Аношкина Лариса Владимировна Учитель начальных классов высшей категории, заместитель директора по УВР Школа-лицей 15 имени Д.И.Менделеева «НЕТРАДИЦИОННЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кузьменко Н.А., учитель начальных классов МОСШ 8 Нетрадиционные формы уроков.
Advertisements

Нетрадиционные формы проведения уроков. 1. Уроки с использованием игровых ситуаций: Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения Урок - общественный смотр.
Айыжы Аяна Бижек-ооловна Учитель начальных классов МБОУ СОШ 12.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
Трофимова Елена Вячеславовна Учитель начальных классов СКО, г.Тайынша ГУ «СШ 2»
Профессиональная компетентность – это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального.
Нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок - импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения.
Нетрадиционные уроки (занятия) в коррекционной школе VIII вида Учитель-логопед Климченко Светлана Рэмовна. Климченко Светлана Рэмовна.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Презентация учителя начальных классов МОУ гимназии «Гармония» Фроловой Светланы Николаевны.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Роль нетрадиционных уроков в формировании коммуникативной компетенции учащихся.
Некоторые подходы к классификации уроков. Урок Дидактической цели (И.Т.Огородников И.Н.Казанцев) Цели организации занятий, содержания и способов проведения.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Автор: Р.Г.Горшкова, учитель немецкого языка МОУ «Бурашевская» СОШ Калининского района Тверской области.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Формирование мотивации учебной деятельности в классах коррекционно – развивающего обучения Из опыта работы учителя начальных классов МОУ СОШ 16 ст.Георгиевской.
Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни.
Транксрипт:

Аношкина Лариса Владимировна Учитель начальных классов высшей категории, заместитель директора по УВР Школа-лицей 15 имени Д.И.Менделеева «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

2 Использование современных образовательных технологий в процессе обучения Информационно-коммуникационные образовательные технологии «Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе» (В.Н.Зайцев) - На уроках провожу тренировочные упражнения для совершенствования общеучебных умений. «Технология проблемного обучения» «Технология развивающего обучения» «Технология компьютерного урока» - Личностно ориентированное развивающее обучение» (И.С.Якиманская) Метод проектов Здоровьесберегающие технологии. Информационно-коммуникационные образовательные технологии «Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе» (В.Н.Зайцев) - На уроках провожу тренировочные упражнения для совершенствования общеучебных умений. «Технология проблемного обучения» «Технология развивающего обучения» «Технология компьютерного урока» - Личностно ориентированное развивающее обучение» (И.С.Якиманская) Метод проектов Здоровьесберегающие технологии.

Методическая тема самообразования Нетрадиционные формы организации уроков как средство формирования познавательной активности младших школьников. Использование ИКТ Урок математики 4 класс «Путешествие во времени» Иван Андреевич Крылов Урок портрет Русский язык

« Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться » В. А.Сухомлинский Нетрадиционные формы организации уроков позволяют школьникам выходить на более высокий уровень развития познавательного интереса, избегая перегрузки в обучении. Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. Зачем нужны правила дорожного движения?, Кто такие птицы?, Откуда берутся снег и лед?, Зачем каждому государству свои символы? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

Нестандартные формы проведения уроков, использование ИКТ способствуют повышению не только уровня познавательной активности учащихся, но и формируют ключевые компетентности (функциональную грамотность), следовательно сопутствуют реализации национального плана по развитию функциональной грамотности школьников. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую» называют «информационной эпохой». Это означает, что самым важным продуктом становится информация. При обмене информацией очень большую помощь оказывают компьютеры. Они позволяют учителю контролировать и степень усвоения материала учеником, и скорость его изложения для каждого конкретного ученика, в зависимости от уровня подготовки. Уже само применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.

Результативность применения ИКТ Рост положительной мотивации на уроках; Повышение уровня использования наглядности на уроке; Рост качества знаний; Активизация познавательной активности; Оперативный контроль знаний; Участие в дистанционных олимпиадах; Рациональное использование рабочего времени учителя.

Нетрадиционные уроки литературного чтения – урок- игра, урок творчества, урок-сказка, урок- портрет, урок- утренник позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты: Поляна сказок, Добрая сказка. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные проекты Книга загадок, Потешки. 3 класс

Одной из форм познавательной деятельности является игра. Деловая игра - на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. Это такие уроки, как « Строитель » по теме « Площадь » ; « Магазин » по теме « Проценты », « Путешествие » по теме « Единицы измерения ». В отличие от соревнований деловые игры, в большинстве случаев, занимают весь урок. Этапы этого урока: знакомство с профессией; постановка главной задачи бригадам, выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим материалом; решение производственной задачи; проверка результатов; анализ итогов работы, оценка результатов. Урок – ролевая игра. Цель: формирование целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Виды: имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия); ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации); условные (решение, например, учебных или производственных конфликтов). Формы: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции.

