Васильев Ю.С., Козлов В.Н., Рудской А.И. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Санкт-Петербургский государственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ.
Advertisements

АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
«Моя профессия – автоматизация технологических процессов и производств» Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
1 Овчинникова И. Г. Корнещук Н. Г дескрипторов 1) базовые знания в различных областях 2) профессиональные знания 3) информационно - аналитические.
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ФГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и природопользования направление «МЕНЕДЖМЕНТ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Транксрипт:

Васильев Ю.С., Козлов В.Н., Рудской А.И. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ МОДЕЛИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Санкт-Петербургский государственный политехнический университет – сентябрь – 2007

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ Определения компетенций и компетентностейАвторы, источник Понятие «компетенция (competence)» необходимо для объяснения парадоксальной, весьма распространенной ситуации, в которой высокие оценки по изученным учебным дисциплинам не прогнозировали ни успех выпускников учебных заведений в жизни, ни эффективное выполнение ими профессиональной деятельности. ДЭВИД К. МАККЛЕЛЛАНД Компетенция – мотивированная способность к выполнению какой-то работы на приемлемом уровне. J.RAVEN Четыре способа определения компетенций: - компетенции, основанные на параметрах личности; - компетенции, основанные на выполнении задач и деятельности; - компетенции, основанные на выполнении производственной деятельности; - компетенции, основанные на управлении результатами деятельности. «Глоссарий терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов» европейского фонда образования Определение пяти ключевых компетенций, которыми должны обладать молодые европейцы: - политические и социальные компетенции для развития демократических институтов; - компетенции для жизни в поликультурной среде; - мастерство устной и письменной коммуникации; - компетенции доступа к информации; - способность учиться на протяжении всей жизни. Совет Европы Определение компетенций и компетентностей на основе опыта зарубежных и отечественных исследований

– понятие, охватывающее способности, готовности, знание, поведение, необходимые для определенной деятельности (профессиональные, методические и социальные компетенции). Компетенция – понятие, охватывающее способности, готовности, знание, поведение, необходимые для определенной деятельности (профессиональные, методические и социальные компетенции). С.АДАМ, Г.ВЛУМЕНШТЕЙН И ДР. интерпретируется как потенциал ситуативно-адекватной возможности деятельности в весьма широко рассматриваемых полях. – это образовательный успех относительно конкретного обучающегося, его способностей и пригодностей к собственно ответственному действию в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений. Компетенция интерпретируется как потенциал ситуативно-адекватной возможности деятельности в весьма широко рассматриваемых полях. Компетенция – это образовательный успех относительно конкретного обучающегося, его способностей и пригодностей к собственно ответственному действию в широком контексте профессиональных, культурных, экономических и социальных отношений. Стандарты в европейском профессиональном образовании: характеристики компетентностного подхода Определяется Определяется три типа компетенций: - профессиональные, - личностные (персональные), - социальные. означают готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целесообразно (в соответствии с требованиями «дела»), методически организованно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности. представляют собой готовность и способность индивидуума осмысливать, самооценивать и презентировать шансы своего развития, принимая во внимание требования и ограничения со стороны семьи, профессии и общественной жизни; кроме того, эти компетенции включают в себя способность проявлять свои дарования, осмысливать и развивать свои жизненные планы и амбиции. Личностные (персональные) компетенции охватывают такие личностные качества, как самостоятельность, критическое конструктивное мышление, надежность, самоуважение, осознание ответственности и долга. К их числу также принадлежат развитые осознанные ценностные представления и саморефлектирующая ориентация на ценности. означают готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, учитывать изменения и потребности в самоадаптации, понимать и соблюдать правила и принципы рациональной дискуссии, ведущей к достижению согласия с другими. Профессиональные компетенции означают готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целесообразно (в соответствии с требованиями «дела»), методически организованно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности. Личностные (персональные) компетенции представляют собой готовность и способность индивидуума осмысливать, самооценивать и презентировать шансы своего развития, принимая во внимание требования и ограничения со стороны семьи, профессии и общественной жизни; кроме того, эти компетенции включают в себя способность проявлять свои дарования, осмысливать и развивать свои жизненные планы и амбиции. Личностные (персональные) компетенции охватывают такие личностные качества, как самостоятельность, критическое конструктивное мышление, надежность, самоуважение, осознание ответственности и долга. К их числу также принадлежат развитые осознанные ценностные представления и саморефлектирующая ориентация на ценности. Социальные компетенции означают готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, учитывать изменения и потребности в самоадаптации, понимать и соблюдать правила и принципы рациональной дискуссии, ведущей к достижению согласия с другими. Учебный план (стандарт), принятый в ФРГ 1 декабря 2000 года

В рамках проекта была предпринята попытка определить общих для всех степеней. Первоначально был составлен список 85 умений и компетенций, выделенных как значимые институтами высшего образования и компаниями. По рабочей классификации они были разделены на три категории: В рамках проекта была предпринята попытка определить набор компетенций общих для всех степеней. Первоначально был составлен список 85 умений и компетенций, выделенных как значимые институтами высшего образования и компаниями. По рабочей классификации они были разделены на три категории: - инструментальные, - межличностные, - системные. – когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Инструментальные компетенции – когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный набор включает: - способности к анализу и синтезу; - способность к организации и планированию; - базовые общие знания; - базовые знания по профессии; - коммуникативные навыки в родном языке; - элементарные компьютерные навыки; - навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников); - способность решать проблемы; - способность принимать решения. Проект «настройка образовательных структур» (европейская комиссия, европейская ассоциация университетов, в проекте приняли участие университеты из всех стран-участниц болонского процесса)

