ТЕМА 5 МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на своих ошибках. Принципы менеджмента «Дженерал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА». ПЛАН 1. Японский стиль управления. 2. Направленное изменение стратегии управления. 3. Особенности принципов стратегии.
Advertisements

«ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА». ПЛАН 1. Японский стиль управления. 2. Направленное изменение стратегии управления. 3. Особенности принципов стратегии.
Немецкая модель менеджмента Особенности немецкой модели менеджмента Ключевые участники немецкой модели Структура владения акциями в немецкой модели Информационный.
Термин шведская модель возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально- экономическом отношении государств в конце 1960-х.
ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ. ПЛАН : 1.Общее понятие европейского метода управления 2.Макс Вебер 3.Где применяется эта модель ? 4.Людвиг Эрхард и его.
ЛЕКЦИЯ 1 ВВЕДЕНИЕ. Понятие об экономике как о науке. Экономика – это все виды деятельности людей, которые позволяют человеку, обществу, обеспечивать себе.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Выполнила : Уришева Диана Б.. Введение. Модель менеджмента в Германии. Российский менеджмент. Сравнительный анализ немецкого и российского менеджмента.
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
Рыночная организация хозяйства Подготовила студентка группы Т 9-14 Марейчева Юлия Преподаватель: Кремер Ольга Ивановна.
МЕНЕДЖМЕНТ. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУРСОВАЯ РАБОТА тема «Особенности и совершенствования.
Транксрипт:

ТЕМА 5 МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ Руководитель не может позволить себе роскошь учиться на своих ошибках. Принципы менеджмента «Дженерал Моторс» На современном этапе сложилось несколько стилей, точнее моделей менеджмента: американская, европей­ская и японская. Нельзя не отметить и российский опыт управления. Управленческая мысль в нашей стране не только не отставала, но и опережала развитие менедж­мента на Западе. Американская модель менеджмента. Широко при­меняется на предприятиях США, Великобритании, Авс­тралии, Новой Зеландии и ряда других стран. Интерес к изучению именно этой модели заключается в том, что она базируется на основах классической школы менеджмента, именно США стали родоначальником науки и практики менеджмента и оказали большое влияние на формирова­ние и развитие различных направлений управления. Американская модель менеджмента характеризуется наличием корпорации (в настоящее время применяется как синоним термина акционерного общества). Практи­чески все организации Великобритании и США являются корпорациями. Данная форма собственности предполагает наличие трех участников это менеджеры, директора и акционеры. Капитал формируется за счет

акционирования, и в последние годы наблюдается увеличение числа независи­мых (не связанных с корпорацией) акционеров. Взаимодей­ствие акционеров, управляющих и директоров происходит на ежегодных собраниях акционеров. Основной момент в управлении корпорациями это создание совета директо­ров, который принимает на себя обязательства проводить постоянный контроль и действовать в пользу акционеров (собственников). Это связано с тем, что, вложив деньги, ак­ционеры не несут юридической ответственности за действия корпорации. Появляется ряд таких понятий, как «инсайдер» (лицо, работающее в корпорации) и «аутсайдер» (лицо, не связанное с корпорацией). Из их числа складывается совет директоров, и в последнее время английски и американ­ские корпорации предпочитают независимых директоров. Наличие законодательной базы, требований к раскрытию информации, четких действий и взаимоотношений между участниками англо-американской модели дали возможность собственникам и управляющим эффективно функциони­ровать в условиях рынка, разрабатывать стратегические планы, привлекать работников корпорации к разработке направлений внутреннего и внешнего развития.

Современное американское управление базируется на: наличии рынка; корпоративном предпринимательстве; индустриализации. Развитие менеджмента в США формировалось под воздействием исторических факторов. Большое число иммигрантов, пытающихся выжить в новых условиях, боролись за существование и надеялись только на себя, это заложило психологию старшего поколения менедже­ров «каждый сам за себя, дело превыше всего» и сфор­мировало авторитарный стиль управления. Японский опыт управления стал основным толчком для пересмотра сложившихся методов и принципов. Развивается демо­кратический стиль управления, но сохраняются жесткие требования к менеджерам.

Европейская (западноевропейская) модель менедж­мента. Мы рассмотрим два направления формирования и существования данной модели. Одно направление бази­руется на вкладе ученых европейских стран в формиро­вание понятия «менеджмент» и особенности управления в некоторых странах. Второе направление основано на изучении немецкой модели менеджмента. Исследования ученых европейских стран показали, что помимо денежного вознаграждения присутствует психологический фактор индивида, который влияет на его поведение.