Урок с групповыми формами работы на основе метода проекта «Шымкент –добрый город» Урок – проект. Цель: практическое применение изученного на уроке явления (закона) в разработанных учениками технических проектах, творческих проектах. Ход урока: Целевая установка, актуализация знаний учащихся. Формирование творческих групп. Возможна индивидуальная работа. Защита проектов и определение наиболее привлекательных. Подведение итогов. «Город будущего»

Урок – соревнование. Виды: поединок, бой, эстафета, соревнования и др. Цель: воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результаты работы. Формирование у учащихся умений соотносить свои интересы с интересами коллектива, подчинять свои эмоции решению конкретной задачи, использовать все свои возможности, ориентироваться в нестандартных ситуациях. Цель: овладеть умением применения приобретенных знаний в жизни Викторина Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке. Класс делится на три команды по числу рядов. Баллы, заработанные во время викторины, записываются на доске. «Стоимость каждого вопроса» может быть различна Эстафета Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по команде ученик заполняет первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передаёт таблицу своему соседу и т.д. Последний ученик в ряду бежит к моему столу. За быстрое решение дополнительно даётся один балл.

« Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков. Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище » Определяли и описывали растения нашего кабинета. Для этих целей использовали специальную справочную литературу и Интернет, готовили рефераты о комнатных растениях.

«Мёд и медоносы Южно- Казахстанской области». Проект второй. Продолжение работы над темой «Все о меде и пчелах». Научно- исследовательская работа

Без добрых дел не будет и доброго имени Где спряталось добро? Жизнь дана на добрые дела Добро в сказках, пословицах и поговорках Добрые слова «От добрых мыслей - к добрым делам»

«Фразеологизмы вокруг нас» Очень часто мы Очень часто мы произносим фразы, о которых произносим фразы, о которых даже не задумываемся: даже не задумываемся: А Васька слушает да ест; не лей свои Крокодиловы слезы; ты оказал мне Медвежью услугу… ты оказал мне Медвежью услугу… А что же означают эти выражения, которые в русском языке называются идиомами - фразеологическими оборотами? А что же означают эти выражения, которые в русском языке называются идиомами - фразеологическими оборотами? …

Процентное соотношение практикуемых нетрадиционных уроков А – урок – путешествие; В – уроки с использованием игровых ситуаций; С – урок – сказка; D – интегрированный урок; Е – урок типа КВН.

Процентное соотношение эффективности нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности -активизация познавательной деятельности в ходе традиционного урока -активизация познавательной деятельности в ходе нетрадиционного урока

Повышение внимания и мотивации в зависимости от формы обучения

создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников; развивается воображение, фантазия, мышление учащихся; формируется внутренний мотив говорения Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся На основе проведённой работы, можно сделать ряд выводов: на нетрадиционных уроках повышается познавательная активность учащихся; повышается качество знаний; развиваются психические познавательные процессы, совершенствуется эмоционально - волевая сфера; создаются максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников; развивается воображение, фантазия, мышление учащихся; формируется внутренний мотив говорения Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся

Выводы: Применение нестандартных уроков позволяет: Применение нестандартных уроков позволяет: Создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников Создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников Развить воображение, фантазию, мышление учащихся Развить воображение, фантазию, мышление учащихся Формировать внутренний мотив говорения Формировать внутренний мотив говорения Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся

Эффективность нетрадиционных форм обучения для активизации познавательной деятельности. Компоненты познавательной деятельности Активизация познавательной деятельности в ходе традиционного урока (% уч-ся) нетрадиционного урока (% уч-ся) 1 Широкие и стойкие познавательные интересы53 %90 % 2 Самостоятельность73 %100 % 3 Положительное отношение к объектам изучаемого60 %100 % 4 Положительное отношение к учебной деятельности87 %100 % 5 Внутренняя мотивация (результативный и деятельностный мотивы)37 %100 % 6 Интеллектуальные чувства (радость, любознательность)80 %100 % 7 Осознание целей и задач урока53 %100 % 8 Активность40 %90 % 9 Устойчивость внимания27 %90 % 10 Стремление понять, запомнить53 %100 % 11 Стремление воспроизвести знания73 %90 % 12 Овладение способами выполнения67 %87 % 13 Выявление смысла изучаемого53 %87 % 14 Стремление познать связи между явлениями и процессами53 %87 % 15 Овладение способами применения знаний в изменяемых условиях67 %100 % 16 Доведение начатого до конца40 %94 % 17 Поиск путей решения33 %100 % 18 Стремление найти новые способы решения53 %87 % 19 Большая устойчивость волевых усилий (упорство, настойчивость)53 %80 % 20 Ориентировочно – исследовательский рефлекс47 %80 %

