Современные тенденции развития образования (к вопросу о конструировании магистерских образовательных программ) Анатолий Каспржак Институт образования Высшая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Свобода и ответственность. К вопросу о конструировании магистерских образовательных программ Анатолий Каспржак Институт развития образованием Высшая школа.
Advertisements

Качество образования, равенство доступа к нему или России в международных исследованиях качества образования 2000 – 2009 Анатолий Каспржак, Москва, 2011.
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Магистерская программа «Управление образованием» или «Высшие директорские мастерские» в Вышке Анатолий Каспржак Институт развития образованием Высшая школа.
Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Образовательные технологии формирования компетентностной модели бакалавров и магистров в области авиастроения Никин Алексей Дмитриевич Уфимский государственный.
Методика изучения решений уравнений и неравенств с помощью технологии «Полного усвоения знаний» Выполнила: студентка ФМФ 41 группы Н.А. Сизова Научный.
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Построение программ модулей ООП (магистратуры, бакалавриата) от результатов Подготовлено в рамках проекта модернизации педагогического образования Анатолий.
Новые подходы к результатам образования в условиях профильной школы Стулова Ю.А.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Транксрипт:

Современные тенденции развития образования (к вопросу о конструировании магистерских образовательных программ) Анатолий Каспржак Институт образования Высшая школа экономики, Москва,

Немного теории или ПОЧЕМУ ВУЗ нуждается в реформе? Часть 1 Высшая школа экономики, Москва,

Образовательный процесс, представленный в виде результата и условий обучения (первый объективный довод в пользу реформы) ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Й П Р О Ц Е С С СТУДЕНТСТУДЕНТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Высшая школа экономики, Москва, 2013

Итак, как только нарушается баланс между основными характеристиками образовательного процесса – требуется ре- форма! Подлинная (не имитация) реформа случается, если в результате некоторых действий происходит: Переориентация вуза на новые образовательные результаты (новое качество образования); Принципиально изменяется содержание, формы работы учителя и ученика (преподавателя, студента – процессы учения и обучения); Изменение претерпевает характер взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Высшая школа экономики, Москва, 2013

T 1 >> Т 2 Т 1 = Т 2 T 1

Чему мы учим? Или о наметившимся дисбалансе между предметными, интеллектуальными и общими умениями. Приобрести предметные умения Но не разделить «смыслы» (математический и физический) I = U / R R = U / I I = U / R И, КАК СЛЕДСТВИЕ, НЕ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА ОТНОСИТЕЛЬНО ЕГО ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ КС.В.ЭЛ. Высшая школа экономики, Москва, 2013

В Болонской декларации (1999 год) изначально было указано 6 основных направлений деятельности, а именно: Высшая школа экономики, Москва, 2013 Введение системы зачетных единиц, как средства развития мобильности студентов; Развитие мобильности студентов, преподавателей, научных работников и административно-управленческого персонала; Развитие сотрудничества в области обеспечения качества с целью разработки сравнимых критериев и методик; Формирование европейского пространства высшего образования с акцентом на образовательные программы, межвузовское сотрудничество, интегрированные программы обучения и исследований. Результат: появились стандарты высшего образования нового поколения. Введение понятных, сравнимых степеней, Приложения к диплому; Переход на систему образования, состоящую их двух циклов; Результат: появилась степень магистра и магистратура как нечто среднее между высшим образованием и аспирантурой (половинчатость реформы: кандидат, доктор).

