Концепция стратегии позиционирования Дмитрия Фирташа и GroupDF
І. Стартовые условия (на основе контент-анализа СМИ) Семантическое поле образа Дмитрия Фирташа (ДФ) в СМИ представлено в следующих категориях. Наиболее часто употребляемые соседние слова: «отметить», «компания», «заявить», «хотеть», «группа». Наиболее тесная привязка с существительными: «компания», «газ», «бизнесмен», «group». С глаголами: «отметить», «заявить», «хотеть». С политиками: «Левочкин», «Ахметов», «Янукович», «Коломойский», «Хорошковский», «Бойко», «Тимошенко». С партиями: «УДАР», «Батькивщина», Партия регионов С странами: «Украина», «Россия», «Кипр», «США», «Австрия».
І. Стартовые условия Основные выводы: хаотичность составляющих образа отсутствие четко выраженной доминанты, односложно характеризующей ДФ преобладание категории «газ» (в привязке ко всем структурам – ДФ, GroupDF, Ostchem) Присутствие категории «олигарх» (из наиболее отрицательных присутствующих в информационном пространстве черт, но не входящая в первую 5-ку наиболее употребляемых), но ярко выраженного негатива не наблюдается.
І. Стартовые условия Регионы-лидеры по количеству новостей и цитирования ДФ (количество новостей / индекс цитирования за период с 7 апреля по 12 июня 2013 г.): 1. Общеукраинские СМИ (1 548 / 3 028) 2. Донецкая область (67 / 104) 3. Харьковская область (50 / 82) 4. Черкасская область (46 / 96) 5. Запорожская область (41 / 76) 6. АРК (38 / 66) 7. Винницкая область (32 / 61) 8. Черновицкая (31 / 52) 9. Николаевская (25 / 39) 10. Кировоградская (23 / 56)
І. Стартовые условия Основные тематические линии: Газовая сфера; Деятельность Федерации работодателей Украины (ФРУ) Ликвидация компании «Ostchem» Спонсорство «Надра Банк» ФК «Динамо-Киев» Ситуация у Черкасской области Деятельность «Интер-медиа груп» Ситуация с титановыми месторождениями в Житомирской области Химическая промышленность. Все темы преимущественно попадают в раздел «Экономические новости», в основном интересующие узкий круг экспертов.
І. Стартовые условия Потенциально рисковые темы: Личные отношения Дмитрия Фирташа с чиновниками (в первую очередь, Сергеем Левочкиным и Юрием Бойко) Парламентские выборы и вероятные перевыборы в г. Черкассы Отставка с поста мэра Черкасс Сергея Одарича; Деятельность структур Дмитрия Фирташа в энергетической сфере (газовые отношения с Украиной, Россией); Приобретение медиа холдинга «Интер Медиа Групп»; Ликвидация «Ostchem» и «Титан Украины»; Протестные акции жителей Житомирщины против разработки титановых месторождений структурами Дмитрия Фирташа; Счета в оффшорных зонах (Кипр, Виргинские острова и др.)
І. Стартовые условия Потенциально рисковые темы (продолжение): Экологический ущерб вследствие работы заводов GroupDF в разных регионах Украины; Инцидент с журналистами на предприятии «Северодонецкое объединение Азот»; Обвинения народных депутатов от «УДАРа» в адрес Дмитрия Фирташа, Юрия Бойко и Сергея Курченко по уничтожению Лисичанского НПЗ; Подарок на день рождения жены Дальнейшая консолидация в пределах GroupDF активов стратегического, государственного значения («Сумыхимпром», «Турбоатом» и т.д.).
І. Стартовые условия Позитивные темы: - Обращение Дмитрия Фирташа к Президенту Украины с просьбой наложить вето на закон о векселях; - Создание инвестиционных фондов в различных регионах Украины для помощи предпринимателям; - Создание книги о рабочих династиях Украины; - Критика Дмитрием Фирташем деятельности Правительства (неудовлет- ворительное качество административных услуг, сокращение контролирующих органов, недостаточное финансирование развития экономики и т.д.); - Меценатская и благотворительная деятельность Дмитрия Фирташа (например, поддержка украинских школьников химиков на 47-й Международной Менделеевской олимпиаде и др.); - Инновации в бизнесе (например, тепличное хозяйство в Тернопольской области).
Цель Основная качественная цель Стратегии – перепозиционирование ДФ из полусформировшегося негативного образа «ГАЗОВОГО ОЛИГАРХА» в позитивно-нейтральный: «ЖЕСТКИЙ ТЕХНОКРАТ».
II. Принципы позиционирования Основные элементы (этапы) позиционирования: 1. Предприятия 2. Предприятия и территории 3. Федерация работодателей Украины 4. Социально-гуманитарное направление 5. Консолидирующий патриотический проект 6. Международный имидж
1. Предприятия В условиях роста протестных настроений в обществе социально ответственный бизнес – фундамент стабильной работы предприятий. Отношения в триаде «Собственник-Менеджмент-Наемные работники» должны базироваться на: обширном, самодостаточном социальном пакете (включающем в себя достойную и привлекательную заработную плату), высокоразвитой социальной инфраструктуре (больницы, детсады, санатории), финансовой поддержке (субсидии, премии, надбавки к пенсии, за выслугу лет и др.), необходимых условиях труда и быта,
1. Предприятия Продолжение: уважительных отношениях менеджмента к людям наемного труда (доска почета, поздравления с днем рождения, грамоты), социально-психологической работе с менеджментом (тренинги, семинары, лекции), корпоративной этике (моральный кодекс поведения сотрудников всех предприятий GroupDF). Только после решения всего комплекса обозначенных проблем, возможен качественный переход к работе предприятия с территорией.
2. Предприятия и территории Большинство предприятий GroupDF являются градо- и бюджетообразующими. Это уже говорит о том, что предприятия вкладывают средства в территорию. Исходя из этого: любое дополнительное выделение средств на территорию должно быть социально оправданным, необходимо убрать посредника между предприятием и конечным потребителем (в виде администраций, местных депутатом и т.д.),
2. Предприятия и территории Продолжение: территориальная громада должна однозначно понимать, что конкретное «доброе дело» реализуется непосредственно данным предприятием (это может быть как множество небольших «добрых дел», так и одно глобальное, предприятия должны консолидировать вокруг себя инициативы территориальной громады и выработку стратегии развития территории (форма такой консолидации – Общественный совет города). Именно тогда и появляется гордость за свое предприятие, чувство сопричастности к «большим добрым делам» на территории и желание трудиться на таком предприятии.
3. Федерация работодателей Украины На сегодняшний день ФРУ воспринимается как узконаправленная, узкопрофильная и узкоспециализированная структура. Задача – перевести деятельность Федерации из узкой экспертной среды в общенациональную плоскость. Для этого необходимо: объединить ФРУ и УСПП (Украинский союз промышленников и предпринимателей) в единую структур под руководством ДФ (УСПП), работу с целевой аудиторией предпринимателей организовать по трем уровням: - крупный бизнес - средний бизнес - малое предпринимательство (физлица и СПД).
3. Федерация работодателей Украины Продолжение: создать единый реестр проблем бизнеса по регионам (контроль за их решением остается непосредственно за ДФ), сформировать экспертные советы по конкурентоспособности бизнеса (вопрос выживаемости Украины), организовать работу постояннодействующего клуба – украинский аналог Давоса для Восточной Европы.
4. Социально-гуманитарное направление Социально-гуманитарные проекты должны иметь общенациональный характер и напрямую увязываться с именем Дмитрия Фирташа. Украина будущего – это образование и наука, поиск инноваций и конкурентных преимуществ на мировым рынке труда. Украину спасут конкурентоспособные технологии, для которых нужны высококлассные специалисты. Отсюда первая составляющая : 1. Образовательные программы приглашение иностранных специалистов для обучения украинских студентов, приглашение иностранных экспертов для реформирования национальной системы образования, гранты для талантливой молодежи для обучения в ведущих мировых университетах, актуализация и поддержка в общенациональном масштабе уже действующих программ (Кембридж, спонсорство на олимпиаде по химии, поддержка университетов и институтов), гранты журналистам-экономистам за исследования конкурентоспособности украинских бизнесов.
4. Социально-гуманитарное направление Химическая отрасль – двигатель Украины, одно из немногих ее конкурентных преимуществ. Ее по праву можно относить к ИТ-технологиям, технологиям будущего. Отсюда вытекает второе направление: 2. Инвестиции в науку, и прежде всего в высокие технологии химической промышленности: создание современных лабораторий привлечение иностранных специалистов, ученых с мировым именем налаживание отношений с другими высокотехнологическими научными направлениями, ежегодные «фирташевские премии» лауреатам общенационального конкурса «Мир химических технологий». Таким образом, в рамках социально-гуманитарного направления формируется образ ДФ как «ЖЕСТКОГО ТЕХНОКРАТА».
5. Консолидирующий патриотический проект Это направление должно напрямую увязать GroupDF с ФК «Динамо-Киев». Простая смена владельца клуба без изменений подхода к игре в футбол в Украине будет воспринята как очередная прихоть олигарха. Необходимо провозгласить курс на новую национальную футбольную философию. В рамках этого необходимо организовать работу: на общенациональном уровне ФК «Динамо-Киев», на общенациональном уровне фан-клуба «Динамо-Киев», в регионах местных фан-клубов и их работу с болельщиками, фан-клубов за рубежом (украинская диаспора). Необходимо создать: Академию футбола «Динамо-Киев» с 5-6 филиалами в регионах.
6. Международный имидж Работа предприятий GroupDF, их взаимодействие с территориями, деятельность УСПП во главе с ДФ, реализация социально-гуманитарных проектов, с учетом привлечения к этой работе иностранных преподавателей, специалистов, экспертов, ученых, владельцев крупных бизнесов должны привести к всеобщему международному признанию в экспертной среде Дмитрия Фирташа. Следствием этого должна стать протекция, содействие и помощь международной общественности как для самого ДФ, так и для всего его социально-ответственного бизнеса.
ІІІ. Инструментарий реализации Стратегии 1. Фронтмены: Дмитрий Фирташ, Борис Краснянский, пресс-секретеарь GroupDF (общенациональный уровень) 2. Спикеры: директора предприятий, пресс-службы предприятий (региональный уровень) 3. Генераторы информационных сигналов: экспертная среда (через все каналы доставки сигналов) и журналисты (сюжеты и новости) 4. Международные генераторы информационных сигналов по бизнесу: экспертная среда, действующие бизнесмены и топ-менеджеры 5. Украинские и иностранные генераторы информационного сигнала по социально-гуманитарному направлению: экспертная среда, журналисты, действующие лица (ректора. Ученые, общественные деятели)
IV. Схема управления проектом Менеджмент GroupDF – Группа сопровождения \/ PR-служба GroupDF – Консультанты \/ PR-службы предприятий – Консультанты
V. Документация 1. Стратегия и тактика 2. Деятельностный ряд (план-график) 3. Медиа-план В рамках общего деятельностного ряда и медиа-планирования готовятся аналогичные документы по каждому из предприятий группы, которые сводятся в единый план-график PR-кампании.