Работа с учебником Учебник это книга, не предназначенная для чтения. Б. Шоу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29.
Advertisements

Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
1. ВВЕДЕНИЕ Проблема работы с учебной книгой - одна из главных в современной педагогике. Это важное умение самообразования, им должен овладеть каждый ученик.
Рекомендации по подготовке учащихся к экзаменам по биологии 1. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы (за прошлый год). 2. Проанализируйте.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Методический бюллетень из опыта работы Логуновой О.Н.
«Роль и место самостоятельной работы с учебником на уроках математики» Недостаточно овладеть мудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
«Формы организации познавательной деятельности с учащимися, способствующие самостоятельному усвоению знаний на уроках математики»
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
ПЕДСОВЕТ «Ш КОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК – ПРОБЛЕМЫ, ПОИСК, РЕЗУЛЬТАТЫ»
Тема : « Атмосфера и ее роль для живых организмов »
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
«Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай "как"! И.В.Гете «…Метод искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовать работу.
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
Памятки по выполнению домашнего задания Выполнила воспитатель ГПД: Попова Н.В.
Транксрипт:

Работа с учебником Учебник это книга, не предназначенная для чтения. Б. Шоу

Если б, скажем, Мне волшебник Подарил такой учебник... Проф. Буданов так говорит об этом: «Без учебника преподавание теряет точность и определенность. Учебник обеспечивает определённый минимум знаний, на котором преподаватель может настаивать».

Учебник учебник это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948); учебник форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976); учебник массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей (Зуев, 1987); учебник комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, и позволяющая воспроизвести их на практике (Беспалько, 1988). учебник средство усвоения содержания образования (Лернер, 1992); учебник проектируемая цель обучения (Товпинец, 1992); учебник развернутая во времени и пространстве содержательная программа деятельности обучения, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организацией процесса усвоения (Журавлев, 1992) и т. д.

В ответах учителей-предметников были выделены следующие признаки учебников (в процентах к числу опрошенных): учебник служит усвоению программного материала, помогает закреплению знаний, полученных на уроке, 94%; учебник должен быть доступен для самостоятельного чтения и понимания содержания 81%; учебник должен содержать материал для самостоятельной работы в домашних условиях 42%; учебник должен содержать материал воспитательного характера 57%; учебник должен заинтересовывать ученика 45%; в учебнике должен быть выделен материал для обязательного заучивания и поясняющий материал 15%.

функции школьного учебника. Информативная функция Управляющая функция Развивающая функция Коммуникативная функция Развивающая функция Функция дифференциации обучения Функция индивидуального обучения

I. Поисково-репродуктивная работа Наиболее простой формой работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Вопросы при этом могут быть следующими: 1. Что из прочитанного вам уже известно? 2. Что нового вы узнали? 3. Как выделены в тексте новые понятия? Ответы на эти вопросы помогают научить учеников быстрее ориентироваться в тексте.

Как человек появился на Земле Обратимся к тексту учебника. В первых двух абзацах (с. 140) найдем главную мысль (о возрасте человечества), запишем в тетрадь ключевые слова (2 млн лет) и сформулируем вопросы по поводу этой мысли: Почему так давно появился человек? Как определили возраст человечества? Как выглядели первые люди? Продолжим поиск информации. Прочитав следующие шесть строк, сформулируем вопрос, ответом на который является этот текст (кто такие дриопитеки?). Это позволит нам выяснить разницу между родственниками и предками (стоит изобразить на доске фрагмент родословного древа) и обратить внимание на наши родственные взаимоотношения с современными обезьянами.

ответы на вопросы к параграфу устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: – способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально); – формирует умение отвечать кратко и четко; – облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики могут получать положительные оценки); – при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.

Что впереди? Предвосхищение на основе суждений До чтения текста предлагается ряд утверждений, из которых необходимо выбрать верные. Затем учащиеся обращаются к учебнику и проверяют правильность выполнения задания. Для этого им придется прочитать текст, обращая внимание на мельчайшие детали, и проанализировать свои ошибки. Последующий коллективный анализ утверждений, исправление, уточнение и дополнение некоторых из них будут способствовать осмыслению учебного материала.