Компетенции: включающие когнитивные, методологические способности, технологические и лингвистические умения;- межличностные компетенции, связанные со способностью выражать чувства, способностью к критике и самокритике, а также с социальными умениями, такими как умение работать а команде и т.д.;- системные компетенции как умения и способности, касающиеся целых систем. - инструментальные компетенции, включающие когнитивные, методологические способности, технологические и лингвистические умения;- межличностные компетенции, связанные со способностью выражать чувства, способностью к критике и самокритике, а также с социальными умениями, такими как умение работать а команде и т.д.;- системные компетенции как умения и способности, касающиеся целых систем. Tuning project Виды компетенций: –ключевые (key skills), –активные (core skills), –базовые (base skills). Компетентностная модель в образовании Великобритании Компоненты компетентности: - компетенции, которые выполняет знание по отношению к человеческой деятельности:- знание-описание (описание окружающего мира и внутреннего состояния человека), - знание-объяснение (выход на теоретический уровень), - синтезированное (или системное) знание (синтез знаний, чтобы они стали единым целым), - знание-предсказание (прогноз), - знание-intervention (активное вмешательство в процесс), - контролирующее знание (управление процессом познания); - умения: - умения мыслить критически, - кооперативные умения, то есть умения существовать в коллективе и работать в команде, - умения делать осознанный и правильный выбор… Компетентностная модель в образовании США (профессор ДЖ.СТРЕТЧ)

– это личностные качества, необходимые для выполнения определенных функций, решения определенных задач именно в данной организации. Компетенции – это личностные качества, необходимые для выполнения определенных функций, решения определенных задач именно в данной организации. М. МЕЛИЯ, генеральный директор компании «ММ- КЛАСС» – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела; методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Деятельностные (профессиональные) компетенции – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела; методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. В.И. БАЙДЕНКО Три основные Три основные группы компетентностей: - общие, - профессиональные, - академические. В.И. БАЙДЕНКО означает успешность решения набора сходных задач профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков необходимых черт личности. Трудовая компетенция означает успешность решения набора сходных задач профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков необходимых черт личности. Классификация компетенций: - ключевые, независимые от области профессиональной деятельности и присущих, в идеале, всем членам общества; - профессиональные, обеспечивающие основу для выбранной области деятельности; - трудовые, связанные с выполнением работы на конкретном рабочем месте. Для формирования компетенций каждого следующего уровня используются компетенции верхнего уровня. Технологическая компетенция – это владение знаниями, навыками и способностями для решения набора сходных профессиональных задач с использованием конкретной технологии. компетентности специалиста (актуализация компетенций) представляет собой матрицу, каждой ячейке которой соответствует множество имеющихся компетенций определенного класса. (строки матрицы): ключевые, профессиональные, трудовые. (столбцы матрицы): социальные, персональные, технологические. Последнее описание можно рассматривать как (прим. авторов). Обобщенная статическая модель компетентности специалиста (актуализация компетенций) представляет собой матрицу, каждой ячейке которой соответствует множество имеющихся компетенций определенного класса. Классы компетенций (строки матрицы): ключевые, профессиональные, трудовые. Классы компетенций (столбцы матрицы): социальные, персональные, технологические. Последнее описание можно рассматривать как системную характеристику компетенций (прим. авторов). С.А. МАРУЕВ

– актуальное, формируемое личностное качество, основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека. К о м п е т е н т н о с т ь – актуальное, формируемое личностное качество, основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека. Н. ХОМСКИЙ, И.А. ЗИМНЯЯ – предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности. Компетенция – предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности. – интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). К о м п е т е н т н о с т ь – интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Виды компетенций применительно к педагогической профессии: - общекультурные, - методологические, - предметно-ориентированные. Ю.В. ФРОЛОВ, Д.А. МАХОТИН – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. К о м п е т е н т н о с т ь – это интегральное свойство личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области. Три основные Три основные г р у п п ы к о м п е т е н т н о с т е й: - компетентность в общенаучной сфере, являющаяся базой соответствующей профессии, - компетентность в широкой (инвариантной к различным специальностям) области профессиональной деятельности; - компетентность в узкой (специальной) области профессиональной деятельности. Ю.Г. ТАТУР

П р о ф е с с и о н а л ь н о – п е д а г о г и ч е с к а я реализуется через пять элементов или видов компетентностей: к о м п е т е н т н о с т ь реализуется через пять элементов или видов компетентностей: - специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины; - методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; - социально-педагoгическая компетентность в области процессов общения; - дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся; - аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности. Н.В. КУЗЬМИНА Элементы с т р у к т у р ы профессиональной к о м п е т е н т н о с т и учителя: - профессиональные психологические и педагогические знания; - профессиональные педагогические умения; - профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями. А.К. МАРКОВА Три основные Три основные г р у п п ы к о м п е т е н т н о с т е й: - социально-личностные; - общепрофессиональные; - специальные. В.Д. ШАДРИКОВ – это знания в действии Компетентность – это знания в действии А.Г. АСМОЛОВ для создания новых объектов и технологий в области науки и техники Компетентность – способность, готовность и необходимость применять знания, умения и навыки для создания новых объектов и технологий в области науки и техники В.Н. КОЗЛОВ

