Раздел 3. Менеджмент глобальных образовательных процессов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Advertisements

Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Обеспечение и оценка качества образовательного процесса в рамках ФГОС-3 ВПО Проректор по учебной работе Суслова Г.А.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Система общественно- профессиональной аккредитации Боев О.В., Томский политехнический университет.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Раздел 3. Менеджмент глобальных образовательных процессов

Вопросы : 1. Всемирная декларация о Высшем образовании (1998 г.) 2. Болонский процесс (1999 г.) 2.1. Болонский процесс 2.2. Дескриптор 2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA) 2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование 3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования 4. Европейская ассоциация университетов 4.1. Европейская ассоциация университетов ( ЕАУ ) 4.2. Национальные союзы студентов в Европе ( Е SIB)

1. Всемирная декларация о Высшем образовании Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, определены задачи высшего образования : 1. обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию ( включая профессиональную подготовку ), сочетающую знания и навыки высокого уровня ; использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества ;

1. Всемирная декларация о Высшем образовании 2. предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни ; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы ; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного ( духовного ) потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости ;

1. Всемирная декларация о Высшем образовании 3. развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства ;

1. Всемирная декларация о Высшем образовании 4. содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры ; 5. защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма ; 6. развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в том числе подготавливая преподавателей.

2. Болонский процесс 2.1. Болонский процесс 2.2. Дескриптор 2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA) 2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование На современном этапе без подготовки специалистов высокой квалификации или без научно - исследовательской работы в области высшего образования ни одна страна не сможет обеспечить развитие инновационного предпринимательства, отвечающего потребностям постиндустриального общества.

2.1. Болонский процесс Начало Болонскому процессу было положено подписанием Болонской декларации в 1999 году в итальянском городе Болонье. В декларации были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. на Берлинской Конференции министров образования стран Европы.

2.1. Болонский процесс Главной целью Болонского процесса является построение к 2010 г. Европейского пространства высшего образования ( ЕПВО ). Создание ЕПВО предполагает : 1) введение трехуровневой системы высшего профессионального образования ( циклы обучения ); 2) введение в практику Приложений к диплому о высшем образовании, аналогичных европейскому Приложению к диплому ; 3) развитие академической мобильности студентов и преподавателей ; 4) введение стратегии интернационализации высшего образования посредством реализации профессиональных образовательных программ, предлагаемых на разных языках ; 5) улучшение обслуживания студентов в период их адаптации в другом вузе ; 6) специализацию деятельности вузовских международных служб с учетом положений Болонской декларации ; 7) проведение маркетинговых исследований в области высшего образования. 8) организацию рынка образовательных услуг ; 9) признание квалификаций выпускников ; 10) сопоставимость требований европейской системы обеспечения качества образовательных учреждений, а также образовательных программ вузов ; 11) развитие внутривузовских систем контроля качества образования ; 12) привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.

2.1. Болонский процесс Реальной проблемой во многих странах Болонского процесса для оценки данного вида обучения является проблема официального признания документов об образовании. С ней сталкиваются в первую очередь обучающиеся, которые хотели бы получить признание обретенных ими знаний, умений и компетенций вне стен образовательных учреждений. Сегодня еще не сформированы структуры, имеющие полномочия определять результаты обучения и устанавливать количество переводных зачетных единиц ( система зачетных единиц / система кредитов ). В Российской Федерации отсутствует стандартная система оценки и признания результатов неформализованного обучения, не переводных зачетных единиц – ECTS.

2.1. Болонский процесс Придание « европейского измерения » высшему образованию ( его ориентация на общеевропейские ценности ) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования ( так называемое « обучение в течение жизни »). Понятие европейского измерения рассматривается во взаимосвязи с разработкой общих или соответственно интегрированных образовательных программ. Такие программы, предлагаемые университетами разных стран, должны привести к возможности получения студентами совместных степеней / совместных дипломов ( выдаче двух дипломов ).

2.1. Болонский процесс Профессиональные образовательные программы европейской направленности сегодня реализуются во многих университетах РФ. Прежде всего, это касается таких предметных областей, как экономика, юриспруденция, культурология, социология, связи с общественностью, иностранные языки и другие. К специфике российских нормативно - правовых документов в области получения высшего образования следует отнести государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования, где в вышеперечисленных предметных областях значительная часть содержания ориентирована на европеистику, то есть изучение европейской культуры и истории идей (European Studies).