Классификация уроков на нетрадиционной основе ОснованияЦелиФормы Изменённые способы организации Развитие осмысленного отношения к знаниям защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча. Опора на фантазиюСтановление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала урок-сказка, урок творчества: уроки изобретательства, урок - творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок-выставка, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча. Имитация каких – либо занятий или видов работ Расширение кругозораэкскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, защита проектов. Состязательно-игровая основа Стимулирование познавательного интереса урок-игра, урок КВН, «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, соревнование, урок-журнал, урок-викторина. Трансформация стандартных способов организации Развитие нестандартных умений учебной работы парный опрос, экспресс-опрос, урок защиты читательского формуляра Оригинальная организация учебного материала Становление способностей к учебному общению, сопереживанию уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок-решение, урок- портрет, урок памяти, урок открытых мыслей, урок - «Мой поэт», урок - дидактическая игра; урок-интервью, уроки с использованием активных методов обучения: мозговая атака, мозговой штурм и т.д. Аналогия с организованными событиями Приобщение к активным формам внешкольной жизни урок-аукцион, урок посвящение, урок - футбольный матч, урок-кроссворд, урок-памятка.

Типы нестандартных уроков 1. Урок - «погружения»19. Бинарные уроки 2. Уроки - деловые игры20. Уроки – обобщения 3. Уроки – пресс-конференции21. Уроки – фантазии 4. Уроки – соревнования22. Уроки – игры 5. Уроки типа КВН23. Уроки – «суды» 6. Театрализованные уроки24. Уроки поиска истины 7. Уроки – консультации25. Уроки –лекции «Парадоксы» 8. Компьютерные уроки26. Уроки – концерты 9. Уроки с групповыми формами работы27. Уроки – диалоги 10. Уроки взаимообучения учащихся28. Уроки «Следствие ведут знатоки» 11. Уроки – творчества29. Уроки – ролевые игры 12. Уроки – аукционы30. Уроки – конференции 13. Уроки, которые ведут учащиеся31. Уроки – семинары 14. Уроки – зачёты32. Интегральные уроки 15. Уроки – сомнения33. Уроки – «круговая тренировка» 16. Уроки – творческие отчёты34.Межпредметные уроки 17. Уроки – формулы35. Уроки – экскурсии 18. Уроки – конкурсы36. Уроки – игры «Поле чудес»

Возможности нетрадиционного урока Нетрадиционный урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Нетрадиционный урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков Приближает школьное обучение к жизни Приближает школьное обучение к жизни Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость. Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.

РЕКОМЕНДАЦИИ Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным. Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.

Творческие принципы нестандартных уроков 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений. 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента. 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.

Признаки нестандартных уроков Несёт элемент нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Несёт элемент нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Проявляется эмоциональный подъём через оформление доски, использование музыки, видео. Проявляется эмоциональный подъём через оформление доски, использование музыки, видео. Организация и выполнение творческих заданий. Организация и выполнение творческих заданий. Обязательный самоанализ. Обязательный самоанализ. Творчество учащихся направлено на их развитие. Творчество учащихся направлено на их развитие.

Нетрадиционные формы контроля знаний задания на описание рисунка; задания на описание рисунка; математические сочинения; математические сочинения; математические сказки; математические сказки; интеллект – карты; интеллект – карты; устные упражнения на готовых устные упражнения на готовых чертежах; чертежах; составление задач по чертежу; составление задач по чертежу; кроссворды; кроссворды; программированный контроль(тесты, разрезные теоремы, планы доказательства теорем, перфокарты); программированный контроль(тесты, разрезные теоремы, планы доказательства теорем, перфокарты); контроль силами самих учащихся; контроль силами самих учащихся; проектная деятельность; проектная деятельность; контроль в форме игры. контроль в форме игры.

Математические сказки и сочинения Сказка – непривычное явление на уроках, тем более на уроках математики, и поэтому вызывает интерес. При написании математических сочинений ученики выполняют разные виды деятельности: самостоятельное изучение литературы; самостоятельное изучение литературы; отбор материала по выбранной теме; отбор материала по выбранной теме; связное изложение материала; связное изложение материала; проведение небольших самостоятельных исследований; проведение небольших самостоятельных исследований; подбор и (или) самостоятельное составление задач и их решение. подбор и (или) самостоятельное составление задач и их решение.

Кроссворды – форма проверки знаний обучающихся Формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Виды деятельности: - самостоятельная работа с учебником; - повторение пройденного теоретического материала; теоретического материала; - самостоятельный отбор задач и их решение; - работа с дополнительной литературой.

Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуются следующие этапы: Изучение теоретического материала Изучение теоретического материала Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Формулировка рабочей гипотезы Освоение методики исследования Освоение методики исследования Сбор собственного экспериментального материала Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы Представление исследовательской работы