Существенный вклад в развитие менеджмента внес­ли английские ученые, разработав метод «исследование операций». Р. Фэлк, JI. Урвик и М. Вебер занимались разработкой и исследованием принципов управления. М. Вебер разработал идеальный тип административной ор­ганизации «бюрократия». Вопросами научного управления занимались А. Шателье, Ш. Фременвиль, братья Андре и Э. Мишлен, Анри Файоль, который внес огромный вклад в становление менеджмента как науки, разработал искус­ство администрирования и являлся основоположником классической школы менеджмента. Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались вопросы привле­чения работников к «участию в управлении», были сфор­мированы подходы к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. Особый интерес представляет шведская модель со­циализма, это объясняется прежде всего правильным выбором направления общественного развития. Швеция представляет собой страну с высоким уровнем матери­ального и социального развития, это стало основой для исследования Г. Мюрдаля. Шведская модель основана на сокращении имущественного неравенства за счет пере­распределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этой стране работают фирмы с мировой известностью «Сааб», «Скания», «Вольво», «Вольво Трак»,

«Эрикссон», «Электролюкс», «Альфа-Лаваль», SKF. Высокий уровень инноваций. Вы­сокоразвитая и постоянно модернизируемая инфраструк­тура. Отличное состояние техники. Хорошо образованный персонал, владеющий английским языком. Л. Эрхард ( ), федеральный канцлер ФРГ в гг., министр экономики, был основателем по­литики экономического возрождения Западной Германии после Второй мировой войны. Его концепция «социаль­ного рыночного хозяйствования» включает: государственное вмешательство и регулирование экономики; основой планирования является система установ­ленных планов и показателей, являющихся наиболее эффективными (индикативное планирование). Немецкие и австрийские корпорации в основном используют немецкую модель менеджмента, ее также используют в Нидерландах и Скандинавии. В настоящее время часть корпораций Франции, Бельгии стали приме­нять основные элементы данной модели. Она отличается от управления корпорациями в Японии и США. Отли­ чительными особенностями являются:

разделение на двухпалатный независимый друг от друга совет, который состоит из Правления (чиновники корпорации) и наблюдательного совета (представители рабочих и акционеров); численность наблюдательного совета строго рег­ламентирована законом; существуют ограничения прав акционеров при голосовании (число голосов может не совпадать с коли­чеством акций). В сравнении с американской моделью корпорации предпочтение отдается банковскому финансированию, таким образом, структура управления в большей степени принадлежит корпорации и банкам. Например, в 1990 г. структура была следующая: 41% собственность корпо­рации, 27 банки, 3 пенсионные фонды; 19 ино­странные инвестиции и только 4% индивидуальные акционеры. В настоящее время крупная доля иностран­ных

инвестиций стала особенно влиять на структуру управления, так как инвесторы начали заявлять о своих правах, многие требуют перехода на американскую сис­тему финансовой отчетности. Японская модель менеджмента. Японский стиль уп­равления совершенно отличается от рассмотренных ранее моделей. Он является специфическим стилем управления во всех сферах и на всех уровнях, отражая историческое наследие, культуру и общественную психологию страны. На сегодняшний момент Япония является лидером на мировом рынке, на ее долю приходится 44,5% стоимости акций всех стран мира, причем численность населения составляет всего 2% земного шара. Особенностью данно­го стиля является ориентация на человеческий фактор в группе. В Японии профсоюз является законным предста­вителем работников по вопросам заработной платы и взаи­модействия с руководством. Профсоюзы являются союзом рабочих одной фирмы и не разделяются по профессиям. X. Иосихара предлагает следующую характеристику японского стиля управления: гарантия занятости (система пожизненного найма) и общности. Получая гарантию стабильности, работник полу­чает мотивацию для эффективной работы, чувство принад­ лежности, необходимости. Это помогает улучшить взаимоот­ношения между работниками всех уровней управления. Свобода слова и корпоративные ценности. Исполь­зуя общую информационную базу, работники получают возможность разделения общей ответственности, что улучшает взаимоотношения и повышает производитель­ность труда. Информационное управление. Систематический сбор данных, обработка и своевременное принятие реше­ний. Повышается производительность труда. Качество. Присутствие руководителя на производстве. Управ­ленческий персонал размещается, как правило, в произ­водственных помещениях. Чистота и порядок. Является одним из факторов высокого качества японских товаров.

