ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ Профессор Котлярский Э.В. МАДИ (ГТУ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Производство нефтяных битумов. Выполнила Федорова И.В. ХН-25.
Advertisements

Битумы (от лат. bitumen горная смола), твердые или смолоподобные продукты. Свойства битумов зависят от способов производства, качества сырья (природы.
Гудрон является смолистым и черным веществом, имеющим твердую или вязкую структуру.
Инновационные технологии 21 века в области химической технологии. Использование кубового остатка ректификации стирола в процессах получения нефтяных дорожных.
Нефть Природный источник углеводородов МОУ «Лицей» р.п. Земетчино 2010 год.
Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон Основные показатели физико-механических свойств асфальтобетонов.
Лекция 5.2 Лектор – к.т.н., доцент кафедры ХТТ Юрьев Е.М. Деасфальтизация гудрона пропаном Технология переработки нефти, природного и попутного газов.
Углеводороды и их природные источники МБОУ СОШ 99 г.о. Самара Предмет: Химия Класс: 10 Учебник: О.С. Габриелян, 2007г. Учитель: Лузан У.В. Год создания:
Семинар на тему «Природные источники углеводородов и их переработка»
Нефть: состав, свойства, переработка. Цель урока : Изучить состав нефти, способы ее переработки, применение нефтепродуктов.
Семинар на тему «Природные источники углеводородов и их переработка» Автор учитель химии и биологии МОУ СОШ 26 с.Краснокумского Георгиевского района Ставропольского.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТОПЛИВА И УГЛЕРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ Нефтяные дисперсные системы.
Выполнила студентка группы НГХ3-1 Деревянкина Юлия Сергеевна.
Обезвоживание нефти. Обессоливание нефти. Электродегидраторы. Преодаватель: Джексенбаев Н.К. Студент: Абдахметова М.Б.
ТЕРМОПЛАСТИЧЕСКИЕ ПОЛИМЕРЫ Полиэтилен и полипропилен.
Модуль 30 Физико – химические свойства сырья. нефть; физические свойства нефти; фракционный состав; плотность; температура вспышки, застывания, кристаллизации;
Тема: ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ Государственное общеобразовательное учреждение средняя школа 186 Выполнил ученик 10 «А» класса В. М. Розум Руководитель.
Тема доклада: Производство и укладка инновационных материалов на основе полимерно-битумных вяжущих и цветных асфальтобетонов Докладчик: к.т.н. Дедюхин.
Классификация Классификация сухих дисперсных строительных гидроизоляционных проникающих капиллярных смесей ТМ «ГИДРОТЭКС». Основные модификации: «Гидротэкс-
Природные источники углеводородов Фролова Валерия 11-1 Гимназия 92 Выборгского района.
Транксрипт:

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ Профессор Котлярский Э.В. МАДИ (ГТУ)

Органические вяжущие материалы используются для получения гидроизоляционных, кровельных материалов, для приготовления композиционных материалов и смесей для устройства дорожных и аэродромных покрытий и оснований и для многих других целей.

Обозначения БНД - битумы нефтяные дорожные вязкие БН - битумы нефтяные вязкие СГ - битумы нефтяные дорожные жидкие густеющие со средней скоростью МГ - битумы нефтяные дорожные жидкие медленногустеющие МГО - битумы нефтяные дорожные жидкие окисленные Вяжущим веществом эту смесь называют потому, что ее используют для связывания (склеивания) минеральных зерен различной крупности в прочный и плотный дорожно- строительный материал - асфальтобетон, дегтебетон и другие подобные им материалы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ БИТУМЫ ДЕГТИ ЭМУЛЬСИИ

Классификация органических вяжущих Битумы -нефтяные, сланцевые, природные -твердые, вязкие, жидкие -дорожные, кровельные, изоляционные Дегти -каменноугольные -торфяные -древесные Эмульсии -битумные -дегтевые В дорожном строительстве применяют, главным образом, битумы нефтяные вязкие и жидкие, в меньшей степени битумные эмульсии и каменноугольные дегти.

