Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Advertisements

Проектные задачи в основной школе. «Задача» «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова)
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная.
ФГОС НОО Проектные задачи в начальной школе. ФГОС НОО Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие.
Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка.
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л.Выготский.
Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе Гимназия 6 г. Лангепас.
Тьюторское сопровождение проектной деятельности младших школьников.
Конструирование проектных задач на уроках в начальной школе Юренко Л.А., учитель начальных классов МОУ «Таврическая гимназия»
Г.В. Раицкая, заведующая кафедрой ДиНО. «Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели образования: научить младших школьников.
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе.
учебная задача конкретно-практическая задача творческая (олимпиадная) задача.
Составили: Дорохова Л.Г., Ефименко Н.В.. совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные.
РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Проектные задачи в начальной школе. Ценностные ориентиры начального образования Формирование доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству.
Проектные задачи в начальной школе МАОУ СОШ 98 города Челябинска СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Метод проектов в начальной школе. МОУ СОШ 1 Краснокаменск, Асламова Д.А.
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ФГОС НООП п.8 В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ.
Структура проектной задачи. Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом.
Учитель начальных классов: Евсеева С.М. МАОУ «СОШ 9» г. Мегион То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Транксрипт:

Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров

Отличие проекта от проектной задачи … Проект - нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств. Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( системы ) заданий.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности : рефлексировать ( видеть проблему ; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось ; видеть трудности, ошибки ); целеполагать ( ставить и удерживать цель ); планировать ( составлять план своей деятельности ); моделировать ( представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное ); проявлять инициативу при поиске способа решения задачи ; вступать в коммуникацию ( взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других ).

Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

Проектные задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников. Основной метод – встроенное наблюдение. Ведущий учитель. Эксперт ( свободный учитель ). Эксперт ( родитель ). Эксперт ( старшеклассник ). Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него и фиксируют свои наблюдения.

Экспертный лист для оценки работы группы Ф. И. эксперта _______________________ группы _________ ВопросыОтветы Формулировка задачи в группе Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания) Перенос метода Составление таблицы по распознаванию времени глаголов Согласуют ли учащиеся между собой выбор вопросов, действий по временам Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы, по запросу и.т.п.) Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, ссоры, обсуждение своих решений, помощь друг другу по запросу, доброжелательная обстановка и т.п.) Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов, каждым учащимся или представителем от группы) Подведите итог – ваше общее впечатление от работы группы

Основная педагогическая цель проектных задач в 4-5 классах - выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную ( модельную ) ситуацию. Меняется подход к конструированию проектных задач : самостоятельно формулируют стоящую перед ними задачу ; самостоятельно планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели ; используют известные способы учебного сотрудничества, приобретённые в 1-3 классах, для эффективного решения проектной задачи.

Проектная задача ориентирована : на применение учащимися целого ряда действий, средств и приёмов в нестандартной форме ; ситуации по форме и содержанию приближённые к реальным.

Этапы проекта: 1. Анализ ситуации ( надо ли её разрешать ?). Переформулирование её в проблему ( в чём проблема ?). 2. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться ?). 3. Формулирование принципов отбора целей ( зачем двигаться в этом направлении ?). 4. Постановка ( принятие ) цели действия ( куда придём в итоге ?). 5. Поиск средств, возможных путей решения - перевод проблемы в задачу. 6. Выбор средств решения задачи ( что будем делать и каким будет результат ?). 7. Решение задачи. 8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. 9. Представление окружающим полученного результата ( продукта ).

Структура проектной задачи создание ситуации, в которой не должна быть напрямую поставлена задача ; задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации ; проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, а следовательно, возможных вариантов конечного « продукта » было несколько ; местом « сборки продукта », оформления итогового результата является итоговое задание.

Проектная задача содержит набор ( или систему ) действий ( заданий ), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

Что значит задача решена ? Создан какой - то реальный « продукт », который можно представить публично и оценить.

Система заданий в проектной задаче может иметь разные « стратегии » решения : последовательность заданий жестко и явно определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи ; выполнение заданий в любой последовательности ; требуемая последовательность скрыта и должна быть выявлена самими учащимися. Но, местом сборки « продукта » оформления итогового результата является итоговое задание.

Итог решения проектной задачи Реальный « продукт » ( текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т. д., созданный детьми ). Нематериальный « продукт » - качественное изменение самого ребёнка ( группы детей ).

Типы предметных задач Предметные ; Межпредметные ; Разновозрастные ; Одновозрастные.

Отличие проектной задачи от других типов задач ( творческой, конкретно - практической …) Наличие модельной ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащихся на основе известных способов действий конструировать новый собственный способ действия. Значительный объём материала, включающего описание ситуации, которая может быть представлена в виде единого текста, в виде отдельных отрывков, отсутствие в описательной части задачи всей необходимой информации, что требует дополнительного обращения к дополнительным источникам. Неопределенность относительно способа решения и конечного результата ( отсутствие явной ориентации на определенную предметную тему, область знаний ; результат не выражается конкретным числом, жестко определенным, однозначным ответом ). Необходимость самостоятельного выбора и использования особых форм представления результатов решения задачи.

Сколько проектных задач должно быть в учебном году ? Рассмотрим один учебный предмет в течение учебного года. На один предмет приходится, исходя из учебных задач и фаз учебного года, минимум четыре - пять проектных задач : одна задача ( предметная или межпредметная ) в фазе запуска ( сентябрь ); две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач ( октябрь – середина апреля ); одна проектная задача ( предметная или межпредметная ) в рефлексивной фазе ( середина апреля - май ).

« Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно - тематическом планировании ( образовательной программе ) учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели ( кроме решения проектной задачи, других учебных занятий не предусматривается ). Такие « недели проектных задач » в начальной школе становятся кульминационными точками учебного года … В общей сложности на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется учебных часов, что составляет % учебного времени. Однако эти « потери » учебных часов ( когда не изучается учебный материал в рамках урока ) оправданы тем, что задачи современной начальной школы связаны не только с приобретением знаний, умений, навыков, но и с проявлением их в новом качестве.»

Решение проектных задач не является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или просто творческим задачам. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса : систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания, составление расписания учебных занятий и т. д.

Проектные задачи – шаг к проектной деятельности в основной школе.

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно Л. Выготский