Выборочный метод в социологическом исследовании Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013. © Пузанова Ж.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Понятия выборочного исследования Генеральная совокупность – вся социальная группа, про которую необходимо собрать информацию. В большинстве случаев «генеральная.
Advertisements

Формирование выборки Исследователь решает 3 проблемы: 1. Определение контура выборки (генеральная совокупность) – список всех единиц совокупности, из которого.
1. Сущность выборочного наблюдения, причины и условия его применения. 2. Теоретические основы выборочного наблюдения. Виды и способы отбора единиц в выборочную.
В ЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. Под выборочным наблюдением понимается такое несплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию (наблюдению ) подвергаются.
ВыборкаВыборкаПри построении социологической выборки используется множество специальных терминов, в том числе два важнейших генеральная и выборочная совокупности.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
28 февраля 2013 г.28 февраля 2013 г.28 февраля 2013 г.28 февраля 2013 г. Лекция 12. Случайные выборки Выборочное наблюдение.
ЛЕКЦИЯ 7 ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ § 1. Основные понятия, классификации, обозначения.
Общая теория статистики Выборочный метод в статистике. Статистическая гипотеза.
Методы получения и обработки информации в прикладном исследовании Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 04 Токарев В.В.
Выборочное наблюдение. Понятие выборочного наблюдения. Выборочное наблюдение – это такой вид статистического наблюдения, при котором обследованию подвергается.
Выборки. Типы выборок. Расчет ошибки выборки. Генеральная совокупность Суммарная численность объектов наблюдения (люди, домохозяйства, предприятия, населенные.
Расчет оптимальной численности выборки. Статистическое наблюдение сплошное Обследование всех единиц изучаемой совокупности не сплошное Обследование части.
План маркетингового исследования: проектирование выборки Базовые определения 1. Под генеральной совокупностью или популяцией понимают набор объектов, которые.
План маркетингового исследования: проектирование выборки Процедура формирования простой случайной выборки Этапы формирования простой случайной выборки.
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ТУРИЗМА В.И. Дихтяр Методы исследований в менеджменте Раздел 1.Принятие решений в.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Доверительный интервал и доверительная вероятность.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
Транксрипт:

Выборочный метод в социологическом исследовании Курс «Методология и методика социологического исследования», © Пузанова Ж.В.

Выборочный метод = специальная процедура отбора из генеральной совокупности единиц исследования небольшой ее части (выборки/выборочной совокупности), которая отражает исследуемые параметры всей изучаемой совокупности.

Основные понятия Генеральная совокупность – вся совокупность единиц исследования, подлежащих изучению (население, группа, массив документов, наблюдаемая совокупность… популяция…) или та его часть, которая обладает значимыми для исследования свойствами. Выборка = 1) способ (процесс) отбора объектов генеральной совокупности в выборочную; 2) представительная часть генеральной совокупности, в которой «закон» распределения признака соответствует таковому в генеральной совокупности (выборка есть уменьшенная модель генеральной совокупности). Реальная ГС Идеальная ГС

Преимущества и сложности Преимущества выборочного исследования: экономичность, надежность, оперативность, широкая область применения. Сложности – трудоемкая и ответственная разработка методики и техники исследования; недостижимость полного соответствия выборочных данных и данных генеральной совокупности. Реально изученная ГС Проектируемая ГС Идеальная ВС Реальная ВС Реальная ГС

Основные требования к выборке репрезентативность (отображение основных параметров генеральной совокупности – ее структуры и состояния), типичность объективность (исключение всех субъективных влияний на состав выборки) Основа выборки – полный и точный перечень единиц выборочной совокупности; объем – количество единиц в выборочной совокупности; метод – способ построения выборочной совокупности; структура – процентные пропорции признаков объекта, на основе которых формируется выборочная совокупность.

СИ Типы/виды выборки случайная неслучайная (вероятностная) (невероятностная / целенаправленная / целевая)Методы: - собственно случайный отбор - квотная - механическая выборка - стихийная (моделирование случайности) - метод «снежного кома» - районированная и - основного массива - гнездовая выборки - типичных представителей (введение элементов неслучайности) - на основе пр-па удобства (доступности респондентов, min усилий) - на основе суждений (экспертов: фокус-группы) Сплошное (до ? респондентов) Выборочное

Случайный отбор Простой случайный отбор: нумерация всех элементов из списка ГС и отбор искомой совокупности (таблица случайных чисел или методом лотереи) – повторный и бесповторный. Собственно случайный (равная вероятность быть отобранным у каждого элемента) Квазислучайный отбор – из перечня берется каждый n-ый элемент. Достоинства: избежание систематических ошибок; Ограничения: необходимость наличия полного списка элементов генеральной совокупности; громоздкая и длительная процедура опроса; большой объем выборки по сравнению с другими видами отбора.

Систематический/механический отбор наиболее популярный упрощенный вариант простого случайного отбора, включение в ВС каждого k-того элемента из списка ГС. Шаг выборки (интервал скачка) – математический показатель, рассчитываемый как отношение объема ГС к объему выборки. (Начало отбора выбирается случайным образом в пределах шага выборки)

Районированная/стратифицированная выборка предполагает первоначальное разделение ГС на более или менее однородные части, а затем случайный или механический отбор единиц внутри этих частей независимо друг от друга (т.е. ряд выборок из нескольких подсовокупностей. Обычно деление ГС по стратам (социальным группам) – стратифицированная В., по экономико- географическим районам – районированная В. Достоинства: более высокая точность выборки, чем при случайном отборе, особенно в случае неоднородной генеральной совокупности; Ограничения: необходимость доп. информации и возможность систематической ошибки.

Гнездовая выборка Отбираемые объекты - компактные группы (гнезда/кластеры - населенные пункты, районы, дома, подъезды, предприятия, цехи, бригады). Группы отбираются случайным образом, внутри них проводится сплошной опрос. Достоинства: проще в организационном плане, Ограничения – количество групп в генеральной совокупности должно быть достаточно большим; объем выборки больше, чем при случайном отборе.

Целевая выборка – единицы наблюдения, отвечающие одному или целому ряду определенных критериев, устанавливаемых исследователем НаправленныйСтихийный отбор метод типичных представителей; метод стихийного отбора метод «снежного кома»; (СМИ, улица, пассажиры) квотная выборка метод основного массива (60-70%)

Квотная выборка микромодель объекта СИ, формируется на основе стат. сведений (параметров квот): чаще социально-демографических характеристиках элементов ГС. Структура выборки (удельный вес квот) соответствует/пропорциональна структуре ГС. М.б. завершать процесс стратифицирования – интервьюер целенаправленно осуществляет отбор респондентов определенного пола, возраста, статуса в заданном районе.

Стратегии расчета объема выборки предварительная – объем выборки определяется до проведения основного исследования; последовательная – объем выборки не рассчитывается заранее, а ставится в зависимость от конечных результатов исследования (например, в телефонном опросе постоянно проводится расчет распределений ответов на все вопросы и требуемого объема выборки); комбинированная – предварительно рассчитывают верхние допустимые значения для последовательной стратегии.

Домашнее задание: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. М., Гл. Выборочный метод в СИ Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «ММСИ». М., 2007, Тема 4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Гл. Построение выборки Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., Гл. Программные требования к выборке Дополнительно: Шавель С.А. Концепция и алгоритм построения республиканской социологической репрезентативной выборки // Социология: 4М