Учебник «Компетенции лидерства» Авторы: Орсариев А.А., Изакова А.Т., Асылбекова Л.У.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Advertisements

Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Менеджмент и менеджер
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Транксрипт:

Учебник «Компетенции лидерства» Авторы: Орсариев А.А., Изакова А.Т., Асылбекова Л.У.

Авторы учебника 2-2 Орсариев А.А. – ректор, профессор PhD Изакова А.Т. – кандидат психологических наук, доцент Асылбекова Л.У. – доктор психологических наук, доцент

Цель и задачи учебника 2-3 Основной ЦЕЛЬЮ учебника является формирование современных знаний практико-ориентированных аспектов психологии лидерства, управления и построения карьерного роста на основе системного подхода. Для достижения этой цели ставятся следующее ЗАДАЧИ: обосновать методологическую основу психологии лидерства, с точки зрения социологических и психофизиологических условий формирования компетенций лидерства; раскрыть системный подход в исследовании компетенций лидерства; сформулировать характеристики компетенций лидерства, рассматриваемых в системе развития лидера; научить использовать психологические и социологические технологии диагностики и развития компетенций лидерства.

2-4 Глава 1. Методологические основы исследования компетенций лидерства §1.1. Социальные факторы обусловленности лидерства; §1.2. Психофизиологические закономерности развития лидерства. Глава 2. Системный подход в исследовании компетенций лидерства §2.1. Компетенции лидерства в призме системы «элементы»; §2.2. Компетенции лидерства в призме системы «связи»; §2.3. Компетенции лидерства в призме системы «внешняя среда»; §2.4. Компетенции лидерства в призме системы «устройство». Глава 3. Программы развития компетенций лидерства § 3.1. Аналитичность; § 3.2. Организованность; § 3.3. Конкурентоспособность; § 3.4. Командообразование; § 3.5. Ориентация на качество; § 3.6. Коммуникативность; § 3.7. Этичность; § 3.8. Целеустремленность.

Социальные факторы обусловленности лидерства Мирное сосуществование людей ведет к созданию единых правил в обществе. Наиболее соответствующего идеальному образу человека, социум признает лидером. Человек стремится соответствовать требованиям общества, понимать и осмысливать свои поступки. Осмысленные поступки приводят к эффективности в деятельности, обучению, развитию и самосовершенствованию. Эффективность деятельности дает человеку преимущества и общественное признание, т.е. моральное право быть лидером. 2-5

international business, 5 th edition Схема компетенций лидерства на 360° Вызов сверху Вызов внешнего Вызов равного Вызов снизу Целеустремленность Этичность Командообразование Лидер Конкурентоспособность Ориентация на качество Аналитичность Организованность Коммуникативность

Психофизиологические закономерности развития лидерства Адаптация к социальной среде происходит посредством преодоления препятствий, нейтрализации адреналина. Преодоление препятствия, из-за которого в кровь выброшен адреналин, приводит к выбросу в кровь эндорфина. То есть, при преодолении препятствия человек переживает ощущение удовольствия и счастья. Психофизиологическая обусловленность любого действия человека соответствует следующей схеме: Фрустрация = Мотив = Цель = Время = Энергия = Результат Результат отрицательный – выброс в организм адреналина – новая мотивация и новый запуск схемы Результат положительный – выброс в организм эндорфина 2-7

Системный подход в исследовании компетенций лидерства Социальная система характеризуется наличием: 1) элементов (человек или группа); 2) взаимосвязи между ними (элементы социальной системы стремятся к самосохранению в борьбе за выгодное место в самой системе); 3) стремлением системы к самосохранению и целостности (элементы собираются в систему для адаптации к внешней среде, так как элементы противостоят ей и отличаются от нее); 4) стремлением к сопротивлению от негативных внешних воздействий (элементы, развиваясь в системе, определяют ее целостность, структурность, и наоборот, системой определяются действия и их морфология). 2-8

Компетенции лидерства в призме системы «устройство» Вызовы на 360 Системные установки КомпетенцииОпределение верхний Знание целей и задач Целеустремлен- ность Умение действовать, исходя из целей и задач организации. Знание структуры и ограничений Этичность Умение действовать, исходя из ограничений организации. 2-9

Компетенции лидерства в призме системы «внешняя среда» Вызовы на 360 Системные установки КомпетенцииОпределение внешний Взаимодействие с внешней средой Коммуникатив- ность Умение организовывать эффективное взаимодействие Знание интересов субъектов взаимодействия Ориентация на качество Умение ориентироваться на интересы потребителей 2-10

Компетенции лидерства в призме системы «связи» Вызовы на 360 Системные установки КомпетенцииОпределение внутренний равный Умение сотрудничать Командообразова- ние Умение создавать группу ответственных специалистов Умение соперничать Конкуренто- способность Умение отстаивать позиции в конкурентной среде 2-11