1. по вязкости БИТУМЫ 1. по вязкости ТВЕРДЫЕ ВЯЗКИЕ ЖИДКИЕ

ТВЕРДЫЕ БИТУМЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИЗОЛЯЦИОННЫЕ БН-IV БН-V БНИ 60/90 БНИ 90/130

ВЯЗКИЕ БИТУМЫ Дорожные Гидроизоляционные БНД БН БНК 40/60 40/60 БНК-1 БНК-2 60/90 60/90 90/130 90/ / / / /300

ЖИДКИЕ ДОРОЖНЫЕ БИТУМЫ СГ МГ МГО 25/40 40/70 70/ /200

ДЕГТИ ДРЕВЕСНЫЕ КАМЕННОУГОЛЬНЫЕ ТОРФЯНЫЕ Д-0 Д-1 Д-2 Д-3 Д-4 Д-5 Д-6 Д-7

ЭМУЛЬСИИ ПРЯМЫЕ ОБРАТНЫЕ АНИОНОАКТИВНЫЕ КАТИОНОАКТИВНЫЕ ЭБА ЭБК АНИОНОАКТИВНЫЕ КАТИОНОАКТИВНЫЕ ЭБА ЭБКБЫСТРОРАСПАДАЮЩИЕСЯ СРЕДНЕРАСПАДАЮЩИЕСЯ ЭБА-1 СРЕДНЕРАСПАДАЮЩИЕСЯ МЕДЛЕННОРАСПАДАЮЩИЕСЯ ЭБК-1 ЭБА-2 МЕДЛЕННОРАСПАДАЮЩИЕСЯ ЭБК-2 ЭБА-3 ЭБК-3

СОСТАВ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЯЖУЩИХ МАТЕРИАЛОВ ЦЕПОЧЕЧНЫЕ C – C – C – C – C – C – ЦЕПОЧЕЧНЫЕ РАЗВЕТВЛЕННЫЕ - C - C – C – C – C – C – C – C – ЦИКЛИЧЕСКИЕ С С С С С С УглеводородыУглеводороды

ВЯЗКИЕ ДОРОЖНЫЕ БИТУМЫ Битумы – органический вяжущий материал, получаемый в результате переработки нефти Элементарный состав Химический элемент Количество, % масс. Углерод C 80,0 – 85,0 Водород Н 8,0 – 11,5 Кислород О 0,2 – 4,0 Сера S 0,5 – 7,0 Азот N 0,2 - 0,5

СОСТАВ БИТУМОВ Углеводороды Формула Ароматические C n H 2n-6 Нафтеновые C n H 2n Метановые C n H 2n+2 Гетероциклические (Содержат O, S, N)

Групповой состав Группы углеводородов % Мальтены Масла 40 – 60 Смолы 20 – 40 Асфальтены 10 – 25 Карбены и карбоиды 1 – 3 Асфальтогеновые кислоты и их ангидриды 1

Определения: Р уденская И.М. – Битумы это раствор высокомолекулярных органических соединений, в котором асфальтеновая часть растворена в мальтеновой части. Ребиндер П.А., Колбановская А.С. и др. – Битум это дисперсная система, в которой дисперсионной средой являются мальтены, а дисперсной фазой - асфальтены

Нефтяной битум состоит из углеводородов различных классов и их неметаллических производных, что зависит главным образом от состава нефти, из которой битум получен. углерод С73- 87% водород Н8-12 % кислород О1-12% сера S1- 5% азот N- до 1% и другие элементы Состав нефтяных битумов

Углеводороды Исходная нефть, являющаяся сырьем для получения битума и сами битумы включают в себя в различном количественном соотношении: ароматические, нафтеновые, метановые и гетероциклические углеводороды и их производные.

Групповой состав Битумы состоят из: Масел % Смол % Асфальтенов % В относительно небольшом количестве в битуме содержатся так же: карбены и карбоиды 1-3%; асфальтогеновые кислоты и их ангидриды - до 1%

Масла состоят из смеси парафиновых, нафтеновых, ароматических и полициклических углеводородов. При комнатной температуре они подвижны, текучи, легко испаряются при нагревании битума. Цвет масел светло-желтый, плотность меньше 1000 кг/м 3, молекулярная масса от 300 до 800 у.е. Увеличение содержания масел снижает температуру размягчения битума при нагревании. При пониженных отрицательных температурах смолы способствуют повышению трещиностойкости битума.

Смолы (нейтральные и кислые) - легкоплавкие пластичные вещества темно-коричневого цвета, плотность около 1000 кг/см с молекулярной массой По химическому составу смолы относятся к гетероциклическим, ароматическим высокомолекулярным соединениям. Смолы полярны и поверхностно-активны, поэтому их сцепление (адгезия) с поверхностью минеральных зерен обеспечивает асфальтобетону повышенную водостойкость. Смолы хорошо растворяются в этиловом эфире, бензине, бензоле, хлороформе, плохо растворяются в этиловом спирте и ацетоне. От содержания смол зависят растяжимость и эластичность битума.

