2013 Санкт- Петербург Как написать рабочую программу по физике? ГАОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога. Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. (Сенека)
Advertisements

Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
От образовательной программы школы к рабочей программе педагога МАОУ «СОШ 13» Семинар «ФГОС основного образования» Сентябрь 2015 года.
Городской семинар Достижение метапредметных результатов, заявленных в ФГОС, с помощью УМК по физике ИД «Дрофа»
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
Рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС ООО Зам. директора по УВР Попова Г.И.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
2011 – 2012 учебный год РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Рабочая программа начальные классы Кошелева Т.А., методист ОМЦ ЗОУО ДО г. Москвы.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Транксрипт:

2013 Санкт- Петербург Как написать рабочую программу по физике? ГАОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Татьяна Сергеевна Фещенко, к.п.н., доцент

Важнейшая задача современной школы - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, т.е. научить учиться Приоритетным направлением развития образования является достижение его качества, отвечающего актуальным потребностям личности, общества, государства.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОУ В значительной степени условия эффективности реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и отражаются в его образовательной программе. ООП ООО содержит три раздела: 1. Целевой. 2. Содержательный. 3. Организационный.

Понятие УУД Понятие УУД Умение учиться = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы;познавательные и учебные мотивы; учебная цель;учебная цель; учебная задача;учебная задача; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

УУД обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться

Виды УУД ЛичностныеЛичностные ПознавательныеПознавательные РегулятивныеРегулятивные КоммуникативныеКоммуникативные

Нормативная база Конституция РФ, ФЗ 273 от «Об образовании в РФ»: Ст. 12, 28, 48, Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования Программа ООП Образовательная программа ОУ Примерная программа по физике Учебный план ОУ

Нормативная база Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва (Квалификационные характеристики) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. Москва «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Опубликовано 20 октября 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. регистрационный N 18638

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Учитель. Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Учитель. Должностные обязанности. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

Что такое программа? Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины или ее раздела части (например, Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009). Программы общеобразовательных учреждений. Физика классы. – М.: Просвещение, 2009) Примерная программа - ориентир для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную часть учебного курса), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной содержания Рабочая программа составляется на основе примерной программы. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования, определения последовательности его изучения, детализации содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТЧИКУ

ОСОБЕННОСТИ ПП 1. ПП по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС ООО 2. Содержание ПП обусловлено: задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; предметным содержанием системы общего среднего образования; психологическими возрастными особенностями обучаемых.

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Зачем учить? (Цель) 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) Надо, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики)

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих действие ученика Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов ФГОС ООО Основной результат – развитие личности школьника на основе учебной деятельности

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа (Зачем учить?) Портрет выпускника: основная школа – старшая школа (Зачем учить?) ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию; познающий себя, утверждающий себя как взрослый; способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность; умеет работать в группе и индивидуально; разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни. избирательность интересов; личная профессиональ- ная перспектива; осознающий себя личностью; готов к сотрудничеству для достижения совместного результата; осознанно выполняет правила здо- рового и безопасного образа жизни. понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий;

Фундамен- тальное ядро содержания образования Содержание образования

Фундаментальное ядро содержания общего образования (Чему учить?) 20 СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ деятельность по получению нового знания результат этой деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира И

ведущие идеи и теории ключевые факты основные понятия методы Фундаментальное ядро определяет Основополагающие элементы научного знания

Чему учить? (ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. 1897, С Естественнонаучные предметы Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты Физика: 1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; 2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; 3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; 4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.

Предметные результаты 5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования; 6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; 7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья; 8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

БЫСТРО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР НЕОБХОДИМОСТЬ УСТРАНЕНИЯ ДЕФИЦИТА ЗНАНИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ПОТРЕБНОСТЬ В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ И САМОБРАЗОВАНИИ (ФОРМАЛЬНОМ И ИНФОРМАЛЬНОМ) ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ (ОБРАЗОВАНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ)

26 Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

27 Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ ФИЗИК МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК

28 РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВЕ РП УЧИТЕЛЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ООП ООО) Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ, УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД, ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТОВ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ, САМОАНАЛИЗА И Т.П. Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) определена ФГОС ООО В соответствии со ст. 32 Закона РП по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно. РП - локальный документ образовательного учреждения, определяющий перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению, и характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Функции рабочей программы Нормативная – документ обязательный для выполнения в полном объеме Целеполагание – определение целей и ценностей, ради достижения которых она введена в образовательную область Определение содержания образования Процессуальная, т.е определение логической последовательности усвоения элементов содержания Оценочная, т.е. определение уровня усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности школьников

Основной смысл понятия «Рабочая программа»: Индивидуальный творческий документ учителя Структурированный, логичный, педагогически выверенный инструмент планирования Отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе/параллели данного учебного заведения Авторский инструмент, с помощью которого учитель определяет приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС ООО

Факторы, которые следует учитывать при составлении РП: Целевые ориентиры и ценностные основания образовательного учреждения Состояние здоровья обучающихся Уровень подготовки обучающихся, степень их учебной мотивации Образовательные потребности семьи и ребенка Возможности педагога Состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ и др деятельности

Формирование «Рабочей программы»: РП формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса (УМК) РП рассматривается одним из структурных подразделений ОУ: рабочей группой, экспертным советом, методическим объединением (кафедрой), затем утверждается руководителем ОУ РП ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ УЧИТЕЛЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ЕМУ ОПРЕДЕЛЯТЬ ДОЛГОСРОЧНОЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 2 3

Структура типовой РП: титульный лист; пояснительная записка; планирование учебной деятельности (календарно-тематическое с выделение характеристик деятельности обучающихся); сведения об использовании учителем учебно- методических материалов и об оснащении учебного процесса

Титульный лист: полное название образовательного учреждения; гриф утверждения РП (м/о, п/с, руководителем ОУ. название учебного предмета, курса для которого написана РП ; обозначение класса/ параллели, для которых разработана программа; краткая информация об авторе-разработчике данной программы (Ф.И.О, кв. категория, педагогический стаж), опыт работы с данным УМК; сроки действия рабочей программы;

В пояснительной записке РП должны быть указаны: авторская программа и учебники (авторы, год издания), которые используются в процессе обучения; педагогические цели и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе/параллели; особенности обучения в данном классе/параллели (развивающее, коррекционное, работа с одаренными или высокомотивированными детьми); особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе/параллели;

В пояснительной записке РП должны быть указаны: информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин целесообразности изменений (эту информацию лучше выделить курсивом) информация об изменении (при необходимости) содержательной части авторской программы с обоснованием этих изменений и описанием резервов, за счет которых они будут реализованы* * Если количество изменений, внесенных учителем достигает 20% и более, то рабочая программа требует согласования и рецензии компетентного органа образования или иной компетентной организации

Общая характеристика учебного предмета «Физика» в основной школе Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, т. к. физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии ЦЕЛИ КУРСА: развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; формирование понимания учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; формирование представлений о физической картине мира.

Общая характеристика учебного предмета «Физика» в основной школе ЗАДАЧИ КУРСА: знакомство учащихся с методами научного познания и исследования объектов и явлений природы; формирование у учащихся знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления и проводить опыты, выполнять лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов; формирование знаний об общенаучных понятиях таких как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; формирования понимания отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для НТП

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ сформированость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; убежденность в возможности познания природы. В необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники. Отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами; мотивация образовательной деятельности на основе личностно- ориентированного подхода; формирование ценностного отношения к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты в основной школе (Примерная программа. 7-9 классы, С. 7) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Метапредметные результаты в основной школе (Примерная программа. 7-9 классы, С. 7) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Метапредметные результаты в полной (средней) школе (Примерная программа классы, С. 11) Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез и т.п.; умение генерировать идеи и определять средства для их реализации; формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Общие предметные знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов; умения пользоваться методами научного исследования; умения проверять теоретические знания на практике; умения применять полученные умения для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания; развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты. Различать причины и следствия и т.п; коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии. Кратко и точно отвечать на вопросы и т.п.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Частные предметные. Например, умения измерять расстояния, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты и т.п. ; понимание смысла основных физических законов и умения применять их на практике: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, ЗСЭ и ЗСИ, закон сохранения электрического заряда. Закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихсяЛичностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельностиМетапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметовПредметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов 45

Учебные мотивы Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции: –ориентировка; –преобразование (исполнение); –контроль; –оценка Структура учебной деятельности

Технология разработки РП Составляется учителем на учебный год или ступень обучения Допускается разработка Программы коллективом педагогов. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора Проектирование содержания образования осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским подходом к реализации целей физического образования школьников.