ИНТЕГРАЛЬНО-ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ К О М П Е Т Е Н ТН О С Т Ь ДЛЯ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЕНЯТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ и НАВЫКИ СПОСОБНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ и НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОВОКУПНОСТЬ общенаучных, профессиональных, инструментальных, социально- личностных КОМПЕТЕНЦИЙ

Виды деятельности бакалавра Виды деятельности магистра ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБОБЩЕННЫЕ ЗАДАЧИ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА (Образовательная область техники и технологий) РАСЧЕТНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ1. ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.1. Информационно-аналитические задачи: Анализ вариантов новых объектов техники и технологий Синтез и выбор вариантов новых объектов техники и анализ задач проектирования в целом Анализ постановок отдельных задач проектирования объектов и технологий, подготовка исходных данных для проектных решений Подготовка заданий на разработку проектов новых объектов и технологий в целом Обеспечение соответствия проектов и технической документации по ним общероссийским стандартам, отраслевым требованиям, техническим условиям и другим нормативным документам Патентные исследования, анализ патентоспособности, патентной чистоты, оценка показателей технического уровня проекта Разработка проектной и рабочей технической документации на основе отечественного опыта проектирования Выбор или разработка информационного обеспечения проекта Выбор информационного обеспечения отдельных частей проектов Технико-экономический и функционально- стоимостной анализ проекта и его частей Разработка нормативных и методических документов и мероприятий по срокам реализации проекта

1.2. Расчетно-проектные задачи: Разработка отдельных разделов (частей) проектов объектов техники и технологий на основе новых научно- технических достижений Составление описаний принципов действия проектируемых объектов и технологий Расчет элементов объектов и технологий на основе математических, физических и других моделей и методов Обоснование принятых технических решений по созданию объектов и технологий Разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных изделий и объектов Математическое, физическое, химическое и др. моделирование и технические расчеты по проектам объектов и технологий в целом 2. ПРОИЗВОДСТВЕННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2. ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Организационно-производственные задачи:2.1. Организационно-производственные и технико- экономические задачи: Организация, оснащение и обслуживание рабочих мест, размещение типового технологического оборудования Разработка и планирование технологических процессов Контроль технологической дисциплины Организация технологических процессов и их технико-экономический анализ и обоснование Участие в освоении и наладке новых технологических процессов для новых изделий Разработка норм выработки, технологических нормативов расхода материалов (заготовок), топлива и энергоресурсов Выбор оборудования и технологической оснастки Разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, замене дефицитных материалов и способам утилизации отходов производства

2.2. Задачи контроля качества и экологии: Организация метрологического обеспечения технологического процесса и контроля качества объектов техники и технологий Исследование причин брака в производстве объектов и технологий, разработка предложений по его предупреждению и устранению Подготовка документации по менеджменту качества процессов на основе международных стандартов качества Поддержание современных версий систем качества на основе международных стандартов качества Экологический мониторинг, контроль за соблюдением экологической безопасности Выбор систем экологической безопасности 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3. НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3.1. Аналитические и экспериментальные задачи:3.1. Научно-организационные задачи: Анализ отечественной и зарубежной научно- технической информации, составление обзоров научных публикаций по тематике исследования Разработка перспективных рабочих планов и программ научных исследований и разработок объектов и технологий Проведение экспериментов на основе измерений и наблюдений, описание проводимых исследований, подготовка отчетов о результатах исследования Постановка задач и подготовка заданий для исполнителей исследований объектов техники и технологий Участие во внедрении результатов исследований и разработок новых объектов техники и технологий Сбор, обработка, системный анализ научно- технической информации по исследованию, методам анализа и синтеза объектов и технологий Организация, проведение экспериментов (испытаний) и анализ их результатов 3.2. Исследовательские задачи: Математическое, физическое и др. виды моделирования исследуемых процессов, объектов и технологий по типовым методикам Разработка математических, физических и др. моделей и методов для исследования процессов, объектов и технологий Подготовка отчетов по моделированию и исследованию процессов, объектов и технологий Подготовка научно-технических обзоров, отчетов и публикаций по результатам исследования объектов и технологий

4. ОРГАНИЗАЦИОННО- УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4.1. Организационно-экономические задачи: Составление технической документации по организации и экономическому обоснованию создания объектов техники и технологий Организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ Организация работы малых коллективов по исследованию объектов техники и технологий Поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности Подготовка к стандартизации и сертификации технических средств, систем и процессов, оборудования и материалов Подготовка данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических критериев 4.2. Организационно-финансовые задачи: Планирование работы персонала и фондов оплаты труда Анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы и оборудование), отчетность по установленным формам Проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков 4.3. Задачи по обеспечению качества: Подготовка документации для системы менеджмента качества предприятия

Системно-аналитическая характеристика видов деятельности и обобщенных задач Виды деятельности Обобщенные задачи деятельности Постановка задач анализа объектов и технологий Математичес кое, физическое и другие виды моделирован ия Анализ вариантов и принятие решений по отбору объектов и технологий Разработка критериев отбора вариантов объектов и технологий Выбор эффективны х вариантов объектов и технологий Организация, оснащение, обслуживани е производства Контроль качества объектов и технологий 1. РАСЧЕТНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.1. Расчетно-проектные задачи Исходные данные Проектирование Техническая документация Информационное обеспечение 1.2. Расчетно-проектные задачи Отдельные части проекта Реализация элементов проектов 2. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Организационно-производственные задачи Рабочие места, технологическое оборудование

Виды деятельности Обобщенные задачи деятельности ПостановкаАнализРазра ботка ВыборОрганизация, оснащение, обслуживание КонтрольМатематическое, физическое и другие виды моделирования Технологические процессы Технологическая дисциплина 2.2. Задачи контроля и качества экологии Метрология технологических процессов документация по менеджменту качества Экологический мониторинг 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 3.1. Аналитические и экспериментальные задачи Отечественная и зарубежная информация Исследование, отчеты Результаты исследования 3.2. Исследовательские задачи Исследование процессов, объектов и технологий

Исходные составляющие компетентности, разработанные в европейском образовательном сообществе 8 универсальных компетенций, рекомендованных Еврокомиссией в качестве ключевых для определения уровня образованности европейца 1 Компетенция в области родного языка 2 Компетенция в сфере иностранных языков 3 Математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции 4 Компьютерная компетенция 5 Учебная компетенция 6 Межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция 7 Компетенция предпринимательства 8 Культурная компетенция.

30 общих (универсальных) компетенций, отобранных на общеевропейском уровне (отражены при проектировании общих требований ФГОС ВПО ) 1 Способность к анализу и синтезу 2 Способность применять знания на практике 3 Способность к организации и планированию 4 Базовые знания в различных областях 5 Тщательная подготовка по основам профессиональных знаний 6 Письменная и устная коммуникация на родном языке 7 Знание второго языка 8 Элементарные навыки работы с компьютером 9 Исследовательские навыки 10 Способность учиться 11 Навыки управления информацией 12 Способность к критике и самокритике 13 Способность адаптироваться к новым ситуациям 14 Способность порождать новые идеи (креативность) 15 Решение проблем

16 Принятие решений 17 Работа в команде 18 Навыки межличностных отношений 19 Лидерство 20 Способность работать в междисциплинарной команде 21 Способность общаться со специалистами из других областей 22 Принятие различий и мультикультурности 23 Способность работать в международной среде 24 Понимание культур и обычаев других стран 25 Способность работать самостоятельно 26 Разработка и управление проектами 27 Инициативность и предпринимательский дух 28 Приверженность этическим ценностям 29 Забота о качестве 30 Стремление к успеху

СИСТЕМНОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ научных, инструментальных, экономических и социальных компетенций Европы и России по Европе по РФ Универсальные компетенцииНаучныеИнструментальныеСоциальные 41Базовые знания* 92Исследовательские навыки* 13Способность к анализу* 14Способность к синтезу* 55Профессиональные знания* 146 Способность к генерации новых идей* 317Способность к инновациям* 28 Способность к применению знаний на практике* 89 Навыки работы с компьютером* 1110 Навыки работы с информацией* 1511Решение проблем / задач* 2512 Способность, готовность и необходимость к самостоятельной работе*

по Европе по РФ Универсальные компетенцииНаучныеИнструментальныеСоциальные 2613Разработка проектов* 2614Управление проектами* 715 Знание владение иностранного языка (для профессионального общения)* 30 Способность к достижению успеха* 33 Способность к организации и планированию* 66 Способность к общению на русском языке в устной и письменной форме* 30 Способность к достижению успеха* 10 Способность и готовность к обучению/самообучению* 12 Способность к критике и самокритике* 13 Способность адаптироваться к новым ситуациям* 16 Способность к принятию решений* 17 Готовность к работе в команде*

по Европе по РФ Универсальные компетенцииНаучныеИнструментальныеСоциальные 18 Навыки межличностных отношений* 19 Способность и готовность к лидерству* 20 Способность работать в междисциплинарной команде* 21 Способность общаться со специалистами из других областей* 22 Принятие различий и мультикультурности* 23 Способность работать в международной среде* 24 Способность к пониманию культур и обычаев других стран* 27 Способность и необходимость к инициативам и предпринимательству* 28 Готовность и необходимость следовать гражданским и этическим нормам и ценностям* 29 Готовность и необходимость к обеспечению качества* (обсуждено на научно-методическом семинаре по инновационной образовательной программе СПбГПУ, апрель 2007 г. и 17 научно-методической конференции «Проблемы качества образования», УФА, май 2007 г.)

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА универсальных (научных, инструментальных и социальных) компетенций для инновационной образовательной программы СПбГПУ аналога европей- ских компе- тенций модерни- зированных компетенций Универсальные компетенции как способность, готовность и необходимость к владению ЗНАНИЯМИ, УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ в рамках следующих компонент инновационных технологий: Науч- ные Инструмен- тальные Социаль- ные Базовая общенаучная (фундаментальная) подготовка - математическая, естественно- научная, гуманитарная и социально-экономическая подготовка* 142 Базовая профессиональная подготовка – фундаментальная, прикладная, межотраслевая подготовка* 13 Системное моделирование и системно-инновационный анализ* 14 Системное прогнозирование и системно-инновационный синтез* 95 Технологии, методы и способы инновационно-исследовательской работы*

Технологии, методы, способы генерации инновационных идей и знаний фундаментального, прикладного и межотраслевого характера* 317 Технологии, методы, способы менеджмента инноваций* 28 Технологии инноваций в научных и прикладных областях* 159 Технологии, методы и способы постановки проблем, декомпозиции проблем на задачи* 1110 Технологии, методы, способы эффективного применения отечественной и зарубежной Информации* 811 Технологии применения компьютерных систем, информационных технологий и программных сред различных уровней* 2512 Технологии самостоятельной работы и интеллектуального анализа и синтеза* 2613 Технологии разработки инновационных проектов(управление проектами, инновационный менеджмент)* 2614 Технологии управления инновационными проектами*

Освоение иностранного языка до уровня профессионального общения* 30 Технологии достижения успеха* 33 Технологии организации и планирования деятельности личности и коллектива* 66 Корректное применение устного и письменного русского языка, используемого в фундаментальных и профессиональных областях знаний, включая: «русский математический язык», «русский физический язык» и языки необходимых областей научных, прикладных и отраслевых знаний, проведение презентаций и докладов* 30 Стремление к достижению успеха 10 Обучение и самообучение* 12 Критика и самокритика* 13 Адаптации к новым ситуациям* 16 Принятие решений* 17 Работа в команде* 18 Межличностные отношения* 19 Лидерство* 20 Работа в междисциплинарной команде* 21 Общение и конструктивное сотрудничество со специалистами других областей знаний*

Принятие различий и мультикультуры* 23 Работа в международной среде* 24 Понимание и уважение культур и обычаев других стран* 27 Инициатива и предпринимательство* 28 Следование гражданским и этическим нормам и ценностям* 29 Обеспечение качества*

Варианты формирования общенаучных компетенций бакалавров и магистров ФУНДАМЕНТЫ и структура компетент- ности и компетенций ГСЭДГСЭД К О М П Е Т Е Н Ц И И Б А К А Л А В Р А К О М П Е Т Е Н Ц И И М А Г И С Т Р А Матема- тика ФизикаХимия Иннова- тика Матема- тика Физика ХимияИннова- тика 1НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ 1.1. Понятия, модели, действия, методы и теории как основы различных уровней компетентно- сти 1.2. Готовность и необходимость применять знания, умения и навыки Б Историко -логичес- кие компете- нции Б Компетен ции в сфере решения типовых (учеб- ных) задач Б Историко -логичес- кие компете- нции Б Компетен ции в сфере решения типовых (учеб- ных) задач Б Историко -логиче- ские компете нции Б Компетен ции в сфере решения типовых (учеб- ных) задач Б Компетен ции в понимани и необходи мости смены техноло- гических укладов и развития нововве- дений Б Компетен ции в понима- нии необходи мости смены поколе- ний техники и техно- логий, распрост ранение (диф фузия) иннова- ций М Системно -логичес- кие компетен ции М Компетен ции в сфере решения новых задач М Системно -логи- ческие компетен ции М Компетен ции в сфере решения новых задач М Системно -логичес- кие компетен ции М Компетен ции в сфере решения новых задач М Компетен ции в генераци и знаний и управле- нии проекта- ми М Компетен ции в постанов ке задач (проблем ) нововве- дений и методов их решения

2СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЗНАНИЙ 2.1. Профессиональ- ные базовые компетенции 2.2. Межотраслевые компетенции Б Компетен ции по анализу учебных математи ческих моделей отрасли Б Компетен ции для понимани я основ межотрас левых учебных математи ческих моделей Б Компетен ции по анализу учебных физическ их моделей отрасли Б Компетен ции для понимани я основ межотрас левых учебных физическ их моделей Б Компетен ции по анализу учебных химическ их моделей отрасли Б Компетен ции для понимани я основ межотрас левых учебных химическ их моделей Б Компетен ции для анализа учебных инноваци онных моделей отрасли Б Компетен ции для анализа учебных критичес ких технологи й отраслей М Компетен ции для анализа межотрас левых математи ческих моделей отрасли М Компетен ции для анализа реальных межотрал евых математи ческ их моделей М Компетен ции для анализа межотрас левых физическ их моделей отрасли М Компетен ции для анализа реальных межотрас левых физическ их моделей М Компетен ции для анализа межотрас левых химическ их моделей отрасли М Компетен ции для анализа реальных межотрас левых химическ их моделей М Компетен ции для анализа инноваци онных моделей отрасли М Компетен ции для анализа реальных критичес ких технологи й отраслей Ф у н д а м е н т ы и структура компетенций ГСЭДГСЭД К О М П Е Т Е Н Ц И И Б А К А Л А В Р А К О М П Е Т Е Н Ц И И М А Г И С Т Р А Матема тика ФизикаХимия Иннова тика Матема тика Физика ХимияИннова тика