2.1. Болонский процесс Основная цель европеистики должна заключаться в том, чтобы в рамках этих дисциплин научить студентов научно описывать и объяснять европейскую культуру и историю идей ; развивать их методологические аналитические способности, которые отвечали бы требованиям современной исторической, филологической и социальной науки ; дать обучающимся углубленное представление о тех факторах, которые превратили европейскую культуру в научно - техническую цивилизацию, а также дать им знания о нормативных основах демократического и конституционного правового государства, об объединительных и в то же время разграничительных отношениях с внеевропейскими культурами.

2.1. Болонский процесс ECTS была введена в 1989 г. в рамках программы ERASMUS/SOCRATES как система перезачета объема изученного студентом материала и сроков обучения. Система ECTS служит основой для введения систем зачетных единиц на институциональном, региональном, национальном и европейском уровнях. ECTS представляет собой общую трудоемкость студента, необходимую на освоение программы и получения соответствующих компетенций ( компетентностный подход ) и результатов обучения. Кредиты количественно отражают работу студента для освоения каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, необходимой для освоения программы в течение академического года в вузе.

2.1. Болонский процесс В понятие общей трудоемкости входят : лекции, практические занятия, семинары, учебные практики, самостоятельная работа студента в библиотеке или дома, подготовка к сдаче экзаменов. В ECTS один академический год обучения на очном отделении соответствует 60 кредитным единицам. За один академический год студент очной формы обучения осваивает приблизительно часов общей трудоемкости образовательной программы, что в среднем составляет 40 недель обучения по 40 часов еженедельно. В настоящее время ECTS развивается как система накопления зачетных единиц наряду с их перезачётом ( взаимозачет и накопление зачетных единиц / перезачет и накопление кредитов ). Так как между ECTS и Приложением к диплому имеется прямая взаимосвязь, то их введение должно быть одновременным.

2.1. Болонский процесс Одним из основных документов ECTS является информационный пакет / каталог курсов. Информационный пакет содержит три раздела : информация о вузе, информация о программах обучения, общая информация для студента.

2.2. Дескриптор Лиссабонская конвенция о признании ( Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе ) была принята г. в Лиссабоне. Она предусматривает создание целостной и согласованной структуры признания соответствующих квалификаций в рамках системы высшего образования. В Конвенции разработаны основные положения, касающиеся разных аспектов признания квалификационных документов : 1) признание квалификаций, дающих доступ к высшему образованию ; 2) признание периодов обучения ; 3) признание квалификаций высшего образования ; 4) признание квалификаций, обладателями которых являются беженцы, перемещенные лица и лица, находящиеся на положении беженцев.

2.2. Дескриптор В Конвенции обозначены процедурные вопросы принятия решений в сфере признания соответствующих квалификаций государственными органами стран, присоединившихся к Конвенции. выражены призывы к правительствам всех стран признавать двойные дипломы ( совместные дипломы / совместные степени ), выданные в двух или более странах Европейского пространства высшего образования. Российская Федерация относится к странам, подписавшим Лиссабонскую конвенцию о признании.

2.2. Дескриптор ДЕСКРИПТОРЫ ( УРОВНЕВЫЕ ) - это описание тех знаний, которые необходимы для достижения определенного уровня в процессе обучения. Они дают характеристику и приводят содержание знаний, которые предполагается получить на каком - то определенном уровне. Они предназначены для того, чтобы помочь отследить результаты процесса обучения и выработать критерии оценки. Дескрипторы ( квалификационные ): Квалификационные дескрипторы это описание результатов обучения, квалификационные характеристики на определенном уровне ( обычно при получении степени или диплома ), которые обычно показывают, как они изменяются на разных уровнях. Первая часть квалификационного дескриптора представляет интерес, прежде всего, для разработчиков академических учебных программ. Это изложение того набора знаний, т. е. результатов учебных достижений студентов, которыми они должны обладать при получении квалификации. Вторая часть, представляющая интерес, прежде всего, для работодателей это изложение тех знаний и навыков, которыми должен обладать типичный студент по окончании курса. Существующие квалификационные дескрипторы периодически пересматриваются и в свете появления других источников, скажем, бенчмаркинга, на каждом уровне разрабатываются дополнительные квалификационные дескрипторы. Ввиду создания Единой европейской зоны высшего образования инициативная группа « За единое качество » предложила рассмотреть вопрос о разработке дескрипторов для степени бакалавра и магистра ( Ва Ма дескрипторы ), которые могли бы стать едиными для европейского высшего образования и использовались бы в самых различных целях в зависимости от национальных, региональных и институциональных потребностей.