На японских предприятиях выше всего стоят соци­альные потребности. Принятие управленческого решения зависит от ситуации. Система оплаты труда основана на повышении заработной платы за выслугу лет. Если ра­ботник уходит и устраивается на другую работу, то стаж прерывается и он все начинает заново. Основные принципы японской модели управления: интересы фирмы должны соответствовать интере­сам работника взамен на гарантии и блага; высокая кооперация, равенство среди работников; равное соотношение влияния между управляющи­ми, инвесторами и работниками; система взаимосвязи между деловыми партнерами. Особенностью японской модели являются концепция непрерывного обучения. Постоянное самообразование, повышение квалификации, обучения являются основой мастерства, причем повышать мастерство следует без получения какой- либо выгоды. Японцы учатся на чужих ошибках. Основным направлением считают инновации. Японский метод принятия решений предполагает полное единодушие, если его нет, решение не принимается. В соответствии с существующими теориями поведе­ния: теория «X» (Ф. Тейлор), теория «Y» (Д. Мак-Грегори), появляется теория «Z» (В. Оучи), основанная на японской модели, сравнительная характеристика теорий представ­лена на рис. 1.6.

В Японии управленческий контроль это часть опре­деления управленческого планирования и обратной связи. Например, в фирме «Мацусита», имеющей сеть филиалов, предполагается, что каждый отдел, потом филиал разра­батывает свой план, а затем на их основе разрабатывается общий план компании. Этапы планирования: разработка и определение стратегии компании; задаются ориентиры для планирования в филиалы (директивы); определение филиалом политики планирования; подготовка плана и проекта бюджета каждого отделения; подготовка плана филиала; проверка и утверждение планов; передача утвержденного проекта плана в компанию.

Существует на предприятиях такое понятие как кру­жок качества, который является частью системы управ­ления качеством. Он включает в себя как рабочих, так и мастеров, инженеров. Основными задачами кружков качества являются: совершенствование и развитие предприятия; создание творческой обстановки на участке; развитие способностей сотрудников и ориентация их в интересах фирмы. Системы «канбан» и «точно вовремя» методы управления производством и запасами, используемые автомобильной компанией Toyota, помогают найти лучшие способы повышения производительности про­цесса и качества продукции, позволяют выпускать толь­ко ту продукцию, которая необходима, и только в том количестве, которое нужно (заказано). Достигается это при помощи запуска специальных карточек, которые сопровождают изготовляемую продукцию в течение всего производственного процесса. Подводя итог, можно сказать, что нельзя переносить полностью одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде все­го, психологических и социально-культурных факторов. Характеристика моделей менеджмента представлена в табл. 1.7.

Развитие менеджмента в России. Рассмотрим вклад российских ученых в развитие теории и практики уп­равления. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (около , Псков), русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист середины и 2-й половины XVII в. В 50-х гг. предложил реформировать армию путем введения рекрутских наборов, увеличения стрелецкого войска и сокращения небоеспособной дворянской кон­ницы. Поощрял развитие торговли и промышленности; создал судоверфи на Западной Двине и Оке. Был ини­циатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильнюсом. Стремился к развитию промышленности и преодолению экономической отсталости России. В.Н. Татищев ( ) известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель, главный управляющий горных заводов в Сибирской и Ка­занской губерниях (с 1730 по 1740 г.). Основал управление, названное вначале Горной канцелярией, а потом Сибирским высшим горным начальством. При заводах открыл две на­чальные школы и две для обучения горному делу.

Отметим заслуги П.А. Столыпина ( ). С 1906 г. он совмещал две должности министра внутренних дел и премьер-министра. К числу реформ, проводимых Сто­лыпиным, можно отнести формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей влас­ти; реформирование силовых структур и судопроизводства; местное управление и самоуправление. В гг. в Московском высшем техническом училище была разработана методика «рационализации трудовых процессов», аналогичные разработки предста­вителями классической школы (Тейлор) начались только в начале XX века.

Профессор И.А. Семенов читал лекции по курсу «Управление заводским хозяйством» в гг. в Петербургском политехническом институте. Им была создана лаборатория по исследованию трудовых процес­сов, разрабатывались методики нормирования труда. Аналогичные разработки вели М.С. Уваров, Ф.Ф. Эрисман, В.М. Бехтерев и др. К числу основателей науки об организации производ­ства следует отнести инженера К. Адамецкого ( ), работавшего на металлургических заводах Прид­непровья. Он сформулировал четыре закона организации производства и труда: закон возрастающего производства; закон специализации; закон объединения мелких единиц в одну группу; закон гармонии труда. В 1904 г. впервые в мире стал преподаваться учебный курс «Организация и оборудование механических заво­дов». В 1911 г. профессор Высшего технического училища в Москве Н.Ф. Чарновский издал книгу «Организация промышленных предприятий по производству металлов», которая стала первым учебным пособием по организации производства.

