Брылова Елена Владимировна МАОУ Гимназия 16 «Интерес» г. Люберцы Педагог-психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБДОУ 8 ЯКОРЁК Неудобные дети. Аспекты взаимодействия. Подготовила. Воспитатель высшей квалификационной категории Демидова Н.В. Снежногорск 2016 г.
Advertisements

Гиперактивность. Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений (из краткого словаря терминов). Гиперактивность - «Гипер...» - (от.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАС: Хорошее ли у вас настроение? Охотно ли вы примите участие в работе семинара? Что для вас «дети»?
« Гиперактивный ребёнок». «Активный»- значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» - превышение нормы.
Синдром дефицита внимания / гиперактивности ( СДВГ / ADHD) - дисфункция центральной нервной системы ( преимущественно ретикулярной формации головного.
Подготовила: Педагог-психолог МДОУ «Ц.р.р-д/с 113» Калинина О.В.
Гиперактивный ребенок - он вихрь, ураган, пожар… «Отойдите! Я – машина! И внутри меня пружина! И с утра всегда она На весь день заведена. Я несусь по коридору,
«Гиперактивные дети» Подготовила: педагог-психолог Жданова С.А.
«Гипер» «Активный» повышенный, деятельный, преувеличенный, действенный превосходящий норму активный выше нормы совершающий больше действий, чем необходимо.
Гиперактивные дети Особенности гиперактивных детей Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный,
Родительское собрание МОУ Гимназия 3 городского округа город Шарья.
Компьютер в жизни ребёнка. Овладение компьютерными технологиями становится необходимым в современном обществе, потому стоит вопрос о грамотном построении.
Классный час «Правила здорового образа жизни школьника» Выполнила: Сурайкина Е.Г., МОУ школа 88.
Рекомендации логопеда Рекомендации родителям гиперактивных детей.
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая.
Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Гиперактивный ребенок Оказание социально- психологической поддержки семьям.
Как сохранить здоровье?. Питание – это привычка, которая влияет на здоровье человека больше чем, какой-либо другой фактор. На организм воздействует не.
Эндокринная система является одной из важнейших регулирующих систем организма. В разном возрасте, в различное время года и суток преобладают те или иные.
Транксрипт:

Брылова Елена Владимировна МАОУ Гимназия 16 «Интерес» г. Люберцы Педагог-психолог

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ (СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ГРДВ – гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания) - отклонение от возрастных норм онтогенетического развития, характеризующееся невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемости в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в раннем возрасте.

Главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных - бесполезно, их надо сперва подлечить.

Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй "всплеск" симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания. Гормональный "бум" отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой. По международной классификации выделяют три формы СДВГ: - В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания. - Во второй форме - преобладают нарушения внимания. - В третьей форме - преобладает гиперактивность.

По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается "вечный двигатель", как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.

Причины гиперактивности у детей Существует много теорий относительно того, что вызывает у ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проверены и проанализированы сотни тысяч больных, однако сказать, что картина очевидна до конца, пока нельзя. Белые пятна еще остаются. Но врачи во многих странах работают над решением проблемы, работают успешно, и многие причины уже можно назвать.

Наследственность По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, чьи дети страдают этим заболеванием, в детстве отмечались такие же симптомы. Многие на приеме у врача рассказывают про свое трудное детство: как непросто было им в школе, сколько приходилось лечиться, и вот теперь те же проблемы возникают у собственных детей. Правда, довольно часто в таких семьях, кроме симптомов СДВГ, наблюдаются и другие проблемы: 1. употребление алкоголя, 2. наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств; 3. многие матери имеют серьезные аллергические заболевания, такие как астма, сенная лихорадка, экзема или же страдают мигренью. Ученые-генетики пытаются найти точный ответ, какой все-таки ген несет ответственность за столь тяжелые испытания, выпавшие на долю безвинных детей.

Беременность и роды По одной из теорий считается, что СДВГ связано с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка. Очень опасны во время беременности травмы в области живота. Впрочем, страшны травмы не только физические, но и психологические, различные стрессы, а также, что отмечают многие специалисты, нежелание матери иметь данного ребенка. Не говоря уже о неудавшихся попытках прервать беременность… На развитие заболевания влияют и осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной, помимо асфиксии, могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагностируемые легкие смещения шейных позвонков.