Компетенции лидерства в призме системы «элементы» Вызовы на 360 Системные установки КомпетенцииОпределение нижний Умение синтезировать деятельность Организаторство Умение эффективно организовать деятельность Умение анализировать деятельность Аналитичность Умение последовательно мыслить и действовать 2-12

Аналитичность СоставляющиеОпределения Способности Аналитические способности характеризуются следующими составляющими: логичность, методичность, тщательность в решении проблем, рациональность, упорядоченность, предсказуемость, учет деталей; умение формально правильно связывать суждения; точный и систематический анализ факторов, влияющих на будущее компании. Специфика решения задач 1. Расчленять явления на составляющие элементы; 2. Осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; 3. Находить в теориях и идеях выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; 4. Правильно диагностировать явление; 5. Находить основную задачу и способы ее оптимального решения. Координация информации Интегральное мышление - мыслительный процесс внедрения новых инновационных идей. Интегральное мышление обладает предвидением будущего результата и дает возможность лидеру быть в состоянии абсолютной свободы, не выбора, а именно свободы принятия стратегически важного решения. Специфика информации Лидер должен владеть необходимой информацией, выделять главное, отслеживать нужные связи, выделять ключевые элементы и рассчитывать нужные точки опоры и воздействия, а также уметь видеть границы различных систем и уметь выходить за их пределы. То есть обладать навыками системного мышления. Информация Понятие «информация», как уже было сказано ранее, используется многими научными дисциплинами, имеет большое количество разнообразных свойств, но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства информации, которые ей наиболее важны. В рамках нашего рассмотрения наиболее важными являются такие свойства, как дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. 2-13

Организаторство СоставляющиеОпределения Самоорганизация Три типа самоорганизации системы: 1.Самозарождение организации. 2.Сохранение системой своей организации при изменении внешних или внутренних условий. 3.Процесс качественного изменения системы, направленный на ее развитие и самосовершенствование. Мотивация Мотивированность определяется приверженностью достичь цели и высокой самооценкой. Люди, обладающие высокой мотивацией, активны и изобретательны. Они хорошо знают, чего хотят и деятельны во имя достижения желаемого. Координированная деятельность В результате координированной деятельности, составления модели (картины) достигается целостное понимание содержания и смысла деятельности, и возникает необходимость составления отдельных взаимосвязанных между собой задачи. Менеджмент Менеджмент – эффективное воздействие на людей для достижения целей (личности, группы, организации). Лидеру необходимо сконцентрироваться на следующих функциях менеджмента: Определение программы действий; Определение целей и их постановка; Обучение сотрудников, партнеров, коллег; Объяснение того, как лучше выполнить работу. Тайм менеджмент Эффективность управления временем проявляется в процессе непрерывного планирования непосредственно во время действий, когда оно настолько прорастает в работу, что становится трудноуловимым аспектом деятельности, присутствующим в каждом ее элементе как неразрывная составляющая. 2-14

Конкурентоспособность СоставляющиеОпределения Анализ собственных ресурсов Рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление, как с точки зрения его содержания, так и его средств. Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия. Саморазвитие и готовность к изменениям Саморазвитие начинается, во-первых, с осознания своих сильных и слабых сторон, а во-вторых, с преодоления некоторых стереотипов сознания, мешающих строить эффективные отношения: с людьми, блокирующих возможности для собственного развития, для творческого отношения к профессии и жизни. Координация позиции в конкуренции Лидеру необходимо уметь наиболее эффективно, успешно координировать свою позицию и конкурентов в реализации своей деятельности. Для данной координации лидеру необходимо обладать такими преимуществами как : стрессоустойчивость, обучаемость и конкурентоспособность. Устойчивость конкурента Сохраняемость и воспроизводимость параметров качественной и количественной определенности этих позиций в течение фиксированного отрезка времени. Устойчивость конкурентных позиций является самостоятельным конкурентным преимуществом компаний Потенциал конкурента Стратегические ресурсы, демонстрирующие ценность лидера, от которых зависит его возможность противостоять новым угрозам со стороны конкурентов и среды 2-15

Командообразование СоставляющиеОпределения Сотрудничество Сотрудничество – способность общаться и доверять друг другу. Межличностное сотрудничество во многих случаях связано со взаимопомощью между людьми. Помимо сотрудничества, связанного с получением материальных выгод, существуют и другие его виды сотрудничества: мотивированное потребностью в самоутверждении, а также в дружеской поддержке. Технологии влияния Технологии влияния – это технологии убеждающего воздействия. Основные принципы влияния: Принцип повторения. Принцип достижения первичности воздействия. Принцип обеспечения доверия к источнику информации. Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания информации. Координация ролевых ожиданий и специализации субъектов Центральное звено командообразования, где ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Ролевое ожидание, это то поведение, которого ждут окружающие, зная социальный статус личности Ролевые ожидания специалистов Ожидание – это прогностическая функция, которая содержит в себе то, что привнесет объективная реальность для индивида. Через ожидание формируется взаимовлияние ведомой группы и лидера. Лидер на основании своих представлений о ведомой группе ожидает определённого развития ситуации и, исходя из этого, действует на опережение. Специализация Специализация – это составляющая компетенции командообразования в системе компетенций лидерства, является параметром организационного дизайна : горизонтальная специализация; вертикальная специализация 2-16

Ориентация на качество СоставляющиеОпределения Собственные ресурсы, способности и возможности Сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы деятельности, которые дают возможность извлечь выгоду для человека, группы, организации. Развитие – есть непрекращающийся процесс приобретения и расширения своих ресурсных возможностей и, поскольку ход развития строго индивидуален, имеющиеся в распоряжении ресурсы различны Стратегии использования ресурсов Стратегии использования ресурсов ориентированы именно на тот набор ресурсов, который имеется. История, накопленный опыт, характер и культура, сильные стороны и способности – все являются факторами, влияющими на формирование стратегии и определяющими ее успех. Координация потребностей и возможностей Основывается на результатах ранжирования компетенций, проведенного в соответствии с внешними и внутренними условиями системы. Механизмы: Анализ рынка; Анализ внутренних условий; Ранжирование компетенций, выявление ключевой; Составление стратегического плана; Подведение итогов. Потребительские заявки Потребительские заявки – потребительная стоимость продукта как совокупности предъявляемых к нему иерархии требований: «умение организовать», «умение работать с людьми» и «специальная организация деятельности или специальное программирование». Субъект потребитель Субъект потребитель заказывает, приобретает и использует продукт (товар, услугу) для личных нужд. Он находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия 2-17

Коммуникативность СоставляющиеОпределения Коммуникативные возможности Коммуникативная функция – одна из основных и специфических функций управления в целом. Коммуникативное поведение – реализация коммуникативной функции, в которой особое место принадлежит речевому – вербальному поведению. Коммуникативные явления и закономерности – психологические эффекты, возникающие в ходе общения и межличностных контактов. Коммуникативные процессы – психологические механизмами обеспечения общения. Типы коммуникации Характеризуются признакам: ориентации, направленности коммуникаций : внешнеорганизационные; внутриорганизационные коммуникации подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Координация коммуникативных стратегий Реализует целый ряд управленческих функций : воспитательная, дисциплинарная, арбитражная, психотерапевтическая и экспертно- консультативная. Прием и передача информации Оценка, осмысление, формирование информации, ее прием и передача несет комплексный характер управленческой деятельности и в максимальной степени требует синтетического участия в ней всех познавательных процессов. Коммуникативные роли Передача директив, команд, распоряжений, приказов и отчетности; Передача сообщений о состоянии дел, достижениях, новостях,; Передача специализированных знаний, опыта 2-18

Этичность СоставляющиеОпределения Убеждения Убеждения придают уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Содержание лидерского самосознания составляют следующие установки: установка на формирование высокой профессиональной культуры; установка на наличие обостренного чувства справедливости; установка на формирование общего и специально-профессионального интеллекта. Соблюдение требований Требования призваны обеспечивать добросовестное исполнение обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений на основе соответствия поведения правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам. Координация и регуляция нормативных актов Координация и субординация являются итогом различных процессов познания. Координировать, значит, согласовать, то есть установить целесообразное соотношение между какими-либо действиями, явлениями. За счет координации достигается гармонизация общественных отношений. Правила поведения Нормы, которые определены в каждой культуре, нормы: разрешенные, желаемые, нежелательные. Некоторые нормы меняются по мере изменения общества Нормальная личность Стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. 2-19

Целеустремленность СоставляющиеОпределения Цели лидерства Личная цель – это тот самый главный фактор, который способен сделать любого человека лидером. Управление с целью начинается с определения личной цели лидера. Способы достижения цели Выработать систему напоминаний; Составить расписание; Быть исполнительным; Обдумывать возможность осуществления обязательств; Распределять свои полномочия другим людям; Быть дисциплинированным. Регуляция целей В социуме постоянно проходят процессы как разупорядочения, так и упорядочения, поэтому социум и сохраняет свою целостность, представляя собой социальную систему. Поддержание собственной целостности системами достигается в процессе самоорганизации. Упорядоченность социума достигается за счет того, что самоорганизация предполагает свое регулирование. Виды цели Общие цели: интегральные и функциональные: специфические цели, стратегические цели, тактические цели, текущие цели, оперативные цели. Социальные цели Социальные цели вырабатывает государство для создания социально ориентированных параметров жизнедеятельности населения. Эти цели направлены на повышение уровня и качества жизни, улучшение условий труда, повышение квалификационного и образовательного потенциала населения, усиление охраны здоровья и прочие параметры, ориентированные на сильную социальную политику. 2-20