Канада США Чили Норвегия ПольшаГермания Испания Швейцария Грузия Россия Ботсвана Оман Тайвань Таиланд Малайзия Сингапур Филиппины TEDS-M – международное исследование по изучению систем педагогического образования и оценки качества подготовки учителей начальной и средней школы по математике: Teacher Education Study in Mathematics – 2008, 17 стран Высшая школа экономики, Москва, 2013

Международное исследование по оценке качества подготовки будущих учителей математики TEDS-2008: победа или материал для размышления? Будущие учителя математики продемонстрировали высокие результаты как по математике (594 балла, второе место из 17 стран), так и по методике преподавания математики (566 баллов), уступив только студентам Тайваня (667 и 649 баллов соответственно). Процент будущих учителей, достигших порогового уровня профессиональной компетенции в области методики преподавания математики, значительно ниже: – только 32% российских будущих учителей начальной школы и 71% будущих учителей математики достигли этого международного порогового уровня педагогической компетенции. российские студенты, будущие учителя математики, достаточно успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного содержания (определения, теоремы, теоретического факта, алгоритма действий и т. п.), но испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих самостоятельного вывода, анализа предложенной математической ситуации или решения поставленной проблемы. Высшая школа экономики, Москва, 2013

Результаты выполнения заданий по алгебре Объект оценкиРезультат 1Понимание свойств арифметических действий над натуральными и целыми числами 85,8 2Умение читать круговую диаграмму (извлекать информацию) 89,65 3Умение переводить словесное описание закономерности на язык алгебры 34,3 4Умение решать задачи с пропорциональными величинами87,2% 5Умение описывать практические ситуации средствами алгебры 51,5% 6Умение решать задачи с использованием представлений о случайном событии и его вероятности 87,6% 7Умение читать столбчатую диаграмму и дополнять ее89,7% 8Умение читать график движения (извлекать информацию)46,2% Высшая школа экономики, Москва, 2013

Турция, Таиланд, Тунис, Болгария, Румыния, Индонезия, Израиль США, Норвегия, Италия, Литва, Швеция Япония, Венгрия, Словения, Англия, Чехия, Австралия Россия 530 ; 470 Результаты стран-участниц исследований PISA-2006 и TIMSS-2007 Высшая школа экономики, Москва, 2013

У российских школьников: Не сформированы различные типы чтения (работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т.д. Они работают с «приготовленными» текстами); Отсутствует учебная самостоятельность, присутствует установка на стереотип (например: не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа, на используется личный опыт, тест как проблема); Нет потребность решить проблему, но не задачу (предметы – сигналы; подсчитать – применить формулу, объяснить что-то кому-то). Российские студенты (учителя): достаточно успешно справляются с большинством математических заданий, требующих воспроизведения изученного содержания (определения, теоремы, теоретического факта, алгоритма действий и т. п.), но испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих самостоятельного вывода, анализа предложенной математической ситуации или решения поставленной проблемы. Основная характеристика хорошего вуза (магистратуры) – его «школьность»: Студент решает задачи, но не проблемы; Образовательный процесс жесткий, его «ведут» преподаватели, логику задает академическая наука. Как следствие – студент не склонен к самостоятельности (отсутствует свобода, инициатива, ответственность). Дефициты, обнаруженные у российских школьников в исследовании PISA, студентов – в TEDS-2008 Высшая школа экономики, Москва, 2013

Компетентностный подход. Под компетентностью будем понимать способность результативно действовать в нестандартных ситуациях (рабочее определение) «Нестандартными» давайте считать те учебные ситуации, которые не могут быть решены только за счет формальной выученности, наученности Ресурс личности, позволяющий разрешить проблему (персональная компетентность студента) Знания и Умения – Интеллектуальные; Предметные; Общие. Способности Модернизированная схема Г. Цукерман Высшая школа экономики, Москва, 2013

Экспресс-портрет англо-саксонских университетов Часть 2 Высшая школа экономики, Москва,

Централизованные системы образования Децентрализованные системы образования Стандарт задается через учебные планы и программы Стандарт задается через результат и условия его достижения Объект стандартизации – содержание учебных предметов Объект стандартизации – нормированные ожидания Стандарт: возможности (условия), процессы и результаты (запрос, интерес) Высшая школа экономики, Москва, 2013 Первый и главный принцип подхода к образованию: ориентация на результат

Результаты стран относительно среднего значения Высшая школа экономики, Москва, 2013

