1 СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт педагогики, психологии и социологии «ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ И РАЗВИТИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преимущество использования технологии е-портфолио в Российских вузах. Выполнено: Гейнеман Анной ПП10-02Б.
Advertisements

Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
По материалам 1-ой городской научно-практической конференции «Рейтинговая накопительная система оценки образовательных результатов: проблемы и перспективы.
«Я горячий сторонник ухода от случайностей в оценке знаний. И как раз портфолио позволяет оценивать человека в процессе. Другое дело, что это не так просто.
Проект: Портфолио как средство саморазвития личности.
Актуальной задачей современного этапа развития высшей школы является оценка базовых и профессиональных компетенций студентов и их развитие. Мы ориентируемся.
Выполнила : Магистрант 1 года обучения по программе « Образовательный менеджмент » Ивлева Н. В Индивидуальное веб - портфолио.
Метод «портфолио» как способ оценки образовательных результатов школьников. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
Оценка образовательных результатов студентов: Портфолио.
Портфолио студента.. Портфолио – отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует,
Составитель : Ужанова Т. Л., преподаватель ГАОУ СПО « Тюменский педагогический колледж 1» Технология портфолио.
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Иностранный язык : обязанность или необходимость ?!
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
«Портфолио как современная технология профессионального развития педагога» Бартева С.А., методист ИМЦ Управления образования Омутнинского района Кировской.
Оценивание в начальной школе: для чего? для кого? как? Оценивание как средство мотивации к изучению английского языка младшими школьниками.
Модель компетенций Описание задач и ожидаемых результатов работы Компетенции- способность действовать в соответствии со стандартами работы Описание поведения.
Транксрипт:

1 СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт педагогики, психологии и социологии «ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ» Доктор педагогических наук, профессор Смолянинова Ольга Георгиевна Красноярск 2009

О чем пойдет речь? О системах оценки образовательных результатах в Российских вузах Об образовательных достижениях студентов, способах их фиксации О методе е-портфолио в оценке индивидуальных достижений…

Вызовы инновационной экономики системе ВО ( доклад на конференции ПР ) Образование как стержень карьеры в течение всей жизни Открытость системы образования Новый образовательный стандарт, система квалификаций, компетентностный подход Пространство поддержки и свободы для таланта, инициативы и мотивации студента Новые технологии - ИКТ Новые роли преподавателя

Образование и оценивание Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах. В системе оценивания три элемента должны быть взаимосвязаны и согласованы: наблюдения, интерпретация, понимание результата. Система традиционного оценивания всегда пытается перевести измерения некоторых образовательных результатов, подвергнутых измерениям в конкретные отметки Необходим баланс в соотнесении оценки, которая чаще всего является формальной и результатов оценивания, которые могут быть значимыми для студента

Технология оценивания образовательной и профессиональной деятельности при помощи электронного портфолио (portfolio assessment) широко используется в США и Европе

Сайт института педагогики, психологии и социологии

7 Е-портфолио магистров педагогики

Обсуждение Какие технологии оценки результатов в ВШ смогут помочь студенту понять его притязания на ВХОДЕ в вуз и на ВЫХОДЕ? Каковы возможности метода е-портфолио для образовательного пространства вуза? Концепция портфолио студента СФУ ID Архивы Резюме: образование, трудоустройство, здоровье Службы протоколы

К чему готовит ВШ? профессиональной деятельности переходу «учеба-работа» успешному трудоустройству с будущим карьерным ростом следующей ступени образования успешной социальной адаптации ……

Цитаты «Оценивание помогает понять, что студент считают важным, как он тратит время и как он видит себя «субъектом» оценивания… если Вы хотите изменить отношение студента к учебе – измените систему и методы оценивания»Brown, Getal 1997 «Оценивание должно быть аутентичным, чтобы быть объективным» Biggs, 1999

Системы оценки образовательных результатов в Российских вузах 5-ти (3-х) балльная шкала (пример с неуд. гос. Экзамен) Балльно- рейтинговая шкала оценивания в кредитно-модульной системе. Болонский процесс. Академические результаты Стипендия ECTS Diploma Supplement Академическая мобильность Уровневая система Участие студентов в организации обучения Качество образования

Зачетная единица (кредит)

Результаты обучения...описывают то, что студент, как ожидается, будет знать, понимать или в состоянии сделать после успешного завершения процесса обучения. Они относятся к описателям уровня в национальных, региональных и европейских структурах квалификаций.

Вклад БРС в оценку результатов обучения или… организацию и мотивацию??? Информирование студентов о правилах игры по оценке и рейтингу (конвенция) Участие в формировании рабочих планов студентов (Запись на кредиты) Ритмичность обучения Сопровождение тьютора

Какие результаты студента ВУЗа остаются за кадром? Статьи Выступления на конференциях Победы в конкурсах Изобретения… Научные достижения Премии, Призы Грамоты Сертификаты Конференции Патенты… Личные и «общественно-значимые» достижения Академические достижения за пределами ВУЗа

Проблема – студент предъявляет диплом и оценки, а не научно-образовательные результаты нет демонстрации индивидуального прогресса и возможности отнестись к достоверным артефактам нет демонстрации персональных достижений; профессиональных, инструментальных, социальных компетенций

Технология электронного портфолио Электронное портфолио как технология разработана для сбора и использования артефактов и результатов обучения: Компетенции Знание Сети – личные / профессиональные / социальные Данные: Результаты обучения, формальные и неформальные Рефлексии – рефлективный практик Документы, отчеты, ссылки Планы – обучение, развитие, качество… Сертификаты и дипломы Письменные подтверждения (внешняя оценка)… Поддержка: Планирование обучения Неформальное и формальное одобрение, признание Трудоустройство Электронное портфолио как технология разработана для сбора и использования артефактов и результатов обучения: Компетенции Знание Сети – личные / профессиональные / социальные Данные: Результаты обучения, формальные и неформальные Рефлексии – рефлективный практик Документы, отчеты, ссылки Планы – обучение, развитие, качество… Сертификаты и дипломы Письменные подтверждения (внешняя оценка)… Поддержка: Планирование обучения Неформальное и формальное одобрение, признание Трудоустройство Применять Планировать Собирать Выбирать Соединять Рефлектировать Публиковать 18

Beetham (2004), «Цель процесса разработки портфолио - это дать возможность обучаемому выделять и размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, используя формирующую обратную связь, и давая возможность преподавателям поддержать успехи и предпочтения обучаемых соответствующими способами» еPortfolio – как инструмент поддержки обучаемых в рефлексии и планировании их процессов обучения. ePortfolio должно быть местом для студентов, где они могут иметь собственную «представленность» в научно-образовательном сообществе, где студенты, возьмут ответственность за свои собственные процессы обучения и займут активную позицию в обучении Beetham (2004), выделил четыре основных цели ePortfolio: оценка, обучение, презентация и профессиональное развитие.

Аутентичное оценивание Портфолио является технологией аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности. Это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности. Swell

21 Разработка электронных оценочных портфолио Способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Собирая оценочный портфолио, студент участвует в отборе содержания, обосновывая при этом критерии для отбора и оценивания. Процесс сбора материалов портфолио, является целенаправленным и рефлексивным, осуществляется в сотрудничестве и совместном взаимодействии с другими участниками учебного процесса, Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий в группе. «Культура портфолио» поддерживает общение студентов, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать. Аутентичное оценивание

22 Разработка электронных оценочных портфолио Портфолио технология аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые представляют образовательные результаты в продуктном виде и содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности организация оценивания студентом успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления

Чем отличается метод портфолио от других методов оценивания? Оценка исходит из различных источников. Оценка качественная и количественная. Оценка ориентирована на длительный период. Самооценка и внешняя оценка.

Недостатки портфолио Проблемы надежности и справедливости. Затратность для преподавателя (особенно, если портфолио создается в дополнение к традиционной оценке). Необходимость развития индивидуализированных критериев оценки. Трудность анализа, соединения, обоснования изменений развития ученика. Нечеткость критериев отбора материалов может привести к набору поделок. Проблемы надежности и справедливости. Затратность для преподавателя (особенно, если портфолио создается в дополнение к традиционной оценке). Необходимость развития индивидуализированных критериев оценки. Трудность анализа, соединения, обоснования изменений развития ученика. Нечеткость критериев отбора материалов может привести к набору поделок. 24 Методология и философия метода портфолио

25 Развитие электронных портфолио Проблемы Содержательные формулировка заданий для сбора портфолио; отбор артефактов; выработка критериев адекватной оценки результатов портфолио. Технологические создание специального хранилища портфолио студентов; разработка единой электронной формы портфолио студентов.

Пример структуры портфолио магистра Приветствие Титульная страница портфолио. Несколько слов о себе. Фотография. Девиз. Ссылка на резюме. И т.п. Обо мне Автобиография. Размышления о причине выбора профессии и вуза. Жизненные принципы. Основные цели. Видение перспективы. Идеалы. Кумиры. Хобби. Достижения Демонстрация достижений (образовательных, научных, общественных, личных, профессиональных). Примеры наиболее удачных работ. Сертификаты, дипломы и т.п. Рефлексия Оценка своих ценностей и идеалов, представлений о себе, своих сильных и слабых сторонах. Анализ своих учебных достижений, анализ учебных курсов. Задачи в образовании и карьере. Проф. и образовательные планы, способы, средства и время их осуществления. Резюме Подробное резюме для потенциальных работодателей. Ресурсы Ссылки на показавшиеся полезными для учебы, исследования и карьеры сайты и издания. Контакты Контактная информация, адрес электронной почты.

Отчет о практике Проекты по предметам Исследовательские проекты Эссе презентации Power Point Оригинальные комментарии Графические файлы Фотографии Художественные произведения Отчет об общественной работе Рефлексию Что положить в е-портфолио?

Раздел «Достижения»

Примеры портфолио студентов СФУ

Разделы электронного портфолио студента для оценивания Рабочие материалыРаздел достиженийРаздел самооценки Цель: оценивание академических и профессиональных достижений. Студент отбирает собственные, наиболее выдающиеся работы Для корректировки работы по курсу и результатам деятельности. План работы и критерии оценки обсуждаются со студентом Заметки и наблюдения студентов о ходе работы, трудностях, ресурсах, результатах Структура портфолио: «Предисловие», «Обо мне», «Целевые установки» «Рабочие материалы», «Достижения»,«Отзывы», «Рефлексия» Структура портфолио: «Предисловие», «Обо мне», «Целевые установки» «Рабочие материалы», «Достижения»,«Отзывы», «Рефлексия»

Примеры рефлексивных артефактов портфолио студентов Профессиональные принципы Я считаю, что учащиеся могут научиться чему-либо через постановку вопросов и нахождение ответов. Я стараюсь научить своих учеников делать это компетентно и они берут на себя ответственность за свое обучение. Через познание мира они учатся ценить и уважать своих сверстников, самих себя и меня, их учителя. Когда это происходит, они начинают действовать как развивающееся сообщество и поддерживать друг друга в процессе обучения и развития. Я считаю, что я должна уважать абсолютно всех учеников, независимо от уровня их развития. Я учитываю потребности каждого ученика, дифференцируя задания. Это позволяет им учиться в наиболее подходящем для каждого темпе. Таким образом, они учатся ценить разнообразие человеческих потребностей, и это очень объединяет их как сообщество. Я также считаю, что каждый ученик заслуживает, чтобы на него возлагали высокие надежды. Это сильно мотивирует детей и улучшает атмосферу в классе. Я стараюсь следовать этому принципу, и поэтому все мои ученики стремятся быть лучше.

Рефлексивный отчет по ОДИ Пункт 1. Случаи изменения мышления на игре. В первый же день началась активная мозговая деятельность. Где-то после 30 минут общения с игротехниками стало понятно, что они от нас требуют. А именно они требовали все той же самой конкретики в определении цели и ресурсов нашей группы. Изменение мышления в первый день произошло именно при обсуждении нашего доклада. Мозги кипели. И это ощущение мне очень понравилось, хотя раньше мне не очень нравилось рассуждать. Возможно, все дело было в том, как слушают тебя и слышат ли. В нашей группе каждый смог высказать свою точку зрения, и мы все вместе решали, принимаем ли точку зрения или нет. Получается, что внутри нашей группы происходила небольшая коммуникация. Мы смогли услышать и понять друг друга.

Рефлексивный отчет по ОДИ Пункт 2. Фиксация изменения речи и языка, способы изложения. Стиль речи, безусловно, поменялся. Я заметила, что мой словарный запас обогатился такими словами как «коммуникация», «гипотеза», «притязание», «рефлексия», «ресурсы», словосочетанием «образовательное пространство». Я по-новому поняла смысл этих слов, с помощью установочных лекций, словарей и Интернета. Во время докладов я заметила, что участники первого кластера стараются вывести участников второго кластера на коммуникацию. Для этого они применяли некоторые шаблонные фразы, например: «Я правильно понял (а), что…», «Почему вы считаете, что...» и многие другие. Последний день в группе я старалась употреблять эти выражения, но я не думаю, что у меня это хорошо получалось. Пункт 3. Собственные действия. Благодаря игротехникам, мы начали понимать свои плюсы и минусы. Поняли, кто, чем сможет быть полезен для нашей группы. Я думаю, что при обсуждении в группе у меня была активная позиция, я старалась участвовать во всех обсуждениях. Возможно, я бы хотела выступить с докладом на пленуме, но я не обладаю ораторскими способностями, поэтому я решила активно действовать внутри группы, а также на мне была ответственность за схемы (рисовала схемы).

37 Для чего студенту е-портфолио? Барретт Х. По результатам формирования портфолио – рефлексия в виде ответов на следующие вопросы: «Что есть?» – анализируются имеющиеся материалы портфолио и собственный опыт. «Что это даёт?» – студент выделяет, чего он достиг (что узнал, чему научился, что развил в себе) и соотносит это с внешними требованиями. «Что делать дальше?» – планируется будущее развитие (что он хотел бы узнать, чему хотел бы научиться, что хотел бы развить в себе). Барретт Х. По результатам формирования портфолио – рефлексия в виде ответов на следующие вопросы: «Что есть?» – анализируются имеющиеся материалы портфолио и собственный опыт. «Что это даёт?» – студент выделяет, чего он достиг (что узнал, чему научился, что развил в себе) и соотносит это с внешними требованиями. «Что делать дальше?» – планируется будущее развитие (что он хотел бы узнать, чему хотел бы научиться, что хотел бы развить в себе). Разработка рефлексивных портфолио

38 ПРОЕКТ СФУ НМП «Модели применения е-портфолио в оценке образовательных достижений студента и профессиональных компетенций преподавателя» Проект позволит: разработать более универсальную структуру электронного портфолио; описать прототип модели для интеграции электронного портфолио в учебную практику; разработать руководство по интеграции электронного портфолио в образовательные программы различных дисциплин. Обучение консультантов для электронного портфолио Повышение квалификации Выявление различий (бакалавр, магистр… Структура портфолио студента Стандарты, квалификации, компетентности Индикаторы оценивания Дизайн курса, включающий электронное портфолио Методическая поддержка Интеграция метода электронного портфолио в образовательные программы отдельных курсов Административные вопросы

39 Электронное портфолио: процесс обучения Как мы можем измерить обучение (формально и неформально)? Измерение результатов обучения по отношению к стандартам (сопоставление результатов обучения со стандартами). Получая информативную обратную связь (от заказчика, других студентов, экспертов, экзаменаторов). Как можно идентифицировать формальное и неформальное обучение? Формально: присуждением чего-либо (оценивание и внешнее подтверждение). Неформально: признание среди студентов (социальные сети). Цикл обучения Колба Реальный опыт Реальный опыт Абстрактное представление знаний Абстрактное представление знаний Активное экпериментирование Активное экпериментирование Рефлективное наблюдение Рефлективное наблюдение Аппликатор Аналитик Ученый Практик Как мы можем «визуализировать» процессы обучения? Фиксирование событий и результатов обучения: рефлексии, эксперименты, обратная связь… (поддержка журнала обучения, записи или блоги; сбор данных/результатов обучения)

40 Заключение Видение возможностей и проблем отдельных студентов. Основания для дальнейшего анализа и планирования. Средства для связи и обмена информации среди оценивающих персон. Развивает активную позицию студента, «визуализирует» цели и результаты. Адресность и сложность оценки. Охватывает широкие контексты из разных областей. Использование метода е-портфоли в вузе

Спасибо за внимание!