Рисунки и схемы учебника Рисунки и схемы учебника могут служить опорой для устного ответа. – Строение клетки. (С. 16–17.) – Питание растений. (С. 59.) – Транспорт веществ в растительном организме. (С. 75.) – Обмен веществ у растений и животных. (С. 90.) – Выработка условных рефлексов. (С. 118.) – Размножение мхов и папоротников. (С. 135.) – Развитие ланцетника. (С. 146.)

заполнение таблиц Более сложной формой работы является заполнение таблиц. Оно развивает умения краткости изложения и отбора информации. Сначала таблицы заполняют под руководством учителя, который все записи и их оформление показывает на доске. Следующий этап – частичное заполнение учителем таблицы (предоставление образца) и третий этап – самостоятельное составление и заполнение таблиц

Биология, 6-й класс. Тема «Корень» Тема «Клеточное строение»

работа с терминами Одной из наиболее важных сторон обучения является работа с терминами. От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Если учащиеся не могут до конца понять, что обозначает термин, или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им будет трудно усвоить новую информацию. В итоге пропадает интерес к предмету и, как правило, наблюдается снижение успеваемости. Поэтому необходимо учить учеников работать с терминами: находить их, записывать, запоминать, использовать.

работа с терминами Выписать новые термины и их определения. Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять шрифтом. Записать терминологический текст (составленный учителем), вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними. Заполнить таблицу

Составление схем Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации? – также весьма важная форма работы. Работа над схемами складывается из нескольких этапов. 1. Учитель готовит схемы по изучаемому вопросу, объясняет ученикам, что они отражают, и показывает, как читать схемы и составлять рассказ. 2. Ученики учатся объяснять материал по готовой схеме. 3. Ученикам предлагают схемы, заполненные только частично, как образец. Основную часть они должны заполнить самостоятельно, используя текст или рисунки учебника. 4. Ученикам поручается самостоятельное составление схем. К этому этапу можно переходить тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.

Задания для самостоятельной работы по теме «Рост и развитие растений» Найдите в учебнике на с. 140–143 необходимые сведения и заполните пропуски.

Работа со схемами Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные приемы: составление схем под руководством учителя; заполнение немых схем учениками самостоятельно; объяснение учителя по готовой схеме; озвучивание готовых схем учениками; заполнение и озвучивание схем учениками.

Тема: Основные признаки живых организмов

опорные конспекты К осознанному пониманию материала ведет и использование опорных конспектов, основанных на структурно-логических схемах, основные положения или понятия которых зашифрованы определенными сигналами или условными знаками. Работа с опорными конспектами имеет много специфических особенностей и представляет собой целую систему, которая была разработана В.Ф. Шаталовым

по теме Железы внутренней секреции

составление планов Следующий вид работы – составление планов. При ее проведении необходимо объяснять, какова цель составления таких материалов и их предполагаемая структура. Еще лучше, если памятки по составлению будут выполнены на плакатах и вывешены в классе. Как составить план План – четкая последовательность изложения материала 1. Прочитай внимательно текст. 2. Разбей его на смысловые части. 3. Озаглавь каждую часть и запиши заголовки по порядку. 4. Устно изложи материал по готовому плану. Развернутый план – дополни каждый пункт плана краткими записями, которые помогут воспроизвести информацию.

При изучении корня учащимся предлагается прочитать текст учебника на с. 38 и составить план характеристики корня. После самостоятельной работы (лучше на черновиках) план обсуждается. Так как в учебнике материал о функциях корня разделен на два фрагмента, учащиеся могут предложить два варианта плана (в первом функции корня будут в начале, во втором – в конце). Далее можно обсудить, какой из этих вариантов более логичен. Продолжая работу с планом, можно предложить учащимся к каждому пункту подобрать ключевые слова для последующей записи в тетради.

Конспект Более трудным является составление конспектов (цитатного, свободного, тематического). Кроме краткости, здесь требуются логичность, четкость и умение формулировать свои мысли. Для формирования навыка составления конспекта также необходима памятка. Как составить конспект Конспект – краткое изложение материала 1. Составь план прочитанного текста. 2. Разъясни и дополни каждый пункт цитатами (выдержками из текста) или мыслями, сформулированными самостоятельно. 3. Сопоставь разные точки зрения, сделай вывод.