Асфальтены твердые неплавкие вещества плотностью больше 1000 кг/м3. Кроме углерода и водорода содержат кислород и серу. Молекулярная масса асфальтенов в 2-3 раза больше, чем у смол. Асфальтены растворимы в бензоле. При прочих равных условиях с увеличением их содержания в битуме повышается теплостойкость, вязкость и хрупкость битумов. Асфальтены растворимы в бензоле. При прочих равных условиях с увеличением их содержания в битуме повышается теплостойкость, вязкость и хрупкость битумов.

Карбены и карбоиды - черные твердые вещества, содер­ жащиеся, главным образом, в крекинг- битумах. Они повышают вяз­кость, хрупкость и температурную устойчивость битума.

Асфальтогеновые кислоты и их ангидриды - густые маслянистые вещества коричневого цвета, плотностью более 1000 кг/м 3, хорошо растворяются в спирте и хлороформе, плохо - в бензине. Асфальтогеновые и карбоновые кислоты, а также фенолы представляют собой полярные поверхностно-активные вещества, повышающие адгезию битума к камню. В большей степени это проявляется с карбонатными горными породами.

Парафин - твердый метановый углеводород. Повышенное содержание в битуме парафина снижает его растяжимость и повышает температуру хрупкости. Поэтому содержание парафина в битуме не должно превышать 6%. При нагревании парафинистый битум переходит в жидкое состояние быстрее, чем малопарафинистый.

Структура битума Битумы - коллоидное вещество. По мнению профессора А.С. Колбановской они могут иметь структуру трех типов: тип I - структура Золь тип II - структура Золь-гель тип III - структура Гель

Структура I типа. К первому структурно-реологическому типу относят битумы, скорость сдвига которых при постоянном напряжении подчиняется закону Ньютона. Дисперсная фаза - сетка-каркас из асфальтенов, набухших в ароматических углеводородах. Дисперсионная среда - смесь парафино- нафтеновых и ароматических углеводородов. Твердые парафины могут образовывать вторую структурную сетку, кристаллизационную.

Структура II типа. Разбавленная суспензия асфальтенов в структурированной солями дисперсионной среде. Отдельные агрегаты асфальтенов находятся в дисперсионной среде, структурированной смолами в большей степени, чем среда I типа, но в меньшей, чем среда II структурного типа. В битумах второго типа асфальтены не связаны друг с другом и не взаимодействуют. Такие битумы имеют узкий интервал пластичности, не тиксотропны, резко изменяют вязкость при нагревании. Их получают незначительным доокислением гудрона после глубокого отбора из него масляной фракции.

Структура III типа. Структура определяется взаимосопряженными сетками отдельных агрегатов асфальтенов и адсорбированных на их поверхности тяжелых смол, пронизывающих весь объем системы. Свойства битумов этого типа промежуточны между свойствами битумов I и II типа. Получают такие битумы окислением гудронов со средней глубиной отбора масел, компаундированием с гудроном битумов, переокисленных до температуры размягчения о С. Битумы третьего типа более предпочтительны для приготовления асфальтовых бетонов и других битумоминеральных смесей.

Наименовани е компонентов Структурно-реологический тип битумов IIIIII Смолы36%29-34% Масла>50%25%

Показатели свойств битумов разных типов Наименование свойств Показатели свойств битумов разных типов IIIIII Глубина проникания иглы: при 25 о С при 0 о С 16 при 46 о С Растяжимость при 25 о С, см >100 Индекс пенетрации 1,20,22,3 Температура размягчения

ТРЕБОВАНИЯ К ВЯЗКИМ ДОРОЖНЫМ БИТУМАМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ: 1). Теплоустойчивость при высоких летних температурах; max 2). Трещиностойкость при низких зимних температурах; min 3). Битум должен хорошо прилипать к каменным материалам; 4). Свойства битума должны быть стабильны во времени под действием эксплуатационных факторов. (T) = const

ТРЕБОВАНИЯ К ВЯЗКИМ ДОРОЖНЫМ БИТУМАМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ: 1). Хорошо смачивать и обволакивать каменные частицы в процессе перемешивания; 2). При перемешивании иметь небольшую вязкость; min 3). При укладке и уплотнении битумоминеральных смесей вязкость битума должна средней. min max

Свойства битумов Свойства твердых тел Свойства твердых тел Закон Гука Упруго-вязко-пластические свойства Интервал пластичности (В интервале пластичности соблюдается условие: 0 p 1 ). Свойства жидкостей Свойства жидкостей Закон Ньютона где: d - деформация; - напряжения; - вязкость (константа материала), dt – время; р – пластичность. При р = 0 – абсолютно твердое тело; При р = 1 – абсолютная жидкость toto