2.2. Дескриптор Сопоставление различных систем сертификации облегчается системой дескрипторов, которая является инвариантной, то есть не привязанной к конкретному образовательному контексту. В Болонском процессе рассматриваются Дублинские дескрипторы для квалификаций / степеней высшего образования : 1) квалификации, означающие завершение сокращенного цикла высшего образования ( в рамках первого цикла / ступени / степени / уровня ); 2) квалификации, означающие завершение первого цикла ; 3) квалификации, означающие завершение второго цикла ; 4) квалификации, означающие завершение третьего цикла.

2.2. Дескриптор В то же время об общеевропейском согласии по этому поводу сегодня говорить рано. В Российской Федерации понятие дескриптор используется применительно к компетентностной модели ( компетентностный подход ) бакалавра и магистра в ФГОС ВПО нового поколения. В структуре стандарта заложены как инвариантные к области деятельности дескрипторы, так и специальные. В отличие от характерной для действующих государственных образовательных стандартов квалификационной модели компетентностная модель специалиста, ориентированная на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда.

2.2. Дескриптор Таким образом, компетентностный подход – это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом.

2.2. Дескриптор Разработка содержания квалификаций в терминах компетенций и результатов обучения решает задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершении обучения. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

2.2. Дескриптор В РФ в настоящее время разработаны компетентностные модели бакалавра и магистра. Структура квалификаций в Европейском пространстве высшего образования включает три ступени : бакалавр, магистр, аспирантура. При этом каждая конкретная страна может вводить присущие ее национальному образовательному контексту иные квалификации / степени. Каждая степень описывается с помощью соответствующих дескрипторов, а также в общем количестве переводных зачетных единиц. Последнее касается в основном бакалавров и магистров. Трехуровневая структура квалификаций была одобрена на Конференции в Бергене (2005 г.).

2.2. Дескриптор Компетентностная характеристика бакалавра / магистра является одной из составляющих общей характеристики специальности. Наряду с компетенциями сюда также относятся : 1) области профессиональной деятельности и их виды ; 2) возможности продолжения образования ; 3) требования к уровню подготовки абитуриента ; 4) сроки освоения образовательной программы.

2.2. Дескриптор Компетенциями более высокого уровня в области решения организационно - производственных задач при осуществлении инновационных проектов должен обладать магистр, владеющий современными подходами к работе с персоналом, методикой создания инновационных коллективов. Кроме того, в основе подготовки магистра должны лежать знания основных методов организации научных исследований и управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла продукции.

2.2. Дескриптор Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю. Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана предусматривается текущая аттестация, осуществляемая в различных формах. Магистерская программа в значительной степени ориентирована на подготовку студентов для последующей научно - педагогической деятельности и одновременно дает возможность для продолжения образования в рамках третьего цикла.

2.2. Дескриптор В рамках документов, принятых на Конференции министров образования стран Европы в Берлине (2003 г.), подготовка к защите первой ( кандидатской ) диссертации ( докторской – по европейской классификации ) рассматривается в качестве третьего цикла обучения.

2.2. Дескриптор В Российской Федерации третьему уровню высшего образования соответствует учеба в аспирантуре. В аспирантуру принимаются, как правило, лица, имеющие диплом « специалиста », хотя возможны и другие варианты доступа к подготовке в рамках третьего цикла. Период учебы в аспирантуре традиционно составляет 3-4 года. Каждый аспирант имеет научного руководителя. Содержательная сторона обучения в аспирантуре предполагает не только самостоятельную работу над научной темой, но и посещение обязательных лекций и семинарских занятий с последующей сдачей экзаменов кандидатского минимума. Экзамены кандидатского минимума включают кроме основного экзамена по специальности также общие для всех специальностей экзамены по философии и иностранному языку.

2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA) Для развития общеевропейского сотрудничества в области обеспечения качества образования в 2000 году была основана Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования. В ноябре 2004 г. Генеральная Ассамблея преобразовала Европейскую сеть в Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования – ENQA.

2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA) В своих отчетах ENQA разработала Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования. Министры образования стран Европы приняли эти разработки на Конференции в Бергене (2005 г.) и будут следить за прогрессом в реализации Стандартов и рекомендации. В Берлинском Коммюнике (2003 г.) министры образования стран Европы призвали Европейскую ассоциацию по обеспечению качества высшего образования и ее членов разрабатывать методы, обеспечивающие использование адекватных систем коллегиальных оценок для обеспечения качества высшего образования ( система обеспечения качества ), опираясь также на аккредитационные органы ( органы аккредитации ) и учреждения. Министры согласились с принципом проведения коллегиальных оценок качества образования на национальном уровне при соблюдении общепринятых установок и критериев.

2.3. Европейская ассоциация по обеспечению качества высшего образования (ENQA) На Конференции в Берлине (2003 г.) министры образования стран Европы приняли решение провести критический анализ и установить уровень достигнутых результатов в осуществлении реформ в Европейском пространстве высшего образования по трем приоритетным направлениям Болонского процесса : обеспечение качества обучения ( система обеспечения качества ), система двух циклов обучения, признание квалификаций и сроков обучения. В РФ критический анализ проводит Группа по осуществлению Болонских принципов в РФ, которая была сформирована Министерством образования и науки в 2004 г.

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование Обучение на протяжении всей жизни ( обучение в течение жизни ) является одним из основных положений Болонской декларации. Наряду с институциональным образованием виды предшествующего образования должны быть сертифицированы, для чего необходимо разработать прозрачный и универсальный механизм сертификации ( признания ). Таким механизмом, например, может стать Европейская система переводных зачетных единиц – ECTS.

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование Предшествующее образование может быть получено как в аккредитованном учебном заведении ( официальное образование ), так и на различного рода курсах, в процессе повышения квалификации по месту работы ( неофициальное образование ), а также в результате практического опыта, приобретенного на работе, в быту и тому подобное ( неформализованное образование ). Министры образования стран Европы на Конференции в Бергене (2005 г.) рекомендовали признать неофициальное и неформализованное обучение, сделать их доступными, более совершенными, включив, где возможно, в качестве элементов в программы высшего образования.

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование В Российской Федерации данная проблема исследуется с начала х годов в рамках концепции непрерывного образования, частью которой является дополнительное образование. К дополнительным образовательным программам относятся программы различной направленности, которые реализуются в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях дополнительного образования ( повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию ), а также посредством индивидуальной педагогической деятельности.

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование Каждая страна - участница Болонского процесса, исходя из национальных особенностей политики образования, разрабатывает систему квалификаций E вропейского пространства высшего образования, основанную на Европейской системе переводных зачетных единиц. Российские эксперты называют непрерывным образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможность реализации собственной программы его получения. Системообразующим фактором непрерывного образования является осознанная потребность в постоянном развитии личности каждого человека.

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование Основой реализации принципа преемственности разных уровней и подструктур непрерывного образования является фундаментальное содержание, закладываемое в базовых структурах, начиная со средств общения, умений читать, писать и считать и кончая инвариантами соответствующих отраслей знаний и сфер деятельности. Владея « ядром » знаний, умениями учиться, человек сам может выбрать виды, темпы и сроки обучения, индивидуализировать процесс получения образования. Этапы развития личности задают соответствующие ступени непрерывного образования, определяют требования и условия реализации его конкретных целей.

2.4. Официальное, неофициальное и неформализованное образование Данные положения сополагаются с основными принципами Болонской декларации, в которой предусмотрена реализация интегрированных систем обучения в течение всей жизни, охватывающих, в том числе признание неформализованного и неофициального обучения ( через Аккредитацию предшествующего образования и Аккредитацию предшествующего неформализованного обучения ).

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE) была образована в Греции в 1990 году и является неправительственной международной организацией. Членами Ассоциации являются национальные и профессиональные ассоциации колледжей, политехнических институтов и отдельные организации. Как правило, в состав EURASHE входят вузы, представляющие высшее профессиональное образование. Хотя институт может быть индивидуальным членом Ассоциации, все же большинство ее членов являются представителями национальных / профессиональных ассоциаций и обществ. Штаб - квартира Ассоциации располагается в Брюсселе, адрес веб - сайта :

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования В качестве коллективного члена от Российской Федерации в состав EURASHE входит Ассоциация неправительственных учреждений высшего образования РФ. На Конференции в Берлине (2003 г.) министры образования стран Европы договорились создать к 2010 году общее ( единое ) Европейское пространство высшего образования. В принятом коммюнике была подчеркнута роль обеспечения качества высшего образования как основы создания Европейского образовательного пространства.

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования В Берлинском Коммюнике министры образования стран Европы пришли к соглашению о том, что системы обеспечения качества должны включать : 1. определение ответственности соответствующих организаций и институтов ; 2. оценку программ или институтов, включая внутреннюю оценку, внешнюю оценку, участие студентов в оценке, публикацию результатов оценки ; 3. систему аккредитации, сертификации или сопоставимые с ними процедуры ; 4. участие зарубежных экспертов в оценке качества образования, широкое сотрудничество между организациями и странами в этой области.

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования В Бергенском Коммюнике (2005 г.) были приняты Стандарты и рекомендации в области обеспечения качества, предложенные Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования – ENQA. В Российской Федерации в понятие системы обеспечения качества включают создание условий, необходимых и достаточных для достижения желаемого качества, контроль за качеством учебного процесса и его результатами. В Российской Федерации система оценки, внутренняя и внешняя, призвана подтвердить соответствие содержания уровня и качества образования требованиям государственного образовательного стандарта.

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования Внешний мониторинг проводится двумя относительно независимыми подсистемами : Национальным аккредитационным агентством в сфере образования ( г. Йошкар - Ола ), учрежденным Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, и Отделом информации, статистики и баз данных, входящим в состав Федерального агентства по образованию. Мониторинг проводится путем анализа совокупности формализованных данных, представляемых вузом. В обоих ведомствах для этого созданы специальные базы данных и организован централизованный сбор информации.

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования Внутренний мониторинг ( текущий и углубленный ) проводится постоянно в интересах достижения запланированных целей учебно - воспитательного процесса, его совершенствования и повышения эффективности деятельности вуза в целом. Некоторые вузы в инициативном порядке проводят внешнюю оценку деятельности вуза с привлечением таких международных организаций, как Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization (ISO), Moody International Group.

3. Европейская ассоциация учреждений высшего образования Наряду с агентствами в оценке деятельности вузов в РФ принимают участие профессиональные организации, ассоциации высших учебных заведений, учебно - методические объединения и другие.

4. Европейская ассоциация университетов 4.1. Европейская ассоциация университетов ( ЕАУ ) ЕАУ представляет интересы европейских университетов и конференций ректоров и является одним из ключевых элементов образовательного сообщества в Европе. Ассоциация образована в марте 2001 года в результате объединения Ассоциации европейских университетов (CRE) и Конференций ректоров Европейского Союза. Штаб - квартира Ассоциации располагается в Брюсселе, адрес веб - сайта :

4. Европейская ассоциация университетов 4.1. Европейская ассоциация университетов ( ЕАУ ) Задачей ЕАУ является разработка единой системы образования и научных исследований в Европе путем предоставления поддержки и рекомендаций своим членам, как автономным организациям, для повышения качества преподавания, обучения и научных исследований. В преддверии каждой Конференции министров образования стран Европы Европейской ассоциацией университетов – EUA была опубликована серия докладов под названием «Trends» (« Основные направления изменений »).

4. Европейская ассоциация университетов 4.1. Европейская ассоциация университетов ( ЕАУ ) Основным источником информации при составлении докладов служили посещения университетов различных стран группой международных экспертов, хорошо разбирающихся в вопросах образовательной политики и внутривузовской деятельности. Во время посещений вузов экспертами распространялся вопросник для различных категорий работников данного учреждения высшего образования ( ректор, проректоры, деканы, преподаватели, аспиранты, студенты и административные работники ). Еще один вопросник предназначался для национальных конференций ректоров.

4. Европейская ассоциация университетов 4.2. Национальные союзы студентов в Европе ( Е SIB) ESIB является организацией, объединяющей 50 национальных союзов студентов из 37 стран. Первоначально организация возникла в 1982 году на базе 7 национальных союзов студентов и получила название WESIB – Западно - Европейское студенческое информационное бюро. В 1992 году, « потеряв » букву «W», организация превратилась просто в ESIB, и, наконец, с 1998 года по настоящее время носит название « Национальные союзы студентов в Европе », при этом оставляя прежнюю аббревиатуру ESIB.

4. Европейская ассоциация университетов 4.2. Национальные союзы студентов в Европе ( Е SIB) Национальные союзы студентов открыты для всех студентов страны, независимо от их политических убеждений, религиозной, этнической или культурной принадлежности, сексуальной ориентации, социального положения. Союзы автономны и независимы в принятии решений и являются репрезентативными органами. Задача ESIB – представлять и продвигать социальные, экономические и культурные интересы студентов на европейском уровне во всех имеющих к этому отношение органах, особенно в Европейском Союзе, Совете Европы и ЮНЕСКО. В составе ESIB представлены 10 миллионов студентов Европы.

4. Европейская ассоциация университетов 4.2. Национальные союзы студентов в Европе ( Е SIB) ESIB сотрудничает с : Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования – ENQA, Европейской ассоциацией университетов – EUA и Европейской ассоциацией учреждений высшего образования – EURASHE в области обеспечения качества образования ( система обеспечения качества ).

Источники : ess.html ess.html