Этапы разработки РП Выбрать типовую программу по учебному курсу Сравнить цели изучения Учебного курса с целями, сформулированными в ПП по учебному курсу, а также с целями и задачами образовательной программы ОУ. Привести их в соответствие.. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Сформулировать требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки обучающихся Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием Примерной программы

Этапы разработки РП Включить (или исключить) в (из) содержание (я) РП разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе определения избыточного или недостающего информационного материала двух программ. Сравнить цели изучения Учебного курса с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу, а также с целями и задачами ОП ОУ Привести их в соответствие.. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой. Определить дополнительную справочную и учебную литературу Определить и/или разработать КИМ. Составить РП: оформить материалы в соответствии с предлагаемой структурой

Динамика (30 ч.) Основное содержание по темамХарактеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Явление инерции. Инертность. Первый закон Ньютона. Масса. Масса –мера инертности и мера способности тела к гравитационному взаимодействию. Методы измерения массы тел. Килограмм. Плотность вещества. Методы измерения плотности.. Законы механического взаимодействия. Сила как мера взаимодействия. Сила –векторная величина. Второй закон Ньютона, третий закон Ньютона. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения и т.д. Измерять массу тел. Измерять плотность вещества Вычислять ускорение тела, силы, действующие на тело или массу на основе второго закона Ньютона измерять силу взаимодействия между двумя телами Измерять силу всемирного тяготения и т.д.

Законы сохранения импульса и механической энергии (16 час.) Основное содержание по темамХарактеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Импульс. ЗСИ. Реактивное движение Энергия. Кинетическая, потенциальная. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. КПД. Методы измерения работы и мощности закон сохранения механической энергии. Измерять скорость истечения струи газа из модели ракеты. Применять ЗСИ для расчета результатов взаимодействия тел, Измерять работу силы. Измерять кинетическую энергию по длине тормозного пути. Измерять энергию упругой деформации пружины. Экспериментально сравнивать изменение потенциальной и кинетической энергий тела при движении по наклонной плоскости. Применять ЗСЭ Измерять мощность. Измерять КПД

сроки урокаТема (раздел) Планируемые результаты Возмож. виды деятель- ности Возмож. нарапвл. творч. деятель- ности Предм. знания УУД Календарно-тематическое планирование Вариант 1

сроки урокаТема (раздел) Планируемые результаты Возмож. виды деятель- ности Возмож. формы контроля Предм. знания УУД Календарно-тематическое планирование Вариант 2

Календарно-тематическое планирование Вариант 3 Сроки изучения урока Тема (раздел), количество часов Планируемые результаты Возможные виды деятельности Возможные формы контроля Предметные Метапредмет- ные

Календарно-тематическое планирование Вариант 4 Дата урока Тема (раздел), количество часов Тип урока ФП * ПР*КОЦД* МТБ * ПланФакт Ученик научится Ученик получит возможность научиться Вид Форма * Условные обозначения: ФП – форма проведения (организации). ПР – планируемые результаты. КОЦД – контрольно-оценочная деятельность. МТБ – материально-техническая база.

Календарно-тематическое планирование Вариант 5 Номер недели / урока Дата проведения Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (знания, умения) Основные виды деятельности (на уровне учебных действий) Виды контроля (измерители) Коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, ЕГЭ (КЭС КИМ) Коды проверяемых умений КИМ ГИА, ЕГЭ (КПУ КИМ) Домашнее задание.

Типичные недочеты РП: не учитываются цели и задачи образовательной программы школы; недостаточное обоснование необходимости разработки РП; отсутствие некоторых обязательных разделов, например, обоснования целей и задач курса, требования к УУД и т.п.; не всегда предусматривается обеспечение программы необходимым УМК; не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.

Провалить планирование – это спланировать провал. Когда людям дается выбор между изменениями и поиском доказательств, что изменения необязательны, большинство людей увлекается доказательствами. Джон Гэлбрайт

2013 Москва Как написать рабочую программу по физике? ГАОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Татьяна Сергеевна Фещенко, к.п.н., доцент кафедры методики обучения физике