Вязкость битумов 1 Пуаз = г/см*с (СГС) 1 Па*с = н/м*с (СИ) Вискозиметр – прибор для определения вязкости. Принципы определения вязкости: а) абсолютной: б) относительной: Вязкость битумов зависит от температуры и скорости приложения нагрузки (скорости испытания) Определение глубины проникания иглы: = const (100 г или 200 г); dt = const (5с или 60 с); t o = const (25 о или 0 о ) Вязкость обратна глубине проникания иглы. Показатель глубины проникания иглы характеризует условную вязкость битумов.

Вязкость битумов

Показатели, характеризующие эксплуатационную надежность битумов Температура размягчения Температура размягчения (Т р ) характеризует условный переход вяжущего из упруго-вязко-пластического в жидкое состояние. Т р позволяет оценить теплоустойчивость битумов, т.е. их надежность работы в жаркий летний период (сдвиги, колея, волнообразование, пластические деформации). Т р характеризует верхнюю границу интервала пластичности. Т р определяется при помощи прибора КиШ (Кольцо и шар). С увеличением вязкости битума Т р возрастает. Вязкость битумов при температуре размягчения независимо от марки составляет примерно 10 4 Па с.

Температура размягчения

Температура хрупкости Температура хрупкости (Т хр ) характеризует условный переход вяжущего из упруго-вязко-пластического в твердое состояние. Т хр позволяет оценить трещиностойкость битумов, т.е. их надежность работы в холодный зимний период (трещины, сколы, выбоины и другие хрупкие деформации). Т хр характеризует нижнюю границу интервала пластичности. Т хр определяется при помощи прибора Фрааса. С увеличением вязкости битума Т хр возрастает. Вязкость битумов при температуре хрупкости независимо от марки составляет примерно пуаз.

Температура хрупкости

Показатели, моделирующие поведение битума в асфальтовом бетоне и битумоминеральных смесях Растяжимость (дуктильность) Растяжимость (дуктильность) Д 25, Д о

Дуктильность

Сцепление с каменным материалом (адгезия) Сцепление битума с каменным материалом - оценивается по методу кипячения

Старение битума Характеризует стабильность его свойств во времени Масла Мальтены Смолы Асфальтены Свойство Изменение Оценка П 25 П о Уменьшаются Допускается в пределах марки Т р Увеличивается + Т хр Увеличивается -

Технические требования Свойства Показатели для марок БНД: 40/60 60/90 90/ / /300 П П о, не менее Т р, не ниже Т хр, не выше Д 25, не менее – Сцепление Выдерживает Т в, не ниже 200 Принципы выбора битума для применения в различных дорожно-климатических зонах ЮГ Т р БНД 40/60 СЕВЕР Т хр БНД 200/300

Производство вязких дорожных битумов Схемы производства вязких дорожных битумов на НПЗ Топливная М Масляная Битумы Остаточные О Окисленные Компаундированные

ПРИРОДНЫЕ БИТУМЫ Природные битумы образовались из нефти в верхних слоях земной коры в результате медленного испарения из нее легких и средних фракций, природной деасфальтизации нефти, а также процессов взаимодействия ее компонентов с кислородом и серой. По своему химическому составу и свойствам сходны с нефтяными битумами. по вязкости: ПРИРОДНЫЕ БИТУМЫ ТВЕРДЫЕ ВЯЗКИЕ ЖИДКИЕ Асфальтиты Асфальты Мальты Грегемиты Гильсониты Кериты

Месторождения природных битумов бывают: Пластовые Линзовые Жильные Поверхностные Известняки, Пески, доломиты, суглинки, песчанники супеси 5 – 80 % до 15 %

По содержанию серы и кислорода: Природные битумы Высокосернистые Высококислородные Асфальтиты, асфальты, мальты

Групповой состав:

СВОЙСТВА ПРИРОДНЫХ БИТУМОВ Битумы, г/см 3 Т р, о С П 25 Асфальтиты 1,1 – 1,21 45 – 215 Асфальты 1,03 – 1,1 70 – – 15 Мальты 0,96 – 1,03 20 – и более

ЖИДКИЕ ДОРОЖНЫЕ БИТУМЫ Цель: Снизить вязкость битумов и получить возможность работы без подогрева материалов. Жидкий дорожный битум = Вязкий дорожный битум +Разжижитель.