Опасности первых лет жизни Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, естественно, в этот период он наиболее уязвим. Любые, казалось бы, малозначительные, удары, ушибы могут впоследствии сказаться на здоровье ребенка. Следует помнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга в любом возрасте, но в период созревания, то есть до 12 лет, они особенно опасны. Отрицательно сказываются на формировании мозга и любые заболевания в младенчестве, если они проходят с длительной высокой температурой, а также прием некоторых сильнодействующих препаратов.

Значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально- психологических моментов, и прежде всего семейной обстановки Когда ребенок подрастает (где-то после двух лет), на развитие и становление его психики начинает оказывать серьезнейшее влияние окружающая обстановка, в первую очередь, естественно, в семье, характер отношений со взрослыми. Безусловно, если малыш живет среди людей, постоянно конфликтующих друг с другом, отголоски этих конфликтов (как бы взрослые ни старались их скрыть, а зачастую они не очень-то и скрывают) обязательно доносятся до него и каждый раз больно ранят его душу. Совсем плохо, когда все это проходит на фоне бесконечных попоек.

Причиной развития СДВГ может стать и другая крайность, когда ребенок становится в доме центром Вселенной, когда все подчинено его желаниям, когда с ним носятся, постоянно опекают, стараются угодить. Какими бы ни были биологические задатки малыша, при таком воспитании он теряет чувство реальности и контроля. А вот разумное, правильное воспитание может компенсировать даже серьезную патологию.

Родители, научитесь избегать двух крайностей: - с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; - с другой стороны, постановки завышенных требований, которые ребенок не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями). Родители, поймите, что частое изменение указаний и колебания вашего настроения оказывают на гиперактивных детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других.

Специалистами также разработана система своеобразной "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты. - Отвлечь ребенка от капризов. - Поддерживать дома четкий распорядок дня. - Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность). - Задать неожиданный вопрос. - Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка). - Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. - Не приказывать, а просить (но не заискивать). - Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас). - Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). - Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает. - Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья). - Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения. - Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)

Питание Одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. И далеко за примерами ходить не надо, достаточно проанализировать нынешний рост заболеваемости СДВГ и продукты, которые сегодня попадают на стол ребенку. Современные дети неразлучны с бутылками колы, фанты, спрайта и прочих "замечательных" напитков. Помимо большого количества сахара, в них содержится столько пищевых красителей и ароматизаторов, что они просто не успевают выводиться естественным путем. Это вызывает большое скопление шлаков, отравляющих организм. И ребенок ежедневно подвергается длительной атаке отравляющими веществами - токсикозу. Хорошо, если у него механизмы выведения токсинов работают нормально. А если нет? Вот и начинаются сбои всех систем. О ресторанах быстрого питания, о том огромном вреде, которых такая пища наносит ребенку, слышали и читали все. Но, тем не менее, родители продолжают кормить там своих детей. А наполненная консервантами еда может вызвать нарушения внимания и поведения даже у спокойных детей.

Питание детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должно состоять преимущественно из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами холодного отжима, кислосливочным маслом или маргарином и потребляемых, в основном, в сыром виде. Белую пшеничную муку необходимо заменить мукой грубого помола с отрубями. Нужно постараться приготовить из этих продуктов вкусные блюда и отвлечь детей от шоколадок, колы, чипсов. Список рекомендуемых продуктов при СДВГ: - овощи - горошек, морковь, соя, цветная капуста, кольраби, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы; - салат листовой; - фрукты - яблоки, груши, бананы; - гарнир - картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис; - зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо, льняное семя; - хлеб - пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока; - жиры - кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима; - мясо - говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю); - напитки - неподслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг; - приправы - йодированная соль

Окружающая среда - природа Ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка ведет к различным нарушениям здоровья, психического в том числе. Особенно от плохой экологии страдают дети. Их здоровье разрушается на самой начальной стадии своего формирования. Современная промышленность буквально насыщает окружающую среду солями тяжелых металлов. Как показали исследования специалистов разных стран, в организме гиперактивных детей содержится довольно большое количество свинца и очень часто - алюминия.

Окружающая среда - техника Не стоит забывать и об электромагнитных колебаниях, которые излучают телевизоры и компьютеры. А ведь дети проводят рядом с ними большую часть своей жизни. Как известно, эмоциональное возбуждение, возникающее за время, проведенное у компьютера, может привести к ухудшению зрения, вызывать головные боли, психологические проблемы, такие как депрессия, неспособность концентрировать внимание, бессонница. Кроме того, компьютерные игры очень возбуждают психику ребенка, а в данном случае это категорически противопоказано.