3СИНТЕЗ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ТЕХНОЛО- ГИЙ 3.1. Интегрирован- ные компетенции и технологии 3.2. Оценки результатов Б Компетен ции по синтезу учебных математи ческих моделей отрасли Б Компетен ции для формиро вания математи ческих оценок и критери- ев инноваци онности Б Компетен ции по синтезу учебных физичес- ких моделей отрасли Б Компетен ции для формиро вания физиче- ских оценок и критери- ев инноваци онности Б Компетен ции для синтеза учебных химичес- ких мо- делей Б Компетен ции для формиро вания химичес- ких оценок и критери- ев инноваци онности Б Компетен ции для синтеза учебных инноваци онных моделей отрасли и высоких техноло- гий Б Компетен ции для комплес- ных критери- ев и оценок инноваци онности учебных проектов М М М М М М М Формиро вание творчес- ких решений инноваци онных задач М Ф у н д а м е н т ы и структура компетенций ГС ЭД К О М П Е Т Е Н Ц И И Б А К А Л А В Р А К О М П Е Т Е Н Ц И И М А Г И С Т Р А Матема тика ФизикаХимия Иннова тика Матема тика Физика ХимияИннова тика

4ИННОВАЦИ- ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4.1. Управление проектами и инновационный менеджмент 4.2. Генерации знаний и Технологий Б Б Компетен ции для адаптаци и и разработ ки учебных математи ческих моделей Б Б Компетен ции для адаптации и разработк и учебных физичес- ких моделей Б Б Компете нции для адапта- ции и разработ ки учебных химичес- ких моделей Б Компете нции для разработ ки нововве дений и управле ния ими Б Компете нции для изучени я теории генерац ии знаний, техноло гий и научно- техниче ского творчест ва М М Компете нции для разработ ки реал- ьных матема- тических моделей М М Компете нции для и разработ ки реаль ных матема- тических моделей М М Компете нции для адаптаци и и разработ ки реальн- ых матема- тических моделей М Систем отехни- ческое иннова- ционное проекти рование и управле ние иннова- ционны ми проекта ми М Компете нции для генерац ии знаний, техноло гий и научно- техниче ского Творчес тва Ф у н д а м е н т ы и структура компетенций ГСЭД ГСЭД К О М П Е Т Е Н Ц И И Б А К А Л А В Р А К О М П Е Т Е Н Ц И И М А Г И С Т Р А Матема тика ФизикаХимия Иннова тика Матема тика Физика ХимияИннова тика

Общенаучные компетенции бакалавров и магистров в области техники и технологии (вариант МАТИ) Общенаучные компетенции бакалавра Общенаучные компетенции магистра 1. Понимание базы знаний и владение некоторыми навыками в области социально- гуманитарных, экономических, математических и естественно-научных дисциплин (теории, методы, техника), понимание структуры соответствующих областей и связей между подобластями 1.Продвинутое владение передним краем знания в области социально-гуманитарных, экономических, математических и естественно-научных дисциплин (новые теории, методы, актуальные вопросы), концептуальное понимание структуры соответствующих областей и связей между подобластями 2. Обладание знанием того, каким образом разрабатываются теории и модели и решаются проблемы в соответствующих научных дисциплинах 2.Обладание навыком и готовностью применять разрабатываемые теории и модели и решать проблемы самостоятельно в контексте передовых идей или приложений 3.Владение знанием и некоторыми навыками применения того, каким образом осуществляется эксперименты, сбор и интерпретация результатов, данных, текстов, проблем в соответствующих областях, закономерностей создания, преобразования и передачи информации 3.Обладание всесторонним знанием и навыками самостоятельного применения того, каким образом осуществляется эксперименты, сбор и интерпретация результатов, данных, текстов, проблем в соответствующих областях, закономерностей создания, преобразования и передачи информации 4.Способность (под контролем) ликвидировать пробелы в знании, изменить и расширить его посредством обучения, готовность к обучению в течение жизни 4.Способность самостоятельно ликвидировать пробелы в знании, изменить и расширить его посредством обучения, готовность к обучению в течение жизни 5. Способность обнаруживать в достаточно простых предметах обсуждения определенные связи и новые точки зрения, анализировать их на разных уровнях абстракции 5.Способность обнаруживать в предметах обсуждения определенные связи и новые точки зрения, применить эти точки зрения на практике для новых приложений, выбирая надлежащий уровень абстракции