2. Сравнительно-аналитическая работа Как сравнить объекты Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо: 1. Определить объекты сравнения. 2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. 3. Найти общие черты. 4. Найти черты отличия. 5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

6-й класс. Тема «Дыхание и фотосинтез». Сравнительная таблица «Процессы дыхания и фотосинтеза» Тема «Строение клетки» Таблица «Сравнительная характеристика животной и растительной клетки»

Работа с рисунком Как работать с рисунками 1. Как называется рисунок? 2. Что на нем показано? 3. Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их 4. Сделайте вывод.

Тема: «Круговорот веществ»

Иллюстрации учебника В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями выполнение определенных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Приведем примеры: используя рисунок учебника определите характеристики колебания. Как и почему изменится быстрота разрядки конденсатора, если горящею спичку поднести к одной из пластин, сбоку.

3. Творческая работа с учебником Составление вопросов. Ну что, казалось бы, может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфе учебника. Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество (его можно четко ограничить), сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них.

Работа по вопросам Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами: а) выборочно или у всего класса в тетрадях; б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников; в) организовать работу в парах: ученики задают друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы; г) организовать работу внутри групп (как в парах); д) организовать работу между группами.

Составление рассказов Составление рассказов с биологическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Однако данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Хороший текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным – лучше всего в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествиях. Выполнение таких заданий, кстати, способствует развитию речи и творческих способностей. Ученики очень любят слушать такие тексты и с огромным удовольствием ищут «спрятанные» ошибки.

Составление текстов Составление текстов с пропущенными словами не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

Вставьте пропущенные слова А. Стержневая корневая система – это такая корневая система, в которой... корень похож на... Такой тип корневой системы характерен для большинства... растений. Приведите примеры растений, у которых имеется стержневая корневая система. Б. Мочковатая корневая система – это такая корневая система, в которой... корень не... или не... от многочисленных... корней. Такой тип корневой системы характерен для большинства... растений

Составление рассказов Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение.

Тест Тесты – наиболее распространенный сейчас вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается самостоятельно разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу. Разумеется, такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики уже имеют понятие об общих принципах организации и различных видах тестов – вопрос и несколько вариантов ответов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и определения, которые нужно привести в соответствие, и т.п. Кроме того, школьникам надо объяснить требования, предъявляемые к хорошим тестам, – четкая и однозначная формулировка вопросов (или утверждений), предполагающая наличие точных и правильных ответов. При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае. Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.

кроссворд составление кроссвордов. Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого рода заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качества знаний, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы. Как правило, кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы. Как и в других случаях, необходимо оговаривать определенные требования: а) четкая, а по возможности и оригинальная постановка вопросов; б) аккуратность выполнения; в) наличие ответов на отдельном листке.

Названия деревьев клумба

Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы. 1. Вопрос-ответ (I вариант задает вопросы, II вариант находит и зачитывает ответ) 2. Шпаргалка (составить краткий конспект текста) 3. Дотошный ученик (запоминать самые мелкие подробности текста) 4. Чтение по ролям (Играющие пересказывают текст по порядку) 5. Коллективное чтение (надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе) 6. Очевидное невероятное (написать уточняющие или решающие вопросы по тексту) Применение игровых приемов работы с учебным текстом

При организации работы учащихся с различными структурными компонентами учебника мы выделили три группы приемов: 1 группа - приемы работы с аппаратом ориентировки в содержании учебника: введением, оглавлением, условными обозначениями к заданиям, инструкцией "Как пользоваться учебником"; 2 группа - приемы работы с текстом; 3 группа - приемы работы с аппаратом усвоения учебного материала и организации учебной деятельности учащихся: вопросами, заданиями, иллюстрациями, инструкциями к практическим работам.

При формировании умений работать с учебником учащимся предлагаются задания с нарастающей трудностью. На I этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его содержание и значение в воспитании культуры учебного труда, в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению. Учащиеся воспроизводят действия, выполняя задания репродуктивного характера по образцу действий учителя. На II этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся. На III этапе ученикам предлагаются задания продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную основу действия в виде плана предстоящей деятельности, а затем действовать по нему, то есть обучение учащихся осуществляется по III типу ориентировки (по Гальперину П.Я.). Таким путем производится перенос способа действий на новый объект, на более сложный материал.

осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе; направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний; обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; приобщают учащихся к самообразованию. В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:

Источники информации 1. Журнал "Педагог" 3 (1997) 2. bio.1september.ru 3. Педсовет. org