Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемика Словообразование. Стр Презентация Что изучает словообразование. Понятие производной, непроизводной и производящей основы.
Advertisements

Словообразование. Словообразование - это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка, то есть от чего и с помощью чего образовалось.
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Способы словообразования. Способ словообразования – Способ словообразования – более крупная, чем словообразовательный тип, единица классификации, объединяющая.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Основа слова Занятие 16. Основой называется часть слова без флексий (окончаний и формообразовательных суффиксов) часть слова без флексий (окончаний и.
Состав слова и словообразование. Памятка по составу слова При разборе слова по составу следует определить часть речи, к которой относится слово Нужно.
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
«ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ» часть В ЗАДАНИЕ В1 Выполнила: Дерябина И.Г. Выполнила: Дерябина И.Г. Учитель высшей категории МБУ.
Начинаем наш урок. Будь внимателен, дружок, Буквы правильно пиши, Думай, думай, не спеши. Товарищам помогай И «пятёрку» получай!
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
Повторение: Состав слова и словообразование. 9 класс Урок 55.
Словообразование как процесс создания новых слов Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Тинчурина Венера.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского.
Способы морфемного словообразования
Цель проекта: обобщить и систематизировать знания о способах образования новых слов в русском языке. Задача: подготовить выпускников к успешному выполнению.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Урок 13 СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. Морфемы Морфема минимальная часть слова, которая имеет какое-либо значение. Корень носитель основного лексического значения;
Транксрипт:

Морфемика Словообразование

Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

Примеры со + ученик соученик (существительное) пре + большой пребольшой (прилагательное) пере + бежать перебежать (глагол) от + ныне отныне (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа

Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

Примеры комната + -к- комнатка комната + -н- комнатный свет + -л- светлый светлый + -еньк- светленький светлый + -е светлеть Производящая основа Производная основа

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

Примеры не- + избежать + -н- неизбежный под- +слепой + -оват- подслеповатый по- + французский + и по-французски со- + курс + ник сокурсник в- + читать + ся вчитаться Производящая основа Производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь увлечься, учить учиться, сломать сломаться) С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто кто-то, чей чей-либо, какой какой-нибудь, где где-то, когда когда-либо, как как-нибудь). Договоримся называть постфиксальный способ образования называть суффиксальным

Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость. Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

заплывать заплыв рассветать рассвет зелёный зелень Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения: Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой. Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный. Сравните: Пароходный пароход + н (суффиксальный) Белоснежный белый снег + н (сложение)

Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) больной (сущ.), приёмная (прил. в форме ж. рода) приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) лёжа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) весной (наречие).

Словообразовательный разбор В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым. Обеденный обед Перерыв перерывать Сотрудники труд Поели ели Отправились отправили Мороженое (сущ.) мороженое (прил.)

Порядок словообразовательного разбора 1. Поставить анализируемое слово в начальную форму 2. Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу 3. Указать словообразующую морфему 4. Указать способ словообразования 5. Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)