6. Понимание важности междисциплинарности в исследованиях и разработках, воздействия на них внешних обстоятельств 6. Способность и готовность, где необходимо, использовать в исследовании другие дисциплины, работать в условиях изменчивости процесса под воздействием внешних обстоятельств, более глубоко понимать и управлять процессом 7. Способность интегрировать имеющееся знание в исследованиях и разработках, системно обосновывать и оценивать их проведение 7. Способность формулировать новые исследовательские задачи на основе возникающих проблем 8. Способность (под контролем) критически осмысливать свои суждения, решения и действия и изменять их на основе этого осмысления, рассуждать логически в своей области и за ее пределами(«почему», «что если») 8. Способность самостоятельно критически осмысливать свои суждения, решения и действия и изменять их на основе этого осмысления, рассуждать логически в своей области и за ее пределами, распознавать свои ошибки и заблуждения 9. Способность распознавать способы рассуждения (индукция, дедукция, аналогия и т.д.) в своей области, задавать адекватные вопросы, обладать критической, но конструктивной позицией в отношении анализа и решения простых проблем в своей области 9. Способность распознавать способы рассуждения (индукция, дедукция, аналогия и т.д.) в своей области и применять эти способы, задавать адекватные вопросы, обладать критической, но конструктивной позицией в отношении анализа и решения сложных (реальных) проблем в своей области 10.Способность сформировать мотивированное мнение в случае неполных данных и занять определенную позицию в отношении некоторого научного аргумента в своей области 10. Способность сформировать мотивированное мнение в случае неполных данных с учетом способа появления этих данных и занять определенную позицию в отношении некоторого научного аргумента в своей области 11. Способность анализировать последствия применения научных концепций и научной деятельности для окружающей среды и общего развития 11. Способность анализировать последствия применения научных концепций и научной деятельности для окружающей среды и общего развития и интегрировать эти последствия в научную работу и разработки

Инструментальные компетенции (ИК) бакалавров и магистров в области техники и технологии (вариант МАТИ) Инструментальные компетенции бакалавра Инструментальные компетенции магистра 1. Способность и первичные навыки общения в устной и письменной форме на темы, связанные с результатами обучения, суждениями и принятием решений, с коллегами и не коллегами на государственном и втором языках, владение базовой и специальной лексикой этих языков, основной терминологией по направлению подготовки 1. Способность и устойчивые навыки общения в устной и письменной форме на темы, связанные с исследованиями и решением проблем, с коллегами, не коллегам и другими заинтересованными сторонами на государственном и втором языках, всестороннее знание базовой и специальной лексики этих языков, основной терминологии по направлению подготовки 2. Способность внимательно следить и понимать дискуссии по поводу области своей деятельности и ее места в обществе 2. Способность дискутировать по поводу области своей деятельности и ее места в обществе 3. Наличие профессиональности в поведении: настойчивость в достижении цели, надежность, убежденность, тщательность и независимость 3. Наличие профессиональности в поведении: настойчивость в достижении цели, надежность, убежденность, тщательность и независимость в более сложных условиях 4. Способность работать в условиях ограниченности ресурсов, способность к компромиссу, способность справляться с рисками 4. Способность работать в условиях ограниченности ресурсов, способность к компромиссу, способность справляться с рисками в более сложных проектах 5. Способность и навыки надлежащим образом документировать результаты исследований и разработок, владение базовыми навыками работы с числовыми данными 5. Способность и навыки надлежащим образом документировать результаты исследований и разработок, владение базовыми навыками работы с числовыми данными, публиковать данные результаты работы

Инструментальные компетенции бакалавра Инструментальные компетенции магистра 6. Способность и некоторые навыки самостоятельной работы на компьютере и в Интернете, использования универсальных пакетов прикладных компьютерных программ 6. Способность и навыки самостоятельной работы на компьютере и в Интернете, навыки компьютерного моделирования устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ 7. Знание и некоторые навыки работы с методиками экспериментальных исследований в естественно- научных дисциплинах, способность работать с исследовательским и испытательным оборудованием, приборами и установками, владение методиками испытания материалов и /или устройств 7. Знание, понимание и навыки работы методик экспериментальных исследований в естественно- научных дисциплинах, умение работать с исследовательским и испытательным оборудованием, приборами и установками, владение методиками испытания материалов и /или устройств 8. Способность к организации, планированию и проведению простых экспериментов и экспериментальных исследований, выполнению проектов и заданий 8. Способность и навыки организации, планирования и проведения сложных экспериментов и экспериментальных исследований, выполнения проектов и заданий 9. Способность, умение и готовность работать с информацией из различных источников, накапливать, обрабатывать и анализировать полученную информацию, формировать базы данных 9. Способность, умение и навыки работы с информацией из различных источников, накопления, обработки и анализа полученной информации, формирования баз данных, составления обзоров 10. Способность работать в междисциплинарной команде, понимание и способность справляться с командными ролями 10. Способность работать в междисциплинарной команде с большим многообразием дисциплин, понимание и способность справляться с командными ролями, способность принять на себя роль руководителя команды

Инструментальные компетенции бакалавра Инструментальные компетенции магистра 11. Готовность и умение использовать нормативную документацию данной предметной области (ГОСТы, ЕСКД, регламенты и т.д.) 12. Владение основами производственного менеджмента и менеджмента качества, навыки разработки бизнес-плана, проведения маркетинговых исследований, предпринимательства 12. Всестороннее знание принципов и владение навыками менеджмента, в том числе менеджмента качества, навыки разработки бизнес-плана, проведения маркетинговых исследований, предпринимательства

Приоритетные направления, критические технологии и соответствующие направления (специальности) и соответствующие направления (специальности) подготовки кадров с ВПО Приоритетные направления развития науки, технологий и техники (утверждены Президентом РФ , ПР-577) Направления и специальности Название 1. Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника 2. Космические и авиационные технологии 3. Новые материалы и химические технологии 4. Новые транспортные технологии 5. Перспективные вооружения, военная и специальная техника 6. Производственные технологии 7. Технологии живых систем 8. Экология и рациональное природопользование 9. Энергосберегающие технологии