В советские годы можно выделить четыре этапа раз­вития управления, представленных на рис гг. Период поиска новых форм и методов управления Народно-хозяйственное планирование (план ГОЭЛРО) «Коммунизм это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» В. И. Ленин. Разработчик: Г.М. Кржижановский и др. (рис.1.8) Организационно- технические концепции управ­ления Основоположники: А.А. Богданов, А.К. Гастев, А.А. Ерманский. (рис. 1.9) Социальные кон­цепции управления Основоположники: П.М. Керженцев, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский (Рис. 1.10) jg гг. Жесткая централизованная модель государствен-

цпгп управления гт. Период половинчатых реформ Н.С. Хрущева, реформы были направлены на внешнюю политику, социальную и экономическую сферы. Произошли изменения в территори­ альном управлении гг. В середине 80-х гг руководство страной пришло к выводу о необходимости ускорения социально-экономического развития страны. Началась радикальная перестройка экономической системы. «Перестройка» превратилась в символ обновления и изменения всей социалистической системы и ее положения в мире Рис Этапы развития управления в советские годы Концепция народнохозяйственного планирования Участники разработки плана ГОЭЛРО: Г. М. Кржижановский ( ) Председатель, А.И. Эйсман заместитель Председателя, А. Г. Коган ( ) товарищ Председателя, Б.И. Угримов ( ) товарищ Председателя, Н.Н. Ваш- ков ( ) заместитель товарища Председателя, Н.С. Синельников заместитель товарища Председателя

Основное содержание: ГОЭЛРО был планом развития не только энергетики, а всей экономики. В нем предусматривались строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнерге­ тики. И все это привязывалось к планам развития территорий. План ГОЭЛРО, рассчитанный на лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выде­ лен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволж­ ский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Турке­ станский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала). Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План в основном был перевыполнен к 1931 г. Выработка электроэнергии в 1932 г. по сравнению с 1913 г. увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВт-ч.*

Контрольные вопросы по теме 5 В чем характерная особенность американской модели менеджмента? Японский стиль управления, в чем заключается система пожизненного найма? В чем особенность работы японских предпри­ятий? Вклад европейских ученых в развитие менедж­мента. Германская модель управления, ее отличитель­ные черты. В чем заключается основное отличие стилей управления? Характеристика российского управления до ре­волюции. В чем заключается основное направление соци­альных концепций управления? Дайте характеристику организационно-техни­ческой концепции. В чем заключалось основное содержание плана ГОЭЛРО? П. Какие основные этапы развития управления наблюдались после революции? «Памятка-правила», разработанная А.К. Гастевым – Прежде чем браться за работу, надо всю ее проду­мать так, чтобы в голове окончательно сложились модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально. – Не браться за работу, пока не приготовлены весь рабочий инструмент и все приспособления для работы. – На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, зем­ля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться и не искать нужного среди ненужного. – Весь инструмент и приспособления должны быть Разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно было все это на­ходить наобум.

– За работу никогда не надо браться круто, сразу; не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить. – По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон вы­ходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала прила­диться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь. – Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит человека и работу. – Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

– Во время работы надо обязательно отдыхать. В тя­ желой работе надо чаще отдыхать и по возможности си­деть, в легкой работе отдышки редкие, но равномерные. – Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы. – Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применить снова опять-таки тихо; далее нарочно замедлять, чтобы выдержать. – Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабо­чее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

– Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе. – Есть очень дурная привычка после удачного выпол­нения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смягчить свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится «отравле­ние» воли и работа опротивеет. – В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начиная снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле. – По окончании работы надо все прибрать, все по­ложить на определенное место. В своей книге «Как надо работать» А.К. Гастев пи­сал: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была лег­кой и чтобы она была постоянной жизненной школой». Задание студентам: Внимательно ознакомиться с предложенными правилами организации работы на ра­бочем месте. Дать характеристику о возможности приме­нения ее в современных условиях хозяйства. Возможно, вы хотите что- то убрать, изменить или добавить? Пред­ложите свой вариант памятки для сотрудников вашей организации.