Формирование свойств На начальной стадии эксплуатации разжижитель испаряется и в даль- нейшем работает вязкий битум или близкий к нему по свойствам. Разжижитель Битум

ЖИДКИЕ ДОРОЖНЫЕ БИТУМЫ КЛАССЫ СГ МГ МГО Северные Южные районы районы

Классификация жидких битумов Класс жидкого битума зависит от качества разжижителя СГ – керосин, легкие нефти; МГ – соляровое масло, нефть, легкие гудроны и др.

Классификация по вязкости: ЖИДКИЕ ДОРОЖНЫЕ БИТУМЫ 25/40 40/70 70/ /200 МАРКИ

Выбор марки зависит от вида производимых дорожных работ: 25/40 – уход за твердеющим бетоном, подгрунтовка оснований перед укладкой асфальтобетонных покрытий, посев трав при укреплении откосов. 40/70 – укрепление грунтов, смешение на месте, пропитка. 70/130 – приготовление холодного асфальтобетона. 130/200 – приготовление горячего асфальтобетона на полувязких битумах.

Преимущества и недостатки жидких дорожных битумов. ПРЕИМУЩЕСТВА: Возможность работы без подогрева каменных материалов и грунтов; Увеличение времени на выполнение техноло- гических операций по транспортированию, укладке и уплотнению холодных асфальто- бетонных и битумоминеральных смесей; Увеличение продолжительности строительного сезона; Экономия до 10-15% битума.

НЕДОСТАТКИ: Использование в качестве разжижителей дефицитных дорогих нефтепродуктов; Экологические аспекты (испаряясь разжижители небла- гоприятно воздействуют на окружающую среду; Более низкие показатели строительно-технических свойств уплотненных смесей; Необходимость иметь вспомогательные и подсобные производства и цеха для приготовления жидких битумов. Ограничение движения транспорта на период формирования материалом своих свойств с регулированием движения автотранспорта (от 2-3 недель в зависимости от погодных условий).

ДОРОЖНЫЕ ЭМУЛЬСИИ Цель: Снизить вязкость битумов и получить возможность работы без подогрева материалов. Битумная эмульсия = Вязкий дорожный битум + Вода + Эмульгатор.

Формирование свойств На начальной стадии эксплуатации вода испаряется и в дальнейшем работает вязкий битум с эмульгатором. Вода Вязкий битум + эмульгатор

Дисперсная система - эмульсия Вода - (дисперсионная среда) Битум (дисперсная фаза)

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМУЛЬСИЙ 1. По содержанию вяжущего: Э М У Л Ь С И И Прямые Обратные (битум в воде) (вода в битуме) (до 47 % битума) от 50 до 80 % битума

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМУЛЬСИЙ 2. По качеству эмульгатора: Э М У Л Ь С И И ЭБА ЭБК Анионоактивные Катионоактивные С основными С кислыми горными горными породами породами

Дисперсная система Вода - (дисперсионная среда) Битум (дисперсная фаза

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМУЛЬСИЙ 3. По скорости распада: ЭМУЛЬСИИ ЭБК-1 ЭБК-2 ЭБК-3 Быстрораспадающиеся До 30 мин Среднераспадающиеся до 2 час Медленнораспадающиеся до 24 час

Роль эмульгатора в битумной эмульсии 1. Позволяет получить дисперсную систему; 2. Регулирует сцепление эмульгирован- ного битума с каменным материалом; 3. Регулирует время распада эмульсии.

ПРОИЗВОДСТВО ЭМУЛЬСИЙ БИТУМ ВОДА ЭМУЛЬГАТОР ЭМУЛЬГИРУЮЩАЯ СМЕСЬ ДИСПЕРГАТОР БИТУМНАЯ ЭМУЛЬСИЯ

Преимущества и недостатки дорожных эмульсий ПРЕИМУЩЕСТВА: 1. Возможность работы без подогрева каменных материалов и грунтов; 2. Увеличение времени на выполнение техноло- гических операций по транспортированию, ук- ладке и уплотнению холодных асфальто- бетонных и битумоминеральных смесей ; 3. Возможность работы с влажными материа- лами; 4. Увеличение продолжительности строительного сезона; 5. Экономия до 15-25% битума.

НЕДОСТАТКИ: Эмульсия распадается; Эмульсию нельзя долго хранить; Эмульсию нельзя далеко (долго) возить; Необходимость иметь вспомогательные и подсобные производства и цеха для приготовления дорожных эмульсий. Необходимо ограничение движения транспорта на период формирования материалом своих свойств с регулированием движения автотранспорта (от 2-3 недель в зависимости от погодных условий).