Критические технологии Российской Федерации (утверждены Президентом РФ , Пр-578) Направления и специальности Название Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений Безопасность атомной энергетики Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов Биологические средства защиты растений и животных Быстрое возведение и трансформация жилья Высокопроизводительные вычислительные системы Генодиагностика и генотерапия Добыча и переработка угля Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-, CAE-технологии) Информационно-телекоммуникационные системы Искусственный интеллект Каталитические системы и технологии Керамические и стекломатериалы Компьютерное моделирование

Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии Материалы для микро- и наноэлектроники Мембранные технологии Металлы и сплавы со специальными свойствами Мехатронные технологии Микросистемная техника Мониторинг окружающей среды Нетрадиционные возобновляемые экологически чистые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования Обезвреживание техногенных сред Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь Оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного Сырья Переработка и воспроизводство лесных ресурсов Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа Полимеры и композиты Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов

Производство и переработка сельскохозяйственного сырья Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе Распознавание образов и анализ изображений Синтез лекарственных средств и пищевых добавок Синтетические сверхтвердые материалы Системы жизнеобеспечения и защиты человека Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф Сохранение и восстановление нарушенных Земель, ландшафтов и биоразнообразия Технологии биоинженерии Технологии высокоточной навигации и управления движением Технологии глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности Технологии иммунокоррекции Технологии на основе сверхпроводимости Технологические совмещаемые модули для Металлургических мини-производств Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов Мирового океана Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров Энергосбережение Базовые и критические военные и специальные технологии

Компетентностные модели бакалавра и магистра Компетентностная модель бакалавра и магистра для сферы техники и технологии Гуманитарно-социальные компетенции, построенные на опыте гуманитарных и социальных наук; Экономические и организационно- управленческие компетенции, направленные на адаптацию в новых социально-экономических условиях; Естественно-научные и математические компетенции, формирующие общенаучный фундамент; Общепрофессиональные компетенции, инва- риантные к конкретным профессиональным задачам в области; Специальные компетенции, определяющие профессионализм при решении конкретных задач, вытекающих из обобщенных задач.

Подготовка бакалавра и магистра по конкретной специальности должна отличаться глубиной освоения материала, связанного с перечисленными компетенциями. Для количественного описания необходимо использовать «дифференциальные, интегральные и иерархически упорядоченные характеристики компетентностей». Эти характеристики неоднозначны, однако могут быть основаны на применении: – компетентностей в части базисных категорий, – компентностей в части базисных действий, – компетентностей в части базисных методов. Компетентностные базисные категории бакалавров и магистров могут быть основой для формирования количественной характеристики компетентности.

Исходные данные для создания ГОС ВПО – совокупность компетенций специалиста; – определение видов деятельности; – перечень обобщенных задач, образующих в комплексе знаниевый потенциал бакалавров и магистров для выполнения заданных видов деятельности – содержание образования Компетентностная модель специалиста для сферы техники и технологии включает в себя следующие группы компетенций: – гуманитарные и социальные; – экономические и организационно-управленческие; – общенаучные, включающие естественнонаучные и математические компетенции; – общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной специализации); – специальные.

Для бакалавра характерными являются следующие виды деятельности: – производственно-технологическая; – организационно-управленческая; – сервисно-эксплуатационная; – монтажно-наладочная; – расчетно-проектная; – экспериментально-исследовательская; – практическая инновационная. Магистр обладает компетенциями и подготовлен ко всем видам и решению обобщенных задач профессиональной деятельности, к которым готов бакалавр. Поэтому освоение образовательных программ магистерской подготовки готовит будущих специалистов эффективно осуществлять следующие виды деятельности: – проектно-конструкторская; – проектно-технологическая; – научно-исследовательская; – организационно-управленческая; – научно-инновационная.

В настоящее время можно выделить ряд вариантов реализации компетентностного подхода: – концептуальный вариант реализации (отражение общности); – дифференциально-компетентностный вариант реализации компетентностного подхода; – интегро-компетентностный вариант; – квалификационно-компетентностный вариант. Существуют различные варианты отражения компетентностного подхода в ГОС: – в основном документе; – в приложениях к основному документу.

Формирование перечня направлений и специальностей для ГОС третьего поколения может быть выполнено различными способами. В числе вариантов формирования можно выделить несколько подходов, основанных на различных целевых методах: – отражение в перечне минимального объема информации о направлениях подготовки с исключением разделения разделов (групп специальностей), отраслевых проблем и других дифференциаций, имеющихся в существующем перечне; – отражение наиболее полной информации о направлениях и специальностях подготовки; – отражение традиционных и актуальных направлений и специальностей подготовки.

Описание проекта Перечня направлений подготовки (специальностей) для ГОС ВПО третьего поколения группы группы Действующий Перечень Предлагаемый проект Перечня –– ИТОГО186148

Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования

Классификатор образовательных программ в редакции 2000 г., действующий в США и Канаде. Разработка перечней направлений и специальностей высшего профессионального образования строится на основе системно- качественного анализа классификаторов образовательных программ, действующих в настоящее время в США и Канаде. В таблице приведены результаты проведенного анализа для области техники и технологии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ УРОВНИ ПОДГОТОВКИ: БАКАЛАВР МАГИСТР СПЕЦИАЛИСТ