Россия (без учета 5 курса) – Средняя продолжительность – 4 года; Учебная нагрузка – 7500 (40 часов в неделю); Аудиторная нагрузка – 75-80% от учебной нагрузки. Англия – Средняя продолжительность – 3 года; Учебная нагрузка – 3600 (16 часов в неделю); Аудиторная нагрузка – 25% от учебной нагрузки Отличие Различное наполнение примерно одинаковой учебной нагрузки студента, отводимого на изучение дисциплин. Доля аудиторной нагрузки в учебной в Англии существенно ниже. Учебная нагрузка студента. Результаты достигаются за счет самостоятельного учения Высшая школа экономики, Москва, 2013

+ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ Еще один механизм достижения результата – индивидуализация Высшая школа экономики, Москва, 2013

Во всех университетах Англии единые подходы к системе оценивания уровня достижений студентов Следующий механизм достижения результата – система обеспечения (не контроля) качества, построенная на предельно простых правилах Высшая школа экономики, Москва, 2013

Ощущение затруднения Осознание проблемы (загадка) Осознание проблемы (загадка) Критическое осмысление проблемы Критическое осмысление проблемы Проверка гипотезы (действие) Проверка гипотезы (действие) Выдвижение Гипотезы (догадка) Выдвижение Гипотезы (догадка) Основной способ работы с работающими магистрантами (практика, стажировки) – обучение через реконструкцию опыта (Джон Дьюи, Дэвид Колб) Высшая школа экономики, Москва, 2013

Чтение Слушание 10% Прочитанного 10% Услышанного Определять, Перечислять, описывать, пояснять Взгляд на рисунок Просмотр видео Взгляд на экспонат, образец Наблюдение за демонстрацией Наблюдение за конкретным действием Демонстрировать, Применять, выполнять 20% Увиденного 30% Услышанного 50% увиденного и услышанного 50% сказанного или написанного 90% сказанного или написанного по поводу их действия Участие в дискуссии Выступление с речью Театрализованное выступление Имитация реальной деятельности Выполнение ролевого действия Анализировать, разрабатывать, создавать, оценивать Люди запоминают:В результате люди способны: Уровень абстракции Конус опыта (Э. Дейл)

Подходы к конструированию магистерских программ (на примере программы «Управление образованием, ИНОБР НИУ ВШЭ) Часть 3 Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Образовательная программа магистерской подготовки «Управление образованием». Принципы как основа для конструирования Открытость образовательно го пространства Временная динамика Ответственног о учебного действия Приоритет образовательн ых результатов Интеграция содержания Организационная идея 1 Проектная логика разворачивания программы Организационная идея 2 Обучение через реконструкцию опыта

Высшая школа экономики, Москва, 2013 Приоритет образовательных результатов (англо-саксонская традиция) фото Образовательные результаты это то, что, как ожидается, студент должен быть способен делать, а, значит, сможет продемонстрировать в конце учебного курса или программы. Отсюда: 1.Образовательные результаты – это измеримые характеристики, поскольку именно образовательные результаты должны быть оцениваемы в итоге. 2.Образовательные результаты каждого курса соотносятся с образовательными результатами образовательной программы в целом. Основные правила: 1.Обычно выбираются небольшой перечень самых важных образовательных результатов, описанных в простых и однозначных терминах 2.Образовательные результаты не являются «списком пожеланий» по отношению к студенту – вся ОП строится на основе этих заданных требований к себе и студенту 3.Принято избегать описательных глаголов, таких как «понимать», «знать», «осознавать», «разбираться в…». Конкретные глаголы такие как «быть способным определять», «уметь применять», «уметь анализировать» предпочтительнее, чем «понимать», «быть знакомым с…». Наши студенты отличаются тем, что они умеют писать тексты….