Некоторые особенности лечебной физкультуры для школьников Занятия должны быть направлены на совершенствование зрительно-моторной и слухо-моторной координации, способностей ребенка ориентироваться в пространстве, тренировать свойства памяти и внимания с помощью сложных координационных упражнений. В физкультурный комплекс также необходимо включать как упражнения на развитие силовых способностей, так и аэробные: равномерный бег, плавание, пешеходные прогулки, задания на точность, оригинальность, смекалку, развивающие чувство времени и способность контролировать свои действия во времени. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим межполушарные взаимосвязи (одновременные движения правой и левой частью тела и т. п.).

Некоторые особенности лечебной физкультуры для школьников Как малышам, так и школьникам с СДВГ, не стоит предлагать эмоциональные игры, участие в состязаниях, олимпиадах. Нельзя перегружать их физически, поэтому следует ограничивать задания, связанные с высокой подвижностью (по крайней мере, после них надо обязательно делать короткий отдых или чередовать их с дыхательными упражнениями брюшного типа). Любое усилие, любое достижение - самое минимальное - обязательно должно быть замечено, отмечено, поощрено. Учитывая, что у детей с синдромом СДВГ заниженная реакция на шум и зрительный образ, говорить с ними нужно ясно, лаконично, почаще прикасаться, приобнимать и т. д.

Гиперактивность: как с этим борются специалисты? Некоторые медики настаивают на лекарственной терапии. Они полагают, что прием соответствующих препаратов будет способствовать улучшению обменных процессов в тканях мозга и ускорит созревание его высших функций (таких, как логическое мышление, абстрактное мышление, произвольное внимание и т. д.).

Другая группа врачей предлагает сделать акцент на немедикаментозную терапию. Немедикаментозная терапия обязательно должна быть комплексной и обычно включает в себя массаж, лечебную физкультуру и мануальную терапию позвоночника. Последнее, по мнению врачей, необходимо потому, что многие проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения. А мозговое кровообращение, в свою очередь, нарушается потому, что где-то какой-то позвонок куда-то сместился и что-то там пережимает. Мануальный терапевт поставит этот позвонок на место, и все сразу станет «о'кей». Несомненно, такое иногда случается. К сожалению, редко.

Еще для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью применяется бихевиориальная терапия. У нас этот метод практически не развит и применяется достаточно редко. Идеология бихевиоральной терапии состоит в том, что никто не лезет в какие-то тонкие причины и механизмы явления. Никого не волнуют истоки и следствия происходящего. Есть неприемлемое поведение гиперактивного ребенка, есть какие-то недостатки в его контактах с окружающими. С этим и работают. То есть, ребенка попросту учат вести себя правильно. Классическим методом академика Павлова. Правильное поведение - положительное (приятное) подкрепление. Неправильное поведение - отрицательное (неприятное) подкрепление. По данным западных бихевиориальных терапевтов, улучшение наступает в % случаев, в зависимости от интенсивности проявления и сопутствующих заболеваний.

Вроде бы картина вполне удовлетворительная. Однако вот в чем сложность Бихевиориальная терапия в наших условиях практически недоступна. Немедикаментозная терапия требует тонкого индивидуального подхода (как правило, невозможного в условиях обычной поликлиники), постоянной коррекции и огромных финансовых затрат (мануальные терапевты нынче дороги, да и массаж недешев!). Остается все та же лекарственная терапия, которая эффективна далеко не для всех, не свободна от побочных эффектов и действует только в течение приема лекарственных препаратов. Многие родители гипердинамических детей просто опасаются в течение многих лет кормить ребенка сильнодействующими лекарствами.

Исходя из этого на практике получается так, что от 70 до 90 % детей с синдромом дефицита внимания остаются вообще без всякого лечения, наедине со своими проблемами, так как поддержки ни в семье, ни в школе гипердинамический ребенок не получает. Уж очень он всех раздражает. Да и больным по большей части совершенно не выглядит. Есть ли еще какой-нибудь способ помочь этим детям и их семьям? По счастью, есть. Это, прежде всего, правильное воспитание в семье, учитывающее особенности гиперактивных детей, психологическая коррекция, лечебное питание (диета) и лечебная физкультура.

Спокойствие, только спокойствие! Научить ребенка управлять собой - первоочередная задача семьи и школы. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у ребенка. Введите табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму!

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, торговыхцентров)

"Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями. Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребенку больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

Научите ребёнка расслабляться. Возможно, кому-то подойдёт "рецепт" обретения внутренней гармонии - йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет родителям, что это может быть: арт-терапия, сказкотерапия, пескотерапия или медитация. Родители, не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите!