Технология формирования учебно-исследовательской культуры школьников Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа… Школа есть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Макотрова Г.В.
Advertisements

« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
1. Сущность понятия «самостоятельная работа» и её значение в процессе обучения студентов. 2. Виды самостоятельной работы студентов. Содержание:
О развитии исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время Шевцова Е.А.
Организация и содержание профильного обучения на уроках химии.
Тема: Организация научно- исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из основных методов интерактивного обучения Никишина Т.А. руководитель творческой группы учителей.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1.Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктив­ностью, способной к самостоятельному.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Транксрипт:

Технология формирования учебно-исследовательской культуры школьников Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа… Школа есть хранительница научного предания, и учитель – живой носитель его. С.И. Гессен

Учебно-исследовательская культура Интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие.

Критерии УИК школьника Показатели УИК школьника Мотивация исследования Интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследования, увлеченность исследованием Осмысление структурных звеньев элементов собственных познавательных действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования. Научный стиль мышления Технологическая готовность к исследованию Творческая активность Владение понятийным аппаратом исследуемого вопроса, умение и навыки использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащегося Уровень самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степень знакомства с историей науки и ее современными проблемами, уровень научного общения

Соотношение направленности учителей гимназий и лицеев на формирование качеств личности учащихся, являющихся критериями сформированности учебно-исследовательской культуры учащихся.

Технология работы учителя по формированию УИК школьника в условиях учебного процесса

Педагогические условия формирования учебно-исследовательской культуры личности: формирование ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организация субъект-субъектного взаимодействия в системе ученик - учитель в процессе учебно-исследовательской деятельности; создание в общеобразовательном учреждении исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и работу секций ученического научного общества; развитие творческой активности каждого учащегося на основе предоставления свободы выбора тематики исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы и учета индивидуального познавательного опыта; обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем

Выделение учебных проблем из содержания учебного предмета ; Построение причинно-следственной системы из учебных проблем ; Разбиение учебной темы на блоки уроков по стержневым исследовательским проблемам ; Составление тематического планирования уроков ; Выделение минимума знаний, умений и навыков ; Определение типов уроков в блоке ; Составление системы исследовательских задач по решению проблемы ; Классификация задач и их распределение по типам уроков ; Выбор форм и методов ведения уроков ; Проектирование педагогической помощи в решении исследовательских задач, исходя из возможных затруднений ; Обеспечение диагностики сформированности УИК учащихся ; Подготовка к блоку уроков по исследовательской проблеме Дидактико-методическое обеспечение процесса формирования учебно-исследовательской культуры школьников

Организация системы решения исследовательских задач на уроке Оказание педагогической помощи учащимся в планировании исследования; Предложение системы дифференцированной помощи учащимся в ходе исследовательской деятельности; Обучение методам научного познания и технологиям исследования; Помощь учащимся в выработке критериев оценки результатов исследования; Установка на восприятие содержания учебного материала с учетом мотивационннной и интеллектуальной готовности учащихся к его изучению Анализ блока уроков по исследовательской проблеме и постановка новых задач Анализ результатов исследовательской деятельности учащихся на уроке и в блоке уроков по исследовательской задаче, проблеме; Планирование корректировки педагогических действий; Постановка новых задач по формированию УИК учащихся

Классификация ситуационных задач Признак классификации - цель решения (К. Блум) ознакомлениепониманиеприменениеанализсинтезоценка

Задания к научно-популярным текстам выявить основную идею автора, его позицию по исследуемой проблеме; выявить основную идею автора, его позицию по исследуемой проблеме; что особенно удалось автору в его изучении; что особенно удалось автору в его изучении; чем отличается его позиция от традиционной, чем отличается его позиция от традиционной, что нового внёс он в изучение этой проблемы; что нового внёс он в изучение этой проблемы; в чём автор полемизирует с другими исследователями; в чём автор полемизирует с другими исследователями; какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации; какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации;

Задания к научно-популярным текстам какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему; какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему; какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе; какие основные вопросы проблемы не нашли отражения в его работе; какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы; какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы; какие затруднения испытывают в решении проблемы; какие затруднения испытывают в решении проблемы; какие типичные недостатки отмечаются в работе по данному вопросу; какие типичные недостатки отмечаются в работе по данному вопросу; каковы основные причины затруднений и недостатков. каковы основные причины затруднений и недостатков.

Способы работы с информацией при составлении задач анализ синтез сравнение обобщение классификация Замещение (перестановка) комбинирование

Качественная задача В конце XIX века ученый Бернар Куртуа проанализировал ситуацию, которая произошла с ним в лаборатории. Перед ученым находилось 2 сосуда. Один из них был заполнен смесью серной кислоты с железом, другой – настойкой из морских водорослей. На плечах ученого расположилась его любимая кошка. Вдруг раздался громкий стук в дверь. От неожиданности кошка испугалась и прыгнула на стол, задев хвостом колбы. Сосуды разбились. Их них вылилось содержимое. Началась бурная реакция, в результате которой образовалось маленькое облачко. Вскоре оно осело. Полученным веществом оказался йод. (Детская энциклопедия)

Задания в соответствии с конструктором задач 1.Вспомните и напишите лабораторный способ получения йода (ознакомление). 2.Приведите примеры научных открытий, которые осуществлялись по воле случая (понимание). 3. Повторите опыт Куртуа (применение) 4.Объясните, почему «маленькое облачко» - газообразный йод – превратилось в кристалл (анализ). 5. Предложите способ получения йода без «помощи кошки», в школьной лаборатории, используя бромную воду и ….(синтез). 6. Оцените значимость открытия йода для медицины (оценка).

Технология работы учителя по формированию УИК школьника в условиях ученического научного общества организация систематической работы школьников с различными научно-популярными журналами, книгами и в сети Интернет на уроке, на занятии лектория; формулирование исследовательских проблем и задач; выбор темы исследования на уроке, на занятии лектория; выбор формы организации исследований (индивидуальная, групповая, коллективная) и места проведения исследования (дома, на уроке, в условиях кабинета школы, в условиях лаборатории вуза и др.); определение задач и методики работы; составление графиков проведения консультаций и эксперимента; реализация теоретической (экспериментальной) части исследования; обобщение результатов; методическая помощь в оформлении работы; составление рецензии и авторецензии ; определение оппонентов; подготовка докладов; организация защиты результатов исследования на научно- практической конференции и возможная публикация; определение перспективных исследований.

Требования к тематике исследовательских работ: учет познавательных интересов школьников, актуальность исследования, возможность использования нетрадиционного подхода к решению исследовательских задач, практическое значение результатов исследования

Изучение химического состава водорослей; Обнаружение аскорбиновой кислоты в рябине; Использование водорослей для получения бумаги; Определение каротиноидов в желтке яиц; Гидролиз лекарственных препаратов под действием желудочного сока; Исследование содержания кофеина в некоторых пищевых продуктах; Изучение токсичности бытовых веществ; Дафния как химический индикатор; Растения – индикаторы загрязнений; Изучение гидролиза веществ в дни магнитных бурь; Мед как индикатор загрязнений; Кислотность дождя в различных точках микрорайона; Примерная тематика исследований учащихся профильных классов по химии

Технология крашения растительными компонентами; Изучение действий различных шампуней; Изучение токсичного влияния сигаретного дыма на некоторые растительные организмы; Исследование свойств зубной пасты; Возможности использования углекислого газа; Кристаллы иодида калия как индикаторы ультрафиолета; Определение железа в продуктах питания; Изучение иодкрахмальной реакции; Изучение биологической активности оптических изомеров на примере известных лекарственных средств; Поглощение ионов тяжелых металлов кукурузой; Изучение взаимодействия лекарств с пищей; Обнаружение нитратов в продуктах питания

Предложения о взаимодействии Направления контактов с докладчиком: Компьютерное тестирование; Вооружение методическими материалами; Выступление в школе; Электронный адрес: Телефон: ;

Спасибо за внимание!!!!