Образовательные результаты программы Образовательные результаты модуля/курса Образовательные результаты курса/учебного занятия Приоритет образовательных результатов Высшая школа экономики, Москва, 2013

Курсы Образовательные результаты программы DADD D 2 D … nDD Высшая школа экономики, Москва, 2013

Интегративный характер содержания учебных курсов Учебные курсы программы магистерской программы «Управление образованием» Российская магистратураАнгло-саксонская магистратура 1. Философия образования1.Образовательные теории и реформы образования 2. Образовательная политика2.Практика анализа образовательной политики 3.Психология образования и/или Возрастная психология 3.Психологические теории как основание для проектирования образовательных систем 4.Управление персоналом4.Развитие образовательной организации в условиях изменений 5.…5.…. Высшая школа экономики, Москва, 2013

Жесткий учебный план ИУП внутри вуза Открытое образовательное пространство вуза Открытый характер (открытость) образовательного пространства Высшая школа экономики, Москва, 2013 Болонское соглашение. Задача – сделать открытыми друг для друга национальные системы высшего образования

Принцип временной динамики (блочно-модульное построение программы) Проблематизация Освоение инструментов и процедур Освоение исследовательских процедур Высшая школа экономики, Москва, 2013 Результаты Учебные курсы

Традиционный (англо-саксонский) способ обеспечения результата – спецификация фото Блоки, которые позволяют Курсы Образовательные результаты программы Б лок 1. Проблематизирующий Увидеть основные проблемы управлениями образовательными системами, соотнести их со своим опытом Определенный набор образовательных результатов Блока 1, который является требованиями к уровню компетентности студента, позволяющему ему успешно освоить блок 2 Блок 2. Инструме нтальный Освоить основные инструмент ы и процедуры, которыми должен овладеть квалифицир ованный управленец Экономика об. сектора ADD D DD ОНС менеджмента DADDDD Маркетинг ОУ DDDADD Использование ИКТ в управлении Развитие организации ОТВЕТСВЕННЫЙ ВЫБОР (СВОБОДА) СТУДЕНТА (элективные курсы) Информационная от. ОУ Информац. среда ОУ Э-П управление ОУ Блок 3. Исследовательский Освоить исследовательские навыки, позволяющие выполнить магистерское исследование

Схема разворачивания образовательной программы (первый год) Принцип ответственного учебного действия (оценка – не отметка) Описание школы по открытым источникам Представление школы «мастеру» Переговоры относительно «проблемы» Модуль 1 Изучение соответствия заявленной проблемы с реальностью (ожидания – возможности) SWOT –анализ учреждения по данной проблеме (защита) Модуль 2 Формулировка дебютных идей (их согласование с заказчиком) Разработка проекта Защита его перед коллективом школы Модуль 3 Практика (оценка, а не отметка) Высшая школа экономики, Москва, 2013 Блок 1Блок 2

1.Что такое морфема? 2.Кто является автором повести «Бедная Лиза»? 3.Перечислите основные способы словообразования? 4.Запишите формулу для нахождения корней однородного квадратного уравнения. 5.Какие из языков программирования использовались первыми? 6.С каким событием связывают окончательное закрепощение крестьян на Руси? 7.Что такое литосфера? 8.По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся при прохождение электрического тока по проводнику? 9.Какой проблеме посвящено учение И.И. Мечникова? 10.Какому вопросу посвящено учение А.М. Бутлерова? 1.Минимальная значимая часть слова (русский язык). 2.Н.М. Карамзин (литература). 3.Аффиксация, словосложение, конверсия (иностранный язык). 4.x1,2= [- b/2 -+ (b2 – 4ac) 1/2 ] : 2a 5.Фортран, АЛГОЛ (Информатика) 6.Соборное уложение 1649 года. 7.Внешняя сфера твердой Земли, включая земную кору и часть верхней мантии (география). 8.Q = U x I x t (физика) 9. Иммунитет (биология). 10.Химическое строение органических веществ. Высшая школа экономики, Москва, 2013 Вместо заключения или – Чему меня научила школа?

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495) Высшая школа экономики, Москва,