октября 2011
Концепт «Развитие» «Развитие» один из наиболее интригующих концептов в теории систем Говоря о развитии имеют ввиду широкий спектр понятий – от экономического РОСТА с сохранением тех же бизнес процессов, до приобретения новых качеств Мы воспользуемся для концептуализации права на развитие пятеркой системных типов, которую много лет успешно применяем при проектировании систем управления: – «создание- – -функционирование- – -поддержание- – -развитие- – -ликвидация»
Концепт «Право» Право это ограниченная возможность чего-то достичь или что-то получить. Право вместе с тем гарантированная возможность чего-то достичь или что-то получить Право субъекту гарантирует/обеспечивает другой субъект. Права двух субъектов могут конфликтовать друг с другом Тогда Права разрешает третий субъект Итак, Право это субъект-субъектное отношение, установленное третьим субъектом
Подход к определению концепта «Право на развитие» Право на развитие не может быть исследовано и концептуализировано без исторического плана – без более ранних прав на функционирование, поддержание, создание и ликвидацию Права на этих теоретико-системных классов конфликтуют между собой по определению
Примеры интерпретаций системных концептов как объектов права Право на создание уведомительный характер создания фирм; на рождение запрет абортов католической церковью; Право на функционирование право на жизнь, право на труд, на жилище, на безопасность, нормы Гражданского кодекса; Право на поддержание право на медицинское обслуживание, право на пенсионное обеспечение, страхования рисков в бизнесе; Право на развитие право на образование; на экономический рост; Право на ликвидацию институт цивилизованного банкротства; борьба за эвтаназию Право на стабильность. Право на изменения (например, свобода перемещения). На адаптацию к изменяющимся условиям. На развитие. На опережающее развитие, на стратегическое развитие Ограничение на неизвестное/опасное развитие – например, запрет на клонирование
Субъект права как субъект с интересами и возможностями Индивид Протосубъект (социализирующийся ребенок) Социальная группа Профессиональная корпорация Транснациональная корпорация Этнос Суперэтнос Страна Группы стран
Примеры отношений между теоретико- системными классами конфликтность и эмерджентность В силу нарастания ограничений для Роста, рост вытесняется в Развитие. Например, завоевывать территории нельзя – идем развивать товары и захватывать рынки. Развитие одного субъекта ограничено каким-то сопряженным/комплиментарным развитием иного субъекта. Например, устройство, выпущенное в одной стране, не будет продаваться, если в других странах не произошло развитие новой потребности, новых знаний освоение устройства и не возник спрос. Развитие какое – с целеполаганием, или развитие- эволюция? Право на стратегическое развитие, на опережение - новое издание права силы Сладость развития или гедонизм развития
Субъект-субъектное отношение – взаимные ограничения Ограниченное развитие. Развитие всегда ограничено. Один субъект ограничивает развитие другого Пример платы за неразвитие – Пенсионное отношение. Кто кому одолжил некое количество труда. Почему и сколько благ – т.е. труда молодой должен отдать старому. Если уровень жизни нового поколения растет, может ли он расти у пенсионеров? Это консервация труда. Но труда не эквивалентного. В Финляндии пенсионеры требуют включать в бесплатную медицинскую помощь все новые медицинские технологии. Но это непосильно для текущего функционирования. Может иметь место не просто ограничение, но и целенаправленное разрушение развитие другого А «Ничем не ограниченное развитие» дает колоссальные эффекты Развитие нам неизвестно даже в своей базисной типологии
Примеры интерпретаций одновременного сосуществования систем Одновременное «Функционирование всех» – это дележ социального и освоенного ресурса Одновременный «Рост всех» – это освоение нового природного ресурса А одновременное «развитие всех» – это развитие...всех. Активы – люди. Образованные и здоровые создадут большую стоимость, чем неграмотные и больные Индекс развития человеческого капитала
Концептуальное «пространство» права на развитие